Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Б. П. ЖИЗНЕВСКИЙ,

Е. Н. ПРОЩИЦКАЯ,

В. А. ТАТЕНКО,

С. В. ВАСЬКОВСКАЯ

Киев

Минск

 

4 марта 1986 г. в Минске состоялась региональная школа-семинар молодых психологов Белоруссии и Украины «Психологические проблемы идейно-нравственного воспитания молодежи». В ее работе приняли участие более ста психологов и педагогов из 19 городов и научных центров нашей страны. Представленные на семинаре доклады выявили широкий спектр проблем идейно-нравственного воспитания молодежи.

Во вступительном докладе Л.А. Кандыбович (Минск) остановился на психологических задачах нравственного воспитания молодежи, вытекающих из материалов XXVII съезда КПСС. Было подчеркнуто, что активизация человеческого фактора как одного из основных условий ускорения социально-экономического развития нашей страны требует от психологической науки глубоких обобщающих работ, эффективного внедрения их в практику и формулирования на этой основе социальных прогнозов. Психологи должны принять активное участие в разработке таких проблем, как формирование у молодых людей чувства хозяина на своем рабочем месте, воспитание советского патриотизма, совершенствование идеологической работы и т.д. В этой связи были затронуты также вопросы перестройки системы высшего и среднего специального образования, улучшения подготовки самих психологических кадров.

Ф.И. Иващенко (Минск) посвятил свое выступление вопросам формирования личности школьника как субъекта трудовой деятельности. Он рассказал о некоторых результатах исследований по этой проблеме, в частности о возникновении у старшеклассников, обучающихся в УПК, дифференцированной в соответствии с определенным видом деятельности самооценки. Было установлено, что в трудовой деятельности, осуществляемой в УПК, индивидуальные самооценки учащихся варьируют в большей степени, чем в школьном учебном процессе.

О необходимости формирования у подрастающих поколений своеобразного «идеологического иммунитета» говорил в своем выступлении А.Т. Ростунов (Минск). В докладе названы шесть психологических принципов, которые необходимо учитывать при проведении контрпропагандистской работы: принцип убеждающего воздействия, авторитетность источника, оперативность сообщаемой информации, использование актуальных событий, их правдивое отображение, удовлетворение информационной потребности слушателей и индивидуализация контрпропагандистской работы. Этой же проблеме был посвящен доклад В.П. Ростовского (Уфа), который представил некоторые результаты изучения закономерностей ведения контрпропаганды.

Б.А. Бенедиктов (Минск) остановился на некоторых проблемах Психологии воспитания. Им выделены три уровня усвоения нравственных норм: 1) знание норм, 2) знание и владение этими нормами и 3) знание, владение и переживание, т.е. соответствующее внутреннее отношение личности к этим нормам. Было отмечено, что в ряде случаев навыки нравственного поведения формируются раньше осознания их содержания. Это составляет одну из особенностей их усвоения.

О недостаточной разработанности проблемы идеалов в нравственном воспитании личности указывалось в докладе А.А. Гримотя (Минск). По мнению автора, в настоящее время особую актуальность приобретает решение таких вопросов, как выяснение сущности нравственного идеала, преодоление антиидеала, создание конкретных методических средств формирования у молодежи коммунистических идеалов.

 

182

 

Н.Г. Огурцов (Минск) обратил внимание слушателей на существующую, по его мнению, недооценку проблемы формирования мировоззрения личности. Было подчеркнуто, что простое увеличение объема школьных знаний совершенно недостаточно, здесь необходимо проведение специально направленной воспитательной работы.

При обсуждении вопросов нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста И.Ч. Красовская (Минск) указала на своеобразие восприятия детьми явлений общественной жизни, например, при осознании дошкольниками особенностей своей совместной деятельности. По данным Л.В. Финькевич (Минск), в ряде случаев дети, действуя индивидуально, считают свою деятельность совместной и, наоборот, выполняя общее задание, называют исполнителем этой деятельности только себя, забывая об остальных участниках.

Л.И. Уманец (Киев) в своем докладе остановилась на особенностях поведения дошкольников в игре, на которое большое влияние оказывают сложившиеся между детьми личные взаимоотношения. Б.П. Жизневский (Минск) предложил выделять в структуре игры определенные ритуализированные микроигры (например, считалки), функцией которых является решение организационных задач игровой деятельности и посредством которых дети усваивают соответствующий коммуникативный опыт.

Т.А. Чепель (Москва) в своем выступлении рассмотрела пути преодоления у детей социального эгоцентризма, который возникает раньше и существенно влияет на проявления познавательной центрации. С.С. Ларин (Минск) проанализировал содержание обращений детей к взрослому с точки зрения наличия в них альтруистических и эгоистических мотивов общения. В.А. Киричок (Киев) остановилась на особенностях формирования гуманных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста. На необходимость учета семейного микроклимата в формировании коммуникативных черт личности ребенка было обращено внимание в выступлении А.М. Счастной (Минск).

Вопросы диагностики и коррекции отклонений в поведении подростков рассмотрены в докладе В.А. Татенко (Киев). По мнению автора, подобную диагностику следует осуществлять с учетом основных «блоков» деятельности: 1) постановки целей, 2) выбора средств, 3) принятия решений, 4) их исполнения, 5) оценки результатов и 6) их закрепления в индивидуальном опыте. И.Я. Каплуновичем (Мозырь) выделены структурные компоненты идейно-политического и нравственного развития личности учащегося. Им сконструирована рассчитанная на студентов педвузов батарея диагностических психологических методик, использование которых в ходе педпрактики позволяет выявить и повысить уровень психологической подготовки будущих учителей. В выступлении Т.С. Гурлевой (Киев) показано, что добиться мотивационных преобразование в сознании подростка от «не хочу» к «должен» и затем к «иначе не могу» позволяет, во-первых, определение индивидуального типа ответственности, во-вторых, правильное сочетание в воспитательной работе методов убеждения и предъявления требований. В исследовании А.А. Лытко (Гомель) выявлено, что развитие критических суждений подростков происходит от более простых, констатирующих недостатки в поведении, до более сложных, содержащих указание на то, как их исправлять. Обнаружена генетическая связь между констатирующими, мотивирующими, аналитико-оценочными, дефинитивными и конструктивными суждениями. Г.И. Онищенко (Киев) рассмотрела уровни эмоционально-нравственных отношений подростков и факторы, определяющие их становление, а также возможности использования метода ситуационно-ролевой игры в процессе целенаправленного формирования нравственных отношений учащихся.

В сообщении П.Р. Галузо (Гродно) приведены данные об особенностях содержания и структуры понимания учителей младшими подростками, о характере взаимосвязи между пониманием и особенностями поведения и общения учащихся с учителями. В результате экспериментальной работы, проведенной М.Д. Хаетом (Гомель), выявлена идеализированная, завышенная самооценка девочек, в которой доминируют внешние качества; для мальчиков характерна большая значимость «внутренних качеств». Такого рода различие в самооценках подростков в зависимости от их половой принадлежности важно учитывать в процессе воспитания. В докладе Е.В. Плотникова (Минск) рассмотрены биологические и социальные аспекты развития привычки к употреблению подростками спиртных напитков.

Г.В. Локарева (Киев) остановилась на роли идейно-нравственного идеала в формировании личности, осветила особенности эстетического восприятия мира старшеклассниками, предложила методики выявления

 

183

 

эстетического идеала учащихся и его формирования с помощью музыки, литературы и изобразительного искусства. Т.К. Комарова (Гродно) охарактеризовала самооценку старшеклассников, которая выявлялась с помощью использования методики «сравнение себя с другими», выделила блоки эталонных качеств личности для определения значимых персон, предложила способы направленного влияния на самосознание личности. Ценностные ориентации старшеклассников в общении (в процессе изучения предмета «Этика и психология семейной жизни») были освещены в сообщении О.М. Шарган (Киев).

О проблеме воспитания воли у школьников сообщила Я.Ф. Джужа (Киев). Основные идеи ее доклада перекликались с выступлением Н.А. Цыркун (Минск) о социально-психологических аспектах взаимосвязи самооценки и волевых качеств школьников и В.И. Ермоловича (Борисов), который показал взаимосвязь способности достигать более высоких результатов в стрессовой ситуации и уровня развития воли школьников и студентов.

Был обсужден круг вопросов, касающихся профессиональной ориентации старшеклассников. Вопросу профессионального самоопределения в юношеском возрасте посвятила свое выступление Е.М. Уколова (Москва), об особенностях формирования нравственных установок у восьмиклассников к профессиональному обучению в УПК говорила Е.Н. Прощицкая (Минск), специфику профессиональных интересов сельских школьников осветил В.А. Зайцев (Минск), влияние семьи на формирование ценностных ориентации молодежи в сфере производительного труда проанализировал Р.И. Муксинов (Вильнюс).

Е.И. Богучарова (Ворошиловград) остановилась на проблеме применения активных методов формирования диалектико-материалистического мировоззрения при Изучении темы «Личность» в курсе общей психологии В.А. Кривошеев (Гродно) охарактеризовал содержание и динамику рефлексивных представлений у начинающих учителей. Апробированная им система экспериментальных методик позволила составить корреляционные плеяды, отражающие структуру представлений учителей-стажеров о том, как их понимают представители референтных групп. С. В. Васьковская (Киев) осветила психологические условия и приемы формирования профессионального самосознания в процессе моделирования педагогической деятельности на практических занятиях по педагогическому мастерству. Г.Ф. Михальченко (Гродно) доложила результаты эксперимента по формированию педагогической эмпатии у слушателей педагогического факультета. В докладе Л.В. Бондаренко (Красноярск) была высказана мысль о том, что для полноценного формирования личности и коллектива в рамках учебной деятельности нужно перейти от обучения к взаимообучению.

В докладе Л.П. Новицкой и В.В. Дубовика (Минск) экспериментально показано воздействие основных параметров музыки различных стилей на психическое состояние слушателей. Сравнительное изучение классической музыки и музыки «рок-диско» показало, что прослушивание классической музыки не только благотворно влияет на эмоциональное состояние человека, но и увеличивает объем краткосрочной памяти, цветовосприятие, создает мотивацию к словарной деятельности, повышает качественную и количественную продуктивность речи. Между тем рок-музыка облегчает двигательные реакции, ухудшает зрительное восприятие, уменьшает цветовосприятие, сужает память, отмечается эмоциональное безразличие, тенденция к агрессивности. Изучению музыкальных интересов, предпочтений и потребностей как эстетическому критерию нравственной воспитанности молодежи посвятил свой доклад Е.Л. Малиновский (Минск).

В докладе Е.К. Агеенковой (Минск) рассмотрен психотерапевтический эффект в лечении кардиологических больных, проведена параллель между психосоматическим состоянием и особенностями личности больного.

На заключительном пленарном заседании школы-семинара была отмечена все более возрастающая актуальность проблем идейно-нравственного воспитания молодежи, а также высказано пожелание о дальнейшем развитии творческих связей региональных научно-исследовательских коллективов.