179
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Ю. Б. ГИППЕНРЕЙТЕР, В. Я. ЛЯУДИС
Москва
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация
больных (речь и интеллектуальная деятельность). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
328 с.
В университетах,
педагогических и медицинских вузах страны отводится все больше часов лекционных
и семинарских занятий проблемам нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями высших психических
процессов. Актуальность этих проблем определила необходимость подготовки
психологических кадров как в областях научной и преподавательской работы, так и
для практической службы нейропсихолога, ведущего
диагностическую и реабилитационную работу.
Книга
Л.С. Цветковой — первое в нашей стране учебное пособие, ответившее на этот
острый практический запрос. Своеобразие пособия в том, что оно несет
психологическое знание, включающее многообразные межпредметные
связи на стыке общей психологии, нейропсихологии, педагогической психологии,
неврологии и психофизиологии. Нейропсихология выступает для автора не только
как прикладная область психологического знания, но и как метод исследования
фундаментальных психологических закономерностей. Поэтому данная работа значима
не только для медицинской психологии, но и для общей.
Предмет
анализа в учебном пособии — нейропсихологическая реабилитация больного
человека. Автор отводит много места в книге не только
устоявшимся в нейропсихологии знаниям, но и новым экспериментальным данным о
структуре и механизмах нарушения речи, о связи дефектов речи при афазии с
нарушениями других психических функций, обосновывает важные для теории и
практики положения о системном нарушении и направленном системном воздействии
на пострадавший психический процесс с целью его восстановления.
Основная
методологическая и теоретическая канва учебного пособия определяется
современными представлениями советской психологии об общественно-историческом
происхождении высших психических функций, их социальной обусловленности и
прижизненном формировании. Автор развивает центральные положения известных
советских психологов, физиологов, неврологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина и др.
Изложение
материала в учебном пособии подчиняется: во-первых, идеям строго научного
подхода к пониманию взаимосвязи природы дефекта с методом его преодоления;
во-вторых, соответствия системного анализа нарушения высших психических функций
системному, комплексному подходу к преодолению дефектов и социальной реадаптации больных; в-третьих, идее социального и
экономического преимущества научного подхода к реабилитации больных в
противовес малой эффективности эмпирического подхода, все еще широко бытующего
в практике лечения и за рубежом, и в нашей стране.
Книга
излагает магистральные пути восстановления высших психических функций. Особый
интерес вызывает анализ современных представлений о спонтанном восстановлении
высших психических функций, о сравнительной роли фармакологического воздействия
на дефект и психологической функции направленного обучения; обсуждение места и
роли межполушарных и внутриполушарных перестроек в
процессах восстановления высших психических функций.
В первой части пособия (I—III главы) автор раскрывает историю развития
афазио-логии, показывает, как осуществлялся пересмотр
теоретических позиций в процессе становления современного научного знания, подчеркивает
ведущую роль отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р.
Лурия и др. в создании нейропсихологии, в разработке методологических основ и
концептуального аппарата нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации. С интересом
читается глава III «Проблемы
афазии», в которой автор знакомит с новыми исследованиями, существенно
перестроившими современное понимание природы афазии, демонстрирует действенность
системного подхода в анализе дефекта той или иной психической функции,
определяет место и роль нейролингвистики в нейропсихологической реабилитации.
По-новому предстают природа и механизмы нарушения
180
речи при разных
формах афазии с позиций новейших работ психологов о речи, ее онто- и социогенезе.
В
части II «Восстановительное обучение»
анализируются и описываются научные основы и анализ структуры, содержания и
методов нейропсихологической реабилитации и ее связи с
проблемами общей реабилитации больных, страдающих другими заболеваниями. Здесь
описаны и конкретные методы работы с больными, методики восстановительного
обучения при разных формах афазии.
Значительный
интерес представляет глава IV, где
раскрываются основы восстановительного обучения. Сформулировав задачи и
теоретические принципы восстановительного обучения, автор делает экскурс в
историю развития научного подхода к восстановлению высших психических функций.
Центральным моментом истории научного поиска в этой области Л.С. Цветкова справедливо
считает переход от характерного для клинического периода описания дефекта к
методам действенной нейропсихологической реабилитации, заложенным
прежде всего в научной школе А.Р. Лурия.
Метод
активного формирующего эксперимента, утвердившийся в советской психологии с
30-х гг., явился сильной и яркой стороной реабилитационной практики этой школы.
Поэтому, описывая научные принципы восстановительного обучения, автор опирается
на идеи и методы, несущие огромный теоретико-познавательный и преобразующий
потенциал. Методы преодоления речевых дефектов вобрали в себя не только
принципы системного многоуровневого строения психических функций и связи их
нарушений с топикой поражения мозга, но и принцип социальной опосредствованности возникновения, функционирования и
восстановления высших психических функций. Эта часть учебника
несомненно привлечет интерес специалистов разработкой многообразных путей
эффективного восстановления функций речевых систем. Намеченные автором пути
преодоления дефекта в клинике речевых расстройств проливают
свет на сложную природу и механизмы процесса понимания речи, который в
настоящее время стал одной из важнейших комплексных проблем в сфере
гуманитарного познания.
Часть
III (VIII—X главы) посвящена малоизученным
проблемам нарушения интеллектуальной деятельности и методам преодоления этих
дефектов. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности
демонстрируется на трех моделях: нарушении и восстановлении решения
арифметических задач; счета и счетных операций; конструктивной деятельности.
Эта часть учебного пособия приобретает значение не только в связи с малой
разработанностью проблемы восстановления интеллектуальных действий, но и в
связи с широким распространением этого рода дефектов в клинике поражений мозга
различной этиологии. Возникает необходимость тщательного обучения анализу и
методам преодоления дефектов интеллектуальной деятельности. Три главы пособия,
отвечающие этим задачам, написаны на основе широко известных работ А.Р. Лурия,
совместных работ А.Р. Лурия с автором книги,
собственных работ автора по этим проблемам.
Автор
вводит читателя в решение проблемы первичности и вторичности нарушения
интеллектуальной деятельности, раскрывая связь этих нарушений с поражениями
определенных лобных и теменно-затылочных отделов мозга, рассматривает роль
этого фактора в восстановлении высших психических функций. Методы преодоления
дефекта интеллектуальной деятельности, их зависимость от локализации поражения
и психофизиологических механизмов нарушения, описанные в этой части пособия,
так же как и во второй, демонстрируют широкие возможности социальной
компенсации нарушений высших психических функций, их реконструирования
с помощью социальной организации деятельности человека. Программированное
обучение больных с нарушением счета, конструктивной деятельности и т.д.
позволяет учесть специфику дефекта в зависимости от топики поражений,
посредством варьирования типового состава выполняемых операций, предусмотренных
корректирующими программами. Эти программы выступают как важная форма социальной
помощи в возвращении больному способности решения различных
интеллектуальных задач.
В
заключении автор формулирует важнейшие положения нейропсихологической
реабилитации больных, получившие отражение в книге, развивает идеи дальнейшего
изучения этих проблем.
Книга
Л.С. Цветковой — квалифицированная и актуальная работа, выполненная на высоком
теоретическом уровне. Она отвечает современному состоянию психологической и
нейропсихологической науки и имеет большое практическое значение. Выход книги —
несомненное научное событие, так как она подводит итог развитию определенной
области нейропсихологии в нашей стране и тем самым дает толчок к дальнейшим
исследованиям в этой области комплексного межпредметного
знания.
181
Вместе с тем
приходится с сожалением констатировать, что высокий научный потенциал книги
далеко не полностью реализован именно в учебных целях, поскольку стилистика
книги не отвечает требованиям учебного пособия, а, скорее, определяется стилем
научной монографии. Справедливость требует признать, что это беда не только
автора рецензируемой книги, но и многих вышедших из печати и переиздающихся
учебных пособий. Видимо, пришла пора сделать предметом специального обсуждения
требования и нормы конструирования учебников и учебных пособий для психологов,
привести их в соответствие с современным состоянием психологии обучения и
воспитания, психологии понимания, творчества и активности личности.