143
МЕТОДИКА
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРВИЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Р. ИГНЯТОВИЧ
В настоящее
время насущной проблемой является разработка методик, направленных на вскрытие причин
тех или иных социально-психологических явлений, происходящих в первичных
коллективах. Недостаточная разработанность психологических методов исследования
коллективов серьезно мешает внедрению активных методов воспитательной работы [1], [2], [3].
В
настоящей статье описывается методика для анализа интерперсональных
отношений в коллективе, которая включает в себя следующие моменты:
1. Список свойств личности, используемый в
методике, содержит 128 прилагательных; 64, характеризующих человека
положительно, и 64, характеризующих его отрицательно. По психологическому
содержанию прилагательные делятся на две группы: интраперсональные
и интерперсональные.
Интраперсональными
являются прилагательные, которые характеризуют внутренние психические качества
личности (чувствительный, веселый, трудолюбивый и т. п.), а интерперсональными
— прилагательные, описывающие свойства личности, проявляющиеся в межличностных
отношениях (любит шутить, доброжелательный, вспыльчивый и т. п.). Методика
содержит 30 интраперсональных и 34 интерперсональных свойств.
2.
Процедура заполнения социограммы. Для проведения
эксперимента необходимы: список членов группы, список прилагательных и
регистрирующий бланк. Образец бланка представлен ниже.
Бланк
содержит список членов группы и место для занесения оценок. По предъявлению
бланка испытуемый вписывает в клетки номера свойств личности из предложенного
списка. Вначале следует вписать номера всех положительных свойств, а потом —
отрицательных. Каждому члену группы можно приписать не более 10 положительных и
отрицательных свойств личности.
3. Способ обработки полученных результатов. Обработке
подвергается совокупность индивидуальных социограмм.
По ним вычисляются 4 показателя, характеризующих отношение группы к каждому
члену коллектива: а) общая групповая оценка индивида; б) групповая оценка интраперсональных свойств; в) групповая оценка интерперсональных свойств; г) адекватность самооценки.
Рассмотрим каждый показатель в отдельности.
Образец бланка для заполнения
№ п/п |
Свойства
личности |
|||||||||||||||||||
положительные |
отрицательные |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 2 3 … № |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
144
а)
Общая групповая оценка индивида (Gi):
где — сумма положительных свойств, приписанных i-му
члену группы j-м членом; — сумма отрицательных
свойств, приписанных i-му члену группы; N — общее число членов
в обследуемой группе, Gi — общегрупповая оценка личности i-го члена группы. Она
характеризует отношение группы к данному члену, как его видят и оценивают
другие члены группы. В свою очередь, сумма величин Gi может
характеризовать психологический климат в коллективе.
б)
Групповая оценка интраперсональных свойств (Gi интра):
, (2)
где Gi интра — групповая оценка интраперсональных свойств i-го члена группы;
, — число отрицательных
(положительных) интраперсональных свойств,
приписанных i-му члену группы.
В
отличие от выражения (1) в формулу (2) введена дополнительная константа,
соответствующая доле интраперсональных прилагательных
в общем списке свойств.
в)
Групповая оценка интерперсональных свойств (Gi интер):
, (3)
где Gi интер — групповая оценка интерперсональных
свойств i-го члена
группы;
— число отрицательных (положительных) интерперсональных свойств, приписанных i-му
члену группы.
г)
Адекватность самооценки (Аi):
Аi = Gi — (ΣS+ii —ΣS¯ii), (4)
где Аi — адекватность
самооценки индивида i; ΣS+ii, ΣS¯ii, —
отрицательные (положительные) самооценки.
В
дополнение к вычисляемым показателям возможен качественный анализ протоколов
обследования.
Предлагаемая
методика может быть использована для анализа взаимоотношений в разных первичных
группах (трудовых, ученических, рекреационных и др.), всюду, где индивиды
продолжительно сотрудничают и где существуют разнообразные горизонтальные и
вертикальные связи и отношения
Если
коллективы недавно сформированы, следует подождать несколько месяцев, пока не
сформируются устойчивые отношения внутри коллектива, и только после этого
проводить обследование.
Если
приходит новый член коллектива, методика может быть использована для ускорения
адаптации новичка в коллективе. Если таким новым членом коллектива является
руководитель (преподаватель, заведующий, ведущий специалист и т. п.), а
трудовой коллектив уже сформировался, то руководитель может быть ознакомлен с
результатами обследования, что во многом поможет ему быстрее включиться в
руководство коллективом.
Следует
освободиться от предрассудков, что только члены коллектива должны
приспосабливаться к руководителям. У руководителя тоже должно быть стремление к
адаптации к группе.
Отношения
между людьми являются важным фактором, влияющим на психическое здоровье
человека и эффективность его деятельности. Предлагаемая методика может быть с
успехом использована для улучшения взаимоотношений и руководства в различных
коллективах.
1. Богданов В. А., Семенов
В. Е. О системном подходе к изучению социально-психологического климата в
первичном коллективе // Психология возрастных коллективов. Тезисы докладов
Всесоюзного симпозиума. М., 1978. С. 13— 14
2. Психологические проблемы повышения эффективности деятельности
производственных коллективов. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под ред. О.И. Зотовой, Е.В. Таранова,
Е.В. Шороховой. Курган, 1981. 271 с.
3. Социально психологический климат коллектива / Под ред Е. В. Шороховой,
О. И. Зотовой, М., 1979
Поступила в редакцию 5.IV