Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КУБА

 

Э. А. ФАРАПОНОВА,

ХОРХЭ АРАХУЭР ПРОЕНСА

Москва

Гавана

 

Республика Куба, освободившись от эксплуатации и угнетения, встала на путь проведения глубоких социальных преобразований. Реализуется широкая программа развития народного образования, в осуществлении которой активное участие принимают психологи страны.

В области педагогической психологии (руководитель департамента педагогической психологии Альберто Лабарере) научно-исследовательская работа осуществляется по следующей тематике: 1) «Интенсификация познавательной деятельности учащихся начальных классов при выполнении школьных заданий» (Пиляр Рико). 2) «Развитие умений решать задачи школьниками начальных классов» (Альберто Лабарере). 3) «Формирование элементов теоретического мышления у младших школьников» (Кэтеван Буадзе). 4) «Изучение влияния различных воспитательных мероприятий на формирование школьных коллективов» (Антонио Кузяр). 5) «Исследование взаимоотношений в коллективах школьников начальных классов» (Амелита Амадор). 6) «Изучение самооценки школьников» (Герардо Роллоф). 7) «Мотивы учебной деятельности учащихся начальной школы» (Гиермо Ареас).

В департаменте педагогической психологии работает группа исследователей проблем детской психологии (руководитель

 

178

 

Хосефина Лопес). Темы исследований: «Изучение развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста» (Хосефина Лопес), «Формирование нравственных качеств у дошкольников» (Мария-Тереза Бурке), «Овладение детьми дошкольного возраста средствами моделирования» (Анна-Мария Северно).

Помимо научно-исследовательской работы департамент готовит методические пособия для преподавателей психологии педагогических институтов Кубы и университетов, издает учебные пособия, принимает активное участие в республиканских и международных конференциях. Так, были подготовлены доклады на конференции педагогов социалистических стран (Москва, 1971; Варшава, 1977 и др.): «Школа и образование в революционной Кубе» (Л. Турнер); «Применение достижений психологии в учебно-воспитательной работе учителя» (Пиляр Рико, Антонио Кузяр, Амелита Амадор); а также на совещание психологов социалистических стран (Потсдам, 1978): по методологическим проблемам изучения личности (группа изучения личности Гаванского университета), по изучению временной перспективы у подростков и юношей (Г. Пинеда), по изучению соотношения моральных и профессиональных аспектов идеала и самооценки учащихся, по изучению психологических особенностей неадекватной самооценки у подростков и старшеклассников (Гонсалес Рей Фернандо), по изучению установок и ценностных ориентации учащихся (Виктория Охальдо).

В настоящее время четыре университета, три университетских центра и десять высших педагогических институтов Республики Куба имеют кафедры педагогики и психологии. На этих кафедрах преподаватели помимо учебной работы проводят научные исследования по проблемам педагогической психологии, ведут пропаганду психологических знаний среди учителей, родителей и широких слоев населения республики. Этой работой также руководит департамент педагогической психологии Министерства образования Кубы.

При министерстве работает Центральный институт педагогических наук (генеральный директор — доктор Макс Фигероа Араухо), имеющий несколько отделов: методологии, коммунистического воспитания, психологии и технических средств обучения. В институте развернуты исследования по широкому кругу проблем.

Результаты исследований кубинских психологов по проблемам деятельности и личности учителя были представлены на III конференции педагогов социалистических стран (Варшава, 1977): «Роль учителя и проблема его подготовки в период строительства социализма на Кубе» (Макс Фигероа Араухо), «Влияние школы на формирование качеств преподавателя средней школы в условиях развития народного образования на Кубе» (Лидия Турнер Марти, Клара Менендес Перес, Лус Марина Борреро, Одила Ново Отеро).

Воспитание всесторонне развитого и творчески активного человека невозможно без включения учащихся в учебно-трудовую деятельность. Это принципиальное положение реализуется в школах всех социалистических стран. Для системы народного образования Республики Куба характерна неразрывная связь труда и учебы на всех этапах обучения — от начальной до высшей школы. Осуществлен эксперимент, который назван «Школу — в поле». В течение ряда лет в звене среднего образования практикуется перевод городских школ в сельские местности с тем, чтобы учащиеся и учителя могли решать в каждом школьном курсе и задачи трудового обучения, чтобы учебная работа сочеталась с выполнением учениками, объединенными в бригады, производственных задач, решаемых на кофейных, цитрусовых и других плантациях. Эта форма сочетания обучения с производительным трудом и культурным отдыхом учащихся, согласуясь с принципами социалистической педагогики, в наибольшей мере соответствует реальным условиям, существующим в республике. Куба — активно развивающаяся индустриальная страна, однако в связи с тем, что производство сахара, цитрусовых пока еще недостаточно механизировано, она вынуждена широко использовать ручной труд людей. Куба является очень «молодой» страной: из 8,5 млн. населения почти 3,5 млн. составляют дети до 16 лет. Новые формы организации работы школы весьма плодотворны для формирования у учащихся положительного отношения к труду, стремления работать для пользы общества, развивая такие качества личности учащихся, как трудолюбие, сознательность, активность. Неразрывная связь обучения и труда обеспечивают развитие умений самостоятельно организовывать, планировать свой труд, умений трудиться сообща, внося свой вклад в общее дело, проявляя инициативу, творчество и т. д. Такая форма сочетания обучения и труда повышает самостоятельность и активность учащихся, создает условия для более целенаправленной и активной учебной деятельности учащихся, развивает их познавательные и творческие возможности.