Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ XXVII СЪЕЗДА КПСС1

 

А. М. МАТЮШКИН

 

XXVII съезд КПСС поставил задачу осуществить энергичный поворот науки к нуждам технического перевооружения народного хозяйства, теснее сомкнуть ее с производством, использовать в этих целях новые, оправдавшие себя формы интеграции и взаимодействия, ускорить внедрение результатов исследований в практику, повысить отдачу академических и отраслевых институтов, научного потенциала вузов, улучшить подготовку научной смены.

Выработанные коллективным умом стратегия ускорения социально-экономического развития страны, те принципы, которые разработаны XXVII съездом КПСС, должны определять дальнейшее развитие психологической науки. Многогранные задачи ускорения, его взаимосвязанные аспекты — политические, экономические, научно-технические, социальные, культурно-духовные и психологические — нуждаются в дальнейшем глубоком и всеобъемлющем анализе, говорится в Политическом докладе.

В Программе КПСС подчеркивается, что «успешное решение намеченных задач партия связывает с повышением роли человеческого фактора». Понять сущность человеческого фактора — роль в развитии общества и механизмы действия — это комплексная научная проблема, решение которой предполагает интеграцию многих наук. Выявление путей, разработка средств и способов его активизации составляют фундаментальную общую практическую задачу всех отраслей психологии.

Основная задача психологии на современном этапе состоит в том, чтобы сделать психологию конкретной, наукой, относящейся к нашему современнику, к его внутреннему миру, его целям и стремлениям, обеспечить совпадение целей и жизненных смыслов каждого человека с благородными целями дальнейшего совершенствования социалистического общества и построения коммунистического общества; чтобы обеспечить дальнейшее развитие самой психологической науки, интенсифицировать исследования в каждой из ее областей, достигнуть новых обобщений, разработать полезные практические рекомендации.

Центральная задача, сформулированная XXVII съездом КПСС по отношению к общественным наукам и психологии,— осуществить коренной поворот к нуждам практики. Она относится ко всем областям психологической науки, охватывающим, по существу, все этапы жизни — от рождения до старости человека, все области его поведения и деятельности — от игры и учения до творческой профессиональной деятельности, все типы его социальных отношений — от семейных до отношений в трудовых коллективах. Стратегия современных психологических

 

6

 

исследований должна обеспечить прежде всего успешное решение задач использования психологических знаний в активизации, формировании и реализации человеческого фактора, во всех сферах деятельности и общественной жизни на этапе ускорения развития социалистического общества.

Общее направление развития психологической науки, как и других наук, состоит в том, чтобы обеспечить «опережающее развитие поисковых, фундаментальных исследований, добиваться быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве и других областях человеческой деятельности» (с. 67). Перед психологией стоит важнейшая задача — максимального и эффективного использования психологических знаний для своевременного решения актуальных текущих и перспективных задач ускорения социально-экономического развития нашего общества, дальнейшего развития самой науки — ее фундаментальных и поисковых исследований, обеспечивающих не только получение новых фактов и формулирование общих закономерностей, но и научную обоснованность психологических рекомендаций и методических решений. В решении теоретических и прикладных задач советская психология основывается на том, что «принципиальной, выверенной основой естественнонаучного и социального познания была и остается диалектико-материалистическая методология» (с. 67).

Решение неотложных задач ускорения социально-экономического развития нашего общества поставило перед психологией задачу укрепления междисциплинарных связей со всей системой наук об обществе и человеке, а также с инженерно-техническими дисциплинами. Осуществляются постоянные взаимопереходы от одной области знаний к другой. В реальной практике представители психологической науки совместно с представителями других наук решают единую систему практических задач. Такое положение дел в практической деятельности требует разработки единых принципов теоретической, экспериментальной и практической работы. Необходимо теоретически и организационно осмыслить эти связи — четко определить возможности и границы решаемых психологических задач, например, в системе реально действующих и создаваемых психологических служб.

Включение психологической науки в систему междисциплинарных исследований потребовало ее дальнейшей интеграции и дифференциации. На самых высоких уровнях социальной жизни человека советская психология непосредственно вышла на систему междисциплинарных исследований в области философии, истории, экономики, социологии, права, этики, педагогики и других гуманитарных наук. Этот выход психологической науки на уровень междисциплинарных исследований составляет новый этап развития теоретической психологии, одновременно он составляет условие успешного решения практических прикладных задач, предпосылку преодоления разногласий между отдельными школами в психологии. Например, решение практических проблем активизации человеческого фактора непосредственно включает как систему экономических стимулов, так и отношений людей в коллективах, проблемы эффективного управления и психологической подготовки кадров, психологические проблемы индивидуальных различий и их конкретную реализацию в воспитании и трудовой деятельности людей.

Наиболее интенсивно развиваются новые области социальной психологии. Так, новым важнейшим направлением социальной психологии можно считать политическую психологию, значение которой определяется необходимостью решения важных задач политического, гражданского воспитания подрастающего поколения, психологии пропаганды, формирования нового типа политического мышления, соответствующего требованиям и задачам, поставленным XXVII съездом КПСС.

Экономическая психология может составить важное звено разработки чрезвычайно важной проблемы экономического стимулирования человеческого

 

7

 

фактора. Экономическая психология может в значительной степени способствовать решению сложных проблем «социальной справедливости», правильному трудовому воспитанию, формированию экономического мышления, воспитанию у человека разумных потребностей (А.И. Китов).

Важной областью психологической науки, охватывающей проблемы управления техническими системами, самим человеком как одной из сложнейших систем, а также социальными системами является психология управления. В недрах психологии управления, в свою очередь, развились новые подходы, относящиеся к исследованию и формированию профессиональной деятельности управления, например деловые игры как форма обучения кадров.

Дальнейшее развитие получили специальные вопросы юридической психологии, касающиеся как проблемы правового регулирования, так и проблемы воспитания и перевоспитания. При этом самый процесс формирования нового человека предполагает решение многих проблем правового воспитания, правового регулирования социального поведения, поступков человека, его отношения к социалистической собственности, к труду. Учет человеческого фактора в психологии права — это прежде всего использование всего накопленного в психологии личности и социальной психологии с целью решения новых вопросов юридической психологии. Психологи, работающие в этой специальной области, могут решить также задачи правового статуса практических психологов, занятых в различных типах психологических служб.

По мнению Г.М. Андреевой (Вопр. психол. 1986. № 3), специфика активизации человеческого фактора во многом относится к социально-психологическим аспектам этой проблемы. В рамках социально-психологического исследования «человеческий фактор» включает как возможности, способности, навыки отдельной личности, так и потенциал каждой социальной группы, коллектива. Необходимо выявление таких характеристик потенциала, которые относятся к активности личности и группы в сфере трудовой деятельности, к росту общей активности, проявляющейся в сфере гражданской, политической и духовной жизни. В отличие от экономического и социологического подходов речь должна идти не только об изучении условий для всестороннего раскрытия возможностей человеческого фактора, но и о его формировании. Задача развивающейся в стране сети психологических служб, в частности на промышленном предприятии, может быть сформулирована как поиск средств активизации человеческого фактора при помощи прикладных исследований и непосредственной практики, осуществляемых в условиях производства. Прикладные исследования должны стать сферой нового типа социально-психологического эксперимента, обеспечивающего реальное решение актуальных жизненных проблем. Это предполагает прежде всего огромную работу по совершенствованию подготовки психологов-практиков, способных предлагать профессиональные решения, отстаивать свое мнение, не идти на поводу у непрофессиональных требований.

Междисциплинарные связи психологической науки имеют и методологическое значение, ибо они стимулируют научный методологический поиск в решении фундаментальных проблем физиологических и психофизиологических механизмов психики человека, психофизиологических предпосылок индивидуальности. Это позволяет решать важные практические задачи в области медицинской психологии, нейропсихологии, патопсихологии, дефектологии. Эти задачи многообразны, они включают решение проблем диагностики в каждой из указанных областей, задачи профилактики и реабилитации больных, задачи обучения и воспитания детей с дефектами  психического  развития.

Среди прикладных областей психологической науки следует отметить исследования в области медицинской психологии как наиболее ориентированной на практику. Тенденция ее развития определяется, с одной стороны, теоретическими положениями самой психологии, с другой — запросами практики

 

8

 

и медицины. Если до недавнего времени исследования по медицинской психологии ограничивались запросами психиатрической и неврологической клиники, то в настоящее время исследования медицинских психологов используются и в соматической (онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и др.) клинике. Развитой отраслью медицинской психологии является патопсихология. Основная направленность работы практического патопсихолога состоит в профилактике заболевания. Это требует большого профессионализма при проведении патопсихологического исследования, качественного системного анализа, выявления сохранных звеньев психики, возможностей восстановления социального статуса человека. В настоящее время расширяется участие медицинских психологов в области профилактики и охраны психического здоровья; они выходят за рамки клиники. Медицинские психологи работают на многих предприятиях, выделяя «факторы риска», в консультативных учреждениях, службе кризисных состояний, телефоне доверия и т.д. Большая работа проводится в наркологических диспансерах по предупреждению алкоголизма.

Важнейшей задачей является коррекция и профилактика аномального развития детей. Проводится работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами. Особенно большое значение приобретают данные патопсихологии при решении вопросов психиатрической экспертизы: судебной, воинской, трудовой.

Медицинская психология является не только прикладной областью психологии, она вносит важный вклад в решение многих теоретических проблем. Необходимо изучение этого опыта междисциплинарной работы медицинских психологов и возможностей его использования в других отраслях психологии.

Другой областью приложения психологического знания является дефектология. Решая многочисленные вопросы психологической диагностики, дефектологи, как известно, были вынуждены отказаться от применения интеллектуальных тестов как основного способа оценки психического развития ребенка. В основу диагностики отклонений в психическом развитии и отбора детей в специальные школы был положен принцип комплексного подхода к изучению ребенка, т.е. оценка особенностей его развития стала осуществляться с участием специалистов разных специальностей психолого-педагогического и медицинского профилей. В докладе на Президиуме АПН СССР В.И. Лубовский отметил низкий методологический уровень современной психологической диагностики. Вместо систем стандартизованных тестов используются отдельные задания, а также ряд методик, традиционно применяемых в течение ряда лет в психиатрии и экспериментальной патопсихологии, не только не стандартизованных, но и не унифицированных. Оценка результатов исследования проводится на субъективно-интуитивном уровне, поскольку вместо качественного анализа используется приблизительная количественная оценка («лучше — хуже», «больше — меньше»). Принцип динамического подхода также игнорируется, методики описываются и применяются без достаточного учета возраста исследуемых детей и динамики их деятельности; также не реализуется системный подход, не применяются методики, построенные по типу обучающего эксперимента.

Указанные недостатки связаны не только с неразработанностью соответствующих средств, но и с условиями самой организации обследования: оно проводится чаще всего без участия психолога, вследствие чего психологические методики применяются психиатром (психоневрологом), педагогом и логопедом.

Наряду с трудностями психологической диагностики нарушений развития следует выделить условия, обеспечивающие успешную разработку этой проблемы в ближайшем будущем. Это прежде всего правильные методологические позиции, богатые данные специальной психологии об аномальных детях разных категорий (в том числе знание общих и некоторых специфических закономерностей аномального развития, сформировавшееся в последние годы), опыт применения в диагностических

 

9

 

целях различных психологических тестов и анализ полученных результатов, успешный опыт разработки тестов советскими психологами.

Психологическая диагностика нарушений развития неразрывно связана с проблемой создания психологической, службы в школе, так как основная задача такой службы — выявление трудностей детей в учении и поведении. Необходимо создать постоянно действующий орган, который мог бы осуществлять диагностику нарушений психического развития применительно к потребностям системы школьного образования. Реальным является создание медико-психолого-педагогических консультаций (сначала в экспериментальном порядке, затем на областном уровне с последующим их развитием). Такие консультации представляются единственно возможным путем коренного улучшения отбора детей с нарушениями развития в специальные школы и одновременно помогут решению проблем организации психологической службы в школе.

Ускорение социально-экономического развития социалистического общества на базе ускорения научно-технического прогресса поставило по-новому проблему междисциплинарного сотрудничества между психологией и техническими науками, между психологией и реальной инженерно-технической практикой. Острые и неотложные проблемы ставит в этой области необходимость ускоренного развития и использования информатики и вычислительной техники. Необходимо отметить, во-первых, что в этой области накоплен и реализован значимый потенциал психологической науки в создании новой техники с учетом человеческого фактора, определения оптимальных условий деятельности человека в сложных технических, в том числе автоматизированных системах управления производством; психологической подготовки специалистов, участвующих в разработке и эксплуатации технических систем. Однако по-прежнему остается актуальной проблема общей гуманизации создаваемых человеко-технических систем. Если на предшествующих этапах психологии труда, инженерной психологии, эргономики в большей степени были реализованы общепсихологические и психофизиологические факторы, то на современном этапе все в большей степени формулируются проблемы, относящиеся к психологии личности в целом, к системе межличностных отношений, в том числе к проблематике, обеспечивающей возможности решения человеком творческих задач.

Задачи ускорения социально-экономического развития страны должны быть решены на базе научно-технического прогресса. Решение этой важнейшей задачи предполагается и реформой высшей и средней специальной школы. Особую роль в решении проблем учета человеческого фактора должна сыграть эргономика. Это было особо отмечено Г.И. Марчуком на коллегии Госкомитета по науке и технике, состоявшейся 26 июня 1985 г.: «В вопросах учета человеческого фактора имеются серьезные упущения, которые оборачиваются прямыми экономическими и социальными издержками. Повышая производительность машин, их технический уровень, мы нередко упускаем из виду обеспечение их удобства для работающего... Эффективность эксплуатации и обслуживания машин и оборудования не достигается сама по себе: она должна быть заложена в проекте и учитывать эргономические требования с момента разработки до внедрения в практику».

Особенно значимы междисциплинарные исследования в практике решения наиважнейшей проблемы воспитания подрастающих поколений, конкретного участия психологической науки в решении педагогических проблем воспитания гармонически развитой творческой личности. Эта задача включает прежде всего решение всего комплекса проблем, поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Как указано в новой редакции Программы КПСС, «партия последовательно проводит линию на воспитание и подготовку сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в народном

 

10

 

хозяйстве, в различных областях общественной и государственной жизни, в сфере науки и культуры» (с. 65).

Психологи принимают активное участие в решении проблем, поставленных реформой школы. Это участие включает как реальную практику совместной работы психологов, педагогов, физиологов, так и совместную разработку теоретических и методических проблем обучения и воспитания детей в семье, школе, профессионально-технических училищах. Так, психолого-педагогические исследования по дошкольному воспитанию, проводимые в нашей стране в XI пятилетке, были направлены на дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений, составляющих первое звено системы народного образования. Именно успешный старт в воспитании и обучении маленьких детей является основой существенного повышения эффективности работы школы. Выявление новых результатов дошкольного воспитания приобрело в настоящее время особое значение, и магистральным направлением исследований следует считать изучение психолого-педагогических условий формирования всесторонне развитой личности ребенка-дошкольника. Данное направление включает в себя в той или иной форме все психолого-педагогические исследования по дошкольному воспитанию.

Проблема всестороннего воспитания дошкольников — это сложная, комплексная проблема, исследование которой ведется по целому ряду направлений. Как считает Н.Н. Поддьяков, в настоящее время отчетливо вырисовываются два подхода к изучению данной проблемы: один — традиционный, другой — перспективный, только начинающий разрабатываться.

Первый подход характеризуется тем, что усилия ученых были направлены на исследование отдельных сторон процесса воспитания — нравственного, умственного, эстетического и физического. Они разрабатывались (и разрабатываются сейчас) в известной мере изолированно друг от друга. Такой подход является оправданным, поскольку лишь углубленное изучение отдельных сторон воспитания наиболее полно раскрывает возможности каждой из них и создает базу для выявления и реализации в педагогическом процессе содержательных связей между всеми сторонами воспитания. Чем глубже и тщательнее исследовались закономерности развития той или иной сферы личности ребенка (умственной, нравственной, художественной), тем больше накапливалось фактов, свидетельствующих о тесном взаимодействии данных сфер. Так, обнаруженные в последние годы в ряде психолого-педагогических исследований закономерности в области эмоционально-образного восприятия, характерные для эстетического развития детей, выступили как частные формы проявления более общих законов развития восприятия и мышления в дошкольном детстве. Поэтому успехи, достигнутые в области эстетического развития детей, как правило, положительно сказывались на их умственном развитии, а успехи в области умственного воспитания дошкольника имели важное значение для его нравственного и эстетического развития. Показано, что нравственное поведение, соответствующее определенным нормам морали, всегда требует анализа и оценки конкретных условий, понимания отношений между людьми, мотивов их поведения, выявления причин тех или иных поступков сверстников и взрослых. Иначе говоря, широкая и гибкая ориентировка ребенка в отношениях людей невозможна без достаточно высокого уровня умственного развития.

Анализ и понимание возникающих в процессе общения детей достаточно сложных социальных ситуаций, имеющих определенный нравственный смысл, требует развития особой формы мышления, которую можно обозначить как социальное мышление. Без развития социального мышления задерживается и нравственное развитие ребенка. Эта проблема лишь только начинает разрабатываться.

Второй подход к изучению всестороннего воспитания детей дошкольного возраста характеризуется формированием у дошкольников таких фундаментальных психических образований, которые

 

11

 

имеют прямое отношение к психическому развитию ребенка в целом. В качестве таких психических образований выступают основные структурные компоненты личности ребенка, а именно мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера и сфера самосознания. Таким образом, этот подход характеризуется формированием у детей основных структурных компонентов личности ребенка, его творческих потенций и способностей. Указанные структурные компоненты составляют стержневые линии общего развития ребенка. Важно подчеркнуть, что эти линии тесно взаимосвязаны; полноценная детская личность — это всегда личность творческая, а творчество всегда глубоко личностно; всестороннее развитие личности ребенка осуществляется на основе и в процессе развития его творческих способностей. Научные исследования, посвященные творческому развитию личности, показывают, что оно составляет одну еще недостаточно реализованную линию всестороннего воспитания личности.

На основе решения новых актуальных задач в возрастной и педагогической психологии поставлены существенно новые задачи, формируются новые тенденции. К ним относятся, например, созданные психологические, социально-психологические теории возрастной периодизации психического и социального развития личности. К этим подходам можно относиться различным образом. Но само наличие различных подходов уже позволило преодолеть строгие разграничения между отдельными возрастами и их психологическими характеристиками. Так, исследователи, разрабатывающие психологию игровой деятельности, определили, что формальный переход к другому типу деятельности — к учебной — еще не свидетельствует об исключении игры и игровых форм активности ребенка. Напротив, игра и далее продолжает существовать в других формах и может значительно способствовать общему психическому развитию ребенка, большей успешности в обучении.

Представления об учебной деятельности как формируемой и определяющей все основные стороны психического развития ребенка лишь в период начального и раннего подросткового возраста также оказались частичными. Ныне возникает необходимость исследования и совершенствования на этой основе всех уровней развития учебной деятельности и самого психического развития человека в обучении — от дошкольного детства до вузовского обучения и возможностей самообразования в процессе совершенствования профессиональной деятельности. Так, психология обучения и проблематика психического развития, ранее разрабатывавшаяся в большей степени по отношению к дошкольному и школьному возрасту, ставит существенно новые проблемы и обнаруживает новые тенденции в более широком исследовании, казалось бы, решенных проблем. Таковы некоторые тенденции в развитии современной психологии в связи с развитием междисциплинарных и межотраслевых исследований.

Таким образом, современный период характеризуется интенсивным развитием психологии во всех ее отраслях, в методологии, в теории, в развитии прикладных исследований и организации практических служб. Восстанавливается история нашей науки. Растет международный авторитет советской психологии. Психология получает все большее признание в системе наук о человеке. Психологи научились работать совместно с представителями других наук и все более включаются в совместную работу с практиками. Намечаются пути сотрудничества и совместной комплексной работы представителей смежных отраслей психологии и конструктивно работающих научных школ. Наконец, в последние годы ясно сформулированы и широко обсуждаются все дискуссионные проблемы психологической науки: в психофизиологии — принципы системного исследования; структура темперамента; проблема кодирования информации; общие проблемы развития психофизиологии.

Для общей психологии такими проблемами стали: проблема сознательного и бессознательного; проблема общения и деятельности; проблема характера

 

12

 

и психологической структуры личности; проблема психологии способностей и индивидуальных различий. В возрастной и педагогической психологии — это проблема возрастной периодизации, развития общих и специальных способностей, формирования навыков и умений.

В каждой отрасли психологии ведутся открытые дискуссии. Такие дискуссии свидетельствуют о больших теоретических возможностях науки, о реальной творческой работе ученых, о рождении новых подходов. Изменился научный и нравственный климат в психологии. Психологи перестали бояться ставить острые и нерешенные вопросы науки. В этом — залог нашего теоретического развития.

Еще бóльшую пользу приносят те дискуссии, которые ориентированы на решение актуальных комплексных проблем науки и практики. Перечислю некоторые из них: «Человек и ЭВМ», «Психологические проблемы обучения шестилеток», «Проблемы воспитания молодежи», «Психология трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации», «Проблемы психологической диагностики», «Проблемы учебника», «Проблемы организации психологической службы», «Проблемы эргономики», «Проблемы психологии управления» и др. Планируется проведение ряда конференций, «круглых столов», симпозиумов по другим актуальным проблемам, уже проведен, например, «круглый стол» по проблемам обучения информатике и ВТ (см. с. 65— 99). Материалы этих дискуссий, симпозиумов, конференций способствуют принятию оптимальных решений, стимулируют исследования в этих новых областях.

Особенно интенсивно развиваются области, относящиеся к стыковым, промежуточным, находящимся как бы между ранее резко отграниченными друг от друга областями психологической науки. При этом, с одной стороны, размываются резкие грани, обеспечивающие самоопределение этих областей знания, а с другой — ставятся новые фундаментальные проблемы, разрабатываемые в этих пограничных областях.

Так, социальная психология, ранее определившая свою область как относящуюся к исследованию социальных общностей, групп и коллективов, все более включает в систему своих исследовательских задач традиционную проблематику общей психологии, в частности психологию личности. Если первоначально эта проблематика выступала лишь косвенно, то теперь она занимает все большее место в системе социально-психологических исследований. Разрабатываются не только проблемы личности в коллективе, но и вся система значимых для самой личности детерминант, включающих коллективную деятельность, общение, формальные (ролевые) и неформальные межличностные отношения, определяющие деятельность, социальное поведение, самосознание, а также классические структурные образования личности — эмоциональные состояния, потребностно-мотивационную сферу и др. Социальная психология претендует не только на классическую проблематику психологии взрослого человека, но также и на проблематику возрастной психологии. Можно считать, что возникла новая область социальной психологии — возрастная социальная психология, рассматривающая прежде всего систему социально-психологических детерминант в становлении, развитии и воспитании личности на различных возрастных этапах.

Социально-психологические детерминанты входят более широко в исследование и психолого-педагогическую практику. В частности, на основе широкого использования всего спектра проблем психологии общения они приобретают новый теоретический смысл, определяемый моделью субъект-субъектного взаимодействия, начиная с раннего детского возраста и во все последующие возрастные периоды, на этапах игры, обучения, профессиональной деятельности человека.

Вместе с тем следует отметить две важнейшие тенденции, наблюдаемые в общей психологии — первая состоит в стремлении к поиску некоторых интегральных

 

13

 

характеристик психических процессов и преодолении на этой основе классического функционализма в общей психологии. Так, например, выделяются такие интегральные образования, как антиципация, исследовательская активность, эмоциональная регуляция мышления и познавательных процессов и др. Можно отметить и совершенно очевидную тенденцию общей психологии к изучению возрастных закономерностей психического развития человека. Так, общая психология включается в изучение возрастных особенностей памяти, мышления, сенсорных и перцептивных процессов, а теперь начинает ставить и пытается решать проблемы возрастной и педагогической психологии. Вместе с тем общая психология остается одной из наиболее индифферентных областей психологической науки.

Достаточно интенсивно развивается также психофизиология. Наряду с классическими областями — психофизиологией сенсорных, перцептивных, мнемических процессов — психофизиология проникает в более глубокие и интегральные психологические структуры — психологию активности, психологию индивидуальности, такие классические психологические области, как психология общих и специальных способностей. Намечаются новые тенденции исследования психофизиологических особенностей возрастного развития, предпринимаются попытки создания психофизиологии обучения.

Эти основные тенденции развития исследований современной психологии обеспечивают в области науки и фундаментальных исследований все большую интеграцию психологических знаний, позволяют определить некоторые промежуточные между пограничными областями как достаточно перспективные области исследований, а также поставить проблему такой интеграции системы психологических знаний, которая позволила бы в перспективе сформулировать общепсихологические закономерности, относящиеся и к психологической структуре личности человека, и к системе познавательных процессов, а также к структуре внутренних психологических регуляторов поведения и деятельности человека.

Необходимо особо подчеркнуть всевозрастающую актуальность новой фундаментальной проблемы, к постановке которой подошла советская психология,— проблема внутреннего духовного мира человека, постепенно расшифровывающаяся в ряде исследований самосознания, рефлексии, самооценки, внутренней личностной позиции и других собственно человеческих новообразованиях, прижизненно формирующихся и определяющих внутренний облик человека, его личность в собственном смысле слова. Эти новообразования включают не только эмоциональные состояния, но и чувства человека, не только тип темперамента, но и характер человека (порой противоречивый и не совпадающий с его природными свойствами), не только формальное нравственное поведение, но и его совесть в качестве внутреннего регулятора всех помыслов и поступков. Данная область человеческой психологии разрабатывалась лишь философами и обществоведами, представителями литературы и искусства, воспроизводящими и раскрывающими внутренний мир. Советская психология только подступает к решению этой сложнейшей задачи, однако именно на этом пути могут быть найдены решения фундаментальных теоретических проблем и проблем формирования нового человека.

Соединение психологической теории и практики с системой хорошо продуманных экспериментов (от лабораторного до естественного, социального) позволяет осуществлять живой обмен между академической наукой и практикой. Эффективным инструментом такого соединения является психологическая служба.

В настоящее время уже известно много примеров организационного оформления практической психологии в виде элементов психологической службы. Они охватывают широкий спектр различных областей реальной жизни общества — вузы и воспитательные учреждения, транспорт, торговлю и службу быта. В стране работают многочисленные

 

14

 

центры и научно-практические группы психологов, занятые в области применения психологических знаний.

Настало время вплотную ставит вопрос о необходимости комплексной решения проблем рационального использования «человеческого фактора» Основная цель такой работы — обеспечение интенсивности развития производительности и качества труда, социального развития производственного коллектива и каждого его члена, каждого работника. Ю.М. Забродин считает, что она может быть достигнута за счет грамотного применения психологических знаний в трех взаимосвязанных направлениях: в идеологическом воспитании и развитии общественно-политической активности трудящихся; в повышении эффективности труда; в решении социальных и психологических задач совершенствования структуры коллектива и организации в целом.

Одна из наибольших трудностей практической психологии состоит в том, что сейчас в силу потребностей практической психологии и специфики современного состояния психологической науки формируются различные способы решения практических задач, различные как по содержанию, так и по их внутренней организации.

Важным организационным вопросом является определение функций психологической службы с точки зрения ее места и роли в системе других государственных институтов: многое еще предстоит сделать для определения прав и обязанностей, функционального и должностного статуса практического психолога-специалиста. До сих пор в большинстве отраслей этот вопрос не решен, а там, где есть какие-либо позитивные решения, необходимо еще создать точные, грамотные в правовом отношении нормативные документы и акты. Аналогично обстоит дело, если обратиться к взаимоотношениям психологической службы, психологов-практиков с государственным и хозяйственным аппаратом. Все это требует детальной проработки правовых аспектов деятельности как психологической службы в целом, так и отдельных ее

элементов. Без этого крайне важного и момента невозможно внедрение системы психологической службы в систему других государственных организаций и институтов. При этом весь комплекс социальных наук должен быть принят во внимание при решении вопросов организации государственной психологической службы: экономика, право, этика, этнография, история, социология, вся система наук о человек.

На современном этапе развития советская психология характеризуется дальнейшим укреплением своих позиций в системе мировой психологической науки, и в первую очередь в системе стран социалистического содружества. Продолжают интенсивно развиваться отношения делового сотрудничества между обществами психологов, двусторонние и многосторонние отношения психологов стран — участниц СЭВ. Ведется совместная исследовательская работа по наиболее актуальным теоретическим и прикладным проблемам современной психологии, издаются совместные научные труды, в частности труды советских ученых в соцстранах, а труды психологов соцстран переводятся на русский язык; проходят подготовку через аспирантуру кадры психологов.

Психология социалистических стран развивается на единой методологической основе — марксистско-ленинской теории. Нас объединяют общие задачи ускорения социально-экономического развития и реализации психологических знаний в практике социалистического строительства. Интенсивно развиваются совместные исследования с психологами Болгарии, Венгрии, ГДР, ЧССР, Польши, с ведущими специалистами Венгрии, Вьетнама, Кубы. Отмечается значительное расширение научного сотрудничества с психологами Югославии, намечаются линии научных связей с психологами Румынии и Китая.

Система международных связей с психологами социалистических стран имеет важнейшее значение для развития теории психологии и еще большее значение для совместного решения практических прикладных проблем. При этом

 

15

 

желательно более четко и последовательно проводить тематическое ориентирование планов научно-исследовательских работ, конструктивно использовать полезный опыт внедрения психологических знаний в жизнь. С этим пока дело обстоит недостаточно хорошо. Например, в НРБ, ЧССР дети в школе обучаются с шести лет и накоплен большой опыт работы с детьми этого возраста. В ВНР, НРБ, ЧССР, ГДР созданы варианты психологических служб — на предприятиях, в медицинских учреждениях, школе. Так, в Венгрии был разработан и принят «Кодекс профессиональной этики практического психолога»; в Чехословакии функционирует центр психологической диагностики; в ГДР в целях индивидуализации обучения разработана система психолого-педагогической диагностики; в Польше проводится большая работа по психологическим проблемам воспитания детей в семье.

Мы только знакомимся с этим опытом, а надо активно использовать, найти возможности самого широкого внедрения его в практику во всех отраслях и звеньях социалистического строительства.

Совместная научная и научно-практическая работа психологов социалистических стран имеет и более широкое значение. Те области, в которых мы сотрудничаем неконструктивно, сразу же попадают в сферу влияния западной, в частности американской психологии. Это касается в первую очередь проблем психодиагностики, использования ЭВМ в школе или обучения творчеству.

Психология социалистических стран в целом достигла высокого уровня развития и в теории, и в практике, и необходимо шире пропагандировать, изучать и использовать достижения ученых этих стран. Представляется целесообразным, чтобы Президиум Центрального совета Общества психологов наряду с другими ведущими психологическими центрами страны более эффективно осуществлял работу по координации научных исследований, проводящихся в странах социалистического содружества. На этом пути возможно более полное использование научных данных и для развития самой психологической науки, и в целях решения практических задач. В последнее время к нашей помощи все чаще обращаются психологи развивающихся стран, где успешно работают советские специалисты. В решении этого вопроса много сложностей; здесь требуется большой такт, высокая ответственность, большая организованность.

Советская психология в системе мировой психологической науки играет все большую роль. Расширяются контакты с американскими, канадскими, английскими психологами, все более конструктивными становятся связи с учеными из Финляндии и Швеции, Западной Германии и Австрии, интенсивными становятся связи с психологами Греции, Италии, Нидерландов, Франции, Швейцарии. Большой интерес к советской психологии проявляют психологи Японии.

Наряду с врачами советские психологи принимают активное участие во многих форумах и международных организациях: «Психологи в борьбе за мир, против ядерной войны», «Воспитание детей в духе мира». Хотелось бы особо отметить большую работу в этом направлении Е.В. Шороховой и Г.М. Андреевой.

В зарубежной психологии получили высокую оценку исследования, выполненные в общей и педагогической психологии, психофизиологии, генетической психологии, нейро- и патопсихологии, все больший вес приобретают социально-психологические исследования. Большую известность и популярность, высокую оценку специалистов получили исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и всего деятельностного направления, С.Л. Рубинштейна, Павловской школы, школы Д.Н. Узнадзе. В меньшей степени известны за рубежом другие направления исследований — Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, а также многие специальные направления наших работ. Это направление нашего международного сотрудничества, составляющее пропаганду достижений советской психологии, требует значительной

 

16

 

доработки. Необходимо, чтобы в за рубежных изданиях были более полно представлены все достижения советской психологии, а также история нашей науки, реальный вклад советских ученых в мировую психологическую науку.

Отношения с психологами капиталистических стран и особенно с американскими психологами включают два основных аспекта. Первый составляет поиск путей конструктивного сотрудничества, обеспечивающего возможности успешного решения наиболее актуальных прикладных проблем: обучение информатике и ЭВТ; использование ЭВМ в обучении; разработка и использование наиболее совершенных методов обучения; использование диагностических психологических методов в медицине, патопсихологии, дефектологии; использование конкретных данных в конструировании новых технологий и автоматизированных систем и т.д. Такое сотрудничество имеет большое значение в совершенствовании экспериментальных исследовательских процедур; наши эксперименты должны соответствовать мировым стандартам. Необходимо конструктивное сотрудничество с прогрессивными направлениями зарубежных психологов — гуманистической психологии, онтопсихологии, некоторых других направлений, ориентированных на творческое развитие человека, критикующих агрессивную политику капиталистических стран.

Вместе с тем важнейшая наша задача состоит в необходимости резкой критики наиболее реакционных направлений необихевиоризма, социобиологии, использования психологических знаний с целью манипулирования человеком; необходима борьба против дезинформации и клеветы на советскую психологию.

Для того чтобы наша работа в области зарубежной психологии по всем линиям шла успешно, нужно в первую очередь решить простую проблему — по крайней мере научить молодых специалистов иностранному языку. Сейчас эта работа рассматривается как третьестепенная. Аспиранты не знают иностранного языка. Зарубежные источники цитируются по рефератам и переводам. В стране нет кафедр и лабораторий зарубежной психологии. Исследования в этой области малочисленны, выполняются в инициативном порядке, тогда как необходимо планировать эту работу на всех уровнях.

Остро стоит вопрос об интенсификации всей научно-исследовательской работы в каждом регионе, в каждом научном подразделении. Когда мы говорим об интенсификации научных исследований, то чаще всего имеем в виду прежде всего теоретическую работу. Можно считать, что в области теоретической работы наши исследования развиваются вполне удовлетворительно. Однако сами по себе теоретические исследования скоро перерастут в общее теоретизирование и публицистику.

Необходимым условием дальнейшего успешного развития каждой области психологии является коренное улучшение всей экспериментальной работы. Эксперимент связывает психологию с практикой, позволяет конкретно проверять теоретические гипотезы, получать новые факты. К сожалению, нужно прямо сказать, красивый эксперимент исчезает из психологии. Стало привычным экспериментальные исследования печатать петитом и отдавать на депонирование. История отечественной экспериментальной психологии свидетельствует о красоте экспериментов, проводившихся Б.Г. Ананьевым, В.А. Артемовым, Н.А. Бернштейном, Н.И. Жинкиным, А.В. Запорожцем, Б.В. Зейгарник, П.И. Зинченко, Г.С. Костюком, A.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, B.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, В.Д. Небылицыным, А.А. Смирновым, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Элькониным и многими другими. Это была высокая культура эксперимента, и каждый эксперимент отвечал фундаментальной теоретической гипотезе, прямо выходил и на теорию, и на практику. Многие присутствующие здесь психологи в молодости славились прекрасными экспериментами: В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев и др. Теперь все стали теоретиками. Эксперименты представляют собой обследование,

 

17

 

не несут смысловой нагрузки. Они либо иллюстрируют правильность теории, либо повторяют давно известное. Нет ни одной хорошей книги по экспериментальной психологии. Лабораторное оборудование по-прежнему трудно приобрести, да и то устаревшее, а имеющееся в наличии используется частично. Конечно, умению работать с экспериментальным оборудованием нужно учить и на студенческой скамье, и в аспирантуре, нужны хорошие экспериментальные практикумы, современное экспериментальное оборудование. Необходимы также хорошие формирующие эксперименты, воспроизводимые в массовой практике.

Большую и очень полезную роль во всех видах работы играют региональные отделения Общества психологов. Хотелось бы специально отметить интенсивную творческую работу Московского, Ленинградского, Грузинского, Ярославского, Уральского, Новосибирского, Литовского, Эстонского, Латвийского, Азербайджанского, Белорусского, Украинского, Смоленского, Ростовского, Казанского отделений. После некоторого застоя и трудностей начинают активнее работать Казахское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное. По-прежнему испытывает трудности Армянское отделение Общества.

Дела идут хорошо там, где центральным ориентиром является дело, а не межличностные отношения, где обеспечена гласность в работе, конструктивность дискуссий и обсуждений. Задача Центрального совета состоит в том, чтобы делом помочь каждому отделению в активизации научной работы, в улучшении всех форм организационной работы — от планирования и отчетности, финансовой деятельности отделений до улучшения координации и информированности отделений о текущей и перспективной работе Общества и каждого отделения. Для того чтобы улучшить эту работу, было бы полезно поручить членам Президиума Центрального совета Общества курировать определенные регионы. И конечно, ученый секретариат Президиума должен хорошо, оперативно, очень тактично помогать советам отделений выполнять свою общественную работу. Секретариат не должен скупиться на благодарности за хорошую работу и проявлять строгость к нерадивым. Эта работа не может вестись далее как обезличенная. К сожалению, наш секретариат не делает ни того, ни другого. Необходимо, чтобы эта работа делалась очень хорошо.

В Обществе издавна очень плохо организована издательская деятельность. С одной стороны, растут возможности Общества, с другой — потребности отделений. Настала необходимость просить одного из членов Президиума взять на себя ответственность за работу по координации этой деятельности Общества.

Вопрос о направлениях и эффективности развития науки непосредственно связан с кадрами в психологической науке.

Время обязывает повысить требовательность к научным кадрам. «Без их содержательного и эффективного труда невозможно ускорение НТР,— говорил на съезде М.С. Соломенцев.— Здесь должны трудиться люди с призванием, одаренные, буквально одержимые чувством нового». Он подчеркнул, что научная работа — это работа, требующая повышения эффективности, преодоления инерции мышления, решительной перестройки в соответствии с требованиями ускорения социально-экономического развития страны.

В Политическом докладе говорится: «Всякая перестройка хозяйственного механизма, как известно, начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач». Руководствуясь этим положением, нам нужно тщательно и объективно проанализировать состояние дел в психологии, выявить действительные перспективные линии развития, повысить требовательность, поднять уровень работы с кадрами, усилить практическую отдачу достижений психологической науки. Сделать все возможное для того, чтобы психологическая наука внесла серьезный вклад в решение главной задачи — ускорения социально-экономического развития страны.



1 Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на Пленуме Общества психологов СССР 9 июня 1986 г. По просьбе автора гонорар перечислен в фонд помощи пострадавшим на Чернобыльской АЭС.