178
КОНФЕРЕНЦИЯ
УРАЛЬСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Л.П. КАЛИНИНСКИЙ, |
Б.Б. ПЫСИН |
Свердловск |
Пермь |
23—24
мая 1986 г. в Перми состоялась зональная конференция Уральского отделения
Общества психологов СССР «Актуальные проблемы психологии в свете современных
требований общественной практики»1.
С
докладом о роли психологической науки в выполнении задач, поставленных
179
XXVII съездом КПСС, на пленарном заседании
выступил Б.А. Вяткин
(Пермь). Г.А. Аминев (Уфа) выделил психологические аспекты борьбы с
буржуазной идеологией в системе идейно-нравственного воспитания молодежи. И.Е. Шварц (Пермь) проанализировал
систему психолого-педагогической подготовки учителя. Н.Н. Захаровым (Пермь) были охарактеризованы актуальные задачи
совершенствования профориентации молодежи в свете решений XXVII съезда КПСС. Дальнейшая работа конференции проходила в
рамках трех секций.
На
секции «Психологические проблемы обучения
и коммунистического воспитания в школе и вузе» В.Я. Топычканов (Челябинск) затронул комплекс проблем, решение которых способствует
улучшению социально-психологического климата в педагогическом коллективе. К.И. Корегин (г.
Киров) показал, что личностное отношение школьника к содержанию, которым он
оперирует, не только выполняет роль стимулятора
деятельности, но и регулирует протекание его мыслительного процесса,
обусловливая его направление и результат в решении задачи. Б.К. Моисеев (Пермь) рассказал о своем опыте обучения учащихся
приемам снятия у себя состояний тревожности, астении, депрессии.
В
другой части докладов обсуждались психологические проблемы высшего образования.
Р.П. Безделина (Магнитогорск)
рассказала о специальной психологической подготовке студентов к осуществлению контроля за психическим развитием шестилетних детей,
формированию у них психологической готовности к учебной деятельности. Доклады В.Н. Гоголева (г.
Киров), Н.И. Исаевой (Магнитогорск), Д.К. Гилева (г.
Ишим) были посвящены изучению профессиональной направленности и
профессионального самовоспитания студентов. Некоторые закономерности групповой
творческой активности студентов были рассмотрены Э.Г. Серебряным (Пермь) на материале педагогических задач и Л.К. Гейхман (Пермь)
при реализации коммуникативного подхода в ситуации иноязычного общения.
Самой
многочисленной по числу участников была секция «Методические, теоретические и практические аспекты психологии
личности, дифференциальной психологии и психофизиологии». Разработанная В.С.
Мерлиным концепция интегральной характеристики
индивидуальности человека легла в основу большинства представленных здесь
докладов и тезисов.
Доклад
Э.И. Маствилискер
(Пермь) был посвящен проблемам целостного онтогенеза индивидуальности: в
рамках системно-целостного подхода показана связь филогенеза с онтогенезом.
Докладчик остановилась на действии универсальных законов развития живого и
специфичности их проявления. Предполагается, что на каждом этапе онтогенеза
индивидуальность выступает как целостная система; универсальные законы,
проявляясь в развитии каждой индивидуальности, обеспечивают ее относительную
устойчивость к возрастным изменениям. На связи саморегуляции
и индивидуального стиля деятельности остановился М.Р. Щукин (Пермь). Саморегуляция, будучи
фактором мобилизации возможностей человека и гибкого
их использования в соответствии с условиями и требованиями деятельности,
выступает как важнейшая сторона индивидуального стиля деятельности. Докладчик
выделил условия обеспечения такой саморегуляции, в
которой ведущую роль играют личностные факторы; эти факторы оказывают
организующее влияние на уровни саморегуляции,
обусловленные свойствами нервной системы и темперамента. Развернутый,
полифункциональный анализ индивидуальных проявлений саморегуляции
поведения и деятельности человека с точки зрения целостно-функционального
подхода представил В.П. Бояринцев (Свердловск). Т.С. Тамбовцева (Пермь), исследуя индивидуальный стиль
педагогического общения, представила данные о связи операций педагогического
общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога и показала их
много-многозначную зависимость. Операции общения,
имеющие нравственный смысл или профессиональную значимость, обнаружили тесную
связь со свойствами как психодинамического, так и
личностного уровня, а те из них, которые не имеют профессиональной или
нравственной значимости, зависят только от психодинамических
свойств. В.Л. Катков (Пермь)
предпринял попытку построения типологии темпераментов по принципу объединения
людей в психодинамические типы на основе сходства
формально-динамических особенностей психических функций. Материалы по
соотношению психологических характеристик эмоциональных переживаний с ЭЭГ-показателями представил Л.Я. Дорфман (Пермь). В.Ф. Сафин (Уфа) рассказал о своем
исследовании генезиса самоопределения личности.
Тематику
докладов, представленных на третьей секции «Психология
— народному хозяйству, спорту,
культуре и искусству», можно распределить по трем направлениям.
180
Первое,
связанное с различными аспектами психологического обеспечения промышленного
производства, отражено в сообщениях В.В
Левченко (Пермь), В.А. Бурко (Пермь), С.И.
Беспаловой, В.М. Беспалова, Э.Л. Боднар (Свердловск),
A.В. Ишмуратова,
Г.Н. Казанцевой, П.Я. Литновецкого (г. Устинов). Второе
направление — психология и спортивная деятельность — было представлено
докладами В.П. Прядеина
(Свердловск), Р.Н. Зюковой (Пермь), В.В.
Маркелова (Пермь). Отдельную группу составляли
доклады по теме «Психология — культуре и искусству» (Е.Н. Махмутова, Уфа; B.А. Салин, Пермь
и др.).
В.В. Маркелов (Пермь) и Г.Я. Казанцева
(г. Устинов) подчеркнули необходимость совершенствования процесса
управления в соответствующей области деятельности (оптимизация
социально-психологических аспектов деятельности, учет л-ичност-ных,
психо- и нейродинамических факторов индивидуальности
человека). Этим же задачам отвечали материалы по проблеме психологической
службы, вынесенные на заседание «круглого стола» (В.А. Домодедов, Свердловск, А.Е. Вохмянина, Магнитогорск,
Л.П. Калининский, Свердловск и др.).
На
отчетно-выборной зональной конференции был избран новый состав совета Уральского
отделения Общества психологов СССР под председательством Б. А. Вяткина
— зав. кафедрой психологии Пермского государственного пединститута.
1 Материалы конференции
опубликованы в сб.: Актуальные проблемы психологии в свете современных
требований общественной практики. (Тезисы докладов к зональной конференции
Уральского отделения Общества психологов СССР 23—24 мая 1986 г.) Пермь, 1986.
124 с.