Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

 

Ю. Б. ГИППЕНРЕЙТЕР, В. Я. ЛЯУДИС

Москва

 

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 328 с.

 

В университетах, педагогических и медицинских вузах страны отводится все больше часов лекционных и семинарских занятий проблемам нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями высших психических процессов. Актуальность этих проблем определила необходимость подготовки психологических кадров как в областях научной и преподавательской работы, так и для практической службы нейропсихолога, ведущего диагностическую и реабилитационную работу.

Книга Л.С. Цветковой — первое в нашей стране учебное пособие, ответившее на этот острый практический запрос. Своеобразие пособия в том, что оно несет психологическое знание, включающее многообразные межпредметные связи на стыке общей психологии, нейропсихологии, педагогической психологии, неврологии и психофизиологии. Нейропсихология выступает для автора не только как прикладная область психологического знания, но и как метод исследования фундаментальных психологических закономерностей. Поэтому данная работа значима не только для медицинской психологии, но и для общей.

Предмет анализа в учебном пособии — нейропсихологическая реабилитация больного человека. Автор отводит много места в книге не только устоявшимся в нейропсихологии знаниям, но и новым экспериментальным данным о структуре и механизмах нарушения речи, о связи дефектов речи при афазии с нарушениями других психических функций, обосновывает важные для теории и практики положения о системном нарушении и направленном системном воздействии на пострадавший психический процесс с целью его восстановления.

Основная методологическая и теоретическая канва учебного пособия определяется современными представлениями советской психологии об общественно-историческом происхождении высших психических функций, их социальной обусловленности и прижизненном формировании. Автор развивает центральные положения известных советских психологов, физиологов, неврологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина и др.

Изложение материала в учебном пособии подчиняется: во-первых, идеям строго научного подхода к пониманию взаимосвязи природы дефекта с методом его преодоления; во-вторых, соответствия системного анализа нарушения высших психических функций системному, комплексному подходу к преодолению дефектов и социальной реадаптации больных; в-третьих, идее социального и экономического преимущества научного подхода к реабилитации больных в противовес малой эффективности эмпирического подхода, все еще широко бытующего в практике лечения и за рубежом, и в нашей стране.

Книга излагает магистральные пути восстановления высших психических функций. Особый интерес вызывает анализ современных представлений о спонтанном восстановлении высших психических функций, о сравнительной роли фармакологического воздействия на дефект и психологической функции направленного обучения; обсуждение места и роли межполушарных и внутриполушарных перестроек в процессах восстановления высших психических функций.

В первой части пособия (IIII главы) автор раскрывает историю развития афазио-логии, показывает, как осуществлялся пересмотр теоретических позиций в процессе становления современного научного знания, подчеркивает ведущую роль отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. в создании нейропсихологии, в разработке методологических основ и концептуального аппарата нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации. С интересом читается глава III «Проблемы афазии», в которой автор знакомит с новыми исследованиями, существенно перестроившими современное понимание природы афазии, демонстрирует действенность системного подхода в анализе дефекта той или иной психической функции, определяет место и роль нейролингвистики в нейропсихологической реабилитации. По-новому предстают природа и механизмы нарушения

 

180

 

речи при разных формах афазии с позиций новейших работ психологов о речи, ее онто- и социогенезе.

В части II «Восстановительное обучение» анализируются и описываются научные основы и анализ структуры, содержания и методов нейропсихологической реабилитации и ее связи с проблемами общей реабилитации больных, страдающих другими заболеваниями. Здесь описаны и конкретные методы работы с больными, методики восстановительного обучения при разных формах афазии.

Значительный интерес представляет глава IV, где раскрываются основы восстановительного обучения. Сформулировав задачи и теоретические принципы восстановительного обучения, автор делает экскурс в историю развития научного подхода к восстановлению высших психических функций. Центральным моментом истории научного поиска в этой области Л.С. Цветкова справедливо считает переход от характерного для клинического периода описания дефекта к методам действенной нейропсихологической реабилитации, заложенным прежде всего в научной школе А.Р. Лурия.

Метод активного формирующего эксперимента, утвердившийся в советской психологии с 30-х гг., явился сильной и яркой стороной реабилитационной практики этой школы. Поэтому, описывая научные принципы восстановительного обучения, автор опирается на идеи и методы, несущие огромный теоретико-познавательный и преобразующий потенциал. Методы преодоления речевых дефектов вобрали в себя не только принципы системного многоуровневого строения психических функций и связи их нарушений с топикой поражения мозга, но и принцип социальной опосредствованности возникновения, функционирования и восстановления высших психических функций. Эта часть учебника несомненно привлечет интерес специалистов разработкой многообразных путей эффективного восстановления функций речевых систем. Намеченные автором пути преодоления дефекта в клинике речевых расстройств проливают свет на сложную природу и механизмы процесса понимания речи, который в настоящее время стал одной из важнейших комплексных проблем в сфере гуманитарного познания.

Часть III (VIIIX главы) посвящена малоизученным проблемам нарушения интеллектуальной деятельности и методам преодоления этих дефектов. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности демонстрируется на трех моделях: нарушении и восстановлении решения арифметических задач; счета и счетных операций; конструктивной деятельности. Эта часть учебного пособия приобретает значение не только в связи с малой разработанностью проблемы восстановления интеллектуальных действий, но и в связи с широким распространением этого рода дефектов в клинике поражений мозга различной этиологии. Возникает необходимость тщательного обучения анализу и методам преодоления дефектов интеллектуальной деятельности. Три главы пособия, отвечающие этим задачам, написаны на основе широко известных работ А.Р. Лурия, совместных работ А.Р. Лурия с автором книги, собственных работ автора по этим проблемам.

Автор вводит читателя в решение проблемы первичности и вторичности нарушения интеллектуальной деятельности, раскрывая связь этих нарушений с поражениями определенных лобных и теменно-затылочных отделов мозга, рассматривает роль этого фактора в восстановлении высших психических функций. Методы преодоления дефекта интеллектуальной деятельности, их зависимость от локализации поражения и психофизиологических механизмов нарушения, описанные в этой части пособия, так же как и во второй, демонстрируют широкие возможности социальной компенсации нарушений высших психических функций, их реконструирования с помощью социальной организации деятельности человека. Программированное обучение больных с нарушением счета, конструктивной деятельности и т.д. позволяет учесть специфику дефекта в зависимости от топики поражений, посредством варьирования типового состава выполняемых операций, предусмотренных корректирующими программами. Эти программы выступают как важная форма социальной помощи в возвращении больному способности решения различных интеллектуальных задач.

В заключении автор формулирует важнейшие положения нейропсихологической реабилитации больных, получившие отражение в книге, развивает идеи дальнейшего изучения этих проблем.

Книга Л.С. Цветковой — квалифицированная и актуальная работа, выполненная на высоком теоретическом уровне. Она отвечает современному состоянию психологической и нейропсихологической науки и имеет большое практическое значение. Выход книги — несомненное научное событие, так как она подводит итог развитию определенной области нейропсихологии в нашей стране и тем самым дает толчок к дальнейшим исследованиям в этой области комплексного межпредметного знания.

 

181

 

Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что высокий научный потенциал книги далеко не полностью реализован именно в учебных целях, поскольку стилистика книги не отвечает требованиям учебного пособия, а, скорее, определяется стилем научной монографии. Справедливость требует признать, что это беда не только автора рецензируемой книги, но и многих вышедших из печати и переиздающихся учебных пособий. Видимо, пришла пора сделать предметом специального обсуждения требования и нормы конструирования учебников и учебных пособий для психологов, привести их в соответствие с современным состоянием психологии обучения и воспитания, психологии понимания, творчества и активности личности.