Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

23

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

И. П. ШАХОВА

 

Старший подросток, оканчивая неполную среднюю школу, стоит перед проблемой выбора жизненного пути. Помочь ему самоопределиться личностно и профессионально призваны педагоги, которые должны быть вооружены знаниями психологических особенностей развития ребенка в этом возрасте, в частности знаниями о характере его интересов.

Безусловно, интерес как направленность личности [4] оказывает влияние на профессиональную ориентацию. Изучение же занятий подростков по интересам в свободное время поможет определить правильный подход к организации внеклассной работы с ними. Это тем более важно, поскольку увлеченность любимым делом оказывает влияние на духовное, нравственное развитие личности.

В советской психологии, в отличие от зарубежной, где интерес изучается только исходя из профессионального успеха человека [8], [11], интерес рассматривается как особое свойство, оказывающее влияние на развитие личности в целом. Весомый вклад в эту проблему внесли Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Они дали характеристику интереса с точки зрения его направленности. Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях — влечениях, стремлениях человека.

Л.С. Выготский определил интересы как «целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций» [2; 13]. В трактовке С.Л. Рубинштейна «интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете» [5; 630]. Л.С. Выготский стоял на позиции развития интересов. Таким образом, он рассматривал их как жизненные, органические процессы, глубоко коренящиеся в биологической основе человека и развивающиеся вместе с личностью.

Ученица Л.С. Выготского — Л.И. Божович подчеркивала, что интерес, или познавательная потребность1, является ведущей на всех стадиях психического развития, однако содержание ее разное, как разные и виды поведения и деятельности ребенка, в которых оно воплощается [1]. Как бы продолжая мысль Л.И. Божович, Г.И. Щукина, исследуя познавательный интерес в учебном процессе, отмечала, что в подростковом возрасте познавательный интерес — ведущий мотив, который через деятельность способствует формированию общей направленности личности [6], [7].

Исходя из того, что интерес не только побуждает к деятельности, но и проявляется в ней, мы рассматриваем интересы школьников к определенным видам деятельности, осуществляемой в свободное время [5]. Выбор для изучения именно свободного времени объясняется

 

24

 

главным образом возможностью исследовать интересы в динамике свободного выбора деятельности [9].

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследованием были охвачены 240 подростков VIIIX классов школ № 155, 788 Москвы и школы № 234 г. Капустин Яр Астраханской области.

Использовались две методики. Согласно одной методике, 72 вида занятия делились на 4 группы, по 18 видов в каждой. Эти занятия можно было выполнить только в свободное время, например: посетить исторический музей, коллекционировать марки, оформить классную или пионерскую газету. В целях выявления структуры интересов подросткам предлагалось выбрать 6 занятий и отметить в соответствующих графах таблицы: «нравится», «не нравится», «безразлично».

Все занятия соответствовали 7 видам деятельности: 1) технической, практической; 2) научно-технической, научно-теоретической; 3) театрально-художественной; 4) историко-географической; 5) спортивной; 6) природоведческой, сельскохозяйственной; 7) общественной.

В основу данной методики был положен вопросник, разработанный С. Ларсебо [10]. Преимущество данного вопросника состоит в том, что он выявляет структуру интересов, охватывая наиболее значимые виды деятельности, причем при ответах учитывается и общее количество информации. Случайные ответы исключаются, так как фиксируется взаимосвязь ответов, даваемых на различные вопросы. Качественный анализ результатов обследования по этой методике представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Показатели уровня развития интересов у старших подростков

 

Возраст (класс) и пол подростков

Вид деятельности

1

2

3

4

5

6

7

IX Девочки

0,03

0,07

0,46

0,32

0,13

0,25

0,16

Мальчики

0,31

0,26

0,29

0,31

0,34

0,10

0,10

VIII Девочки

0,05

0,12

0,52

0,35

0,12

0,22

0,16

Мальчики

0,27

0,24

0,37

0,29

0,34

0,08

0,09

VII Девочки

0,02

0,08

0,57

0,39

0,14

0,18

0,15

Мальчики

0,34

0,25

0,31

0,25

0,21

0,09

0,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Было установлено, что классификация всех видов занятий (нравится, не нравится, безразлично), которую подростки записывали в специальную таблицу, носит закономерный характер и отражает их интересы.

Сравнение значений коэффициентов интересов в зависимости от возраста испытуемых показало, что с уровнем значимости 0,15 гипотеза о независимости коэффициентов интересов2 от возраста может быть отброшена для 1, 2, 3, 4 и 6 видов деятельностей у девочек и с уровнем значимости 0,01 для 1, 3 и 5 видов у мальчиков. Таким образом, интересы к указанным занятиям зависят от возраста.

Методом прямого опроса товарищей подростков, их родителей и педагогов устанавливались интересы каждого испытуемого. Для этого предлагалось подростку указать место того или иного вида деятельности (от 1 до 7) в ряду их интересов. Проверка гипотезы о независимости результатов, полученных с помощью методики С. Ларсебо и методом прямого опроса на основе критерия порядковой корреляции Спирмана, показала, что гипотеза отвергается с уровнем значимости меньше 0,1. Таким образом данные, полученные указанными методами, тесно взаимосвязаны. Однако метод прямого опроса требует значительного времени для сбора информации и не дает количественного соотношения между интересами конкретного подростка. Кроме того, при уменьшении числа опрошенных результат принимает субъективный характер.

Вторая методика заключается в следующем [9]. На I этапе подросткам

 

25

 

предлагалось выбрать из списка, включающего 21 занятие, 5, которыми они занимаются чаще всего в свободное время (мы будем называть их «действительные занятия»). Время, затрачиваемое на отобранные занятия, испытуемые должны были оценить по 5-балльной шкале (балл 5 соответствует тому занятию, которым занимаются чаще всего). На II этапе подростки выбирали лишь те 5 занятий из 21, которыми хотели бы заниматься больше всего в свободное время (мы будем их называть «желаемые занятия»). По данной методике было обследовано 342 человека (ученики VIIIX классов). Средние значения баллов данных каждому занятию на I и II этапах исследования, приведены в табл. 2. Однофакторный дисперсионный анализ (в качестве изменяемого фактора взят возраст испытуемых) распределения свободного времени, как «действительного», так и «желаемого», показал, что с уровнем значимости 0,1 гипотеза о независимости распределения свободного времени от возраста может быть отброшена для занятий, указанных в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Распределение свободного времени старших подростков и юношей

(средние значения)

 

Занятия

Девочки

Мальчики

Действительное

Желаемое

Действительное

Желаемое

Класс

VII

VIII

IX

VII

VIII

IX

VII

VIII

IX

VII

VIII

IX

Игра на музыкальном инструменте

0,47

0,71

0,32

0,58

0,64

1,15

0,31

0,29

0,58

0,45

0,64

__

Спорт

0,47

0,45

0,34

0,93

1,36

1,24

2,56

2,48

1,42

1,37

2,45

1,06

Просмотр телепередач

1,66

1,32

0,82

0,49

0,50

0,15

1,35

1,62

1,63

0,45

0,75

0,35

Посещение театра

0,38

0,43

0,76

1,49

1,37

2,24

0,20

0,22

0,11

0,61

1,00

0,41

Посещение кинотеатра

1,98

1,33

1,30

1,36

1,07

0,53

1,45

1,15

1,16

0,91

1,00

1,35

Чтение

1,87

2,64

2,87

1,18

2,01

1,29

1,87

2,04

3,32

0,69

1,67

2,42

Думать, размышлять

0,36

0,82

1,40

0,22

0,38

0,47

0,25

0,51

0,74

0,13

0,30

0,59

Мастерить

0,11

0,34

0

0,33

0,22

0,85

0,51

0,05

0,64

0,52

0,76

Принимать участие в делах класса, школы

1,17

0,79

0,21

0,07

0,19

0,12

0,11

0,26

0,19

Общение с товарищами

0,27

1,13

1,68

1,20

1,17

1,77

0,73

1,42

1,58

0,78

0,95

1,82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение средних баллов, полученных по действительным и желаемым занятиям в свободное время, показало, что с уровнем значимости менее 0,05 гипотеза о совпадении действительного проведения досуга с желаемым может быть отброшена для остальных исследуемых занятий, характерных для разного возраста3. Иногда расхождения действительного и желаемого поведения очень значительны. Желаемое больше относится к характеристике интересов, поэтому желание заниматься тем или иным занятием в свободное время можно интерпретировать как проявление интереса к этому занятию. Действительное же отображает реально существующую социальную ситуацию. Сравнение результатов, полученных с помощью различных методик, указывает на отсутствие ярко выраженных противоречий в характере изменения интересов. Однако различия в отдельных видах деятельностей, например спортивной, у мальчиков можно объяснить недостатком второй методики, который заключается в том, что каждый вид занятия характеризуется одним вопросом, в то время как определение коэффициента интереса по первой методике дается на основании анализа ответов на несколько вопросов, соответствующих

 

26

 

тому или иному виду деятельности.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Результаты, полученные с помощью первой методики (табл. 1). Эта методика помогает проследить развитие интереса. Между деятельностью и интересом существует тесная связь: интерес побуждает к деятельности, деятельность вызывает интерес. В переходном возрасте появляются новые интересы; старые притупляются, затухают. Так, у девочек основным интересом становится интерес к театрально-художественной деятельности. Причем этот интерес возрастает от класса к классу. Точно так же развивается и интерес к историко-географической деятельности. Обратная зависимость развития интереса и возраста наблюдается относительно природоведческой и сельскохозяйственной деятельности. Один из показателей перехода из подросткового в юношеский возраст у девочек — повышение интереса к технической и научно-технической деятельности в VIII классе и падение его в IX классе (возвращается к уровню VII класса). Сложная линия развития интересов практической и научно-теоретической деятельностей говорит о поиске, сомнениях и в конечном счете осознании интереса. Интерес к общественной и спортивной деятельностям с возрастом не изменяется.

У мальчиков отсутствуют значимые изменения в научно-теоретической, природоведческой и общественной сферах деятельности. Наблюдается возрастание интересов у девятиклассников к техническим, практическим видам занятий и резкий спад в этом возрасте интереса к спортивной деятельности. Другой особенностью, характеризующей переход от подросткового к юношескому возрасту у мальчиков, является значительное возрастание интереса к театрально-художественной деятельности в VIII классе и постепенный его спад в IXX классах.

Результаты, полученные с помощью второй методики (табл. 2). Изменения желаемого распределения свободного времени в зависимости от возраста у девочек наиболее ярко проявляются в таких занятиях, как игра на музыкальных инструментах, спорт, посещение театра, кино, чтение, танцы и сборы в кругу подруг, у мальчиков — в таких занятиях, как прослушивание пластинок, поездки за город, спорт, посещение театра, технических и научных выставок, чтение, сборы в кругу товарищей.

В большинстве из отмеченных видов деятельности перелом происходит в VIII классе, после чего наблюдается резкий спад или подъем в желаемых занятиях, что четко отражается на интересах подростков.

Особый интерес представляет распределение свободного времени между желаемыми и действительными видами занятий и конфликты4 на этой почве. Эти конфликты не являются постоянными и для большинства занятий изменяются от класса к классу, причем по-разному у мальчиков и девочек.

По характеру конфликты между желаемым и действительным распределением свободного времени на какое-либо занятие (для рассматриваемой категории учащихся) можно разделить на три вида: возникающие и углубляющиеся; постоянные (не изменяющиеся с возрастом) и затухающие.

На рисунке даны три графика динамики конфликтов учащихся VIIIX классов относительно трех занятий, трех видов интереса. Остановимся на причинах, влияющих на их возникновение и устранение. Так, у девочек желание играть на музыкальном инструменте совпадает с реальной возможностью в VII и VIII классах. Однако в IX классе желание владеть музыкальным инструментом резко возрастает, что, на наш взгляд, обусловлено следующим обстоятельством. В процессе своего развития девочки старшего подросткового возраста приходят к выводу о том, что гармонически развитая личность должна обладать рассматриваемым качеством [3]. Однако время для приобретения навыков в более раннем

 

27

 

возрасте было упущено. Это породило конфликт между «желаемым» и «действительным». Аналогичная ситуация существует и в занятии спортом, но конфликт здесь возникает еще раньше, т.е. в VII классе, и углубляется в VIIIIX классах.

 

Характер конфликтов между желаемым и действительным занятием: а) игра на музыкальном инструменте (у девочек); б) просмотр телевизора (мальчики); в) участие в делах класса, пионерской и комсомольской организаций (у девочек).

Обозначения: ——— значимое изменение; —    — незначимое изменение.

 

Просмотр телевизионных передач не пользуется особой популярностью (желание заниматься этим стоит на 13— 16-м местах). Однако фактически это занятие стоит на 3—5-м месте в действительном распределении свободного времени. Для мальчиков конфликт сохраняется во всех классах, у девочек VIIIIX классов прослеживается тенденция к устранению этого конфликта за счет более дифференцированного просмотра передач.

По-разному у мальчиков и девочек протекает конфликт между желаемым и действительным посещением театра. Если у девочек он остается постоянным и глубоким, то у мальчиков отсутствие возможности посещать театр значительно уменьшает желание заниматься этим, что в свою очередь устраняет конфликт.

Особое внимание, на наш взгляд, заслуживает такой вид занятий, как участие в делах класса, пионерской и комсомольской работе. Конфликт в этих занятиях как у мальчиков, так и у девочек носит затухающий характер. В VII классе желание участвовать в общественной работе довольно низкое. Оно несколько возрастает в VIII классе, что обусловлено вступлением в комсомол, и вновь падает в IX классе. Конфликт существует в VII классе у мальчиков и в VIIVIII классах у девочек Тревожно, что устранение конфликта происходит за счет уменьшения времени занятия общественной работой.

Таким образом анализ каждого (из 21) вида занятия дает полное представление об изменении интересов учащихся, выявляет кризисный период, который падает на VIII класс, и определяет влияние различных внешних факторов на развитие интересов. Последнее осуществляется с помощью возникающего конфликта между действительным и желаемым.

 

*

 

В результате эксперимента мы проследили развитие интересов подростков от 13 до 15 лет. Используя две методики, убедились в том, что рубеж перехода старшего подростка в юношеский возраст приходится на время между 14 и 15 годами. В этом возрасте все выявленные виды деятельностей меняют свою направленность: одни приобретают большую значимость, другие — меньшую.

Давая характеристику интересам детей старшего подросткового возраста, необходимо отметить, что по содержанию они являются непосредственными (т. е. вызваны самим процессом деятельности), оформленными, познавательными. Ряд детей обладает аморфными интересами, однако в целом это не типично для данного возраста.

Следует отметить, что по характеру интересы старших подростков — общие, т. е. они могут легко актуализироваться, но встречаются и частные интересы. Интересы старших подростков весьма гибки, что создает благоприятную почву для воспитательной работы.

 

28

 

1. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. М., 1955. С. 3—14.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 6—40.

3. Давыдов В. В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М. 1980. С. 3—14.

4. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов: Докт. дис. Вильнюс, 1982. 343 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.

6. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 351 с.

7. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М., 1962. 230 с.

8. Albou Paul. Les questionnaires psychologiques. Paris, 1968. 206 p.

9. Hassenforder Jean. Loisirs et education. Le courner de la recherche pedagogique. Paris, 1967, N 30. 104 p.

10. Larcebeau S. Etude d' un questionnaire d'interets pour garcons de 10 a 12 ans. Bull. Lust, d'orientation professionelles, vol 4, 1958, p. 232—240.

11. Valdi Jose Bassan. Comment mteresser Penfant а l'ecole. Paris, 1976, 195 p.

 

Поступила в редакцию 15.II 1985 г.



1 Л.И. Божович отождествляла эти два понятия. По нашему мнению, знак равенства можно поставить между познавательным интересом и высшей духовной потребностью.

2 Этот показатель высчитывался по формуле, специально выведенной нами для анализа уровня развития интересов по методике С. Ларсебо.

3 В число этих занятий входят, например, занятия домашним хозяйством, танцы, посещение художественных и технических выставок.

4 Под конфликтами мы подразумеваем значимые несовпадения желаемого с действительным.