Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В. Г. ЛЕОНТЬЕВ

Новосибирск

 

В Новосибирске в 1985 г. проведена Всесоюзная научно-практическая конференция по плану Центрального совета Общества психологов СССР. Организаторами конференции были Новосибирское отделение Общества психологов СССР, Новосибирский педагогический институт, Новосибирское областное управление НТО Машпрома, областной Дом техники НТО. В подготовке и проведении конференции участвовали отдел науки Новосибирского обкома КПСС, Институт психологии АН СССР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В работе конференции приняли участие представители научно-исследовательских институтов, высших и средних учебных заведений Москвы, Киева, Тбилиси и городов Сибири.

Всего было заслушано 25 ведущих докладов на двух пленарных и четырех секционных заседаниях, обсуждение которых вылилось в продуктивную научную дискуссию. Большой интерес вызвало обсуждение теоретических и прикладных вопросов мотивации за круглым столом, организованным А.Г. Асмоловым. На пленарных заседаниях были заслушаны пять ведущих докладов.

В докладе В.Г. Леонтьева (Новосибирск) «О природе, структуре и функциях мотива» рассмотрены новые подходы в понимании этого важного личностного образования. В мотиве, по его мнению, объединяются побудительная, регуляторная, селективная и смыслообразующая функции, которые совместно обеспечивают высший уровень саморегуляции личности. Этот уровень характеризуется системностью, целостностью организации активности человека.

В.И. Ковалев (Москва) в докладе «Профессиональная мотивация и необходимость ее выявления, оценки и учета при приеме в вузы» рассмотрел теоретические и методические вопросы оценки и учета профессиональной мотивации при отборе студентов в вузы. Понимая профессиональную мотивацию как спектр широких социальных, процессуально-деятельностных, коллективистических, стимульно-поощрительных мотивов, он предложил ввести в практику высшей школы мотивационный профотбор абитуриентов, который позволяет реализовать личностный подход при зачислении абитуриентов в вуз. В этой связи им поставлена задача объединенными научными силами разработать надежное методическое обеспечение мотивационного профотбора.

В докладе А.Г. Асмолова (Москва) «К пониманию мотива в современной психологии» был дан глубокий анализ различных концепций мотивации в зарубежной и советской психологии. На основе проведенного анализа он подчеркнул, что изучать мотив вне контекста деятельности противоестественно самой природе мотива. Мотив понимается им как побуждающий и определяющий выбор направленности на предмет (материальный или идеальный), ради которого осуществляется деятельность человека. Развитие же мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельностей (а не предметов!). Многообразие мотивов личности, их иерархия и общий мотивационный профиль являются параметрами структуры личности и представляют собой основание для построения типологии личности.

И.Ф. Мягков (Воронеж) в докладе «Комплексный подход в исследовании мотивации отклоняющегося поведения» отметил, что психологический анализ деловых, учебных и межличностных отношений между педагогически запущенными подростками, между ними и родителями, учителями, воспитателями

 

184

 

школы, ПТУ, спецшколы для несовершеннолетних правонарушителей обнаружил у них различную степень деформации системы субъективно-личностных отношений, основу которых образуют мотивы, возникающие по механизму подражания. Коррекция рациональными психолого-педагогическими воздействиями в таких случаях часто затруднена, однако положительный эффект можно достичь с помощью суггестии и гипносуггестии. Докладчик сообщил о накопленном опыте формирования устойчивых отношений-мотивов, определяющих нравственное поведение подростка.

И.В. Имедадзе (Тбилиси) осветил некоторые вопросы теоретических противоречий, связанных с полимотивированностью трудовой и учебной деятельности. По его мнению, содержание потребности (ее предмет) еще не позволяет однозначно судить, какая деятельность осуществляется человеком. Это определяет мотив, который непосредственно соответствует данной конкретной деятельности, отображая ее специфические характеристики. Потребность же определяет не деятельность, а мотив.

С.Г. Москвичев (Киев) рассмотрел важные моменты использования мотивационного фактора в учебном процессе школы. Им показано, что мера включенности (или степень занятости) может быть эмпирической переменной, отражающей отношение ученика к учебной деятельности. Показателем же силы мотивации может быть система предпочтений, основанная на принципе альтернативных суждений. В докладе раскрыта методика измерения силы мотивации, а также дан анализ зависимости успеваемости от мотивации, отношения ученика к учению и степени занятости.

На секционных заседаниях обсуждались актуальные вопросы теории и практики совершенствования психолого-педагогической работы в учебных и трудовых коллективах, изучение строения, формирования и осуществления мотивации различных видов деятельности и поведения, индивидуально-психологическая иерархия мотивов и закономерности ее формирования. Серьезное внимание было уделено психологическим аспектам борьбы за трезвость, обсуждению мотивов употребления алкоголя. Подчеркнута необходимость расширения и интенсификации исследований мотивации пьянства и алкоголизма с привлечением специалистов, работающих в других областях психологии.

На первой секции «Общетеоретические вопросы природы мотивации, ее формирования и развития» было представлено 40 докладов. Выступили А.Г. Асмолов (Москва), Ю.С. Сыровецкий (Новосибирск), С.А. Банков (Новосибирск), Н.И. Борисова (Новосибирск), В.Г. Леонтьев (Новосибирск) и др.

На секции «Мотивация педагогической и учебно-познавательной деятельности» представлено 80 докладов, выступили В.М. Соловьев (Ульяновск), АС. Ростов (Новосибирск), Л.А. Ефимова (Новосибирск), Р.А. Брандт, Д. Хасанбаева (Новосибирск), З.В. Эсебуа (Новосибирск), Л.И. Боровиков (Новосибирск) и др.

На секции «Мотивация трудовой и спортивной деятельности» выступили Л.Ф. Алексеева (Новосибирск), Н.И. Авдонина (Новосибирск), В.В. Бугаев (Новосибирск), В.Ф. Галыгин (Новокузнецк), А.А. Хван, О.А. Добрынина, О.Н. Пуляева, С.П. Чечурина (Новокузнецк), С.А. Ширяева, Е.А. Усманова (Новосибирск), Н.И. Юдашина (Москва), Е.Л. Дедион (Новосибирск) и др. Всего на эту секцию представлено 60 докладов.

На четвертой секции «Мотивация отклоняющегося поведения» из 39 докладов было заслушано 10 сообщений: В.В. Макаров (Новосибирск), Н.В. Лаврова, Г.А. Лавров (Новосибирск), В.В. Комаров (Воронеж), Т.Б. Паршина (Воронеж), В.Ю. Завьялов (Новосибирск), Л.Б. Исаков (Ставрополь), Б.Н. Пивень (Барнаул), А.В. Драгун (Новосибирск), В.Ф. Савченко (Новосибирск), И.Ф. Мягков (Воронеж).

Итоги обсуждения докладов нашли отражение в принятых рекомендациях конференции, в которых особое внимание уделено вопросам интенсификации теоретических и прикладных исследований этой очень актуальной проблемы. В частности, рекомендовано усилить изучение мотивационного аспекта профотбора и отбора в вуз, подготовки специалистов для народного хозяйства, повышения производительности труда, внедрения новой техники, группового подряда. Научные данные, обсуждавшиеся на конференции, показали, что решение всех этих вопросов в значительной мере зависит от использования мотивационного фактора.

В профилактической антиалкогольной работе с населением рекомендовано шире использовать психологические факторы, влияющие на формирование общественного мнения, социальных установок и трезвого образа жизни, в основе которого должны быть заложены жизнеутверждающие мотивы.

Обсудив социально-психологические, правовые, морально-этические, нравственные, воспитательные и медико-психологические аспекты формирования, особенности проявления

 

185

 

и динамики отклоняющегося поведения, конференция считает, что исследование структуры и содержания мотивов отклоняющегося поведения, детерминация этих мотивов внешними средовыми и внутренними психологическими факторами, является плодотворным направлением научных разработок в этой области. Вопросам профилактики отклоняющегося поведения и его коррекции необходимо уделять больше внимания в детском и подростковом возрасте.

В целом конференция продемонстрировала стремление психологов Сибири и всей страны активнее решать практические вопросы производства, управления, образования и здравоохранения.