Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

151

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ И ИНФОРМАТИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

О. К. ТИХОМИРОВ, В. В. ЗНАКОВ

Москва

 

Шемакин Ю. И. Введение в информатику. М.: Финансы и статистика, 1985. 190 с, ил.

 

Успешность решения стоящих перед советской психологией задач в области компьютеризации школьного и вузовского обучения в значительной степени определяется конструктивностью и взаимной полезностью контактов психологов со специалистами по информатике и вычислительной технике. Книга Ю.И. Шемакина как раз и отражает результаты взаимного обогащения идеями, развиваемыми в рамках двух научных дисциплин — информатики и психологии. В рецензируемом труде представлен такой подход к информатике, который основан на понимании ее предмета как опосредованного ЭВМ взаимодействия человека с объективной действительностью. Основные положения информатики излагаются в монографии на понятийно-структурном уровне без аппаратных средств вычислительной техники и без описания многочисленных конкретных процедур из области технологии программирования.

Книга состоит из введения, семи глав и заключения, объединенных единым замыслом: показать активный характер информации в системах управления разного уровня, зависимость ее качественных особенностей от целей и задач, стоящих перед субъектом управления. В соответствии с этим замыслом во введении Ю.И. Шемакин определяет информатику как науку о наиболее общих законах моделирования на ЭВМ объективной реальности, включая процессы управления, человеческого мышления и общения. Главную ее задачу автор видит в изучении «закономерностей, в соответствии с которыми происходят создание, преобразование, хранение, передача и использование информации всех видов, в том числе с применением современных технических средств» (с. 4).

Первая глава посвящена анализу информационных аспектов взаимодействия объектов реальной действительности, рассмотрению информационных отношений в тех предметных областях, отображение которых приводит к появлению информации в автоматизированных системах разного уровня. Конкретное воплощение указанных отношений в системе «человек — ЭВМ» показано на примере понимания текстов машиной. Примечательно, что наиболее перспективный путь развития «понимающих систем», по мнению автора, состоит в конструктивном использовании специалистами по информатике и вычислительной технике выявленных психологической наукой особенностей процессов понимания человека. Он прямо пишет: «...история моделирования понимания на ЭВМ фактически отражает генезис научного знания о человеческом понимании... возможности машинного понимания определяются «способностями» ЭВМ к реализации операций, традиционно относимых к познавательной деятельности: распознавания, прогнозирования и т. п.» (с. 16).

Во второй и третьей главах, посвященных анализу способов представления в ЭВМ знаний и данных, автор опирается на тезис о недостаточности методов классической математики и традиционного программирования для решения задач в тех областях практики, где необходима автоматизация не только объект-объектных, но и субъект-объектных компонентов взаимодействия. Он направляет усилия на поиски конкретных путей «деформализации» машинного знания, анализ таких способов представления знаний и данных (продукций, классификационных систем и т. п.), которые позволяют отобразить в человеко-машинной системе

 

152

 

прежде всего семантические, содержательные аспекты информации. Обосновывая положение о том, что присущие традиционному программированию жесткие алгоритмические структуры не способны отобразить динамическую картину изменения мира, в том числе процессуальность мышления человека, Ю.И Шемакин иллюстрирует его на примере обучения Он вводит принципиальное, с точки зрения психологии и практики автоматизированного обучения, разделение последнего на два вида: обучение понятиям (понятийное) и обучение действиям (процедурное) Автор подчеркивает необходимость гармоничного сочетания обоих видов в практике обучения. Такой взгляд на обучение вполне соответствует давно известным психологическим данным о том, что понимание любого знания включает и умение оперировать им. Именно в практике обучения традиционная психологическая проблема знаний и навыков приобретает особую значимость, так как в педагогическом процессе учителю нередко приходится затрачивать немалые усилия, добиваясь устранения разрыва между теоретическими знаниями учеников и практическими навыками их использования. Сегодня, когда значительная часть программ компьютеризации образования строится с ощутимым креном в сторону обучения понятиям, напоминание о важности автоматизации процедурного обучения весьма актуально.

Содержательным ядром книги, ее методологическим центром является четвертая глава «Средства общения». Она посвящена семантическому анализу средств, используемых человеком в диалоге с ЭВМ на естественном языке, а также средств машинного «восприятия» визуальной информации Основное внимание уделено представлению семантического уровня знаний человеко-машинной «понимающей» системы, т. е. построению таких неформальных семантических моделей, наличие которых позволяет системе адекватно определять смысл входного сообщения. Автор предлагает оригинальную обобщенную модель «Текст — действительность — цель — смысл». Согласно этой модели для понимания системой текста входного сообщения в ней должна быть представлена не только модель конкретной области действительности, о которой идет речь в сообщении, но и модель знаний, информационных потребностей и целей пользователя. Введение в обобщенную модель блока целей является в значительной степени новым положением, выгодно отличающим ее от традиционных лингвистических моделей типа «текст — смысл» Понимание текста происходит следующим образом содержащаяся в нем информация отображается именно на тот участок модели предметной области, на который направлено внимание пользователя в соответствии с текущей целью его деятельности (характер цели определяется практической задачей, для решения которой человек обратился за помощью к системе). В зависимости от разных целей отображение происходит на разные фрагменты предметной области и потому смысл входного текста для системы оказывается различным. Заметим, что алгоритм смысловой обработки текста не противоречит, а, скорее, соответствует представлениям психологов о последовательности этапов понимания текстов человеком.

В завершающих главах книги автор рассматривает те типы автоматизированных систем (информационные, интеллектные, экспертные и др.), в основе функционирования которых лежат семантические модели. Кроме того, он дает читателю краткие представление о программно-аппаратных средствах, на базе которых указанные модели реализуются в работающих промышленных системах

В заключение следует отметить, что отличительная черта обобщающего труда Ю.И. Шемакина состоит в рассмотрении процессов обработки информации с помощью ЭВМ в контексте познания человеком окружающего мира, в неразрывной связи анализа субъект-объектных отношений и диалогических процедур в системе «человек — машина». Поэтому рецензируемая книга представляет интерес не только для специалистов, работающих в области психологии и практики автоматизированного обучения, но и для психологов, так или иначе использующих ЭВМ в своей работе. И хотя в вину автору можно было бы поставить схематичный, «контурный» характер проработки основных принципов семантического моделирования, это тот недостаток книги, который вытекает из междисциплинарной природы информатики и указывает конкретные пути сотрудничества специалистов по информатике и психологов.