183
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕФОРМЫ ШКОЛЫ
С. Г. ШУМАН
БРЕСТ
В конце декабря 1985 г. в г. Бресте состоялась
научно-практическая конференция «Психолого-педагогические условия и пути
реализации требований реформы школы». Учителя г. Бреста и Брестской области
работают под девизом «От творчески работающего учителя к творчески работающему
школьному коллективу».
184
В докладе заведующего
отделом народного образования Брестского облисполкома Г.Д. Богната указывалось на необходимость резкого повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса, как того требует реформа школы.
В деятельности учителей слабо осуществляется индивидуальный подход к детям, у
многих учащихся не формируются потребности в труде и общественно полезной
деятельности. Докладчик подчеркнул также, что в воспитательной работе
необходимо учитывать возрастно-половые особенности детей. К сожалению, ни в
одном учебнике педагогики и психологии не говорится о том, как надо строить
воспитательную работу с учетом половых различий мальчиков и девочек.
С октября 1984 г. в г.
Бресте работает городская психолого-педагогическая служба, занимающаяся
проблемами изучения и устранения причин нежелательного поведения школьников,
разработкой методик изучения личности. Составная часть этой общественной
организации — служба семьи, изучающая причины семейных конфликтов и
осуществляющая поиск средств их устранения.
О развитии педагогического
мастерства на базе глубокой психолого-педагогической подготовки студентов и преподавателей
говорил проректор Брестского пединститута В.А. Степанович. Отсутствие
достаточного психологического образования у преподавателей с неизбежностью
порождает формализм в обучении и воспитании студентов, мешает их полноценной
подготовке к профессиональной деятельности. Вся система вузовского образования
должна соответствовать требованиям реформы, которые являются едиными для всех
типов учебных заведений.
На конференции был
рассмотрен интересный опыт деятельности школьной психолого-педагогической службы
в Завершской восьмилетней школе Дрогичинского
района Брестской области, о которой рассказала зам. директора этой школы М.Н.
Янущик. Школьная служба организует индивидуальную
и массовую психолого-педагогическую учебу родителей, изучает опыт семейного
воспитания и его ошибки, которые порождают негативное поведение школьников;
учителя и родители разрабатывают планы совместных действий по исправлению
нежелательных форм поведения детей.
Учитывая дефицит мужского
воспитательного влияния в этой школе, учителя привлекают отцов к воспитательной
работе. Многие родители руководят микрокружками на
дому (фотодела, вышивки, коврового ткачества и др.). Работники службы помогают
наладить отношения между детьми и родителями, ведут тщательное изучение
педагогически запущенных подростков, разрабатывают рекомендации для классного
руководителя и учителей, работающих с тем или иным ребенком. В школе организуются
конференции по обмену опытом семейного воспитания, проводятся устные журналы,
диспуты, вечера вопросов и ответов, занятия по решению проблемных ситуаций и
др. Все это позволило создать единый коллектив единомышленников — учителей и
родителей, улучшить морально-психологический климат в семьях, качественно
изменить отношение родителей к школе. Работа психолого-педагогической службы
привела к тому, что в этой школе нет второгодников, нет детей, стоящих на учете в инспекциях и комиссиях по делам
несовершеннолетних, нет серьезных нарушений дисциплины, дети принимают активное
участие в общественных делах, эффективно работает школьное самоуправление
На конференции было сделано
сообщение о начавшейся подготовке в Брестском пединституте школьных
педагогов-психологов из учителей, читающих курс «Этика и психология семейной
жизни», и организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ
города. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос об открытии при педагогическом
институте курсов по подготовке школьного педагога-психолога или
соответствующего отделения на одном из факультетов.
Все представленные на
конференцию доклады (79 докладов), в которых отразились результаты творческого
поиска отдельных учителей и школьных коллективов, показали хорошее понимание их
авторами современных педагогических проблем, умение применять психологические
знания в педагогической практике. Прошедшая конференция убедила ее участников в
необходимости объединения усилий психологов, преподавателей высшей и средней
школы в целях значительного повышения производительности педагогического труда.