Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

187

 

СЕМИНАР ПО КОГНИТИВНЫМ СТИЛЯМ

 

В. КОЛГА,

Н.М. ЛЕБЕДЕВА,

В.С. АГЕЕВ

Таллин

Ленинград

Москва

 

25—27 мая 1986 г. в Таллинском педагогическом институте им. Э. Вильде проводился научно-практический семинар по когнитивным стилям, в работе которого приняли участие 70 ученых из Москвы, Ленинграда, Киева, Ярославля, Тулы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Перми, Саратова, Тарту и Таллина.

Семинар открыл академик АПН СССР X. Лийметс, который указал на перспективность исследований когнитивных стилей в контексте целостной жизнедеятельности человека. На пленарном заседании были прослушаны доклады В. Колга (Таллин) «Возможные миры когнитивных стилей», Н.М. Лебедевой (Ленинград) «Когнитивный стиль и мыслительные стратегии», М.А. Холодной (Киев) «О соотношении стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности», И.П. Шкуратовой (Ростов-на-Дону) «Природа когнитивных стилей и их место в структуре личности». Прикладные аспекты исследования когнитивных стилей были представлены в докладах А.Г. Шмелева (Москва) «Психодиагностика когнитивного стиля при обучении компьютерной грамотности» и Н.И. Курочкина (Ярославль) «Экспериментальное исследование роли некоторых когнитивных стилей в деятельности врачей-рентгенологов».

В. Колга отметил, что после того как исследование когнитивных стилей было начато в Ленинградском университете под руководством И. М. Палея, данная проблематика заняла значительное место в советской дифференциальной психологии. Возможно, что интерес обусловлен тем, что при изучении когнитивных стилей обнаруживаются все основные противоречия современной психологии личности (биологическое — социальное, стабильность — мобильность, формальность — содержательность, трансситуативность — ситуативность). В этой связи высказано предположение, что такая концентрация противоречий обусловлена отражением в когнитивных стилях пространственных и временных характеристик как фундаментальных свойств взаимодействия субъекта и объекта. Н.М. Лебедева рассматривала взаимосвязи между исследованиями когнитивного стиля и мыслительных стратегий. Показано, что когнитивный стиль является детерминантой как выбора конкретных стратегий, так и успешности их реализации. Проведен анализ влияния когнитивного стиля на своеобразие фазовой динамики генеза мыслительных стратегий, в особенности на начальных стадиях решения задач. Значительное внимание было уделено методическим вопросам исследования когнитивного стиля и мыслительных стратегий. М.А. Холодная поставила под сомнение правомерность противопоставления стилевых (процессуально-динамических) и уровневых (результативных) сторон интеллектуальной деятельности. Феноменология когнитивных стилей представляет собой специфическую форму проявления общего интеллекта. Основные выводы были подкреплены данными исследований поленезависимостиполезависимости, импульсивности — рефлексивности, ширины диапазона эквивалентности. Доклад вызвал дискуссию, которую продолжила И.П. Шкуратова, затронув в своем сообщении наиболее острый вопрос исследования когнитивных стилей — проблему их стабильности и мобильности. В решении этого вопроса перспективным является изучение гибкости когнитивного стиля в разных жизненных ситуациях.

Большой интерес вызвал доклад A.Г. Шмелева об обучении второй — компьютерной грамотности, поскольку довольно часто обучаемый остается пассивным субъектом, нажимающим на кнопки дисплея. Для создания эффективной методики обучения компьютерной грамотности в программу курса целесообразно ввести психодиагностику когнитивного стиля.

Второй день семинара начался с доклада B.М. Аллахвердова (Ленинград) «Когнитивные стили в контурах процесса познания», в котором обсуждались теоретические основания когнитивного стиля и механизм порождения индивидуальных ограничений в процессе познания. Без решения этих вопросов исследования когнитивного стиля, по мнению докладчика, обречены на эмпиризм. Было предложено считать когнитивные стили критериями предпочтения разных моделей мира, включающих социальную практику людей. Доклад Д.А. Леонтьева (Москва) «К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей» также скорее относится к числу методологических. Когнитивный стиль рассматривался с позиции системно-деятельностного

 

188

 

подхода, в частности отмечена целесообразность разведения в стиле двух взаимосвязанных подструктур, образованных интенциональными и операционными характеристиками.

В докладе И.Г. Скотниковой (Москва) «Реализация когнитивного стиля в познавательных стратегиях как проявление его содержательной стороны» предложен возможный подход к проблеме соотношения формального и содержательного в когнитивных стилях. Приведены собственные данные о связях когнитивно-стилевых параметров с индивидуальными особенностями стратегий решения сенсорных задач.

Т.В. Корнилова (Москва) изложила данные о связях когнитивного стиля с факторами принятия решения в ситуации неопределенности. Выяснилось, что нерациональность и склонность к риску характерны для импульсивных субъектов, которым одновременно свойственна ригидность; для поленезависимых лиц характера нерешительность и склонность к риску. Е.С. Алешина и О.С. Дейнека (Ленинград) рассмотрели важный вопрос для советской психологии — проблему соотношения индивидуального стиля деятельности с когнитивным стилем. Показано, что в разных когнитивных стилях обнаруживаются характерные соотношения ориентировочных и исполнительных компонентов. В структуре познавательной деятельности исполнительные действия преобладают над ориентировочными. П.И. Яничев (Ленинград) показал, что отражение временных параметров в описании ситуаций зависит от такого параметра когнитивного стиля, как ширина диапазона эквивалентности.

В докладах третьего дня семинара когнитивный стиль рассматривался в контексте общения. А.С. Кочарян (Киев) показал, что когнитивная сложность — простота социальной перцепции может быть как ситуативным, так стилевым и уровневым образованиями. П.Н. Иванов (Ярославль) представил данные о влиянии поле-независимостиполезависимости на взаимопонимание в диадах. Оказалось, что наивысшая продуктивность в общении наблюдается в гетерогенных диадах. Д.В. Сочивко (Ленинград) показал различия в индивидуальных стилях познавательной деятельности у студентов математиков и историков. Л.Н. Мешков и С.Ф. Сергеев (Тула) выявили разнообразные сочетания когнитивных стилей у инженеров-конструкторов. В совместном докладе Е.Ю. Артемьевой, Ю.Г. Вяткина, В.П. Серкина (Москва) были рассмотрены проблемы субъективной семантики и когнитивного стиля в учебном процессе. Л.П. Урванцев (Ярославль) подчеркнул важность когнитивных стилей при индивидуализации профессиональной деятельности врачей-рентгенологов. Как показал Н.И. Курочкин, когнитивные стили влияют на особенности расшифровки рентгенограмм, в особенности при относительном нивелировании профессионального опыта. Таким образом, необходимо учитывать когнитивный стиль и при подготовке врачей-рентгенологов.

Работу семинара завершил «круглый стол» по теме «Когнитивный стиль — это человек? или что сказал бы Бюффон о нашем симпозиуме?» под руководством И.М. Палея (Ленинград). Дискуссия развернулась в основном вокруг трех проблем: соотношение инструментального и результативного в когнитивных стилях, место когнитивного стиля в структуре индивидуальности и мобильность — устойчивость когнитивного стиля. М.А. Холодная отметила, что когнитивные стили не являются равноценными относительно интеллектуальной деятельности: поленезависимость и рефлективность более предпочитаемые, чем полезависимость и импульсивность. В то же время М.В. Смирнов (Ленинград), Н.М. Лебедева и И.М. Палей подчеркнули, что рассмотрение когнитивных стилей в более широком социальном контексте (общение, совместная деятельность) позволяет говорить о равноценности полюсов каждого стиля в плане своих адаптационных возможностей. И.Г. Скотникова подчеркнула, что на начальных фазах решения стратегия находится под большим влиянием когнитивного стиля (в этом проявляется его устойчивость), однако при несоответствии требованиям задачи может наблюдаться переход к иным стратегиям (проявление мобильности стиля). А.Г. Шмелев предложил гипотезу о соотношении мобильности — устойчивости в онтогенезе когнитивных стилей человека. Э.И. Маствилискер (Пермь) и другие участники семинара подчеркнули возможность соотнесения когнитивного и индивидуального стиля деятельности в структуре индивидуальности.

Семинар утвердил экспертов, которые будут координировать работу по определенным методикам когнитивного стиля. Экспертами назначены: по поленезависимостиполезависимостиП.Н. Иванов (Ярославский ГУ), импульсивности — рефлексивности — В. Колга (Таллинский педагогический институт), ширине диапазона эквивалентности — Н.М. Лебедева (Ленинградский ГУ), когнитивной сложности — простоте — И.П. Шкуратова (Ростовский ГУ) и по тесту Струпа.