151
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
И ИНФОРМАТИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
О. К. ТИХОМИРОВ, В. В. ЗНАКОВ
Москва
Шемакин Ю. И. Введение в информатику. М.: Финансы и
статистика, 1985. 190 с, ил.
Успешность
решения стоящих перед советской психологией задач в области компьютеризации
школьного и вузовского обучения в значительной степени определяется
конструктивностью и взаимной полезностью контактов психологов со специалистами
по информатике и вычислительной технике. Книга Ю.И. Шемакина как раз и отражает
результаты взаимного обогащения идеями, развиваемыми в рамках двух научных
дисциплин — информатики и психологии. В рецензируемом труде представлен такой
подход к информатике, который основан на понимании ее предмета как
опосредованного ЭВМ взаимодействия человека с объективной действительностью.
Основные положения информатики излагаются в монографии на понятийно-структурном
уровне без аппаратных средств вычислительной техники и без описания
многочисленных конкретных процедур из области технологии программирования.
Книга
состоит из введения, семи глав и заключения, объединенных единым замыслом:
показать активный характер информации в системах управления разного уровня,
зависимость ее качественных особенностей от целей и задач, стоящих перед
субъектом управления. В соответствии с этим замыслом во введении Ю.И. Шемакин
определяет информатику как науку о наиболее общих законах моделирования на ЭВМ
объективной реальности, включая процессы управления, человеческого мышления и
общения. Главную ее задачу автор видит в изучении «закономерностей, в
соответствии с которыми происходят создание, преобразование, хранение, передача
и использование информации всех видов, в том числе с применением современных
технических средств» (с. 4).
Первая
глава посвящена анализу информационных аспектов взаимодействия объектов
реальной действительности, рассмотрению информационных отношений в тех
предметных областях, отображение которых приводит к появлению информации в
автоматизированных системах разного уровня. Конкретное воплощение указанных
отношений в системе «человек — ЭВМ» показано на примере понимания текстов
машиной. Примечательно, что наиболее перспективный путь развития «понимающих
систем», по мнению автора, состоит в конструктивном использовании специалистами
по информатике и вычислительной технике выявленных психологической наукой
особенностей процессов понимания человека. Он прямо пишет: «...история
моделирования понимания на ЭВМ фактически отражает генезис научного знания о
человеческом понимании... возможности машинного понимания определяются
«способностями» ЭВМ к реализации операций, традиционно относимых к
познавательной деятельности: распознавания, прогнозирования и т. п.» (с. 16).
Во
второй и третьей главах, посвященных анализу способов представления в ЭВМ
знаний и данных, автор опирается на тезис о недостаточности методов
классической математики и традиционного программирования для решения задач в
тех областях практики, где необходима автоматизация не только объект-объектных,
но и субъект-объектных компонентов взаимодействия. Он направляет усилия на
поиски конкретных путей «деформализации» машинного знания, анализ таких
способов представления знаний и данных (продукций, классификационных систем и
т. п.), которые позволяют отобразить в человеко-машинной системе
152
прежде всего
семантические, содержательные аспекты информации. Обосновывая положение о том,
что присущие традиционному программированию жесткие алгоритмические структуры
не способны отобразить динамическую картину изменения мира, в том числе
процессуальность мышления человека, Ю.И Шемакин иллюстрирует его на примере
обучения Он вводит принципиальное, с точки зрения психологии и практики
автоматизированного обучения, разделение последнего на два вида: обучение
понятиям (понятийное) и обучение действиям (процедурное) Автор подчеркивает
необходимость гармоничного сочетания обоих видов в практике обучения. Такой
взгляд на обучение вполне соответствует давно известным психологическим данным
о том, что понимание любого знания включает и умение оперировать им. Именно в
практике обучения традиционная психологическая проблема знаний и навыков
приобретает особую значимость, так как в педагогическом процессе учителю
нередко приходится затрачивать немалые усилия, добиваясь устранения разрыва
между теоретическими знаниями учеников и практическими навыками их
использования. Сегодня, когда значительная часть программ компьютеризации
образования строится с ощутимым креном в сторону обучения понятиям, напоминание
о важности автоматизации процедурного обучения весьма актуально.
Содержательным
ядром книги, ее методологическим центром является четвертая глава «Средства
общения». Она посвящена семантическому анализу средств, используемых человеком
в диалоге с ЭВМ на естественном языке, а также средств машинного «восприятия»
визуальной информации Основное внимание уделено представлению семантического
уровня знаний человеко-машинной «понимающей» системы, т. е. построению таких
неформальных семантических моделей, наличие которых позволяет системе адекватно
определять смысл входного сообщения. Автор предлагает оригинальную обобщенную
модель «Текст — действительность — цель — смысл». Согласно этой модели для
понимания системой текста входного сообщения в ней должна быть представлена не
только модель конкретной области действительности, о которой идет речь в
сообщении, но и модель знаний, информационных потребностей и целей
пользователя. Введение в обобщенную модель блока целей является в значительной
степени новым положением, выгодно отличающим ее от традиционных лингвистических
моделей типа «текст — смысл» Понимание текста происходит следующим образом
содержащаяся в нем информация отображается именно на тот участок модели
предметной области, на который направлено внимание пользователя в соответствии
с текущей целью его деятельности (характер цели определяется практической
задачей, для решения которой человек обратился за помощью к системе). В
зависимости от разных целей отображение происходит на разные фрагменты
предметной области и потому смысл входного текста для системы оказывается
различным. Заметим, что алгоритм смысловой обработки текста не противоречит, а,
скорее, соответствует представлениям психологов о последовательности этапов
понимания текстов человеком.
В
завершающих главах книги автор рассматривает те типы автоматизированных систем
(информационные, интеллектные, экспертные и др.), в основе функционирования
которых лежат семантические модели. Кроме того, он дает читателю краткие
представление о программно-аппаратных средствах, на базе которых указанные
модели реализуются в работающих промышленных системах
В
заключение следует отметить, что отличительная черта обобщающего труда Ю.И.
Шемакина состоит в рассмотрении процессов обработки информации с помощью ЭВМ в
контексте познания человеком окружающего мира, в неразрывной связи анализа
субъект-объектных отношений и диалогических процедур в системе «человек —
машина». Поэтому рецензируемая книга представляет интерес не только для
специалистов, работающих в области психологии и практики автоматизированного
обучения, но и для психологов, так или иначе использующих ЭВМ в своей работе. И
хотя в вину автору можно было бы поставить схематичный, «контурный» характер
проработки основных принципов семантического моделирования, это тот недостаток
книги, который вытекает из междисциплинарной природы информатики и указывает
конкретные пути сотрудничества специалистов по информатике и психологов.