Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

 

В. В. СЕМЕНОВ, М. С. ЕГОРОВА, С. Ю. СТЕПАНОВ, Н. Н. ТОЛСТЫХ

Москва

 

С 22 июня по 5 июля 1986 г. в Праге (ЧССР) проходила III Международная европейская школа по психологии развития, организованная Институтом психологии ЧСАН и Международным обществом изучения психологии развития. Представители 17 стран посещали лекции, семинары, «круглые столы», проводили практические занятия, индивидуальные консультации.

В докладе В. Овертона (США), посвященном методологическим проблемам психологии развития, были описаны стадии становления и обобщения психологических знаний, возможные принципы организации программы научного исследования по психологии развития. На его семинарах рассматривались процессы логического рассуждения у детей. Наиболее подробно обсуждались экспериментальные работы Ж. Пиаже, а также собственные исследования В. Овертона, направленные на изучение формирования логических структур и рефлексивных механизмов понятийного мышления. Эти исследования приводились как примеры реализации методологии организмической парадигмы в психологии. Обсуждалось влияние методологических принципов диалектического метода мышления на развитие концепции Ж. Пиаже, поднимался вопрос о ее соотношении с теориями советских психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.

Р. Кэйрнс (США) проанализировал общие направления исследований по психологии развития, рассмотрел биологический и социальный аспекты изучения проблемы развития, предложил различные теоретические подходы и их практические выходы. На семинарских занятиях Р. Кэйрнс рассказал о технике проведения и результатах конкретного исследования агрессивности у подростков. Здесь обсуждалась проблема психологического измерения параметров я-концепции. Были выделены характеристики я-концепции, для которых существует принципиальная возможность внешней поведенческой валидизации. Подчеркнута необходимость лонгитюдной схемы эксперимента для получения достоверной оценки я-концепции.

В лекции К. Саарни (США) были предложены методы оценки эмоционального развития детей, освещена роль понимания эмоционально-выразительных реакций при оценке эмоций другого человека и выработки соответствующей стратегии поведения и ответных эмоций. Были предложены для обсуждения экспериментальные данные по «считыванию» эмоций и оценочному отношению к собственным переживаниям. На семинаре по проблеме психологического исследования депрессии были подробно проанализированы основные теоретические подходы к этой проблеме. К. Саарни рассказала о различных методических приемах исследования депрессии и провела практическое занятие по использованию различных опросников в практике. Она подчеркнула, что опросники дают весьма ограниченную информацию при изучении депрессии, поэтому их необходимо дополнять наблюдением и клинической беседой.

На своих лекциях и семинарских занятиях В. Дойч (Нидерланды) рассмотрел различные проблемы развития речи у детей. Были проанализированы исторические аспекты развития языка — эволюция знаковой системы (на примерах невербальной коммуникации) и историческая трансформация звуков (на примере английского и немецкого языков). Вторая проблема, затрагивавшаяся В. Дойчем,— типы креативности и подходы к ее пониманию в психолингвистике. Были потивопоставлены статистический и содержательный подходы к проблеме трактовки творчества на языковом материале. В качестве объектов анализа выделено несколько типов языкового творчества:

 

175

 

синтаксическое, семантическое, лексическое, стилистическое и др.

Лекция Р. ДеВриз (США) была посвящена анализу специфики детского мышления. Подробно рассмотрены положение о спонтанности развития детского мышления и роль социального окружения в развитии детской психики. Предложены для обсуждения различные программы специального обучения. Подчеркнута роль активности в обучении. Подробно проанализированы игровые методы, способствующие интеллектуальному развитию ребенка. На семинарах обсуждалась организация развивающих занятий в детском саду, основанная на положении об относительной спонтанности умственного развития ребенка. Были представлены варианты развивающих игр для детей в возрасте 2—8 лет. Проанализированы экспериментальные работы и исследования Ж. Пиаже, связанные с выяснением детских представлений о феноменах светотени, а также с изучением закономерностей их возрастного изменения.

Семинар Ф. Вилкининга (Великобритания) был ориентирован на критическую оценку экспериментальных данных, полученных в школе Ж. Пиаже, а также на рассмотрение конкретных исследований по развитию мультипликативных операций у детей и возможностей интерпретации детьми информации в интеллектуальной и морально-личностной сферах. Были описаны феномены декаляжа (т. е. регрессии) мышления взрослых до уровня мышления детей в ситуациях различного рода трудностей, связанных, например, с острым дефицитом времени при выполнении задания и т. п. В лекции Г. Рудингера (ФРГ) был дан обзор западных теорий развития. Показано, что предположение об универсальности стадий не подтверждается экспериментально (скорее, можно говорить о разных последовательностях, т. е. о существенных индивидуальных различиях в развитии). Предложен математический метод для проверки и сравнения различных гипотез развития, основанный на анализе вероятностей появления той или иной последовательности стадий развития.

Темой лекции и семинаров Г. Зюдова (ГДР) были теоретические проблемы психологии развития. Рассмотрена роль обучения в психическом развитии ребенка. Подробно изложены и оценены «тренирующий» и «побуждающий» типы обучения.

Лекция Б. Стрэдфорда (Великобритания), а также семинары Б. Стрэдфорда, М. Кальмар (ВНР) и П. Ган (Австралия) были посвящены особенностям развития детей с синдромом Дауна. Обсуждалась возможность обучающих воздействий и их эффективность у детей различного возраста. Подробно изложена организация медицинской и психологической помощи детям с синдромом Дауна в Великобритании и Австралии. В качестве примеров приводились конкретные образцы занятий, методики диагностического и коррекционного характера, а также общеклинические методики. Предложены способы организации индивидуальных занятий в семье, в клинике, в детском саду. Обсуждались индивидуальные различия, которые проявляются детьми с синдромом Дауна. Подчеркивалась роль социального окружения для умственного развития больных детей, отмечалось, что на умственное психомоторное развитие детей с синдромом Дауна положительно влияет обучение их в смешанных группах (разновозрастных, группах с разной выраженностью патологии, группах здоровых детей и детей с легким отставанием).

Лекция и семинары Ю. Бронфенбреннера (США) были посвящены обсуждению проблем биологического и социального в психическом развитии ребенка. Дан подробный анализ социально-психологического и социологического материала, собранного автором в его многочисленных исследованиях. Подчеркнута роль социальной среды в психическом развитии детей. Подробно изложены материалы о развитии детей в неполной семье, в семьях с большим количеством детей, находящихся на низком социально-экономическом уровне обеспеченности. Рассмотрены преимущества семейного воспитания дли интеллектуального развития детей. Так, по данным диагностических методик, более высокие результаты были получены у детей, не посещавших детские сады.

Свою лекцию и семинары Л.А. Венгер (СССР) посвятил методикам диагностики умственного развития детей дошкольного возраста. Были рассмотрены образцы диагностического материала. Подчеркивалось, что организация широкого практического применения диагностических методик может оказать существенную помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания; одной из возможных областей применения диагностических методик является проверка подготовленности детей к школьному обучению. Л.А. Венгер провел соответствующее практическое занятие.

Основные направления исследований по детской и педагогической психологии в Советском Союзе были охарактеризованы В. В. Давыдовым (СССР). На его семинаpax

 

176

 

подробно анализировались теории Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Обсуждались основные положения периодизации психического развития ребенка, сформулированные учениками и последователями Л.С. Выготского. Специально рассматривался возраст 3—7 лет, характеризующийся бурным развитием игровой деятельности, при этом игра понималась как основной фактор развития воображения. Подчеркивалась необходимость специальной организации игровой деятельности детей в дошкольных учреждениях. В. В. Давыдов рассказал также об организации психологической службы в Советском Союзе.

Становление личности и развитие ребенка в подростковом возрасте (12—17 лет) были темой лекции А. Петерсон (США). Она рассмотрела биологические и психологические особенности подростков. Были проанализированы роль социальных норм и принципов, принятых в группах сверстников и в окружении взрослых, и агрессивные тенденции в развитии эмоционально-волевой сферы. Приведены примеры экспериментальных исследований особенностей развития личности подростков. На семинарских занятиях были разобраны отдельные социологические, социально-психологические и психологические методики.

Лекция и семинар И. Шванцары (ЧССР) были посвящены проблеме биологического и социального в развитии человека. Докладчик охарактеризовал ряд подходов в решении этой проблемы. Он проанализировал развитие метода близнецов в психологии, начиная с Ф. Гальтона и первых исследований разлученных близнецов и кончая современными исследованиями, которые проводятся в различных странах. Был дан широкий обзор методических приемов, позволяющих подойти к решению вопроса об относительной роли наследственности и среды в развитии психологических признаков. И. Шванцара познакомил слушателей с рядом экспериментальных работ, проведенных под его руководством.

А. Мейер-Пробст (ГДР) остановился на развитии детей с родовыми травмами и различными неврологическими отклонениями, обнаруживаемыми в первые месяцы жизни ребенка. Показано, что трудности, возникающие у этих детей на первых этапах их жизни и в более поздних возрастах (вплоть до подросткового), имеют своей причиной не собственно соматические отклонения, а, скорее, средовые условия развития, являющиеся следствием особого невротического статуса этих детей.

Лекция и семинары А. Коссаковского (ГДР) были посвящены проблеме социальной ориентации в различные возрастные периоды. Изложены основные принципы выделения этих периодов. Особо отмечалась роль социальной среды в развитии.

Во время работы школы было проведено несколько «круглых столов», где обсуждались: программы дошкольного воспитания, принятые в различных странах, и психологические и педагогические основы обучения и воспитания в детских учреждениях; проблемы отклоняющегося поведения детей с различными заболеваниями (при этом давалась информация об организации обучения и воспитания этих детей в различных странах, особо анализировалась деятельность психологических служб); проблемы социального и морального развития подростков (приводились результаты конкретных психологических исследований).

Школы по психологии развития проходят один раз в два года. Предполагается, что следующая, IV школа по психологии развития будет проведена в ГДР.