Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

КОНФЕРЕНЦИЯ УРАЛЬСКИХ ПСИХОЛОГОВ

 

Л.П. КАЛИНИНСКИЙ,

Б.Б. ПЫСИН

Свердловск

Пермь

 

23—24 мая 1986 г. в Перми состоялась зональная конференция Уральского отделения Общества психологов СССР «Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики»1.

С докладом о роли психологической науки в выполнении задач, поставленных

 

179

 

XXVII съездом КПСС, на пленарном заседании выступил Б.А. Вяткин (Пермь). Г.А. Аминев (Уфа) выделил психологические аспекты борьбы с буржуазной идеологией в системе идейно-нравственного воспитания молодежи. И.Е. Шварц (Пермь) проанализировал систему психолого-педагогической подготовки учителя. Н.Н. Захаровым (Пермь) были охарактеризованы актуальные задачи совершенствования профориентации молодежи в свете решений XXVII съезда КПСС. Дальнейшая работа конференции проходила в рамках трех секций.

На секции «Психологические проблемы обучения и коммунистического воспитания в школе и вузе» В.Я. Топычканов (Челябинск) затронул комплекс проблем, решение которых способствует улучшению социально-психологического климата в педагогическом коллективе. К.И. Корегин (г. Киров) показал, что личностное отношение школьника к содержанию, которым он оперирует, не только выполняет роль стимулятора деятельности, но и регулирует протекание его мыслительного процесса, обусловливая его направление и результат в решении задачи. Б.К. Моисеев (Пермь) рассказал о своем опыте обучения учащихся приемам снятия у себя состояний тревожности, астении, депрессии.

В другой части докладов обсуждались психологические проблемы высшего образования. Р.П. Безделина (Магнитогорск) рассказала о специальной психологической подготовке студентов к осуществлению контроля за психическим развитием шестилетних детей, формированию у них психологической готовности к учебной деятельности. Доклады В.Н. Гоголева (г. Киров), Н.И. Исаевой (Магнитогорск), Д.К. Гилева (г. Ишим) были посвящены изучению профессиональной направленности и профессионального самовоспитания студентов. Некоторые закономерности групповой творческой активности студентов были рассмотрены Э.Г. Серебряным (Пермь) на материале педагогических задач и Л.К. Гейхман (Пермь) при реализации коммуникативного подхода в ситуации иноязычного общения.

Самой многочисленной по числу участников была секция «Методические, теоретические и практические аспекты психологии личности, дифференциальной психологии и психофизиологии». Разработанная В.С. Мерлиным концепция интегральной характеристики индивидуальности человека легла в основу большинства представленных здесь докладов и тезисов.

Доклад Э.И. Маствилискер (Пермь) был посвящен проблемам целостного онтогенеза индивидуальности: в рамках системно-целостного подхода показана связь филогенеза с онтогенезом. Докладчик остановилась на действии универсальных законов развития живого и специфичности их проявления. Предполагается, что на каждом этапе онтогенеза индивидуальность выступает как целостная система; универсальные законы, проявляясь в развитии каждой индивидуальности, обеспечивают ее относительную устойчивость к возрастным изменениям. На связи саморегуляции и индивидуального стиля деятельности остановился М.Р. Щукин (Пермь). Саморегуляция, будучи фактором мобилизации возможностей человека и гибкого их использования в соответствии с условиями и требованиями деятельности, выступает как важнейшая сторона индивидуального стиля деятельности. Докладчик выделил условия обеспечения такой саморегуляции, в которой ведущую роль играют личностные факторы; эти факторы оказывают организующее влияние на уровни саморегуляции, обусловленные свойствами нервной системы и темперамента. Развернутый, полифункциональный анализ индивидуальных проявлений саморегуляции поведения и деятельности человека с точки зрения целостно-функционального подхода представил В.П. Бояринцев (Свердловск). Т.С. Тамбовцева (Пермь), исследуя индивидуальный стиль педагогического общения, представила данные о связи операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога и показала их много-многозначную зависимость. Операции общения, имеющие нравственный смысл или профессиональную значимость, обнаружили тесную связь со свойствами как психодинамического, так и личностного уровня, а те из них, которые не имеют профессиональной или нравственной значимости, зависят только от психодинамических свойств. В.Л. Катков (Пермь) предпринял попытку построения типологии темпераментов по принципу объединения людей в психодинамические типы на основе сходства формально-динамических особенностей психических функций. Материалы по соотношению психологических характеристик эмоциональных переживаний с ЭЭГ-показателями представил Л.Я. Дорфман (Пермь). В.Ф. Сафин (Уфа) рассказал о своем исследовании генезиса самоопределения личности.

Тематику докладов, представленных на третьей секции «Психология народному хозяйству, спорту, культуре и искусству», можно распределить по трем направлениям.

 

180

 

Первое, связанное с различными аспектами психологического обеспечения промышленного производства, отражено в сообщениях В.В Левченко (Пермь), В.А. Бурко (Пермь), С.И. Беспаловой, В.М. Беспалова, Э.Л. Боднар (Свердловск), A.В. Ишмуратова, Г.Н. Казанцевой, П.Я. Литновецкого (г. Устинов). Второе направление — психология и спортивная деятельность — было представлено докладами В.П. Прядеина (Свердловск), Р.Н. Зюковой (Пермь), В.В. Маркелова (Пермь). Отдельную группу составляли доклады по теме «Психология — культуре и искусству» (Е.Н. Махмутова, Уфа; B.А. Салин, Пермь и др.).

В.В. Маркелов (Пермь) и Г.Я. Казанцева (г. Устинов) подчеркнули необходимость совершенствования процесса управления в соответствующей области деятельности (оптимизация социально-психологических аспектов деятельности, учет л-ичност-ных, психо- и нейродинамических факторов индивидуальности человека). Этим же задачам отвечали материалы по проблеме психологической службы, вынесенные на заседание «круглого стола» (В.А. Домодедов, Свердловск, А.Е. Вохмянина, Магнитогорск, Л.П. Калининский, Свердловск и др.).

На отчетно-выборной зональной конференции был избран новый состав совета Уральского отделения Общества психологов СССР под председательством Б. А. Вяткина — зав. кафедрой психологии Пермского государственного пединститута.



1 Материалы конференции опубликованы в сб.: Актуальные проблемы психологии в свете современных требований общественной практики. (Тезисы докладов к зональной конференции Уральского отделения Общества психологов СССР 23—24 мая 1986 г.) Пермь, 1986. 124 с.