Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В КАЗАХСТАНЕ

 

С. М. ИЛЮСИЗОВА

АЛМА-АТА

 

27—28 января 1986 г. в Казахстане проходила работа семинара-совещания «Проблемы развития возрастной и педагогической психологии».

На пленарном заседании семинара были заслушаны три доклада. «Актуальные задачи перестройки учебно-воспитательного процесса в свете основных законов психологии» — тема доклада В.К. Шабельникова, показавшего острую необходимость качественного изменения структуры образования с учетом достижений психологической науки. В докладе М.Г. Субханкулова «Использование активных методов обучения общению в подготовке будущего учителя» было указано, что педагогические

 

183

 

вузы должны быть ориентированы в первую очередь на формирование личности будущего учителя, на раскрытие его индивидуальности. Проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на материале географии был посвящен доклад Г.Р. Рахимбекова.

Работа семинара-совещания проходила на трех секциях: 1. «Психологические проблемы обучения детей 6-летнего возраста» (руководитель X.Т. Шерьязданова); 2. «Психологическая служба в школе» (руководитель А.М. Хон); 3. «Психологические аспекты оптимизации учебно-воспитательного процесса» (руководители В. К. Шабельников, С. М. Илюсизова).

На первой секции обсуждались актуальные вопросы психологической готовности детей 6-летнего возраста к обучению в школе, особенности мыслительной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Указывалось на необходимость проведения комплексных психофизиологических обследований в целях диагностики школьной зрелости детей начиная с пятилетнего возраста.

В работе второй секции помимо преподавателей психологии и педагогики вузов республики участвовали работники народного образования, методисты, школьные инспектора, директора и завучи школ. Обсуждение проблем организации психологической службы в школе носило заинтересованный и остро дискуссионный характер.

Большой интерес вызвал доклад А.М. Хон, в котором был проанализирован опыт работы школьных психологов в республиках Прибалтики, РСФСР и показана специфика условий Казахстана. В Казахстане имеются 7678 школ, две трети которых составляют сельские школы, расположенные на значительном расстоянии друг от друга. Резкое несоответствие количества школ, с одной стороны, и психологических кадров, с другой, заставляет искать особые пути организации школьной психологической службы в Казахстане. Одним из таких путей является создание инициативных групп (по примеру г. Семипалатинска и г. Кокчетава), подготовка к осуществлению психологической службы учителей при институтах усовершенствования, студентов в период педагогической практики и др. Было предложено создать координационный совет по психологической службе в школе при Минпросе КазССР.

С интересом было заслушано сообщение директора школы № 3 г. Семипалатинска М.Ф. Третьякова. Психологическая служба в данной школе играет большую роль в создании и упрочении учительского, ученического и родительского коллективов, детских общественных организаций. Школьный психолог руководит программой наблюдений и исследований, проводимых в школе, привлекает к участию в них специалистов-медиков, студентов педвуза. При психологическом центре оборудована комната психологической разгрузки, где в соответствии с рекомендациями психолога применяются приемы аутотренинга.

На третьей секции обсуждались главным образом две проблемы: 1) активизация познавательной деятельности студентов как фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса; 2) психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки учителя.

На заключительном пленарном заседании был заслушан доклад профессора К. Б. Жарикбаева, который подвел итоги семинара-совещания, отметив научную ценность и практическую направленность сделанных сообщений.