Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

87

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ УЗНАДЗЕ

100-летию со дня рождения)

 

Ш. А. НАДИРАШВИЛИ

 

Имя видного грузинского психолога и общественного деятеля Дмитрия Николаевича Узнадзе широко известно среди советских и зарубежных психологов. Его научная, общественная и педагогическая деятельность оказала большое влияние на развитие психологической науки. Он был достойным представителем той замечательной плеяды ученых, которые во главе с Иване Джавахишвили провели огромную работу при основании университета в Грузии. Под руководством Д.Н. Узнадзе в Тбилисском университете развернулась научная работа в области психологии, результаты которой привлекли к себе пристальное внимание советских и зарубежных психологов.

Д.Н. Узнадзе создал оригинальное направление в психологии — теорию установки, которая нашла широкое признание в нашей стране и за ее пределами. И сегодня данная теория является главной теоретической базой научной работы Института психологии Академии наук Грузинской ССР, который был основан Д.Н. Узнадзе и с честью носит имя своего создателя.

Делу развития теории установки служат также четыре кафедры Тбилисского государственного университета, успешно справляющиеся с задачей воспитания нового поколения советских грузинских психологов. В развитие данной теории вносят достойный вклад работающие на ее основе советские ученые из Москвы, Ленинграда, Киева, Алма-Аты и зарубежные из Венгрии, Германской Демократической Республики, Канады, Чехословакии и т. д.

Теория установки Д.Н. Узнадзе превратилась в одно из серьезных теоретических направлений советской психологии. По мнению известных советских психологов А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, психологическое наследие Д.Н. Узнадзе представляет собой значительное достижение нашей науки, внесшее огромный вклад в формирование и развитие советской психологии.

На современном этапе, в эпоху научно-технической революции, когда стала совершенно ясной необходимость использования достижений психологической науки в производстве и общественной жизни, особенно повысился интерес к теории установки, поскольку она дает возможность учитывать роль «человеческого фактора» в жизни.

 

*

 

Д.Н. Узнадзе родился в 1886 г. в селе Сакара Зестафонского района, в крестьянской семье.

В 1896 г. десятилетнего Дмитрия Узнадзе зачислили в Кутаисскую первую мужскую гимназию, где он с самого начала отличился как способный и трудолюбивый ученик. Дмитрий Узнадзе вместе с передовыми учащимися принимал активное участие в революционном движении, вследствие чего в 1905 г. его вместе с 19 другими

 

88

 

учащимися исключили из гимназии. В это время он был учеником последнего, восьмого класса.

В том же 1905 г. для продолжения учебы он был послан семьей в Германию. Д.Н. Узнадзе поступил в Лейпцигский университет на факультет философии, где в то время философию и психологию преподавал создатель научной психологии В. Вундт.

В. Вундт в 1878 г. основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию. В этой лаборатории сформировалась научно-экспериментальная психология, для изучения которой приезжала молодежь из многих стран. В дальнейшем именно ученики Вундта создали прославленные психологические центры в Германии, Англии, Франции и других странах. Основоположник грузинской психологической школы Д.Н. Узнадзе вместе с В. Келером и другими известными психологами работал в семинаре Вундта и считался одним из лучших студентов.

В 1907 г. ученый совет Лейпцигского университета присудил Д.Н. Узнадзе премию за труд, посвященный, философии Лейбница. В это же время он работает над философским учением Вл. Соловьева, и в 1909 г. после окончания университета ему присуждается степень доктора философии за этот труд. Степень доктора была присуждена университетом г. Галле, поскольку в то время здесь по сравнению с Лейпцигским университетом работали более компетентные специалисты в области русской философии.

В 1909 г. Д.Н. Узнадзе вернулся в Грузию и начал работать в Кутаисской гимназии учителем истории. В тогдашней России полученный за рубежом диплом об окончании высшего учебного заведения не считался официальным документом. Поэтому в 1910 г. Д.Н. Узнадзе начал экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета и в 1913 г. получил диплом I степени об окончании высшего учебного заведения. С 1909 по 1916 гг. Д.Н. Узнадзе занимался большой общественной, педагогической и научной работой.

С 1917 г. в деятельности Д.Н. Узнадзе наступает новый период. Он переезжает в Тбилиси и включается в возглавлявшийся И.В. Джавахишвили коллектив грузинских ученых — основателей Тбилисского университета. В 1918 г. в университете под руководством Д.Н. Узнадзе открывается кафедра психологии и психологическая лаборатория, превратившиеся в центр развития психологии в Грузии.

Одновременно Д.Н. Узнадзе работает директором педагогического института, который был создан на базе Тбилисского учительского института и вошел в состав университета. В университете и в педагогическом институте он читал курс общей психологии, педагогической психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. В университете изучение психологии с самого начала считалось обязательным для всех студентов. Данное обстоятельство, разумеется, требовало создания учебников по психологии и психологических трудов на грузинском языке. С этого времени Д.Н. Узнадзе начинает интенсивную исследовательскую и литературную работу в области философии и психологии.

В 1919 г. в издаваемом при университете журнале «Моамбе» был опубликован труд Д.Н. Узнадзе «Petites Perceptions» Лейбница и их место в психологии», который фактически был первым серьезным теоретико-психологическим исследованием в Грузии, а в 1920 г. в университетском издательстве была напечатана его монография «Анри Бергсон», в которой критически рассматривалась философия Бергсона. Те критические соображения, которые были выдвинуты против интуитивизма Бергсона, легли в дальнейшем в основу его учения о психологии установки.

Ранее, как на это указывают классики марксизма, исследование вопросов об активных началах человека велось с позиций идеалистической философии. Теперь стало необходимым изучить закономерности психологической активности человека в процессе его реальной деятельности.

По мнению Д.Н. Узнадзе, мистические

 

89

 

и интуитивные представления не годятся для понимания природы познавательной и психической активности человека. Более того, сами интуитивные и мистические представления человека наряду с другими переживаниями и внутренней активностью должны быть поняты и объяснены на основе системы научных понятий. По внутренней логике развития своего мировоззрения Д.Н. Узнадзе постепенно приближается к марксистскому учению о природе человека и действительности. Этот процесс стал еще более интенсивным после того как психологическая лаборатория Д.Н. Узнадзе стала работать в направлении экспериментального изучения психологических основ человеческой активности.

На основе указанных положений были построены его последующие конкретно-научные исследования: «Имперсоналия» (1923), «Психологические основы наименования» (1923), «Мотивы интересов к учебным предметам» (1924) и другие труды, которые одновременно публиковались и в немецких психологических журналах. Однако особую роль в развитии советской грузинской психологии сыграла монография Д.Н. Узнадзе «Основы экспериментальной психологии», изданная в 1925 г. В этом психологическом исследовании были рассмотрены с единой теоретико-психологической точки зрения основные проблемы психологии. В нем были даны некоторые принципы общепсихологической теории установки. Однако для формирования полноценной теории нужны были помимо того существенные методологические преобразования, которые произошли в процессе дальнейшей теоретической и экспериментальной работы. На этой книге выросло целое поколение довоенных грузинских психологов, превративших под руководством Д.Н. Узнадзе теорию установки в одно из основных направлений советской психологии,

В 1927 г. по инициативе Д.Н. Узнадзе в Грузии было основано общество психологов, которым он руководил до самой кончины. На заседаниях общества психологов, как правило, читались доклады, основанные на результатах экспериментальных исследований, что было вызвано насущными задачами нашей науки.

В конце 20-х — начале 30-х гг. психология испытывала глубокий методологический кризис. К тому времени только начинала создаваться советская марксистская психология, а психология на Западе и в Америке оказалась раздробленной на отдельные течения, которые не могли выйти из кризисного состояния, поскольку они оставались в большинстве на позициях идеалистического понимания психики. Невольно возникла тенденция накопления фактов и эмпирических закономерностей, которые не подвергались затем научному обобщению. Психология посредством естественнонаучного экспериментального метода пыталась изучить духовные стороны человека. Данная ориентация принесла некоторые положительные результаты, но на очень короткое время. По мнению Д.Н. Узнадзе, без теоретической работы, на основе которой должна быть создана система общих понятий, имеющих фундаментальное значение, не могла быть сформирована советская психология. К этому-то времени и относится формирование им понятия установки, которое подразумевает реальное психическое состояние человека и может служить основой единства сознания человека и объективной действительности. Объединив теоретическую и экспериментальную работу, Д.Н. Узнадзе смог обнаружить то реальное психическое состояние, которое выражает готовность человека к определенному поведению. Выяснилось, что существует целостное психическое состояние человека, определяющее его будущую деятельность и работу сознания. Главной причиной успеха работы в этом направлении послужило то обстоятельство, что Д.Н. Узнадзе создал метод исследования указанного состояния. Существование факта установки и создание методов ее искусственного вызывания сделало возможным формирование теории установки, наметившей перспективы познания психической активности человека. Если раньше психология

 

90

 

была ограничена сферой переживаний человека, то сейчас она вышла за пределы этой сферы и превратила в объект своего познания единые закономерности переживаний и деятельности человека. Это было новым шагом в развитии психологии, позволяющим преодолеть односторонность психологии переживания и психологии поведения.

Отдельные факты выявления установки были замечены в психологии и раньше. К таким фактам относились эффекты Фехнера и Шарпантье, однако они считались явлениями частного порядка, имеющими ограниченное психологическое значение. Однако Д.Н. Узнадзе показал, что подобные эффекты характерны для всех сфер деятельности человека. Но помимо того, а это самое главное для теории установки, Д.Н. Узнадзе показал, что перед всякой деятельностью человек заранее внутренне и психологически готовится к ее осуществлению, хотя данный факт может совершенно не осознаваться им. Факт предварительной психологической подготовки человека к определенному действию Д.Н. Узнадзе назвал установкой и приступил к его экспериментальному изучению.

Дальнейшее усиление работы в данном направлении было вызвано тем, что Д.Н. Узнадзе создал эффективный и простой метод исследования возникновения, действия и смены установки. Указанный метод позволял без труда выяснить особенности установки человека. Под руководством Д.Н. Узнадзе его сотрудники выполнили несколько десятков исследований, в результате которых выяснилось, что в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и легкости смены могут быть охарактеризованы многие психические особенности человека. Позднее научная ценность исследования установки стала очевидной для многих психологов. Выявленный в зрительной сфере методом установки факт был назван известным французским психологом Жаном Пиаже «эффектом Узнадзе». На основании результатов этого эффекта Пиаже показал неправомерность широко распространенных в психологии основных принципов гештальттеории в понимании психической активности человека. Особенностям и значению эффекта Узнадзе Пиаже посвятил монографическое исследование, вышедшее в 1944 г., что сделало деятельность Д.Н. Узнадзе еще более известной.

В этот период сформировалась грузинская психологическая школа, один из важнейших этапов деятельности которой был охарактеризован в фундаментальном труде Д.Н. Узнадзе «Общая психология». Названная книга вышла в свет в 1940 г.

Прежде чем приступить к изложению основных этапов развития теории установки Д.Н. Узнадзе, необходимо отметить, что начиная с 1923 г. он выполнил серию экспериментально-теоретических исследований, которые, не будь даже создана теория установки, имели бы самостоятельное значение для развития психологии. Эти труды вошли в золотой фонд советской психологической науки. Из них особо следует отметить «Психологические основы наименований» (1923), «К проблеме постижения значения» (1927), «Образование понятия в дошкольном возрасте» (1929), «Иллюзии скорости движения» (1940), «Формы поведения человека» (1941), «Развитие технического мышления в школьном возрасте» (1942), «Внутренняя форма языка» (1947), «К проблеме сущности внимания» (1947). Первые три из перечисленных трудов были изданы, как уже указывалось, в немецких журналах и стали известны для широкого круга психологов.

В работе «Психологические основы наименования» Д.Н. Узнадзе путем экспериментального исследования показал, что наименование предметов и явлений не происходит совершенно случайно, без какой-либо мотивации, напротив, эта активность имеет под собой специфическую психологическую основу. Данное обстоятельство проявляется в том, что испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных

 

91

 

рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия.

Эта удивительная закономерность открывала совершенно новый путь в изучении психологических вопросов языка и в понимании природы психической активности. Вслед за исследованием Д. Н. Узнадзе процесс наименования превратился в объект интенсивного изучения. Основные результаты исследования Д.Н. Узнадзе были внесены в учебник по гештальттеории известным немецким психологом В. Келлером, а Г. Фокс, Ф. Ирвин, Е Ньюлинг, Р. Девис провели широкую экспериментальную работу для проверки этих результатов и дальнейшего исследования этого вопроса. Работа в указанном направлении вышла за пределы экспериментального исследования наименования и была связана с проблемами межкультурного взаимодействия.

Указанному вопросу посвятил большое монографическое исследование А. Баиндурашвили, который наряду с собственными экспериментальными результатами изложил и обобщил добытые в психологии данные. Путем анализа существующей вокруг данной проблемы литературы автор ясно показал, что Д.Н. Узнадзе является пионером исследования в этом направлении, а полученные им факты занимают важное место в изучении психологического акта наименования.

Большой отклик имели также два экспериментальных исследования Д.Н. Узнадзе по вопросу формирования понятия, опубликованные сначала на немецком (1929), а позднее на грузинском языке. В этих трудах были рассмотрены этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека. Л.С. Выготский в своей книге «Язык и мышление» (1934) детально рассмотрел результаты исследования Д.Н. Узнадзе, отметив, что перед Дмитрием Николаевичем стояла задача установить те формы мышления, которые должны рассматриваться не как понятия, а как их функциональные эквиваленты. То противоречие, которое существовало между пониманием процессов развитого мышления и ранней речи естественным образом разрешалось благодаря открытию псевдопонятий, которые выявляются в виде комплексного мышления и позволяют детям и взрослым понять друг друга в процессе общения. Посредством указанных ступеней мышления стало возможным обнаружить опосредствующее звено комплексного и понятийного мышления.

В указанных трудах был вместе с тем сформулирован комплексный метод исследования формирования понятий, который в дальнейшем использовался многими исследователями для изучения закономерностей данного процесса. Добытые в этих трудах результаты рассматривались и использовались С.Л. Рубинштейном, В. Штерном, Г. Думасом, В. Блюменфельдом, А. Лачинсом и Э. Лачинсом.

Значение понятия установки и экспериментальных исследований Д.Н. Узнадзе в сфере мышления было признано и зарубежными психологами. А. Лачинс, в частности, отмечал, что достижения психологии мышления обусловлены тем большим классическим наследием, которое было оставлено М. Вертхеймером, К. Бюллером, О. Зельцем и Д.Н. Узнадзе. По его признанию, американская психология обычно изучает те операциональные элементы мышления, логический учет и машинная имитация которых возможны. Но с этих позиций невозможно понять природу интеллектуальной активности человека. Необходим учет тех исследований, в которых изучается роль установки и активности личности в процессе мышления (1972).

Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе вместе со своими сотрудниками проводил экспериментальные исследования, в результате которых оказалось возможным выяснить целостно-личностную природу установки, формирование и действие которой подчиняется специфическим законам. Результаты проведенной в этом направлении работы

 

92

 

впервые были опубликованы на русском и немецком языках (1930, 1939).

1940 год может считаться завершающим годом первого этапа развития психологии установки. В этом году вышла в свет «Общая психология» Д.Н. Узнадзе, в которой были собраны воедино добытые в грузинской психологии данные. До опубликования этого капитального труда печатались отдельные работы Д.Н. Узнадзе, по которым можно проследить путь развития теории установки (1930, 1938).

Обычно в психологии говорят о теориях двух рангов. Существуют специфические теории восприятия, мышления, внимания, фантазии и других психологических явлений, которые служат пониманию и объяснению особенностей указанных феноменов. Такие теории известны под названием «малых теорий», однако они всегда основываются на какой-либо общепсихологической теории. В истории психологии известно не такое уж большое количество общепсихологических фундаментальных теорий. Среди них следует отметить: ассоциационизм, психоаналитическую теорию Фрейда, гештальттеорию и американскую бихевиористическую психологию. Теория установки ранее развивалась как «малая теория», в которой изучались специфические особенности психического явления. Заслуга Д.Н. Узнадзе состоит именно в том, что «малую теорию» установки он постепенно преобразовал в общепсихологическую теорию, направленную на познание основных закономерностей психологической активности. На основе общепсихологической теории установки становится возможным постижение и познание общих закономерностей протекания психической активности человека, его действия и сознания. Общепсихологическая теория установки формировалась параллельно и в противовес гештальттеории, психоанализу, бихевиоризму и другим известным теориям. В своей «Общей психологии» Д.Н. Узнадзе показал, что особенности протекания деятельности и сознания человека служат выявлением установочного действия целостного субъекта. Эта точка зрения, по мнению известного советского психолога А.А. Смирнова, является одним из основных достижений советской психологии. Соглашаясь с основными положениями теории установки, он полагал, что психология в первую очередь должна сделать предметом своего изучения субъекта, личность как целое.

На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы тех связей, которые существуют между средой, человеческим поведением и его сознанием. Одновременно ею преодолевалась теория непосредственной и механистической связи между средой и сознанием. Наряду с фундаментальными вопросами психологии стало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека. В этом направлении в дальнейшем под руководством Д.Н. Узнадзе большую работу провел В. Норакидзе. Из его монографических исследований выяснилось, что в основе типа темперамента и характера личности лежит типология установки.

В экспериментальных исследованиях было установлено, что у больных шизофренией, истерией и эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется своими специфическими по сравнению со здоровыми испытуемыми особенностями. Таким образом, теория установки и в области патопсихологии стала основополагающей.

 

*

 

В период Великой Отечественной войны психология, подобно другим наукам, встала на службу обороны Родины. Д.Н. Узнадзе основал при эвакогоспитале в Тбилиси патопсихологический кабинет, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. Наряду с этим он занимался научно-пропагандистской работой. В этот период он опубликовал критические статьи, направленные против расистских теорий и, в частности, фашизма.

 

93

 

В 1945 г. за плодотворную практическую и теоретическую работу он был награжден Президиумом Верховного Совета СССР орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовую доблесть».

При формировании Академии наук в Грузинской ССР в 1941 г. Д.Н. Узнадзе был избран ее действительным членом. Он входил в число 16 академиков — основателей Академии наук Груз. ССР и являлся членом Президиума отделения общественных наук. С самого начала при Академии наук был создан сектор психологии, которым руководил Д.Н. Узнадзе. В 1943 г. на базе сектора сформировался Институт психологии, директором которого был назначен Дмитрий Николаевич. Следует также отметить, что почти на протяжении тридцати лет грузинский Институт психологии был единственным институтом психологии в рамках Академии наук СССР, поэтому неудивительно, что советская грузинская психологическая школа с самого же начала была ориентирована на разработку фундаментальных научных проблем, чем внесла значительный вклад в дело развития всей советской марксистской психологии.

1940—1950 гг. могут считаться вторым этапом научной деятельности Д.Н. Узнадзе и развития теории установки. В это время произошло преобразование общепсихологической теории установки. В этот период в общественных науках уже были решены основные философско-методологические вопросы, связанные с проблемами взаимоотношения человека с предметной действительностью. Постепенно все более актуальным становилось изучение вопросов социального взаимодействия людей. По сравнению с другими психологическими течениями теория установки имела определенные преимущества в изучении психологических вопросов социальной природы человека. Однако использование этих преимуществ требовало выдвижения новых аспектов. Стала необходимой разработка с позиций теории установки психологических понятий, которые обязательны для познания социально-психологической активности человека. В этом направлении Д.Н. Узнадзе провел интересные исследования и опубликовал множество трудов, среди которых особо следует упомянуть такие, как «Проблемы внимания» (1947), «Внутренняя форма языка» (1947), «Проблемы объективации» (1947).

В этих трудах Д.Н. Узнадзе отказался от понятия допсихического при характеристике природы психического и установки. Он уже рассматривал установку как психическое явление, однако для ее характеристики потребовалась разработка понятия бессознательного психического. Он ввел в психологию принцип иерархии и дал возможность дифференцированного рассмотрения двух уровней психической активности. Д.Н. Узнадзе охарактеризовал основные аспекты уровней установки и объективации в психической активности и тем самым заложил фундамент для совершенно нового этапа развития психологии установки. Предметом исследования психологии установки стали специфически человеческие проблемы. Тем самым была создана предпосылка для проведения социально-психологических исследований. Если до этого актуальным было выяснение проблем, связанных с вопросами взаимоотношения человека и предметной среды, на основании чего изучались механизмы целесообразного поведения, направленного на удовлетворение биологических, жизненных потребностей организма, то в дальнейшем объектом изучения стали закономерности психической активности противостоящего действительности познающего субъекта и связанной с социальной средой личности. Исследование закономерностей формирования и действия установки на различных иерархических уровнях психической активности уже давно превратилось в предмет специального изучения. Д.Н. Узнадзе, как считает К.А. Абульханова-Славская, путем установления особенностей второго уровня психической активности, что имело следствием формирование понятия объективации, сделал возможным понимание специфических особенностей психической деятельности

 

94

 

человека. Если выполняемое на основе установки поведение существенным образом определяется воздействием ситуации, во время чего удовлетворяются непосредственные и актуальные потребности человека, то при осуществлении деятельности на уровне объективации человек освобождается от рабской подчиненности ситуации, а его деятельность приобретает избирательный, неситуационный, обобщенный характер.

На этом уровне активности человек учитывает потребности других людей и социальные требования вообще. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, внесением этого принципа Д.Н. Узнадзе вместе с С.Л. Рубинштейном способствовал формулированию принципов личностного подхода, что представляло собой значительный шаг вперед на пути построения марксистской психологии (1980).

К концу 40-х гг. Д.Н. Узнадзе обобщил полученные грузинскими психологами экспериментальные данные в монографии «Экспериментальные основы психологии установки», опубликованной в 1949 г. В ней он окончательно сформировал иерархическую теорию установки, где закономерности сознательной и бессознательной психической активности человека рассматриваются с позиций единой психологии установки. Этот труд на русском языке был опубликован в 1961 г., а в 1966 г. вышел в США на английском языке под названием «Психология установки». Именно по этой книге теория установки Д.Н. Узнадзе стала известна самому широкому кругу читателей.

После кончины Д.Н. Узнадзе вокруг теории установки дважды разворачивалась широкая дискуссия. В первый раз в 1952 г. в Груз. ССР была проведена дискуссия на тему: «Некоторые вопросы советской психологии», в которой приняли участие почти все видные представители грузинской психологии. В этой дискуссии предметом особого рассмотрения стали методологические проблемы психологии установки. В ходе обсуждения еще более упрочился взгляд, состоящий в том, что теория установки представляет собой одно из наиболее плодотворных направлений советской психологии, развитие которой служит обогащению марксистской психологии.

Впоследствии дискуссия о месте и значении теории установки в советской психологии развернулась на страницах журнала «Вопросы психологии» (1955).

Интерес к теории установки Д.Н. Узнадзе не только не утихает, но все более возрастает. Об этом свидетельствует и тот факт, что почти на каждом всесоюзном съезде психологов актуальным вопросам теории установки посвящаются специальные заседания. На XVIII Международном конгрессе психологов, состоявшемся в Москве в 1968 г., проблемам установки был посвящен отдельный симпозиум. В нем приняли участие психологи многих стран. Еще более широко проблемы теории установки были представлены на XII Международном конгрессе. Этот форум совпал со 100-летием основания первой в мире психологической лаборатории (В. Вундта), поэтому он был проведен в Лейпциге.

Д.Н. Узнадзе скончался в 1950 г., в 64-летнем возрасте, на научном заседании Института психологии, когда он произносил речь. Его ученики и последователи, стремящиеся с достоинством носить имя представителей грузинской школы психологов, продолжают работу в направлении дальнейшего развития психологии установки.

Психологическое наследие Д.Н. Узнадзе и по сей день представляет собой живую действенную теорию, которая испытывает непрерывный рост и развитие, приобретает все большую роль в решении теоретических и практических задач.

 

1. Узнадзе Д. Н. "Petites Perceptions" Лейбница и их место в психологии // Известия Тифл. ун-та. 1919. Т. 20. № 1. С. 68—86.

2. Узнадзе Д. Н. Impersonalia // Чвени мецниереба. 1923. № 1. С. 1—27.

3. Узнадзе Д. Н. Психологические основы наименования // Чвени мецниереба. 1923. № 2— 3. С. 27—55.

 

95

 

4. Узнадзе Д. Н. Мотивы интересов к учебным предметам // Чвени мецниереба. 1924. № 9 — 10. С. 1 — 13.

5. Узнадзе Д. Н. Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. ун-та 1925. Т. XVI. С. 468.

6. Узнадзе Д. Н. К проблеме постижения значения // Известия Тифл. ун-та. 1927. Т. VIII. С. 254—274.

7. Узнадзе Д. Н. Образование понятия в дошкольном возрасте, Arch. f. d. ges. Psychologie. Т. 73. 1929.

8. Узнадзе Д. Н. К вопросу об основном законе смены установки // Психология. М., 1930. Т. III, вып. 3. С. 116—135.

9. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. 1966. С 451.

10. Узнадзе Д. Н. Общая психология. Т. XIV. 1940. 510 с.

11. Узнадзе Д. Н. Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. Т. 1. 1940. № 3. С. 225—231.

12. Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1941. Т. 17. С 1—39.

13. Узнадзе Д Н. Развитие технического мышления в школьном возрасте // Труды Ин-та психологии АН ГССР. Т. 1. 1942. С. 61—82.

14. Узнадзе Д. Н. Внутренняя форма языка // Психология 1947. Т. 4. С. 165—190.

15. Узнадзе Д. Н. К проблеме сущности внимания // Психология. 1947. Т. 4. С. 139—163.

16. Узнадзе Д. Н. Проблема объективации // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1947. Т. XXXIV. С. 329—353.

17. Uznadze D. Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica, 1930, B. 4. № 3. S. 323—360

18. Uznadze D. The Psychology of Set // Consultants Bureau, New York, 1966. XVII. 251 p.

 

Поступила в редакцию I.X 1986 г.