175
ПУТИ
ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА
А. ГОРАЛЬСКИ
Говоря о
творчестве вообще, мы особенно выделяем вопросы, связанные с феноменом
творчества, или более четко, вопросы, даже приблизительное решение которых
является необходимым (хотя и недостаточным) условием работы, основным мотивом
которой является создание (и обоснование) науки о творчестве. Сюда относятся
следующие вопросы: 1) Какова основа творчества (в смысле primum ratio); 2) В чем суть творчества; 3) Как определить понятие
творчества; 4) Как надо (и как возможно) исследовать творчество; 5) В чем
состоит метод творчества; 6) В чем состоит метод создания методов творчества;
7) Как успешно передавать творческий опыт.
Есть
и другие вопросы. Но известно; что легче ставить их (для кого-то) чем отвечать
на них. Остановимся на уже намеченных,
раскроем вкратце их содержание.
1.
Вначале надо выяснить, что слово «творческое» может быть применено ко всем
процессам органической и неорганической жизни или только к деятельности
человека? Нам кажется, что удобнее принять
широкое понимание творчества. В таком случае оно оказывается каким-то средством
до приобретения человеческого как такового (самого себя). Из сказанного
следует, что творчество это возможность, potentio, которая реализуется на любом уровне
развития материи; творчество человека — наиболее развития и яркая форма.
Вопрос
об основе творчества мы оставляем
дискуссионным.
2. Суть творчества можно искать
по-разному. Можно, например, сосредотачивать внимание на творческом субъекте,
тогда сутью творчества становится творец
как таковой.
Можно
подходить предметно, тогда главное —
творческий результат. Можно идти через отношения: субъект — предмет (творческий процесс), субъект — среда
(феномен «творец»), предмет — среда (творческое достижение), субъект — предмет
— среда (социальный феномен творчества); в
историческом развитии; в парадигме деятельности: через
потребность (долг творца), условия (творческая ситуация), способ (метод
творчества), и т.. д.; в системной парадигме: через цель, иерархию, организацию и т. д.; в парадигме научного
описания: причина (творчество как
необходимость), следствие (творчество как экстериоризация
субъекта), личность творца (талант, гений, работа над собой); в логике
«искусства поиска» — творчество как
алгоритмизация неалгоритмизируемого;
феноменологически — объективизируя сознания творцов; конструктивно — отправляясь от общего факта; и т. д.
176
3. Существуют разнообразные определения понятия «творчество», и это
полезно; но полезно до определенной степени: здесь лучше придерживаться
«золотой середины» между выгодой, которая вытекает из простого (например,
ясность, четкость и др.) и сложного (например, ширина охвата, глубина понимания
и др.); и невыгодой (например, невыгода простого состоит в «зернистости»
получаемых истин, а сложного — в их «тонкости»).
4.
При определении понятия «творчество» можно рассмотреть, скажем, пять «точек
опоры»: пытаться определить творчество описательно;
определять его исходя от творческого
достижения (от opus'a), исходя от деятельности
вообще; от чего-то, что дополняет категорию деятельности
(мы покажем, что это категория trwania, бытия); исходя от homo, т. е. творца.
Конечно,
это один из возможных вариантов определения; его значение заключено в
соответствии этих точек опоры реальности наших действий, действий философа и
педагога творчества.
5.
Иногда кажется, что вопрос о методе творчества лишен смысла. Может быть, это
отчасти и так. Во всяком случае, суть, так сказать, истинного творчества (в
данное время, для данного места, в этих именно условиях и т. д.) есть и всегда
будет тайна. Но мы все же убеждены, что одна из существенных сторон творчества
состоит в переходе от достигнутого к новому,— в равной мере онто- и филогенетически.
Мы
считаем, что метод творчества существует. Чтобы разъяснить нашу позицию, начнем
с определения понятия метода, данного Котарбинским в
его «Праксеологии» (Traktat о dobzej robocie): «Метод, или
система деятельности, это способ исполнения сложного действия, состоящий в
определенном подборе и расположении его составных частей, при
том, что он спланирован и пригоден для многократного использования».
Нет
сомнения, что это определение подходит к так сказать субъективному творчеству,
для решения задач субъективно творческих (примеры: кто-то открывает какую-то
настоящую истину, уже, скажем, объективно давно известную; кто-то переживает
красоту мира, уже пережитую почти всеми; кто-то изобретает какое-то изделие,
уже имеющее авторское свидетельство в какой-то стране, и т. д.). Может быть,
даже и нет другого вида творчества, кроме
субъективного. Во всяком случае, именно к нему мы относим данное выше
определение метода. В этом смысле метод творчества существует. В чем он
состоит, мы покажем в другой статье, но уже и сейчас это почти ясно: в
определенном подборе и распределении некоторых простых человеческих действий,
удачной их типологии, узнавании способов их создания, управления ими и т. д.
6.
Новым и важным представляется нам вопрос о методе
создания методов. Суть дела можно представить так: берется континуум всех
возможных методов решения задач:
Его концы — это
два противоположных вида идеализированных методов: алгоритма sensu stricto, т. е. крайне
эффективного и специализированного метода решения какой-то задачи (или класса
задач); конатива, т. е. крайне неэффективного и общего
метода решения всех задач (conatus — прямое
движение).
Между
этими двумя крайними точками расположено множество всех возможных методов:
h — означает
эвристический (от греческого «тот, кто сумел что-то хорошо сделать»). Одна из
основных черт метода создания методов состоит, по-видимому, в том, чтобы
«переносить» конативное в область эвристического, а
это последнее, по возможности, в область алгоритмического.
7. Суть дела здесь в описании практики.
Например, практики созданной нами школы, т. е. Варшавской школы педагогики
творчества.
Поступила в
редакцию 12.Х 1985 г.