Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

136

 

СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ

 

Э. С. ЧУГУНОВА

 

В эпоху НТР высокие достижения в развитии техники и технологии, а также совершенствование системы управления производством открывают новые перспективы для роста производительности труда и эффективности производства.

Творческая активность — одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляется ее индивидуальное, особенное.

В плане трудовой профессиональной деятельности это особенное находит свое высшее

 

137

 

выражение в оригинальности (в отличие от шаблонности) решения той или иной задачи.

Творческая активность инженеров выступает в качестве одной из наиболее развитых форм человеческой деятельности. Наибольшую социальную значимость в период развития социалистического производства приобретает техническое и научное творчество как реальные ценности профессиональной деятельности инженеров.

Творческая активность — целенаправленная деятельность конкретной личности или группы людей, участвующих в профессиональном взаимодействии разрабатывающих предприятий — НИИ и КБ. Как правило, постановка задачи для творческой деятельности осуществляется извне. Однако формулировка сознательно поставленной цели не исключает, а предполагает ее модернизацию и поиск новых путей.

Творческая активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Ее уровни и формы могут быть различными, а следовательно, может оказаться различной и объективная ценность профессиональной активности. Одной из задач социальной психологии является изучение механизмов отмеченного К. Марксом «возбуждения жизненной энергии (animal spirits), увеличивающего индивидуальную производительность отдельных лиц» [1; 337].

Как показывает опыт, в области инженерной деятельности научно-исследовательских коллективов активность личности может проявляться в форме технического, научного творчества, а также в области управленческой деятельности ([7], [8], [10], [14], [15], [16], [18], [19] и др.).

Данная работа по выявлению социально-психологических особенностей творческой активности инженеров проводится более 12 лет на кафедре социальной психологии ЛГУ им. А.А. Жданова под руководством Е.С. Кузьмина [12] и строится по принципу комплексного изучения личности [2], [3]. В исследовании учитываются социальные связи и отношения личности в профессиональной среде. Особое внимание уделяется влиянию мотивации на творческую активность в инженерной деятельности.

Есть основания предполагать, что мотивация выступает тем связующим звеном в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определенном виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде, совершенствование личности как специалиста с целью реализации потребностей в творческой деятельности.

Мотивация влияет на выбор профессиональной деятельности и может выступать как активный стимул развития и перестройки личности в целом. Мотивацию следует считать тем своеобразным сложным психологическим механизмом в сфере профессиональной деятельности, с помощью которого формируются (по терминологии В.Н. Мясищева) «основные жизненные отношения» у личности к труду, к людям, к сфере познания. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, полноту и интенсивность личного вклада в научно-технический прогресс, пассивность или активность субъекта в профессиональной деятельности, намечает своеобразную «траекторию» движения социально-психологических установок [25], определяет развитие специалиста в профессиональном отношении, формы проявления и меру его творческой активности [23],[24].

Мотивация существенно влияет на профессиональную идентификацию — «спайку» личности с профессией, на уровень проявления творческой активности — научного, технического творчества, на успешность управленческой деятельности.

Настоящая работа строилась на основе понимания личности как субъекта труда, познания и общения. Предполагалось, что социальная мотивация — системообразующий признак для проявления профессиональной, специфичной для определенного вида деятельности творческой активности.

С помощью комплексной социально-психологической методики ([5], [12]) ставилась задача изучить взаимосвязь мотивации инженеров с объективными характеристиками творческой активности, определить место и роль мотивационных факторов в сложной системе социально-психологических и личностных характеристик.

В качестве примера более подробно остановимся на результатах исследования литовской выборки. В эксперименте участвовали 240 инженеров — руководителей среднего звена двух научно-производственных коллективов Вильнюса. Исследование проводилось с помощью теста «Социально-психологические установки руководителей»1, рисуночного теста «Деловые

 

138

 

ситуации»2 и анкеты «Профессиональная мотивация», разработанной автором.

 

 

Статистическая обработка материала по специально созданной программе3 позволяет выявить сложную систему корреляционных связей. (Принимались во внимание значимые связи при р≥0,01 % и р≥0,05 %, рис.) Установлено, что показатели творческой продуктивности, научного и технического творчества последовательно связаны между собой при коэффициентах корреляции, равных 0,31 и 0,45. Четко прослеживается связь между реальными показателями творческой продуктивности и мотивацией инженеров. Мотивы выбора специальности даже после окончания технического вуза оказываются сильно и продолжительно действующими факторами у инженеров, имеющих относительно большой стаж работы на предприятии (от 10 до 20 лет). Конформистский тип мотивации4, при котором выбор специальности определяется не интересом к инженерной деятельности, а давлением со стороны знакомых, друзей, родных, т.е. ближайшим социальным окружением, отрицательно влияет на творческую продуктивность (r=—0,32) По всей вероятности, конформистский тип мотивации диссонирует с ценностными ориентациями личности в плане профессиональной деятельности, приводит к психологическому дискомфорту, и все это сказывается отрицательно на творческой активности инженеров. Выявлена также отрицательная зависимость между ситуативным типом мотивации и творческой продуктивностью (r=—0,33), т.е. в тех случаях, когда приоритетное влияние при выборе специальности оказывают привходящие жизненные обстоятельства и случайные ситуации, творческая продуктивность, как правило, оказывается низкой. Статистически значимая положительная взаимосвязь выявилась между творческой продуктивностью и доминантным типом профессиональной мотивации (r=0,44). Интерес к профессии при выборе специальности доминирует по сравнению с другими воздействиями. Ценностные ориентации личности на творчество в работе, в конечном счете, согласуются с реальным профессиональным поведением личности, склонностями и способностями. Следует отметить, что показатель технического творчества также положительно коррелирует с доминантным типом профессиональной мотивации (r=0,34). Эти два показателя взаимодействуют друг с другом, усиливают действие друг друга. Об этом же свидетельствует тот факт, что показатель технического творчества коррелирует с познавательной

 

139

 

активностью личности — интересом к техническим наукам, который проявляется в настоящее время (r=0,34). Таким образом, можно утверждать, что мотивация в профессиональной деятельности инженеров выступает существенным социально-психологическим механизмом поведения, определяющим уровень творческой активности личности.

В корреляционной плеяде выделились специфические факторы общения, определяющие успешность творческой деятельности в инженерном коллективе. Среди них важное место занимает психологическая установка руководителя на организацию рациональной системы взаимодействия в инженерных группах и коллективах с целью наиболее эффективной творческой деятельности. Взаимосвязь между показателями творческой продуктивности и установкой на организацию рационального взаимодействия является достоверной и положительной (r=0,30). Так называемый препятственный тип реакций личности при разрешении остроконфликтных деловых ситуаций отрицательно коррелирует с творческой продуктивностью (r=—0,35). Ориентация инженеров в практике делового общения на факторы препятствия, которые, по их мнению, не дает возможности (т.е. блокирует) принимать нужные управленческие решения, не способствует, а, наоборот, препятствует проявлению творческой активности. Как показывают результаты нашего исследования, практика профессионального общения требует от участников творческой деятельности проявления морально-этических качеств. Так, например, такой показатель, как ответственное отношение к работе, тесно связан с творческой продуктивностью (r=0,35) и техническим творчеством (r=0,29). Эффективность научного творчества часто связывается с безобвинительными реакциями по методике «Деловые ситуации» (r=0,31), т.е. научные работники в деловых взаимоотношениях склонны проявлять деликатность, взаимопонимание, взаимную уступчивость, принимать иногда компромиссные решения, если это необходимо, с целью ликвидации фрустрационной ситуации. Однако эффективность технического творчества предполагает в деловом общении преимущественно реакции разрешающего типа (r=0,28): фрустрационная деловая обстановка в процессе технического творчества разрешается инженерами тогда, когда они активно проявляют свои организаторские способности. Внешние обстоятельства подчиняются выполнению поставленной цели, возникший конфликт разрешается своими силами или для этого привлекаются другие партнеры по деловому общению, связанные с реализацией технических задач. Разрешающий тип реакций требует от участников возникшей конфликтной ситуации признания виновности и даже некомпетентности по некоторым вопросам. Успешное разрешение различного рода технических и управленческих противоречий зависит от способности инженера ретроспективно оценить реальную обстановку и свое место в сложившейся ситуации. Таким образом, интерактивная (по терминологии Г.М. Андреевой) функция общения оказывает влияние на проявление творческой активности инженеров.

Тесная взаимосвязь научного, технического творчества с особенностями поведения инженера в профессиональной среде свидетельствует о том, что творческая активность формирует в личности инженера систему морально-этических требований при организации делового общения.

В профессиональной творческой деятельности инженеров НИИ и КБ значительную роль играют когнитивные характеристики личности. Именно они определяют направленность познавательных интересов и служат предпосылкой реального поведения личности в ближайшем и отдаленном будущем. Как показывают результаты данного исследования, эффективность научного творчества тесно связана с социально-психологической установкой инженеров на совершенствование в области избранной специальности (r=0,40). Можно сказать, что познавательная активность личности формируется в русле информационной осведомленности, выработки новых профессиональных навыков, изучения патентных новшеств и т.д. Характерно, что техническое творчество имеет положительную корреляционную связь с показателем устойчивости познавательных интересов инженеров к техническим наукам (r=0,34).

Рефлексивные характеристики профессионального поведения личности, связанные с самооценкой специальности и уровнем удовлетворенности избранной деятельностью, более всего проявляются в научно-техническом творчестве. Выявлены самые высокие корреляционные связи между показателем научного творчества, с одной стороны, и показателем удовлетворенности специальностью — с другой (r=0,47).

Научное творчество и удовлетворенность избранной специальностью взаимостимулируют развитие друг друга. Без удовлетворенности специальностью невозможно проявление высокой творческой продуктивности инженеров в профессиональном труде. Таким образом, можно утверждать, что

 

140

 

творческая активность инженеров является производной от сочетания факторов, которые относятся к сфере социально-экономической детерминации и целого ряда социально-психологических факторов, среди которых мотивационные характеристики занимают центральное место. Мотивация непосредственно влияет на творческую продуктивность инженеров и опосредованно проявляется в техническом и научном творчестве.

О том, какие возможны варианты «переплетения», по выражению Б.Ф. Ломова, мотивов в совместной деятельности [14; 234] постараемся рассмотреть на примере ленинградской выборки, где в экспериментальном исследовании участвовали 600 инженеров.

Как показали результаты статистической обработки материала, ведущим мотивом в профессиональной деятельности для всех статусных групп инженеров является интерес к творческой деятельности в НИИ и КБ. Инженеров в первую очередь привлекает такая работа, которая требует применения новых знаний, оригинальных решений, творческой инициативы. Далее следуют мотивы материальной заинтересованности и альтруистические мотивы — выполнение социального долга, а также стремление к положительной оценке со стороны администрации, товарищей по работе.

Ленинградский эксперимент позволил выявить роль мотивации в формировании социально-психологических установок (СПУ) личности. Высокая мотивация, связанная с устойчивым интересом к профессиональной творческой деятельности, является доминирующим, системообразующим компонентом в социально-психологических установках, направленных на совершенствование в области специальности. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что более половины инженеров с установкой на изменение места работы или специальности среди других стимулов профессиональной деятельности, приносящей максимальное удовлетворение в работе, стараются найти возможность проявления самостоятельности, творчества в работе. Вполне возможно, что в силу целого ряда неблагоприятно сложившихся обстоятельств по месту работы или определенных личностных характеристик данная группа инженеров не получила реальной возможности для проявления творчества на своем рабочем месте и поэтому высказывает желание изменить место работы и даже специальность.

Выявлена тенденция у некоторых руководителей (начальников отделов, лабораторий) СПУ на изменение должностного статуса, даже в сторону понижения. Такие СПУ связаны именно с высокой профессиональной мотивацией — устойчивым интересом к научно-исследовательской, творческой деятельности. В СПУ «status quo», т.е. установках на сохранение места работы и специальности, у инженеров проявляется относительно невысокий уровень мотивации, особенно у рядовых инженеров. Более того, мотивация некоторых инженеров данной группы имеет околопрофессиональную направленность и невысокие притязания в плане творческой активности.

Как свидетельствует статистический анализ материала, мотивы профессиональной деятельности инженеров, которые действуют в настоящее время, своеобразно сочетаются с мотивами выбора специальности и места работы, которые оценивались как личностно значимые несколько лет назад. Мотивы профессионального выбора находят свое отражение в плане заинтересованности специальностью со стороны инженеров в настоящее время. Так, например, мотивы выбора специальности, которые сформировались под давлением советов друзей, товарищей, родных, т.е. определялись высоким уровнем конформности личности, более всего оказались действенными для инженеров с индифферентным (безразличным) отношением к профессии. Именно среди этой группы инженеров многие заявляют, что выбор места работы в НИИ определяется не престижностью профессии инженера, а относительно хорошими условиями труда в НИИ по сравнению с промышленными предприятиями. Кроме того, именно те инженеры, которые в настоящее время оценивают свое отношение к специальности как безразличное или отрицательное, в 42,7 % случаях заявляют в своих высказываниях, что именно случайные обстоятельства жизни привели их к выбору данной профессии. Характерно, что инженеры, которые в настоящее время оценивают свое отношение к специальности как в высшей степени положительное, в 50 % случаях к моменту профессионального самоопределения имели уже сложившийся устойчивый интерес к техническим наукам.

Материалы ленинградской выборки еще раз подтверждают тот факт ([20], [21]), что проявление творческой активности тесным образом связано с отношением личности к избранной специальности. Среди инженеров с высокой степенью положительного отношения к профессии не проявляют творческой активности в работе всего 12,1 %. С положительным отношением — 25,5 %. Доля инженеров, у которых, по данным самооценок,

 

141

 

вообще не было в работе творческих моментов, возрастает до 51,1 % в той группе, где сложилось безразличное или отрицательное отношение к специальности.

Как известно, большое значение для проявления в практической деятельности способностей к техническому творчеству оказывает осознание личностью собственных индивидуальных возможностей в плане дальнейшей творческой деятельности. Наши материалы показывают, что низкая самооценка творческих возможностей, как правило, сочетается с индифферентным, а иногда и с отрицательным отношением к своей специальности, а мотивы выбора профессии и поступления на работу в НИИ в этом случае лежат далеко за пределами потребностей инженера в интеллектуальной творческой деятельности. Развитие способностей инженера к техническому творчеству преломляется через призму удовлетворенности содержательной стороной деятельности, через осознание социальной значимости, престижности инженерного труда, через устойчивую психологическую потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что мотивация инженеров далеко не всегда согласуется с реальным поведением в плане проявления творческой активности. Когнитивные характеристики личности выступают в качестве определенной меры подкрепления, подтверждая (или, наоборот, отрицая) высокие притязания инженеров в области своей профессиональной деятельности. Творческая продуктивность во многом определяется мерой познавательной активности, направленностью этой активности в плане ближних, средних, дальних перспектив. Профессиональные установки инженеров в плане творческой деятельности далеко не однотипны у представителей разных должностных групп, разного возраста и пола. Среди женщин чаще встречаются инженеры с индифферентной установкой. Их в 2,5 раза больше, чем инженеров-мужчин. Более того, женщины (18 %) высказывают отрицательное отношение к повышению уровня своих технических знаний, что, естественно, тормозит профессиональное продвижение, развитие их творческой активности. У определенной категории инженеров — мужчин и женщин (17,6 %) — наблюдаются существенные расхождения между мотивацией в плане творческой деятельности, стремлением к повышению должностного статуса, с одной стороны, и реальными усилиями, с другой (которые весьма незначительны), в плане познавательной деятельности для практической реализации мотивов. В таких случаях дает о себе знать социально-психологический феномен когнитивного диссонанса между уровнем притязаний, поведенческими программами, с одной стороны, и реальной профессиональной продуктивностью — с другой.

Специальное изучение творческой активности руководителей инженерных групп и коллективов НИИ Ленинграда показывает, что сравнительно высокий уровень проявления технического и научного творчества у них сочетается с самой высокой оценкой своей специальности (60,3 %), с удовлетворенностью содержательной стороной труда и стремлением к повышению своих знаний в области науки и техники (76 %), т.е. наблюдается подкрепление мотивации познавательной активностью в плане профессиональной деятельности.

В заключение следует сказать, что мотивация выступает наряду с социальными детерминантами поведения в качестве стимула трудовой деятельности. Мотивацию можно считать тем сложным социально-психологическим механизмом, с помощью которого соотносятся внешние и внутренние факторы регуляции поведения в условиях инженерной деятельности. С помощью мотивации обеспечивается развитие творческой активности личности. Однако мотивационные характеристики никогда не выступают изолированно, ибо творческая активность инженеров формируется и проявляется в деятельности как сложное интегральное образование, как синтез многообразных свойств, где мотивационные, личностные интеллектуальные характеристики срабатывают в реальном поведении как единый психологический механизм.

Таким образом, мотивация в профессиональной деятельности инженеров выступает как тот своеобразный механизм поведения, который обусловливает меру целенаправленности профессионального поведения, во многом определяет уровень творческой активности личности. В процессе организации психологической службы на предприятиях НИИ и КБ [13] следует учитывать, что система педагогического воздействия в инженерных коллективах должна строиться с учетом мотивации и, если это необходимо, перестройки мотивации с целью развития творческой активности личности.

 

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

2. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психол. 1968. № 6. С. 21—33.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 336 с.

 

142

 

4. Багджюнене Д. М. Социально-психологические особенности личности руководителя производственного коллектива // Автореф. канд. дис. Л., 1983. 32 с.

5. Викторов Н. А., Чугунова Э. С. Социально-психологические проблемы диагностики инженерных кадров в автоматизированных системах управления разрабатывающих предприятий (АСУРП) // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 4. С. 87—95.

6. Журавлев А. Л., Рубахин В. Ф., Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственными коллективами. М., 1976.

7. Журавлев А. Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 1. С. 57—67.

8. Китов А. И., Ломов Б. Ф., Скипетров П. А. Перевод народного хозяйства на путь интенсивного развития и некоторые проблемы психологической науки // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 6. С. 76—87.

9. Коссов Б. Б. Профессиональная психопрогностика и методы исследования личности руководителя // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 2. С. 43—50.

10. Кузьмин Е. С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Психология личности и малых групп. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8. Л.: ЛГУ, 1977. С. 23—30.

11. Кузьмин Е. С., Семенов В. Е. К вопросу о развитии методов социальной психологии // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу. М., 1980. №. 1. С. 81.

12. Кузьмин Е. С., Викторов Н. А., Чугунова Э. С. Методы индивидуальной и групповой оценки личности инженера в автоматизированных системах управления разрабатывающих предприятий (АСУРП) // Методология и методы социальной психологии / Отвед. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977. С. 157—172.

13. Ломов Б. Ф. Психологическая служба страны // Вестник АН СССР. 1980. № 1. С. 20—30.

14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.  М., 1984. 444 с.

15. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности / Под ред. В.А. Ядова.  Л., 1983. 171 с.

16. Проблемы руководства научным коллективом / Под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1982. 317 с.

17. Промышленная социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого. Глава 8. Социально-психологические аспекты инженерного труда. Л., 1982. С. 181 —193.

18. Саморегуляция и прогнозирование поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. 264 с.

19. Свенцицкий А. Л. Руководитель: слово и дело (социально-психологические аспекты). М., 1983. 159 с.

20. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983. 240 с.

21. Социально-психологический портрет инженера // Под ред. В. А. Ядова. М., 1977. 231 с.

22. Чикер В. А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженеров: Автореф. канд. дис. Л., 1981. 30 с.

23. Чугунова Э. С. Социально-психологические характеристики научных сотрудников НИИ и КБ // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. 7. М.— Л., 1979. С. 283—288.

24. Чугунова Э. С. Социально-психологические характеристики творческой активности инженеров НИИ и КБ // Научный сотрудник и научный коллектив как объекты социологического исследования. М., 1982. С. 127—141.

25. Чугунова Э. С. Изучение социально-психологических установок сотрудников НИИ и КБ с целью профессионального прогнозирования // Социальное прогнозирование в науке. М., 1983. С. 85—115.

 

Поступила в редакцию 19.IV  1985г.



1 Тест разработан аспиранткой Д.М. Багджюнене под руководством автора.

2 Тест адаптирован применительно к инженерам младшим научным сотрудником нашей группы Н.Г. Хитровой.

3 Статистический анализ материала проводился в вычислительном центре МПСМ Литовской ССР по программе, разработанной кандидатом экономических наук Ясене.

4 Более подробно типология мотивации излагается автором в «Психологическом журнале» (1985. № 4).