Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

148

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Brafnerd С.L. (ed.). Recent advances in cognitive-developmental theory. Progress in cognitive development research. N. Y.— HeidelbergBerlin. Springer — Verlag, 1983.— XII. 270 p.

 

Книга представляет собой сборник из пяти развернутых статей, составивших содержание IV тома 12-томной серии по проблемам познавательного развития.

В первой статье сборника «Теория социального учения: контекстуальный подход к когнитивному функционированию» Б. Циммерман рассматривает суть контекстуального подхода как особой нетрадиционной стратегии исследования познания. Познание, его структура и развитие с точки зрения этого подхода ситуативны в своих закономерностях и зависят от особенностей реальных условий жизни и поведения (контекста). Во взаимодействии субъекта и среды необходимо исходить из того, что не только психика зависит от среды, но и среда определяется психикой и действиями субъекта. Развитие субъекта обусловлено социально, и его характер изменяется вместе с изменением культуры. Человеческое знание несводимо к универсальным конечным основаниям (базовым ассоциациям, логическим структурам или информационным программам), а зависит от широкого и разнообразного контекста их функционирования. Этот контекст не шум, искажающий базовые закономерности, не источник ошибок измерения, а свидетельство множественности форм развития психики в реальных условиях. Ни одна стадия развития не является конечной. Зрелость мышления и поведения изменяются в соответствии с требованиями культуры.

В методологическом плане контекстуалисты отстаивают плюрализм в теории, а в эмпирии — изучение психики и поведения в реальных условиях. Валидность результатов исследования оценивается по их соответствию деятельности в реальных условиях, а не теориям и универсальным механизмам, которые в них постулируются. Примером реализации указанного подхода, с точки зрения автора, является теория социального учения Бандуры.

В следующей статье Р.С. Сиглера и Д.Д. Ричардса «Развитие двух понятий» рассматриваются трудности и недостатки сложившихся подходов к изучению познавательного развития детей. Основными недостатками традиционных подходов авторы считают использование ограниченного набора заданий, за которыми обычно стоят представления об одной-единственной способности, подлежащей выявлению. Однако в экспериментах часто обнаруживается, что дети, не решающие основного задания, решают его варианты и в более раннем возрасте. По мнению авторов, неправильно считать способность сформированной, если выполняется простейшее (Брейн, 1959) или, наоборот, сложнейшее (Браун, 1976) из возможных заданий. Предлагается стратегия для более адекватного изучения развития познавательных способностей в разном возрасте, состоящая из трех компонентов: а) решение взаимосвязанных задач, относящихся к разным аспектам конкретной способности; б) выявление знаний и правил действия, используемых при выполнении заданий; в) объединение в единую картину результатов выполнения разных заданий и получение обобщенного представления о развитии способностей испытуемых ко времени проведения обследования.

В статье сборника «Взаимосвязь генов и культуры в развитии сознания», написанной Ш.Д. Ламсденом, излагаются основы социобиологической теории генокультурной коэволюции. Главным принципом теории является положение о биологических источниках развития психики и культуры, а также об изменении самих биологических свойств посредством генетической эволюции, происходящей в ответ на воздействие культурных факторов. Авторы выделяют три способа трансляции культурных целостностей («культургенов»): жесткая генетическая предопределенность; отсутствие всякой предопределенности (состояние «чистой доски»); нежесткая генетическая предопределенность в выборе культургенов в ходе формирования сознания. В своей теории авторы принимают третью возможность. Приводятся эмпирические данные в пользу теории врожденной нежесткой предопределенности когнитивного развития человека.

Генетическое и культурное наследования в развитии психики реципрокны, они не могут быть разделены на «природное» и «приобретенное» и учитываться аддитивно. Утверждается, что нет прямого перехода от генов к культуре и к поведению. Гены порождают органические предпочтения психического развития, последние порождают сознание и поведение, а сознание и поведение создают культуру. Адаптивная эффективность культуры подтверждает или отрицает исходные генетические предпочтения.

В статье редактора всей серии Ч. Дж. Брейнерда «Системы функционирующей памяти и познавательное развитие» исследуется вопрос о связи и влиянии

 

149

 

процессов памяти на процессы познания и их развитие. Статья состоит из четырех частей. В первой дается обстоятельная сводка работ, в которых показана связь памяти с развитием познания. Во второй излагаются модели когнитивного развития, построенные на основе теории памяти. Функционирующая память включает кодирование исходной информации в кратковременной памяти, поиск в долговременной памяти нужных операций преобразования на базе исходной информации, воспроизведение этих операций и осуществление преобразований информации в кратковременной памяти и, выдача ответов. Делается попытка объяснить особенности выполнения детьми разных возрастов познавательных заданий через особенности функционирования указанных компонентов памяти. В третьей части статьи описываются эксперименты, направленные на выявление сформированное™ различных компонентов функционирующей памяти в различных возрастах на материале задач по оценке вероятности альтернатив. В четвертой части статьи автор обсуждает в контексте рассматриваемой теории памяти три традиционные проблемы познавательного развития: 1) что лежит в основе возрастных изменений при решении познавательных задач детьми; 2) что изменяется качественно и скачками, а что количественно и постепенно в познавательном развитии; 3) как повысить чувствительность и адекватность метода выявления уровня развития познавательных операций. Автор последней статьи сборника «Это — логический подход к познавательному развитию» В.Р. Чарльзворт обосновывает использование этологических методов изучения познавательного развития теми задачами, которые встали перед исследователями в эволюционной биологии, психологии, в практике обучения и психотерапии. Автор описывает разработанный им метод этологического исследования познавательного развития, основанный на подробной фиксации ситуаций текущего поведения, с которым сталкивается индивид в различные возрастные периоды развития, реагирование на эти ситуации, устранение или неустранение проблемы, возобновление или невозобновление исходного поведения. Результаты конкретных исследований показывают высокую эффективность метода и этологического подхода в целом, особенно при выявлении состава и последовательности ситуаций и проблем, в которых происходит развитие детей, их характера в терминах созданной автором таксономии последних (физические, социальные, информационные, собственные, навязанные и т. д.).

В целом статьи сборника дают весьма полное представление о теоретических подходах в изучении проблем познавательного развития в современной зарубежной, и прежде всего американской, психологии. Диапазон стратегий теоретизирования весьма широк; объяснительные принципы характеризуются большим разнообразием, хотя и не без некоторой доли эклектизма. Заметен также сдвиг в сторону большего учета социальной обусловленности познавательного развития, но при традиционной узости в понимании самой социальности и усилении обращения к биогенетическим содетерминантам.

 

И.И. ИЛЬЯСОВ, И.Л. МОЖАРОВСКИЙ

Москва