182
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЗРАСТНОЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В КАЗАХСТАНЕ
С. М. ИЛЮСИЗОВА
АЛМА-АТА
27—28 января 1986 г. в Казахстане проходила работа
семинара-совещания «Проблемы развития возрастной и педагогической психологии».
На пленарном заседании семинара
были заслушаны три доклада. «Актуальные задачи перестройки
учебно-воспитательного процесса в свете основных законов психологии» — тема
доклада В.К. Шабельникова, показавшего
острую необходимость качественного изменения структуры образования с учетом
достижений психологической науки. В докладе М.Г. Субханкулова
«Использование активных методов обучения общению в подготовке будущего
учителя» было указано, что педагогические
183
вузы должны быть ориентированы в первую очередь на
формирование личности будущего учителя, на раскрытие его индивидуальности.
Проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на материале
географии был посвящен доклад Г.Р. Рахимбекова.
Работа семинара-совещания
проходила на трех секциях: 1. «Психологические проблемы обучения детей
6-летнего возраста» (руководитель X.Т. Шерьязданова); 2. «Психологическая
служба в школе» (руководитель А.М. Хон); 3. «Психологические аспекты
оптимизации учебно-воспитательного процесса» (руководители В. К. Шабельников, С. М. Илюсизова).
На первой секции обсуждались
актуальные вопросы психологической готовности детей 6-летнего возраста к
обучению в школе, особенности мыслительной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Указывалось
на необходимость проведения комплексных психофизиологических обследований в
целях диагностики школьной зрелости детей начиная с пятилетнего
возраста.
В работе второй секции
помимо преподавателей психологии и педагогики вузов республики участвовали
работники народного образования, методисты, школьные инспектора, директора и
завучи школ. Обсуждение проблем организации психологической службы в школе
носило заинтересованный и остро дискуссионный характер.
Большой интерес вызвал
доклад А.М. Хон, в котором был проанализирован опыт работы школьных
психологов в республиках Прибалтики, РСФСР и показана специфика условий
Казахстана. В Казахстане имеются 7678 школ, две трети которых составляют
сельские школы, расположенные на значительном расстоянии друг от друга. Резкое
несоответствие количества школ, с одной стороны, и психологических кадров, с
другой, заставляет искать особые пути организации школьной психологической
службы в Казахстане. Одним из таких путей является создание инициативных групп
(по примеру г. Семипалатинска и г. Кокчетава), подготовка к осуществлению
психологической службы учителей при институтах усовершенствования, студентов в
период педагогической практики и др. Было предложено создать координационный
совет по психологической службе в школе при Минпросе КазССР.
С интересом было заслушано
сообщение директора школы № 3 г. Семипалатинска М.Ф. Третьякова. Психологическая
служба в данной школе играет большую роль в создании и упрочении учительского,
ученического и родительского коллективов, детских общественных организаций.
Школьный психолог руководит программой наблюдений и исследований, проводимых в
школе, привлекает к участию в них специалистов-медиков, студентов педвуза. При
психологическом центре оборудована комната психологической разгрузки, где в
соответствии с рекомендациями психолога применяются приемы аутотренинга.
На третьей секции
обсуждались главным образом две проблемы: 1) активизация познавательной
деятельности студентов как фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса; 2)
психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки учителя.
На заключительном пленарном
заседании был заслушан доклад профессора К. Б. Жарикбаева,
который подвел итоги семинара-совещания, отметив научную ценность и
практическую направленность сделанных сообщений.