Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

 

В. В. КЛИМЕНКО,

А. Г. ЖЕЛЕЗНЯКОВ

Киев

Кишинев

 

Озеров В. П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983. 139 с.

 

На современном этапе развития и реорганизации общеобразовательной школы важное значение приобретают проблемы совершенствования системы физического воспитания и спортивной подготовки детей школьного возраста как действенное средство борьбы с перегрузкой учащихся учебным материалом, подготовки молодежи к труду и защите Родины. Решению этой задачи, которая требует активного сотрудничества специалистов общей, возрастной, педагогической и спортивной психологии, отвечает монография В.П. Озерова.

В главе I изложены теоретические предпосылки исследования, сформулированы проблемы, общие цели и конкретные гипотезы. Существенные различия между спортсменами разной квалификации и специализации, а также устойчивые психофизиологические особенности этих спортсменов автор раскрывает в следующих двух главах. В его исследовании подтвердилась гипотеза о положительной связи между уровнем различной чувствительности по определенному параметру движений (динамическому, пространственному и временному) и направленностью самоконтроля на этот параметр в процессе выполнения спортивных действий. В главе IV показано, что скоростные параметры психомоторных функций и сохранение в памяти двигательного эталона также являются необходимыми компонентами способностей к легкоатлетическому многоборью. Глава V содержит новые данные о надежности психомоторных функций и сенсорного самоконтроля, полученные в экспериментах с высококвалифицированными легкоатлетами; автором выявлены специфические способности, характеризующие психомоторную надежность многоборцев. Описанию экспериментального обучения юных многоборцев-школьников посвящена глава VI.

В течение четырех с половиной лет в условиях средней школы автор изучал и формировал сенсомоторные качества, а также умения и навыки самоконтроля двигательных действий у учащихся 9—11 и 12—15 лет. В.П. Озеров установил, что одним из критериев отбора легкоатлетов-многоборцев является психомоторный компонент их спортивных способностей. Поэтому своевременная диагностика наличия этих способностей у учащихся весьма актуальна.

Интересен материал шестой главы, посвященный возрастной периодизации психомоторных способностей учащихся. По данным В.П. Озерова, возраст 9—11 лет является наиболее благоприятным для формирования и прогнозирования двигательных возможностей детей по психомоторным качествам; в частности, в этом возрасте происходит значительный рост показателей выносливости и физической работоспособности (которые обнаруживают тесную корреляционную взаимосвязь).

Автором изучена изменчивость сенсомоторных функций у легкоатлетов 12—15 лет в процессе экспериментального обучения. С этой целью он использовал контрольные тесты, характеризующие основные двигательные качества многоборца-легкоатлета, и тесты психомоторных и сенсомоторных качеств учащихся. Наибольший интерес в системе тестов представляют задания на точность восприятия и воспроизведения по памяти движений, а также направленные на развитие различительной чувствительности движений по трем основным параметрам. Оказалось, что наибольшую трудность дети испытывали при определении временного параметра, от которого зависит усвоение правильного темпа и ритма движений. Следовательно, на уроках физкультуры в школе эту способность необходимо формировать у детей в первую очередь

Интересно для педагога младших классов и описание подвижных игр с элементами целенаправленного сенсомоторного развития. Автор предлагает специальные сенсомоторные упражнения и подвижные игры для занятий с легкоатлетами-многоборцами и спортсменами других специализаций.

Педагогический раздел книги В.П. Озерова является наиболее насыщенным. В нем выделены благоприятные возрастные периоды прироста психомоторных показателей юных спортсменов, представлена методика применения этих упражнений и определено количество занятий, необходимых для отбора легкоатлета-многоборца, повышения уровня сенсомоторики и спортивно-технической подготовленности учащихся.

 

154

 

Достаточно эффективной оказалась разработанная и примененная автором в исследовании оценка технической эффективности (ОТЭ) при выполнении основных легкоатлетических упражнений (бег, прыжки, метания). В основе ОТЭ лежит выделение из конечного спортивного достижения тех его компонентов, которые зависят от уровня физической подготовленности и антропометрических показателей занимающихся. По критерию ОТЭ можно сравнить между собой школьника и мирового рекордсмена. Использование в условиях средней школы подобной оценки технической эффективности поможет учителю и тренеру более объективно оценивать успеваемость школьников, целенаправленно осуществлять отбор способных учеников в специализированные спортивные классы и ДЮСШ.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы автор, располагая большим фактическим материалом, помог расширить границы использования психомоторных упражнений (не только при работе с легкоатлетами-многоборцами, но и всеми учащимися младших классов). Учителю физической культуры крайне необходимы подобные тесты для формирования у учащихся осознанного отношения к выполнению физических упражнений.