153
ДИАГНОСТИКА
И РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
В. В. КЛИМЕНКО, |
А. Г. ЖЕЛЕЗНЯКОВ |
Киев |
Кишинев |
Озеров В. П. Психомоторное развитие спортсменов.
Кишинев: Штиинца, 1983. 139 с.
На современном
этапе развития и реорганизации общеобразовательной школы важное
значение приобретают проблемы совершенствования системы физического
воспитания и спортивной подготовки детей школьного возраста как действенное
средство борьбы с перегрузкой учащихся учебным материалом, подготовки молодежи
к труду и защите Родины. Решению этой задачи, которая требует активного
сотрудничества специалистов общей, возрастной, педагогической и спортивной психологии,
отвечает монография В.П. Озерова.
В
главе I изложены теоретические предпосылки
исследования, сформулированы проблемы, общие цели и конкретные гипотезы.
Существенные различия между спортсменами разной квалификации и специализации, а
также устойчивые психофизиологические особенности этих спортсменов автор
раскрывает в следующих двух главах. В его исследовании подтвердилась гипотеза о
положительной связи между уровнем различной чувствительности по определенному
параметру движений (динамическому, пространственному и временному) и
направленностью самоконтроля на этот параметр в процессе
выполнения спортивных действий. В главе IV показано, что скоростные параметры психомоторных функций и
сохранение в памяти двигательного эталона также являются необходимыми
компонентами способностей к легкоатлетическому многоборью. Глава V содержит новые данные о надежности психомоторных функций и
сенсорного самоконтроля, полученные в экспериментах с высококвалифицированными
легкоатлетами; автором выявлены специфические способности, характеризующие
психомоторную надежность многоборцев. Описанию экспериментального обучения юных
многоборцев-школьников посвящена глава VI.
В
течение четырех с половиной лет в условиях средней школы автор изучал и
формировал сенсомоторные качества, а также умения и навыки самоконтроля
двигательных действий у учащихся 9—11 и 12—15 лет. В.П. Озеров установил, что
одним из критериев отбора легкоатлетов-многоборцев является психомоторный
компонент их спортивных способностей. Поэтому своевременная диагностика наличия
этих способностей у учащихся весьма актуальна.
Интересен
материал шестой главы, посвященный возрастной периодизации психомоторных способностей
учащихся. По данным В.П. Озерова, возраст 9—11 лет является наиболее
благоприятным для формирования и прогнозирования двигательных возможностей
детей по психомоторным качествам; в частности, в этом возрасте происходит
значительный рост показателей выносливости и физической работоспособности
(которые обнаруживают тесную корреляционную взаимосвязь).
Автором
изучена изменчивость сенсомоторных функций у легкоатлетов 12—15 лет в процессе
экспериментального обучения. С этой целью он использовал контрольные тесты,
характеризующие основные двигательные качества многоборца-легкоатлета, и тесты
психомоторных и сенсомоторных качеств учащихся. Наибольший интерес в системе
тестов представляют задания на точность восприятия и воспроизведения по памяти
движений, а также направленные на развитие различительной чувствительности
движений по трем основным параметрам. Оказалось, что наибольшую трудность дети
испытывали при определении временного параметра, от которого зависит усвоение
правильного темпа и ритма движений. Следовательно, на уроках физкультуры в
школе эту способность необходимо формировать у детей в первую очередь
Интересно
для педагога младших классов и описание подвижных игр с элементами
целенаправленного сенсомоторного развития. Автор предлагает специальные
сенсомоторные упражнения и подвижные игры для занятий с
легкоатлетами-многоборцами и спортсменами других специализаций.
Педагогический
раздел книги В.П. Озерова является наиболее насыщенным. В нем выделены
благоприятные возрастные периоды прироста психомоторных показателей юных
спортсменов, представлена методика применения этих упражнений и определено
количество занятий, необходимых для отбора легкоатлета-многоборца, повышения
уровня сенсомоторики и спортивно-технической
подготовленности учащихся.
154
Достаточно
эффективной оказалась разработанная и примененная автором в исследовании оценка
технической эффективности (ОТЭ) при выполнении основных легкоатлетических
упражнений (бег, прыжки, метания). В основе ОТЭ лежит выделение из конечного спортивного достижения тех его компонентов,
которые зависят от уровня физической подготовленности и антропометрических
показателей занимающихся. По критерию ОТЭ можно сравнить между собой школьника
и мирового рекордсмена. Использование в условиях средней школы подобной оценки
технической эффективности поможет учителю и тренеру более объективно оценивать
успеваемость школьников, целенаправленно осуществлять отбор способных учеников
в специализированные спортивные классы и ДЮСШ.
В
заключение хотелось бы пожелать, чтобы автор, располагая большим фактическим
материалом, помог расширить границы использования психомоторных упражнений (не
только при работе с легкоатлетами-многоборцами, но и всеми учащимися младших
классов). Учителю физической культуры крайне необходимы подобные тесты для
формирования у учащихся осознанного отношения к
выполнению физических упражнений.