184
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
И. А. КУЗЬМИЧЁВА
Москва
Заключительный
семинар участников совместного исследования состоялся в
Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии АПН СССР
25— 27 марта 1986 г. Семинар был организован согласно решению, принятому на
первом совещании экспертов стран ЮНЕСКО по проблемам развития способностей к
обучению и познавательным возможностям школьников (Москва, 28 марта — 1 апреля
1983 г.). В совместной разработке тематики участвуют представители Болгарии,
Венгрии, Греции, СССР и Финляндии. Страной-координатором является СССР. Задачей
семинара было подведение итогов коллективной работы стран-участниц по проблеме
и обсуждение материалов, подготовленных для издания в форме совместной
монографии.
Участников
семинара приветствовали академик-секретарь Академии педагогических наук СССР А.А.
Бодалев, член-корреспондент АПН СССР, профессор А.М.
Матюшкин, представители отдела международных связей АПН СССР.
На
первом заседании была согласована рабочая программа, которая включала доклады
по итогам проведенных с 1983 г. исследований, обсуждение основных теоретических
положений и оценку результатов экспериментальной работы. В
ходе семинара представители Болгарии, профессор Л. Георгиев, директор
института общих проблем образования, и старший научный сотрудник д-р Р.
Радев, выступили с сообщением о путях повышения когнитивных возможностей
школьников через приобщение детей к такой форме общественно полезной
деятельности, в которой каждый ребенок получает возможность вырабатывать
самостоятельные решения в отношении того, как принести пользу другому
(сверстнику или взрослому), своему школьному коллективу.
Директор
института образования при Университете г. Турку (Финляндия) профессор Е. Олкинуоре и старший научный сотрудник этого же
института и института педагогической психологии г. Берна (Швейцария) д-р П. Салоннен предложили к обсуждению конкретные методики,
направленные на устранение причин, приводящих к возникновению «когнитивной
зависимости» ребенка, проявляющейся в пассивности, неуверенности, ориентации на
внешние оценки. Исследователи представили оригинальную модель
педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая помогает понять, как
возникают некоторые распространенные формы когнитивной зависимости школьников,
не обеспечивающие ребенку открытие субъективно нового содержания в учебном
материале и приводящие к стойкому отставанию в учебе.
Профессор
Е. Бедор (Венгрия) рассмотрел опыт
коррекционной работы с детьми с задержками психического развития в начальных
классах общеобразовательной школы. Предложенный подход содержит мысль о
необходимости переориентации отстающих детей от поведения зависимого,
управляемого извне к саморегуляции и саморазвитию. Показана координирующая роль
личностного развития на когнитивное развитие. Доцент венгерского
педагогического института дефектологии им. Г. Барци,
д-р Ж. Мештерхази представила материалы
исследований, в которых были выявлены факторы общения ребенка со сверстниками и
взрослыми, приводящие к когнитивной пассивности и отставанию в учебе.
Генеральный
советник Министра просвещения Греции проф. Т. Ероу
проанализировал четыре наиболее распространенные формы взаимодействия
учитель — учащиеся в современных системах образования. Опираясь на опыт
исследований Пауле Фрейре и
Карла Роджерса, он рассмотрел перспективы нового типа
школьных занятий, на которых учитель и учащиеся совместно включены в разработку
учебной темы, в постановку учебных задач и поиск решений. Профессор К. Пассакос (Греция) от имени группы исследователей
представил материалы по изучению новых путей развития способностей к обучению и
рассказал о новых программах и учебниках, разрабатываемых Министерством
национального образования и культуры Греции.
Представители
СССР выступили с докладами, в которых рассматривались психологические проблемы
развития учебных способностей. О зависимости субъективного отношения ребенка к
учебному предмету от его эмоционального общения с
185
учителем, и о
том, какие психологические факторы этого общения наиболее сильно влияют на
развитие способностей ребенка, на рост его общих когнитивных и личностных
возможностей, рассказал А.А. Бодалев: В
докладе А.М. Матюшкина показаны перспективы развития творческих
возможностей учащихся путем особого способа индивидуализации обучения,
основанной на современных достижениях психологии в изучении продуктивных
процессов. Были рассмотрены новые линии в педагогической психологии в связи с
ее переориентацией в науку конкретную, требующей от психолога умения видеть за практической жизненной задачей фундаментальную научную проблему.
В докладе В.Д. Шадрикова и Л.В.
Черемушкиной представлена оригинальная модель развития мнемических
способностей и система диагностических методов, которая позволяет изучать
уровень развитости и характер мнемических
способностей школьника, определить этап, на котором ребенок переходит от операциональных стратегий запоминания к функциональным,
связанным с более высоким уровнем фиксации содержания учебного материала.
В
докладах В.И. Лубовского и Т.В. Розановой обсуждались
вопросы разработки системы психологической диагностики и оказания практической
помощи детям с пониженной способностью к обучению и дефектами психического
развития. А.К. Маркова представила материалы по изучению роли учителя в
организации благоприятного эмоционального режима работы учащихся в классе и
формирования мотивации детей к усвоению учебного материала и решению учебных
задач. И.С. Якиманская изложила принципы новой
организации учебного материала, которые позволяют учитывать не только его
насыщенность информацией, но и способы рационального его усвоения учащимися в
зависимости от реальных возможностей школьника на данной ступени развития.
Участники семинара обсудили и приняли единогласно представленный
А.М. Матюшкиным протокол совещания стран ЮНЕСКО, в котором, в частности,
указано, что современная эпоха, ускорение развития науки, техники и социальной
жизни требуют от психолога умения не только создавать объясняющие концепции,
описывающие психические феномены, но в первую очередь решать практические
задачи по формированию глубоких и прочных знаний, психологическими средствами
обеспечивать за период школьного обучения высокое интеллектуальное
развитие, выработать основы и психологические рекомендации по воспитанию
личности активной и социально зрелой, творческой, гуманной и ответственной.
Подлинно
научной психология может стать только тогда, когда она будет способна решать
жизненные практические задачи, стоящие перед обществом. Успехи в прикладном,
практическом использовании психологических знаний в школьном обучении уже
достигнуты. В докладах, представленных на семинаре ЮНЕСКО-86 предложены
оригинальные исследования, в которых проанализированы эффективные способы
психолого-педагогического стимулирования познавательной активности и развития
способностей детей.
Эти
способы относятся к трем разным группам учащихся: а) хорошо успевающим и
способным; б) неуспевающим, с трудностями в усвоении школьных знаний; и в)
детям с задержками и дефектами в психическом развитии. Проведенный
трехуровневый анализ по этим группам учащихся позволил:
просмотреть
последовательность основных этапов и отдельных звеньев в формировании
познавательных способностей, от этапа их становления к последующей стабилизации
и оптимума в проявлении;
увидеть
те особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми, в школе и дома,
которые при неблагоприятных условиях, накапливаясь, приводят к возникновению
трудностей в усвоении знаний, отставанию в учебе и общей заторможенности в
психическом развитии.
Проанализированы
современные модели психолого-педагогического взаимодействия, которые в
настоящее время еще только оформляются в форме новых тенденций и парадигм
усвоения знаний.
Отмечая
реальные успехи в сближении психологии и практики обучения и воспитания,
участники семинара констатировали, что на недавних этапах своего развития
психология пыталась решить многие проблемы независимо от педагогики. Этот путь
не привел к успехам ни в теории, ни в практике. Возникла тенденция к психологизации педагогического процесса, даже некоторое
противопоставление психологии педагогике. Психология заговорила на непонятном
языке и пыталась решать задачи, не соответствующие тем, которые реально
выдвигает современная жизнь и общество. Что касается поиска новых форм обучения,
то он шел своим путем, без опоры на знания об индивидуальных возможностях
ребенка, особенностях его развития.
186
Такие попытки
привели к формализму в обучении, основные черты которого сводятся к следующему:
а) в
целом процесс обучения продолжает осуществляться как «передача» учителем и воспроизведение
учащимися «готовых» форм знаний, что противоречит современным представлениям о
развивающем обучении, которое должно реализовать индивидуальные творческие возможности
ребенка, развить в нем способность самостоятельно обнаруживать проблемную задачу
и включаться в поиск нестереотипных, творческих решений;
б) контролируя
процесс усвоения знаний, учитель фиксирует главным образом результативность
работы учащегося, правильность найденных им решений, точность воспроизведения
учебного материала. Нестандартные, оригинальные подходы к учебным задачам,
самостоятельная постановка проблем,— что, как правило, проявляется не столько в
ответах, сколько в вопросах учащихся,— остаются как бы за рамками учебной
работы;
в) учебный
процесс недостаточно связан с воспитанием личности ребенка. Когнитивистская,
операциональная ориентация методов, которыми пользуется
учитель, делает процесс обучения безличностным. В итоге
человек оказывается неподготовленным к решению реальных жизненных задач;
г) обучение
продолжает оставаться монологичным, в результате чего
ребенок в учебном процессе решает задачи учителя, а его личные мотивы и цели
учения остаются за пределами педагогического общения. Монологичность
обучения лишает учителя возможности эффективно включиться в процесс совместного
решения и постановки учебных задач, что делает педагогическое воздействие
малоэффективным и стимулирует адаптивные формы поведения учащегося.
Материалы
научных докладов, предложенные представителями Болгарии, Венгрии, Греции, СССР
и Финляндии, позволяют наметить обоснованные пути преодоления формализма в
построении школьного учебного процесса. Особенно перспективен намеченный путь
для оказания практической помощи детям с инфантильным, индифферентным
отношением к учению. Участники семинара единодушно отметили, что ближайшей
задачей педагогической психологии является интеграция обучения и воспитания в
единый процесс, что возможно только на основе целостного подхода к ребенку и
исследований реалистичного плана, учитывающих
конкретные условия, в которых развивается и формируется ребенок.
В
ходе работы семинара была найдена конструктивная форма дискуссии, которая
позволила участникам встречи из разных стран сопоставить между собой разные
подходы и сформулировать общее направление исследований в решении теоретических
и практических задач.
На
заключительном заседании семинара участники совещания выразили положительное
отношение к тому вкладу, который семинар внес в развитие психологии
познавательных способностей, творческого усвоения знаний и дальнейшее
совершенствование педагогического процесса в школе. Итоги коллективной работы
представлены в виде статей для совместной монографии «Познавательная активность
и развитие способностей учащихся».