Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ

 

Е. Д. МАРГУЛИС

Киев

 

Семинар под таким названием прошел 18—21 августа 1986 г. в старинном русском городе Переславле-Залесском. Организатор — Институт программных систем АН СССР, созданный в этом году на базе филиала Института проблем кибернетики АН СССР. В работе семинара принимали участие психологи, преподаватели ряда вузов, математики и программисты, непосредственно занимающиеся разработкой компьютерных обучающих систем. Естественно поэтому, что в центре внимания оказались

 

177

 

проблемы эффективного использования данных психолого-педагогической науки при составлении обучающих программ и их применении в педагогической практике.

Открывая семинар, директор Института программных систем профессор Айламазян А.К. подчеркнул, что необходимость тесного контакта математиков и психологов становится сегодня все более очевидной. Причем это относится не только к проблемам, которые ставятся в широком социальном контексте (влияние информационной революции на психику, деятельность человека в технической среде, особенности социальной перцепции и межличностных отношений в условиях компьютеризации и пр.), но и к конкретным практическим вопросам применения компьютера в качестве средства обучения (как поддерживать у школьников интерес к работе с вычислительной техникой, оптимизировать соотношение компьютерных и традиционных средств обучения, обеспечить максимальные возможности для общения с ЭВМ и доступа к базам данных без ущерба для развития личности школьника, в частности его коммуникативных потребностей и умений). Именно эти вопросы особенно актуальны в связи с перспективой создания на базе института регионального центра по школьной информатике.

Выступления участников семинара могут быть условно отнесены к трем группам. Для первой характерен акцент на теоретических аспектах разработки обучающих компьютерных систем, для второй — постановка проблем и выдвижение гипотез на основе эмпирических фактов и литературных источников, для третьей — анализ собственного опыта составления обучающих программ и их практического применения.

В докладе Е.И. Машбица (Киев) была отмечена необходимость дальнейшей разработки психологической теории обучения с учетом специфики, обусловленной применением компьютера в учебных целях. Показано, что в новых условиях требуется пересмотреть и уточнить многие теоретические представления и понятия (в частности понятие «метод обучения»). Была предложена нетрадиционная трактовка проектирования обучения как многоуровневого процесса, включающего концептуальный, дидактический, технологический уровни и уровень реализации (в том числе — педагогической и технической реализации), обоснована эффективность такого подхода при исследовании психологических проблем проектирования обучающих систем.

Психологические особенности учебных игр с помощью компьютера рассматривались в докладе Е.Д. Маргулиса (Киев). Описаны различные формы представления учебной игры и указаны сферы их применимости, выделены специфические черты учебной игры (позволяющие отличить, в частности, игру от «игровых элементов»). Выявлены условия, при которых правомерно рассматривать игру как особую форму учебной деятельности, а процесс игры — как процесс решения учебных задач особого рода, предложены различные способы повышения образовательного эффекта учебных игр с помощью компьютера.

Следует отметить, что проблемы разработки и практической реализации компьютерных игр оказались в центре внимания многих участников семинара. И это вряд ли можно считать случайностью: качественно новые возможности, которые предоставляет компьютер, позволяют считать изучение психолого-педагогических факторов эффективного применения компьютерных игр в учебном процессе одним из наиболее актуальных направлений в исследовании компьютерного обучения.

В докладе И.Г. Белавиной (Москва) обсуждались теоретические аспекты соотношения компьютерных игр, обучения и развития ребенка, а также практические вопросы, связанные с поиском оптимальных способов использования ЭВМ в учебно-воспитательной практике сегодняшнего дня (с учетом уже имеющегося технического и программного обеспечения). Сформулирован ряд проблем, решение которых имеет принципиальное значение для оценки эффективности компьютерных игр, прежде всего их развивающего потенциала.

Социальная роль компьютерных игр, их психологические особенности, обусловливающие влияние на психическое и социальное развитие ребенка, были рассмотрены в докладе А.И. Тоом (Москва). По ее мнению, широкое распространение компьютерных игр ведет к появлению нового вида искусства, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование и развитие человека будущего.

В выступлении Л.Е. Войскунского (Москва) указывалось на необходимость разработки таких программных средств, которые давали бы учащимся возможность самостоятельно формировать навыки и умения межличностного познания других людей, в том числе других пользователей вычислительных систем. В этой связи была раскрыта роль компьютерных игр для выработки способов осуществления опосредованного компьютером межличностного общения.

Цветков Н.А. (Москва) дал подробное

 

178

 

описание обучающих игр как объектов исследования, представил схему игры, иллюстрирующую проблемы, которые возникают при формировании последней. Был предложен один из возможных подходов к созданию языка описания игр. Рассмотрены также апробированные в практике высшей школы обучающие игры (на материале лабораторных работ).

Проблемы построения классификации компьютерных игр и возможные подходы к их решению были рассмотрены В.П. Руденко и А.К. Волковым (Переславль-Залесский).

Участники семинара посетили организованную при Институте программных систем летнюю школу юных программистов, где ознакомились с большим количеством компьютерных игр зарубежного и отечественного производства, которые используются в практике работы школы.

Значительная часть докладов была связана с теоретическими и практическими проблемами разработки АОС и их применением в средней и высшей школе.

Вопросам повышения эффективности АОС для школьников был посвящен доклад А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелева (Москва). Ими был предложен принцип организации программ обучения и контроля понятийных знаний учащихся, основанный на сетевых модельных представлениях структур знаний. Система знаний при этом представлена в виде графа, вершины которого соответствуют понятиям, а ребра — отношениям между ними. Предложенный принцип оказывается, по мнению авторов доклада, наиболее плодотворным при построении АОС для изучения областей знаний с простыми структурами и высоким уровнем формализации (например, информатики).

В докладе С.С. Магазова, Н.А. Глазовой, С.А. Голубева и Т.А. Сергеевой представлены основные результаты совместной работы Института программных систем АН СССР и СиМО АПН СССР по созданию экспериментальной обучающей системы по химии. При разработке обучающих подпрограмм использовалась база знаний, с помощью которой можно было определить правильность действий учащегося и провести анализ его ошибок. Моделирующие обучающие подпрограммы разработаны с использованием машинной графики.

Дидактический анализ АОС ВУЗ / АСТРА / МИКРО был проведен в докладе М.П. Буловацкого (Могилев). Приведены результаты применения АОС в практике высшей школы (Могилевский пединститут им. А.А. Кулешова), даны предложения по совершенствованию указанной обучающей системы.

Специфика компьютерного обучения в системе повышения квалификации освещалась в докладе О.Д. Березовской и И.И. Соколовой (Москва). Были также описаны сценарий и результаты практического применения диалоговой программы (реализованной на микро-ЭВМ «Искра-226»), предназначенной для решения экономических задач.

В ходе обсуждения докладов и на «круглом столе», которым завершилась программа семинара, были высказаны мнения о целесообразности проведения семинаров, конференций и других организационных форм совместной работы математиков и программистов с психологами и педагогами, сформулированы ключевые проблемы разработки и применения компьютерных обучающих систем.