174
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
СОВРЕМЕННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
В. В. СЕМЕНОВ, М.
С. ЕГОРОВА, С. Ю. СТЕПАНОВ, Н. Н. ТОЛСТЫХ
Москва
С 22 июня по 5
июля 1986 г. в Праге (ЧССР) проходила III Международная
европейская школа по психологии развития, организованная Институтом психологии
ЧСАН и Международным обществом изучения психологии развития. Представители 17
стран посещали лекции, семинары, «круглые столы», проводили практические
занятия, индивидуальные консультации.
В
докладе В. Овертона (США), посвященном
методологическим проблемам психологии развития, были описаны стадии становления
и обобщения психологических знаний, возможные принципы организации программы
научного исследования по психологии развития. На его семинарах рассматривались
процессы логического рассуждения у детей. Наиболее подробно обсуждались
экспериментальные работы Ж. Пиаже, а также собственные исследования В.
Овертона, направленные на изучение формирования логических структур и
рефлексивных механизмов понятийного мышления. Эти исследования приводились как
примеры реализации методологии организмической парадигмы в психологии.
Обсуждалось влияние методологических принципов диалектического метода мышления
на развитие концепции Ж. Пиаже, поднимался вопрос о ее соотношении с теориями
советских психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.
Р. Кэйрнс (США)
проанализировал общие направления исследований по психологии развития,
рассмотрел биологический и социальный аспекты изучения проблемы развития,
предложил различные теоретические подходы и их практические выходы. На
семинарских занятиях Р. Кэйрнс рассказал о технике проведения и результатах
конкретного исследования агрессивности у подростков. Здесь обсуждалась проблема
психологического измерения параметров я-концепции. Были выделены характеристики
я-концепции, для которых существует принципиальная возможность внешней
поведенческой валидизации. Подчеркнута необходимость лонгитюдной схемы
эксперимента для получения достоверной оценки я-концепции.
В
лекции К. Саарни (США) были
предложены методы оценки эмоционального развития детей, освещена роль понимания
эмоционально-выразительных реакций при оценке эмоций другого человека и
выработки соответствующей стратегии поведения и ответных эмоций. Были
предложены для обсуждения экспериментальные данные по «считыванию» эмоций и
оценочному отношению к собственным переживаниям. На семинаре по проблеме
психологического исследования депрессии были подробно проанализированы основные
теоретические подходы к этой проблеме. К. Саарни рассказала о различных методических
приемах исследования депрессии и провела практическое занятие по использованию
различных опросников в практике. Она подчеркнула, что опросники дают весьма
ограниченную информацию при изучении депрессии, поэтому их необходимо дополнять
наблюдением и клинической беседой.
На
своих лекциях и семинарских занятиях В.
Дойч (Нидерланды) рассмотрел различные проблемы развития речи у детей. Были
проанализированы исторические аспекты развития языка — эволюция знаковой
системы (на примерах невербальной коммуникации) и историческая трансформация
звуков (на примере английского и немецкого языков). Вторая проблема,
затрагивавшаяся В. Дойчем,— типы креативности и подходы к ее пониманию в
психолингвистике. Были потивопоставлены статистический и содержательный подходы
к проблеме трактовки творчества на языковом материале. В качестве объектов
анализа выделено несколько типов языкового творчества:
175
синтаксическое, семантическое,
лексическое, стилистическое и др.
Лекция
Р. ДеВриз (США) была посвящена анализу специфики детского мышления.
Подробно рассмотрены положение о спонтанности развития детского мышления и роль
социального окружения в развитии детской психики. Предложены для обсуждения
различные программы специального обучения. Подчеркнута роль активности в обучении.
Подробно проанализированы игровые методы, способствующие интеллектуальному
развитию ребенка. На семинарах обсуждалась организация развивающих занятий в
детском саду, основанная на положении об относительной спонтанности умственного
развития ребенка. Были представлены варианты развивающих игр для детей в
возрасте 2—8 лет. Проанализированы экспериментальные работы и исследования Ж.
Пиаже, связанные с выяснением детских представлений о феноменах светотени, а
также с изучением закономерностей их возрастного изменения.
Семинар
Ф. Вилкининга (Великобритания) был ориентирован на критическую оценку
экспериментальных данных, полученных в школе Ж. Пиаже, а также на рассмотрение
конкретных исследований по развитию мультипликативных операций у детей и
возможностей интерпретации детьми информации в интеллектуальной и
морально-личностной сферах. Были описаны феномены декаляжа (т. е. регрессии)
мышления взрослых до уровня мышления детей в ситуациях различного рода
трудностей, связанных, например, с острым дефицитом времени при выполнении
задания и т. п. В лекции Г. Рудингера (ФРГ) был дан обзор западных
теорий развития. Показано, что предположение об универсальности стадий не
подтверждается экспериментально (скорее, можно говорить о разных
последовательностях, т. е. о существенных индивидуальных различиях в развитии).
Предложен математический метод для проверки и сравнения различных гипотез
развития, основанный на анализе вероятностей появления той или иной
последовательности стадий развития.
Темой
лекции и семинаров Г. Зюдова (ГДР) были теоретические проблемы
психологии развития. Рассмотрена роль обучения в психическом развитии ребенка.
Подробно изложены и оценены «тренирующий» и «побуждающий» типы обучения.
Лекция
Б. Стрэдфорда (Великобритания), а также семинары Б. Стрэдфорда, М.
Кальмар (ВНР) и П. Ган (Австралия) были посвящены особенностям
развития детей с синдромом Дауна. Обсуждалась возможность обучающих воздействий
и их эффективность у детей различного возраста. Подробно изложена организация
медицинской и психологической помощи детям с синдромом Дауна в Великобритании и
Австралии. В качестве примеров приводились конкретные образцы занятий, методики
диагностического и коррекционного характера, а также общеклинические методики.
Предложены способы организации индивидуальных занятий в семье, в клинике, в
детском саду. Обсуждались индивидуальные различия, которые проявляются детьми с
синдромом Дауна. Подчеркивалась роль социального окружения для умственного
развития больных детей, отмечалось, что на умственное психомоторное развитие
детей с синдромом Дауна положительно влияет обучение их в смешанных группах
(разновозрастных, группах с разной выраженностью патологии, группах здоровых
детей и детей с легким отставанием).
Лекция
и семинары Ю. Бронфенбреннера (США) были посвящены обсуждению проблем
биологического и социального в психическом развитии ребенка. Дан подробный
анализ социально-психологического и социологического материала, собранного
автором в его многочисленных исследованиях. Подчеркнута роль социальной среды в
психическом развитии детей. Подробно изложены материалы о развитии детей в
неполной семье, в семьях с большим количеством детей, находящихся на низком
социально-экономическом уровне обеспеченности. Рассмотрены преимущества
семейного воспитания дли интеллектуального развития детей. Так, по данным
диагностических методик, более высокие результаты были получены у детей, не
посещавших детские сады.
Свою
лекцию и семинары Л.А. Венгер (СССР) посвятил методикам диагностики
умственного развития детей дошкольного возраста. Были рассмотрены образцы
диагностического материала. Подчеркивалось, что организация широкого
практического применения диагностических методик может оказать существенную
помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения
и воспитания; одной из возможных областей применения диагностических методик
является проверка подготовленности детей к школьному обучению. Л.А. Венгер
провел соответствующее практическое занятие.
Основные
направления исследований по детской и педагогической психологии в Советском
Союзе были охарактеризованы В. В. Давыдовым (СССР). На его семинаpax
176
подробно
анализировались теории Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Обсуждались основные
положения периодизации психического развития ребенка, сформулированные
учениками и последователями Л.С. Выготского. Специально рассматривался возраст
3—7 лет, характеризующийся бурным развитием игровой деятельности, при этом игра
понималась как основной фактор развития воображения. Подчеркивалась
необходимость специальной организации игровой деятельности детей в дошкольных
учреждениях. В. В. Давыдов рассказал также об организации психологической
службы в Советском Союзе.
Становление
личности и развитие ребенка в подростковом возрасте (12—17 лет) были темой
лекции А. Петерсон (США). Она
рассмотрела биологические и психологические особенности подростков. Были
проанализированы роль социальных норм и принципов, принятых в группах
сверстников и в окружении взрослых, и агрессивные тенденции в развитии
эмоционально-волевой сферы. Приведены примеры экспериментальных исследований
особенностей развития личности подростков. На семинарских занятиях были
разобраны отдельные социологические, социально-психологические и
психологические методики.
Лекция
и семинар И. Шванцары (ЧССР) были посвящены
проблеме биологического и социального в развитии человека. Докладчик
охарактеризовал ряд подходов в решении этой проблемы. Он проанализировал
развитие метода близнецов в психологии, начиная с Ф. Гальтона и первых
исследований разлученных близнецов и кончая современными исследованиями,
которые проводятся в различных странах. Был дан широкий обзор методических
приемов, позволяющих подойти к решению вопроса об относительной роли
наследственности и среды в развитии психологических признаков. И. Шванцара
познакомил слушателей с рядом экспериментальных работ, проведенных под его
руководством.
А. Мейер-Пробст (ГДР)
остановился на развитии детей с родовыми травмами и различными неврологическими
отклонениями, обнаруживаемыми в первые месяцы жизни ребенка. Показано, что
трудности, возникающие у этих детей на первых этапах их жизни и в более поздних
возрастах (вплоть до подросткового), имеют своей причиной не собственно
соматические отклонения, а, скорее, средовые условия развития, являющиеся
следствием особого невротического статуса этих детей.
Лекция
и семинары А. Коссаковского (ГДР)
были посвящены проблеме социальной ориентации в различные возрастные периоды.
Изложены основные принципы выделения этих периодов. Особо отмечалась роль
социальной среды в развитии.
Во
время работы школы было проведено несколько «круглых столов», где обсуждались:
программы дошкольного воспитания, принятые в различных странах, и
психологические и педагогические основы обучения и воспитания в детских
учреждениях; проблемы отклоняющегося поведения детей с различными заболеваниями
(при этом давалась информация об организации обучения и воспитания этих детей в
различных странах, особо анализировалась деятельность психологических служб);
проблемы социального и морального развития подростков (приводились результаты
конкретных психологических исследований).
Школы
по психологии развития проходят один раз в два года. Предполагается, что
следующая, IV школа по психологии развития
будет проведена в ГДР.