181
АКТУАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ЛИЧНОСТИ
А. В. ФИЛИППОВ
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в
экспериментальную психологию личности: учебное пособие. М.: Просвещение, 1985.
319 с.
В документах
партии и правительства неоднократно указывалось на необходимость внедрения
достижений теоретической науки в народное хозяйство.
Практическое
использование психологических знаний требует специальной организации
исследований, когда психологические явления изучаются
не изолировано, а во взаимосвязи с реальными практическими задачами.
Традиционный двумерный психологический эксперимент не удовлетворяет этому
требованию. Ориентация на решение практических задач требует перехода от
двумерного исследования к многомерному. Отдельные
работы, в которых использовались методы факторного или кластерного анализа не
решают проблемы, а лишь «запугивают» психологов, создавая впечатление
чрезвычайной сложности этих исследований и невозможности их проведения лицами
без специального математического образования. Поэтому трудно переоценить
значение выхода в свет первого в отечественной психологии учебного пособия по
многомерной психологии личности, теории и практике построения и использования
многомерных тестов.
Первая
глава пособия носит обзорный характер. Она знакомит с методами сбора данных.
Сопоставляются различные методы: экспертные, самооценки и объективные тесты.
Подробно рассматриваются тесты Р.Б. Кэттела, MMPI, опросник А.Е. Личко и др.
Раскрывается содержание ряда понятий, используемых в современной психодиагностике,
общей и социальной психологии.
Рассмотренный
материал подводит к выводу о наличии существенных общих элементов в приведенных
классификациях, об известной ограниченности каждой из них и возможности
экстракции рационального с помощью современных методов
многомерной статистики. Математические методы многомерного анализа излагаются
качественно, с позиций психолога-исследователя, поэтому формулы и уравнения
почти не приводятся.
Во
второй главе авторы анализируют соотношение «понятий — черт» и «понятий —
типов». Творческое объединение обоих подходов реализуется при факторном анализе
полного пространства шкал MMPI , и 16PF. Решая эту задачу, авторы демонстрируют широкие
возможности применения современного факторного анализа при условии глубокого
понимания метода. Факторный анализ приводит к выделению факторов различных
уровней. Три независимых фактора четвертого уровня получают название: духовная
организация, психическая неуравновешенность, экстра — интроверсия. Фактор
психической неуравновешенности имеет наиболее сложную структуру и состоит из
четырех факторов нижнего уровня: невротизма, психотизма,
тревожности и контроля.
Третья
глава посвящена анализу MMPI и 16PF на уровне вопросов. Анализ носит
182
интегративный характер, в отличие от аналитического
подхода, представленного во второй главе. Подробно обоснованы статистические и
качественные принципы отбора информационных вопросов из банка вопросов MMPI и 16PF. Результатом
исследования является модель личности, которая содержит 25 факторов и имеет четырехуровневую
структуру. Верхний уровень в модели личности содержит четыре ортогональных
фактора (экстраверсия, асоциальность, сенситивность и психическая неуравновешенность), содержание
которых детализируется факторами, находящимися на более низких уровнях. В
данной модели личности реализован принцип структурности в описании психических
явлений, один из основных принципов марксистской психологии. На необходимость
разработки структурно-иерархических моделей личности неоднократно указывали
Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Е.В. Шорохова
и др.
Четвертая
глава посвящена принципам конструирования психодиагностических тестов. Глубоко
и всесторонне раскрываются содержание понятий валидности и надежности тестов,
способы их стандартизации, в завершение предлагается оригинальная
унифицированная процедура построения шкал тестов.
Пятая
глава является практическим синтезом результатов третьей и четвертой глав. В
ней дано подробное описание нового отечественного психодиагностического теста
(ПДТ), построенного на основе структурно-иерархической модели личности и с
помощью унифицированной методики конструирования тестов. Здесь же разбираются
методы решения трех основных задач психодиагностики: прогноза, диагностики и
интерпретации (иллюстрируемых показательными примерами).
Вместе
с тем включение в главу с описанием психодиагностического теста дополнительного
материала о способах решения психодиагностических задач нарушило однородность
текста и затруднило его понимание. Вопрос о способах решения
психодиагностических задач настолько важен, что обязательно должен быть выделен
в самостоятельную главу и рассмотрен значительно более подробно. Центральными
для решения практических задач являются вопросы использования результатов
тестирования, и именно они должны определять направление исследований по
психологии личности. Конечно, материал по психологии личности необъятен, тем
более его нельзя объять в пределах одного учебного пособия, однако практическое
использование информации о личности настолько важно, что должно быть поставлено
во главу любого курса по прикладной психологии личности.
К
недостаткам учебного пособия можно отнести также некоторую недосказанность,
скороговорку в описании довольно важных традиционных требований к личностным
тестам. Авторы явно отдают предпочтение развиваемым ими самими новым
положениям, чем изложению результатов других авторов.
В
целом «Введение в экспериментальную психологию личности» отличается
страстностью, логической продуманностью, глубиной и высокой научностью
изложения. Все это делает учебное пособие ценным руководством для углубленного
изучения психологии личности, учебником, в котором неразрывно связаны вопросы
теории и практики.