Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

145

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

АРХИТЕКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

Anderson J. R. The architecture of cognition. (Cognitive science series, N 5).— Cambridge (Mass.), London: Harvard Univ. Press, 1983.— XI + 345 p.

 

Рецензируемая книга принадлежит перу профессора психологии университета Карнеги-Меллон (Питсбург) Джона Р. Андерсона. Его работы по проблеме компьютерного моделирования психических процессов человека «Ассоциативная память человека» (1973, совместно с Г. Бауэром) и «Язык, память и мысль» (1976) цитируются в значительном числе публикаций советских психологов. В рецензируемой книге Дж. Андерсон представил последнюю версию своей широко известной теории под названием ACT (от английского act — действие), содержащей описание архитектуры познавательных процессов человека. Эта теория частично реализована в виде компьютерной программы — АСТЕ. В книге семь глав, в первой описывается структура ACT, в последующих раскрывается специфика представления познавательных процессов в ACT — запоминания, репрезентации информации, обучения и т. д.

В первой главе обосновывается необходимость создания такой теории (модели) интеллекта, которая позволила бы рассматривать познавательные процессы человека в целом, как единое структурное образование. В предшествующих информационных теориях делались попытки смоделировать отдельные познавательные процессы или их составляющие — решение задач, умозаключения, использование схем в мыслительной деятельности. Дж. Андерсон считает, что при осуществлении различных видов познавательной активности используются одни и те же системы интеллектуальных навыков, что и обрывает возможность создания общей теории познавательных процессов человека. В качестве единицы строения интеллектуального навыка в теории Дж. Андерсона используется так называемая продукция (production) — конструкция типа «если X, то Y», где X — условие, при выполнении которого производится действие Y. По мнению Дж. Андерсона, любой вид активности человека может быть описан в виде системы продукций. ACT содержит три основных структурных компонента: А — память, содержащая продукции, Б — декларативная память, содержащая факты, описания и т. п., т. е. различные виды декларативных знаний, и В — рабочая память, содержащая перерабатываемую в настоящий момент информацию. Из В информация поступает в Б и А, а также выводится во внешний мир. Имеется и обратный поток — информация из обеих систем памяти (Б и А) и внешнего мира может вводиться в рабочую память. Описанная структура ACT отражает организацию познавательных процессов человека: декларативная память и память, содержащая продукции, отражают хранящиеся в долговременной памяти человека системы знаний и навыков, рабочая память — это осуществляющийся в данный момент познавательный процесс.

Вторая глава посвящена проблеме репрезентации знаний в ACT. Информация может поступать в ACT в вербальной и образной форме, однако образная информация, поступающая в ACT, перекодируется и получает символическое представление. Знания (вербальные и образные в символическом представлении) хранятся в декларативной памяти. В ACT можно смоделировать некоторые действия с образами, например их мысленное вращение.

В третьей главе рассматривается представление в ACT одной из особенностей человеческого интеллекта — способности человека использовать имеющиеся знания в

 

146

 

соответствии с поставленной перед ним задачей. Для этого в ACT используется механизм активации, т. е. приведения в рабочее состояние знаний (элементов декларативной памяти). Знания, которые имеют ассоциативные связи с перерабатываемой в настоящий момент информацией, активируются и поступают в рабочую память.

Четвертая глава содержит представление о целенаправленных процессах в ACT. Последовательность продукций, составляющих познавательный процесс, организуется в соответствии с поставленной целью и может изменяться в ходе его осуществления так же, как это имеет место в познавательных процессах человека.

В пятой главе описывается организация декларативной памяти, которая представляет собой ассоциативную сеть, содержащую узлы — элементы (слова или образы в символическом представлении) и их ассоциативные связи. Легкость активации элемента зависит от частоты его употребления; по мнению Дж. Андерсона, этот простой принцип позволяет моделировать многие феномены человеческой памяти.

Шестая глава посвящена проблеме усвоения новых навыков. В отличие от декларативных знаний новые навыки нельзя вводить в ACT в готовом виде, они строятся на основе имеющихся продукций. Первоначально новый навык представляется в общем виде, в дальнейшем он уточняется и отлаживается. По мнению Дж. Андерсона, именно так формируются навыки человека.

В седьмой главе описывается модель процесса усвоения языка, основу которой составляет построение системы продукций.

Рецензируемая книга позволяет ознакомиться с последними достижениями в области искусственного интеллекта. При этом необходимо отметить, что некоторые положения теории ACT не вполне согласуются с данными, накопленными в современной психологии. Как отмечалось выше, при переработке и хранении образная информация в ACT перекодируется в символическую форму, т. е., по мнению создателей ACT, не существует независимой системы хранения и переработки образной информации. Этому положению теории ACT противоречат результаты многочисленных исследований по возрастной психологии (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А.В. Запорожец и др.), в которых было показано, что системы образных репрезентаций формируются у человека гораздо раньше символических систем. С позиций теории ACT будет трудно объяснить, как происходит переработка образной информации у ребенка, еще не достигшего уровня символических репрезентаций. Отметим, что некоторые представители современной когнитивной психологии (А. Паивио) признают существование независимой системы переработки и хранения образной информации, что подтверждается экспериментально.

Приобретение декларативных знаний человеком — сложный, многоуровневый процесс. Не углубляясь в сущность проблемы понимания, отметим вслед за видным американским психологом Д. Озбелом, что вербальные знания могут поступать в декларативную память в двух видах — как результат понимания текста и как результат его заучивания, что предполагает их принципиально различное кодирование, представление в декларативной памяти и переработку. В ACT процесс приобретения декларативных знаний представлен упрощенно.

Указанные недостатки данной работы, как и некоторые другие, которые мы не имеем возможности здесь рассмотреть, в значительной степени обусловлены общим подходом, характерным для работ по компьютерному моделированию познавательных процессов человека, идеи которого легли в основу данной книги. Поэтому, наряду с новыми и весьма интересными идеями (например, о разделении декларативных и процедурных знаний — продукций, аналогичном разделению знаний и навыков в советской психологии), для нее в целом характерна редукционистская тенденция в исследовании познавательных процессов человека, приводящая к их упрощению, а нередко и неадекватному представлению.

 

Т.Н. БРУСЕНЦОВА

Москва