Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

АКТУАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЛИЧНОСТИ

 

А. В. ФИЛИППОВ

 

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие. М.: Просвещение, 1985. 319 с.

 

В документах партии и правительства неоднократно указывалось на необходимость внедрения достижений теоретической науки в народное хозяйство.

Практическое использование психологических знаний требует специальной организации исследований, когда психологические явления изучаются не изолировано, а во взаимосвязи с реальными практическими задачами. Традиционный двумерный психологический эксперимент не удовлетворяет этому требованию. Ориентация на решение практических задач требует перехода от двумерного исследования к многомерному. Отдельные работы, в которых использовались методы факторного или кластерного анализа не решают проблемы, а лишь «запугивают» психологов, создавая впечатление чрезвычайной сложности этих исследований и невозможности их проведения лицами без специального математического образования. Поэтому трудно переоценить значение выхода в свет первого в отечественной психологии учебного пособия по многомерной психологии личности, теории и практике построения и использования многомерных тестов.

Первая глава пособия носит обзорный характер. Она знакомит с методами сбора данных. Сопоставляются различные методы: экспертные, самооценки и объективные тесты. Подробно рассматриваются тесты Р.Б. Кэттела, MMPI, опросник А.Е. Личко и др. Раскрывается содержание ряда понятий, используемых в современной психодиагностике, общей и социальной психологии.

Рассмотренный материал подводит к выводу о наличии существенных общих элементов в приведенных классификациях, об известной ограниченности каждой из них и возможности экстракции рационального с помощью современных методов многомерной статистики. Математические методы многомерного анализа излагаются качественно, с позиций психолога-исследователя, поэтому формулы и уравнения почти не приводятся.

Во второй главе авторы анализируют соотношение «понятий — черт» и «понятий — типов». Творческое объединение обоих подходов реализуется при факторном анализе полного пространства шкал MMPI , и 16PF. Решая эту задачу, авторы демонстрируют широкие возможности применения современного факторного анализа при условии глубокого понимания метода. Факторный анализ приводит к выделению факторов различных уровней. Три независимых фактора четвертого уровня получают название: духовная организация, психическая неуравновешенность, экстра — интроверсия. Фактор психической неуравновешенности имеет наиболее сложную структуру и состоит из четырех факторов нижнего уровня: невротизма, психотизма, тревожности и контроля.

Третья глава посвящена анализу MMPI и 16PF на уровне вопросов. Анализ носит

 

182

 

интегративный характер, в отличие от аналитического подхода, представленного во второй главе. Подробно обоснованы статистические и качественные принципы отбора информационных вопросов из банка вопросов MMPI и 16PF. Результатом исследования является модель личности, которая содержит 25 факторов и имеет четырехуровневую структуру. Верхний уровень в модели личности содержит четыре ортогональных фактора (экстраверсия, асоциальность, сенситивность и психическая неуравновешенность), содержание которых детализируется факторами, находящимися на более низких уровнях. В данной модели личности реализован принцип структурности в описании психических явлений, один из основных принципов марксистской психологии. На необходимость разработки структурно-иерархических моделей личности неоднократно указывали Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Е.В. Шорохова и др.

Четвертая глава посвящена принципам конструирования психодиагностических тестов. Глубоко и всесторонне раскрываются содержание понятий валидности и надежности тестов, способы их стандартизации, в завершение предлагается оригинальная унифицированная процедура построения шкал тестов.

Пятая глава является практическим синтезом результатов третьей и четвертой глав. В ней дано подробное описание нового отечественного психодиагностического теста (ПДТ), построенного на основе структурно-иерархической модели личности и с помощью унифицированной методики конструирования тестов. Здесь же разбираются методы решения трех основных задач психодиагностики: прогноза, диагностики и интерпретации (иллюстрируемых показательными примерами).

Вместе с тем включение в главу с описанием психодиагностического теста дополнительного материала о способах решения психодиагностических задач нарушило однородность текста и затруднило его понимание. Вопрос о способах решения психодиагностических задач настолько важен, что обязательно должен быть выделен в самостоятельную главу и рассмотрен значительно более подробно. Центральными для решения практических задач являются вопросы использования результатов тестирования, и именно они должны определять направление исследований по психологии личности. Конечно, материал по психологии личности необъятен, тем более его нельзя объять в пределах одного учебного пособия, однако практическое использование информации о личности настолько важно, что должно быть поставлено во главу любого курса по прикладной психологии личности.

К недостаткам учебного пособия можно отнести также некоторую недосказанность, скороговорку в описании довольно важных традиционных требований к личностным тестам. Авторы явно отдают предпочтение развиваемым ими самими новым положениям, чем изложению результатов других авторов.

В целом «Введение в экспериментальную психологию личности» отличается страстностью, логической продуманностью, глубиной и высокой научностью изложения. Все это делает учебное пособие ценным руководством для углубленного изучения психологии личности, учебником, в котором неразрывно связаны вопросы теории и практики.