Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

143

 

МЕТОДИКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПЕРВИЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Р. ИГНЯТОВИЧ

 

В настоящее время насущной проблемой является разработка методик, направленных на вскрытие причин тех или иных социально-психологических явлений, происходящих в первичных коллективах. Недостаточная разработанность психологических методов исследования коллективов серьезно мешает внедрению активных методов воспитательной работы [1], [2], [3].

В настоящей статье описывается методика для анализа интерперсональных отношений в коллективе, которая включает в себя следующие моменты:

1. Список свойств личности, используемый в методике, содержит 128 прилагательных; 64, характеризующих человека положительно, и 64, характеризующих его отрицательно. По психологическому содержанию прилагательные делятся на две группы: интраперсональные и интерперсональные.

Интраперсональными являются прилагательные, которые характеризуют внутренние психические качества личности (чувствительный, веселый, трудолюбивый и т. п.), а интерперсональными — прилагательные, описывающие свойства личности, проявляющиеся в межличностных отношениях (любит шутить, доброжелательный, вспыльчивый и т. п.). Методика содержит 30 интраперсональных и 34 интерперсональных свойств.

2. Процедура заполнения социограммы. Для проведения эксперимента необходимы: список членов группы, список прилагательных и регистрирующий бланк. Образец бланка представлен ниже.

Бланк содержит список членов группы и место для занесения оценок. По предъявлению бланка испытуемый вписывает в клетки номера свойств личности из предложенного списка. Вначале следует вписать номера всех положительных свойств, а потом — отрицательных. Каждому члену группы можно приписать не более 10 положительных и отрицательных свойств личности.

3. Способ обработки полученных результатов. Обработке подвергается совокупность индивидуальных социограмм. По ним вычисляются 4 показателя, характеризующих отношение группы к каждому члену коллектива: а) общая групповая оценка индивида; б) групповая оценка интраперсональных свойств; в) групповая оценка интерперсональных свойств; г) адекватность самооценки. Рассмотрим каждый показатель в отдельности.

 

Образец бланка для заполнения

 

п/п

Свойства личности

положительные

отрицательные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

144

 

а) Общая групповая оценка индивида (Gi):

 

 

где  — сумма положительных свойств, приписанных i-му члену группы j-м членом; — сумма отрицательных свойств, приписанных i-му члену группы; N — общее число членов в обследуемой группе, Giобщегрупповая оценка личности i-го члена группы. Она характеризует отношение группы к данному члену, как его видят и оценивают другие члены группы. В свою очередь, сумма величин Gi может характеризовать психологический климат в коллективе.

б) Групповая оценка интраперсональных свойств (Gi интра):

 

, (2)

 

где Gi интра — групповая оценка интраперсональных свойств i-го члена группы;

, — число отрицательных (положительных) интраперсональных свойств, приписанных i-му члену группы.

В отличие от выражения (1) в формулу (2) введена дополнительная константа, соответствующая доле интраперсональных прилагательных в общем списке свойств.

в) Групповая оценка интерперсональных свойств (Gi интер):

 

, (3)

 

где Gi интер — групповая оценка интерперсональных свойств i-го члена группы;

 — число отрицательных (положительных) интерперсональных свойств, приписанных i-му члену группы.

г) Адекватность самооценки (Аi):

Аi = Gi — (ΣS+ii ΣS¯ii), (4)

где Аi — адекватность самооценки индивида i; ΣS+ii, ΣS¯ii, — отрицательные (положительные) самооценки.

В дополнение к вычисляемым показателям возможен качественный анализ протоколов обследования.

Предлагаемая методика может быть использована для анализа взаимоотношений в разных первичных группах (трудовых, ученических, рекреационных и др.), всюду, где индивиды продолжительно сотрудничают и где существуют разнообразные горизонтальные и вертикальные связи и отношения

Если коллективы недавно сформированы, следует подождать несколько месяцев, пока не сформируются устойчивые отношения внутри коллектива, и только после этого проводить обследование.

Если приходит новый член коллектива, методика может быть использована для ускорения адаптации новичка в коллективе. Если таким новым членом коллектива является руководитель (преподаватель, заведующий, ведущий специалист и т. п.), а трудовой коллектив уже сформировался, то руководитель может быть ознакомлен с результатами обследования, что во многом поможет ему быстрее включиться в руководство коллективом.

Следует освободиться от предрассудков, что только члены коллектива должны приспосабливаться к руководителям. У руководителя тоже должно быть стремление к адаптации к группе.

Отношения между людьми являются важным фактором, влияющим на психическое здоровье человека и эффективность его деятельности. Предлагаемая методика может быть с успехом использована для улучшения взаимоотношений и руководства в различных коллективах.

 

1. Богданов В. А., Семенов В. Е. О системном подходе к изучению социально-психологического климата в первичном коллективе // Психология возрастных коллективов. Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. М., 1978. С. 13— 14

2. Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под ред. О.И. Зотовой, Е.В. Таранова, Е.В. Шороховой. Курган, 1981. 271 с.

3. Социально психологический климат коллектива / Под ред Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой, М., 1979

 

Поступила в редакцию 5.IV 1985 г.