Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

 

А. К. МАРКОВА

МОСКВА

 

Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых.— М.: Просвещение, 1985.— 305 с.

 

Рецензируемая книга посвящена весьма актуальной для практики народного образования проблеме: раскрытию особенностей учебно-познавательной деятельности работающей молодежи, сочетающей обучение с производительным трудом, определению условий, в наибольшей мере благоприятствующих завершению среднего образования молодых рабочих.

Книга является новым шагом как в области психологии обучения, так и в области возрастной психологии. Здесь впервые в целостном виде представлена психология обучения взрослых в единстве личностных и когнитивных аспектов, впервые введено понятие ситуации учебной деятельности, включающей в себя отношение учащихся к целям и содержанию обучения, отношения учащихся к учителю и между собой, условия, в которых осуществляется деятельность, а именно субъективные возможности учащихся и учителя и объективные условия организации обучения; впервые развернуто рассмотрено явление циклического характера учебной деятельности и т.д.

В книге с позиций современной возрастной и педагогической психологии дано системное представление о психологии обучения взрослых. Системный подход осуществляется через анализ нескольких уровней учения взрослого человека: личностный, деятельностно-ролевой, процессуальный. Такой многоуровневый анализ используется автором как единый «ключ» теоретического рассмотрения и дает ему возможность раскрыть многообразие конкретных проявлений характера обучения взрослых. В данной логике последовательно и исчерпывающе освещаются важные аспекты проблемы: социально-психологические особенности зрелости, своеобразие в этом периоде таких сторон обучения, как характер учений взрослых, взаимодействие взрослых учащихся с преподавателем, особенности решения задач, мотивации и саморегуляции в учебной деятельности. Читатель знакомится с рядом новейших исследований, проведенных автором и его сотрудниками по данной проблеме, что дает возможность оперативно применить достижения сегодняшней психологии, современное психологическое знание для разрешения насущных проблем практики.

В соответствии с социальным заказом общества развитого социализма — формировать человека не только как носителя суммы знаний, но прежде всего как гражданина — в книге большое внимание уделяется анализу личности обучающегося взрослого. Показано, что для взрослого человека учение является не главной, а вспомогательной деятельностью по сравнению с трудовой, что меняет его отношение к учению, перестраивает его потребностно-мотивационную сферу, планы и установки. Анализируются конкретные личностные задачи, встающие перед взрослым в различных ситуациях и звеньях обучения, определяется специфика форм организации обучения взрослых, пути поощрения и стимулирования.

Особенно подчеркивается важность формирования в ходе обучения таких качеств личности, как умение видеть смысл учебной деятельности для профессионального становления и общего социального развития человека, способность самостоятельно принимать жизненно важные решения и нести за них ответственность, включаться в содержательное взаимодействие с другим человеком в ходе учебного процесса и занимать в нем активную позицию, готовность к принятию задач образования, поставленных

 

176

 

преподавателем, и способность определять собственные задачи самообразования и др.

Делая главный акцент на личностных особенностях, автор вместе с тем правильно отмечает, что само личностное развитие, характер духовных запросов и познавательных интересов человека тесно связаны с его образовательным уровнем, что и определяет важность рассмотрения в книге различных сторон учебно-познавательной деятельности взрослых.

Адресуя книгу учителям и руководителям вечерней школы, автор четко обрисовывает функции и тенденции развития школы этого типа, а также происходящие в ней процессы модернизации содержания и форм обучения, изменение контингента обучающихся, что дает возможности увидеть проблему в ее конкретном социальном и организационном аспектах.

Ценным является стремление автора соотнести психологию обучения взрослого человека с особенностями деятельности учителя. В связи с этим в книге рассматриваются иерархия педагогических задач и роль учителя в ее организации, показатели эффективности его деятельности в зависимости от характера управления учителем учебной деятельностью другого человека, способы реализации учителем таких функций, как формирование мотивации и саморегуляции учебной деятельности, контроль и оценка результативности деятельности учащихся, передача в конечном счете обучающимся управляющих функций учителя, что приводит к умению самостоятельно организовать свою учебную работу. Эти положения книги могут стать руководством как для оптимальной организации учителем вечерней школы своей профессиональной деятельности, так и для организации взрослым учащимся своей учебно-познавательной деятельности.

Следует положительно оценить язык книги: для автора характерны четкие, корректные формулировки, строгое использование понятий и терминов; вместе с тем язык книги вполне доступен для рядового массового читателя, практического работника системы народного образования. Во многих местах текста присутствуют удачные примеры, каждая глава снабжена эпиграфом; все это способствует тому, что книга читается с неослабевающим интересом.

Как и всякий охватывающий широкий круг вопросов труд, книга не лишена моментов, менее проработанных, чем остальные. Так, читателю хотелось бы получить более четкий ответ на вопросы, чем отличается психология обучения учащихся вечерней школы от психологии обучения других категорий взрослых учащихся; какова психологическая структура процесса умения взрослых; каково соотношение обучения и развития на этапе зрелости и др. Желательно также прояснить вопрос о том, каково соотношение развивающего и воспитывающего эффекта в обучении взрослых.

Ю.Н. Кулюткину в целом удалось решить поставленную задачу — изложить в систематическом виде и доступным языком современные психологические представления, в том числе результаты своих собственных оригинальных исследований по проблемам обучения взрослых.

Бесспорная теоретическая новизна и четкая практическая направленность книги позволяют считать ее важным событием в советской педагогической и возрастной психологии.