Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

14

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРУДОВОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

О. Ю. ЕРМОЛАЕВ

 

Необходимость «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе» [7; 40] предполагает осуществление комплексного подхода к трудовому воспитанию и обучению, взаимодействие, согласованность и преемственность многообразных средств и методов воспитания, основанных на применении новейших, эффективных диагностических приемов, позволяющих оценивать уровень сформированности трудовой воспитанности личности.

Важным условием повышения эффективности трудового воспитания является возможность объективной диагностики этого процесса. Очевидно, что получение надежных и достоверных оценок, диагностических показателей, характеризующих трудовую воспитанность школьника, позволит не только анализировать основные закономерности этого процесса, но и контролировать, а также прогнозировать его развитие [3].

В литературе встречается несколько различных подходов к диагностике, направленной на оценку трудовой воспитанности личности, причем трудовая воспитанность анализируется как необходимый компонент воспитанности в целом. Наиболее распространенный подход основывается на составлении широкой программы изучения личности, охватывающей все ее основные качества [1], [4]. Одним из возможных подходов является поиск наиболее значимого, системообразующего показателя воспитанности [2]. Имеются программы изучения трудовой воспитанности личности на основе 12—15 характеристик, специфических для каждого возраста [6]. Реализуется подход, в котором трудовая воспитанность оценивается на основе карты-схемы, систематизирующей общие знания о личности и ее отдельных проявлениях [8]. Как правило, все исследования, направленные на анализ трудовой воспитанности, ориентируются на три ее уровня: высокий, средний и низкий. Ряд авторов используют в этих целях более трех уровней, однако все вышеупомянутые подходы основываются на экспертных оценках, причем экспертами выступают классные руководители, учителя, родители, товарищи по школе, классу.

В настоящем исследовании для оценки трудовой воспитанности личности старшеклассника применена анкета, содержанием которой служила самооценка школьником своих действий и поступков в общественно полезном, производительном труде, в ситуациях общественной и учебной деятельности, в семье, в быту. В основу концепции анкеты были положены 6 качеств личности, достаточно полно, на наш взгляд, характеризующих трудовую воспитанность. Эти качества: трудолюбие, коллективизм, ответственность, творческое отношение к труду, дисциплинированность, общественная активность. Отметим сразу, что автор далек от интерпретации трудовой воспитанности личности

 

15

 

как суммы относительно независимых качеств (факторов). Отдельные свойства, качества личности всегда включены в сложные взаимосвязи, характер которых определяется и выявляется лишь в системе трудовой деятельности субъекта. Именно поэтому свойства индивидуальности должны анализироваться не как рядоположенные показатели, а как характеристики действий и поступков субъекта [5], полученные в разных обстоятельствах.

Выбор утверждений (высказываний) анкеты основывался на анализе трудовой, деятельностной специфики проявления каждого качества, проводился анализ особенностей поступков и действий учащихся, соответствующих выбранному качеству. На этапе подготовки предварительного варианта опросника основная задача заключалась в наиболее полном представлении всей сферы возможных проявлений каждого оцениваемого качества. Поэтому количество утверждений в первоначальном варианте анкеты не ограничивалось и состояло из 198 утверждений (от 30 до 43 утверждений на каждую шкалу).

При составлении анкеты предполагалось, что человек с высоким уровнем трудовой воспитанности должен обладать определенной спецификой проявления выбранных 6 качеств личности. Например, качество «трудолюбие» характеризуется увлеченностью процессом труда; стремлением к высокой эффективности, результативности труда, к высокому качеству продуктов труда; осознанностью общественной значимости и необходимости труда; самостоятельностью в выполнении трудовых заданий; самокритичностью, взыскательностью, способностью к исправлению ошибок и недостатков; нетерпимостью к лени и безответственности.

В соответствии с этим в шкалу «трудолюбие» вошли следующие утверждения: «Мне трудно оторваться от интересной работы», «Я убираю свое рабочее место самостоятельно», «В любой работе я стараюсь увидеть результаты своего труда», «Случается, что в работе я допускаю неточности и другие мелкие ошибки» и т. п.

Анкета была сконструирована как опросник закрытого типа. Возможные градации ответов варьировали от одного (совершенно верно) до семи (совсем неверно). В инструкции указывалось на нежелательность ответа — «трудно сказать»,— соответствующего цифре 4. В эксперименте приняли участие 178 старшеклассников VIIIX классов школ Москвы и Московской области.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

На I этапе обработки экспериментальных данных наряду с задачей сокращения числа утверждений анкеты, отсева нечувствительных, неинформативных утверждений стояла задача выявления дифференцирующей способности утверждений анкеты. Для решения этих задач были построены гистограммы распределения частот ответов на каждое утверждение анкеты. Анализ гистограмм показал, что большинство частотных распределений близко к нормальному распределению и не встретилось ни одного утверждения, в котором все ответы были бы сосредоточены в одной-двух возможных градациях ответов. Последнее свидетельствует о дифференцирующей разрешающей способности большинства утверждений анкеты.

Задача отсева наименее информативных утверждений решалась различными статистическими методами, наиболее эффективным из которых явился факторный анализ. Интеркорреляционная матрица, построенная для всех утверждений анкеты, позволила выявить группы утверждений, которые в дальнейшем составили ядра соответствующих шкал. Встречались утверждения, входившие в две или большее количество шкал анкеты в соответствии с их смыслом. Например, утверждение «Стараюсь придти на помощь отстающим в труде» могло находиться в шкалах «коллективизм», «трудолюбие».

Выделенные 6 групп утверждений (включая общие утверждения) были проверены на конструктивную валидность. С этой целью по критерию t сравнивались «сырые баллы» по каждой шкале отдельно для учащихся

 

16

 

VIII, IX и X классов. В результате выявились значимые различия между средними величинами сумм «сырых баллов» для всех возрастов по всем шкалам, кроме шкалы «общественная активность», различия по которой были близки к значимым.

Для выявления утверждений, наиболее информативных по конкретной шкале, интеркорреляционные матрицы соответствующих групп утверждений были дважды подвергнуты факторизации с последующим криволинейным вращением двух факторов. После первой факторизации отбрасывались утверждения, имеющие незначительную нагрузку по фактору. После второй производилось окончательное «разведение» утверждений по шкалам. В целом факторный анализ позволил отсеять 90 малоинформативных утверждений.

В окончательном варианте анкеты сохранилось 108 утверждений, причем в шкалы вошло от 15 до 21 утверждения.

Ниже приводится интерпретация факторов после вторичной факторизации.

По шкале «трудолюбие» выделилось 2 фактора. Высокие значения по первому фактору свидетельствуют о целеустремленности, настойчивости в труде, энергичности, стремлении к совершенствованию трудовой деятельности. Высокие значения по второму фактору свидетельствуют о самокритичности, самостоятельности, стремлении к целесообразной организации труда в школе и дома.

По шкале «ответственность» выделился 1 фактор. Высокие значения по этому фактору свидетельствуют о собранности, сосредоточенности при выполнении важной работы, о добросовестности в труде, о стремлении к доведению до конца любого дела.

По шкале «дисциплинированность» выделился 1 фактор. Высокие значения по этому фактору свидетельствуют о стремлении к порядку и аккуратности при выполнении школьных дел и домашних заданий, о соблюдении школьной и трудовой дисциплины.

По шкале «коллективизм» выделился 1 фактор. Высокие значения по этому фактору свидетельствуют о готовности ставить общественные интересы выше личных, о стремлении к развитию отношений товарищества, взаимопомощи, о стремлении к сохранению и приумножению достижений коллектива.

По шкале «общественная активность» выделилось 2 фактора. Высокие значения по первому фактору свидетельствуют о направленности субъекта на общественную деятельность, о положительном отношении к общественной работе в целом, об инициативности и самостоятельности при выполнении общественных дел. Высокие значения по второму фактору свидетельствуют об экстравертированности, стремлении к лидерству.

По шкале «творческое отношение к труду» выделился 1 фактор. Высокие значения по этому фактору свидетельствуют о стремлении к разнообразию и новизне дел, инициативе, стремлении к продуцированию новых идей в труде, самостоятельности.

Интеркорреляционная матрица окончательного варианта анкеты была подвергнута факторизации с последующим криволинейным вращением двух факторов. В результате выделилось 2 фактора. Высокие значения по первому фактору свидетельствуют о стремлении старшеклассников к осуществлению поступков и действий, совершаемых в интересах общего дела, в интересах коллектива школы, класса. В первый фактор со значимыми весами вошли также утверждения, свидетельствующие о дисциплинированности и аккуратности. Таким образом, можно предположить, что первый фактор соответствует общественной, коллективистической направленности действий и поступков старшеклассников, а также их дисциплинированности и аккуратности.

Во втором факторе преобладают утверждения, характеризующие отношения старшеклассника к процессу и результату труда, увлеченность трудом, усидчивость, смекалку, находчивость, творческий подход к труду. Возможно, по-видимому, предположить, что высокие значения по второму фактору свидетельствуют об интеллектуальной,

 

17

 

творческой стороне трудовой воспитанности личности старшеклассника.

Представляет интерес вопрос о степени взаимосвязи и структуре качеств личности, выделенных в настоящем исследовании для характеристики трудовой воспитанности. Эта задача решалась различными методами. Вначале суммарные оценки каждого испытуемого по 6 шкалам были прокоррелированы, полученная матрица была факторизована. Результаты корреляционного и факторного анализов для удобства интерпретации представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Корреляционная и факторная матрицы шкал анкеты трудовой воспитанности личности старшеклассника (N=178)

 

Шкала

Качества личности (шкалы)

Выделенный фактор

ТР

ОА

ДИС

ОТВ

ТОТ

КОЛ

ТР

ОА

ДИС

ОТВ

ТОТ

КОЛ

1

0,62

1

0,64

0,57

1

0,74

0,52

0,58

1

0,71

0,49

0,37

0,49

1

0,64

0,70

0,61

0,58

0,47

1

0,901

0,805

0,778

0,809

0,723

0,829

Примечание. ТР — трудолюбие, ОА — общественная активность, ДИС — дисциплинированность, ОТВ — ответственность, ТОТ — творческое отношение к труду, КОЛ — коллективизм

 

Положительные высокозначимые корреляции, представленные в табл. 1, указывают на существование устойчивой взаимосвязи между анализируемыми качествами. Возможно, что все 6 качеств характеризуют с разных сторон «трудовую воспитанность» личности старшеклассника. Корреляционная матрица позволяет утверждать, что степень взаимосвязи между качествами неодинакова. Так, трудолюбие в наибольшей степени связано со всеми качествами, а творческое отношение к труду — в наименьшей. Последнее1 обстоятельство позволяет предположить, что трудолюбие играет ведущую, определяющую роль в структуре трудовой воспитанности личности старшеклассника.

В результате факторизации корреляционной матрицы шкал анкеты по методу главных компонент выделился только 1 фактор, представленный в табл. 1. Этот фактор, по-видимому, является фактором структуры качеств трудовой воспитанности личности старшеклассника. Из табл. 1 следует, что «нагрузка трудолюбия» по этому фактору максимальна, последнее подтверждает предположение о ведущей роли этого качества в структуре трудовой воспитанности. В соответствии с нагрузками по фактору на 2-м месте в структуре трудовой воспитанности стоит коллективизм, на 3-м — ответственность и общественная активность, на последнем — творческое отношение к труду. Полученная факторная структура качеств личности, характеризующих трудовую воспитанность, по-видимому, типична для старшего школьного возраста. Это предположение было подтверждено методом многомерного регрессионного анализа.

В настоящем исследовании анализировались различия в уровнях трудовой воспитанности учащихся по возрастам и полу. Результаты этого анализа представлены в табл. 2.

Как следует из табл. 2 для большинства анализируемых качеств личности имеются значимые различия по возрастам, кроме дисциплинированности (различия близки к значимым) и общественной активности. Напомним, что анкета была составлена таким образом, что, чем выше суммарная величина оценки по шкале, тем ниже уровень развития соответствующего качества личности. В связи с этим направленность различий в соотношение средних суммарных оценок по шкалам показывают существование тенденции к снижению уровня трудовой воспитанности как в целом, так и по отдельным качествам от VIII к X классу. Исключение составляют два качества: дисциплинированность и коллективизм, здесь учащиеся IX класса оказываются более дисциплинированными и коллективистами по сравнению с учащимися VIII и X классов. Существование тенденции подобного рода, возможно, объясняется несовершенством методики

 

18

 

и требует дальнейшей экспериментальной проверки.

На основе средних шкальных величин возможно графическое представление «профиля» каждого возраста. Построение подобного рода «профилей» показывает, что их структура, соотношение между анализируемыми качествами для каждого возраста практически не меняются, усредненные «профили» каждого возраста имеют между собой большое сходство. Последнее обстоятельство дает возможность высказать предположение о том, что, по-видимому, соотношения между качествами личности, характеризующие трудовую воспитанность старшеклассника, складываются в достаточно устойчивую структуру к VIII классу, подвергаясь в дальнейшем лишь незначительным изменениям. Это предположение, имеющее, на наш взгляд, выход в педагогическую практику, нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке.

 

Таблица 2

 

Сравнение средних оценок по шкалам шести качеств личности, характеризующих трудовую воспитанность по возрасту и полу

 

 

Класс (возраст), пол

Качества личности

ТР

ОА

ДИС

ОТВ

ТОТ

КОЛ

VIII

IX

X

43,5

46,6

51,2

35,4

35,5

38,2

24,3

23,6

28,0

23,1

26,9

30,0

54,0

58,4

64,5

33,1

32,9

39,4

Значимость различий

p<0,05

p>0,3

 p>0,05

p<0,01

p<0,01

p<0,01

Девушки Юноши

45,4

46,6

33,5

39,2

24,4

31,0

24,7

26,8

58,6

55,6

32,9

36,0

Значимость различий

p>0,3

p<0,02

p<0,01

p>0,1

p>0,4

p<0,01

Примечание. Обозначения те же, что и в табл. 1.

 

В табл. 2 представлены также различия анализируемых качеств по признаку пола. Девушки по сравнению с юношами оказываются более дисциплинированными, сплоченными («коллективистами»), более активными в общественных делах. Различия по этим шкалам статистически значимы. Различия же по шкалам «трудолюбие», «ответственная активность», «творческое отношение к труду» незначимы. Эти результаты хорошо согласуются с известными литературными данными.

Таким образом, при помощи предложенной в настоящем исследовании методики, направленной на оценку уровней трудовой воспитанности личности старшеклассника, был получен ряд зависимостей, характеризующих различные аспекты этого вида воспитанности личности. Ведущими, определяющими качествами в структуре трудовой воспитанности старшеклассника оказались трудолюбие и коллективизм, западающими — дисциплинированность и творческое отношение к труду.

Было показано, что соотношение между выбранными в настоящем исследовании качествами не претерпевает существенных изменений от VIII к X классу, при этом выявилась неожиданная тенденция к падению уровня трудовой воспитанности как в целом, так и по отдельным качествам к выпускному классу школы. Требует дополнительного изучения предположение о том, что соотношение между трудовыми качествами личности, характеризующими трудовую воспитанность старшеклассника, стабилизируется к VIII классу.

 

19

 

1. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981. 223 с.

2. Зосимовский А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1982. 200 с.

3. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 5—14.

4. Кочетов А. И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников. Минск. 1982. 82 с.

5. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. 189 с.

6. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М., 1981. 144 с.

7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. 112 с.

8. Спирин Л. Ф., Зайцев Е. С. Трудовое воспитание в советской школе. М., 1979. 223 с.

 

Поступила в редакцию 2.IV 1985 г.