Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАЦИЯ

 

Janoušek J. Společná činnost a kommunikace.— Praha: Nakladatelstvi Svoboda, 1984.— 245 s.

 

Рецензируемая книга чехословацкого психолога Яромира Яноушека является обобщением его многолетней работы по изучению социально-психологических процессов совместной деятельности. Она состоит из введения, четырех глав и заключения.

В первой главе дан широкий анализ проводимых в разных странах, в том числе в СССР, социально-психологических исследований. Выделены основные социально-психологические характеристики и уровни совместной деятельности, особенности взаимоотношений между ее участниками. Совместная деятельность рассматривается автором, с одной стороны, как процесс воздействия ее участников на объект, с другой стороны, как взаимодействие между ее участниками. Социальная коммуникация в совместной деятельности выступает как передача и прием значений, отражающих как предметное содержание деятельности участников, так и их отношение к процессу взаимодействия.

Я. Яноушек выделяет три уровня совместной деятельности и возникающей в ее процессе коммуникации. На первом уровне деятельность субъекта выступает как продукт для другого участника и не носит характера подлинно совместной деятельности. Этому уровню соответствует коммуникация, представляющая собой передачу и принятие информации с целью выравнивания различий в исходной информированности участников коммуникации. Взаимные отношения на данном уровне задаются ролями говорящего и слушающего и выступают в виде антиципации со стороны коммуникатора и декодирования отношения партнера к передаваемой информации со стороны реципиента. На втором уровне деятельность участников выступает как совместная, выраженная в форме сотрудничества, кооперации; она характеризуется отношениями взаимоответственности между участниками. Коммуникация на данном уровне приобретает взаимный характер и представляет собой взаимную передачу и принятие значений:

 

172

 

взаимное информирование, инструктирование, обучение, вопросы и т.д., включая определение ролей. На третьем уровне совместная деятельность приобретает характер деятельности коллективной, сознательно общественной. При этом коммуникация направлена на формирование общей оценки целей, средств и результатов совместной деятельности и имеет характер сопоставления противопоставления мнений, диалога (отличается тематической направленностью и двусторонним характером взаимодействия партнеров) и т.п. Третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений. Стремление участников к взаиморазделяемой оценке достигнутых результатов способствует формированию коллективных отношений в группе, которые, в свою очередь, создают условия для взаимного согласования оценки между всеми участниками совместной деятельности.

Во второй главе книги излагаются цели, задачи, гипотезы и организация экспериментального исследования коммуникации в совместном решении задач диадами и группами из трех человек.

Автор различает четыре диадные проблемные ситуации, в которых коммуникация является неотъемлемой частью совместной деятельности. Отличие выделенных ситуаций заключается в способах принятия участниками ролей информатора и спрашивающего и доминирования одной из этих ролей у партнеров.

В эксперименте с диадами получила подтверждение основная гипотеза, согласно которой взаимодействие и взаимное согласование действий между партнерами в процессе совместного решения задания будут наиболее ярко выражены тогда, когда только один из участников имеет исходную информацию об условиях решаемой задачи.

Более детально выделенные закономерности удалось проследить на группах из трех человек. Экспериментальные данные показали, что наибольшая эффективность совместной деятельности и высокое коммуникативное взаимодействие партнеров присущи группам, где двое участников выступают в ролях информированных, а третий участник не имеет исходной информации. Эффективность и взаимность совместной деятельности снижается в группах, состоящих из двух неинформированных и одного информированного участников, и группах, где три партнера выступают в ролях информированных. Был выделен и проанализирован такой феномен, как отношение партнера-наблюдателя к взаимоотношениям двух других его партнеров. Совместная деятельность, таким образом, строится в виде чередования непосредственного участия во взаимодействии и взгляда со стороны, что способствует формированию предпосылок для усвоения норм, сознанию взаимной ответственности.

Рассматривая творчество как важную черту совместной деятельности (этому посвящена третья глава книги), автор выделяет в нем два момента: 1) открытие нового путем выявления связи двух факторов, ранее не выступавших в таком виде для субъекта, и 2) своеобразное отступление субъекта от решаемой проблемы, взгляд со стороны. Совместная деятельность усиливает эти моменты путем взаимного согласования средств и объектов деятельности, а также путем построения взаимных отношений самих участников через смену их ролей: осуществляющих решение и наблюдателей. Подчеркивается внутренняя взаимосвязь выделенных характеристик творческой совместной деятельности с особенностями коммуникации между участниками.

Рассматривая в данной главе такие виды взаимодействия, как сотрудничество и соревнование, автор анализирует их как взаимосвязанные проявления совместной деятельности. Экспериментальные исследования, проведенные в триадах, показали, что сотрудничество в большей мере способствует повышению эффективности совместной деятельности, чем соревнование.

В четвертой главе подчеркивается особая роль коммуникации, направленной на упорядочивание средств совместной деятельности. Регулирующая и управляющая функции такой «организационной» коммуникации состоят в ориентации совместной деятельности на цель. Выявлена зависимость коммуникативной роли участника и его позиции в данной сети. Анализируются особенности формальной и неформальной коммуникации, их структура и мотивационная обусловленность. Подчеркивается особая роль коммуникации для организации совместной деятельности, для развития личности и коллектива как субъектов саморегуляции.

Широкое использование во всех областях общественной практики различных форм групповой деятельности, высокие требования, предъявляемые к углублению коллективного характера совместного труда, обусловливают актуальность социально-психологических исследований в этой области. Книга Я. Яноушека вносит существенный вклад в разработку проблем коммуникации,

 

173

 

совместной деятельности и взаимодействия.

Наряду с этим необходимо отметить, что в исследовании Я. Яноушека недостаточно учтены психологические аспекты индивидуальной типологии участников коммуникативного общения; не нашли также отражение способы подбора партнеров по совместной деятельности с целью наиболее эффективного решения ими интеллектуальных и других задач. Требуют своего решения и вопросы обучения партнеров совместной деятельности, значимые для организации общения и коллективных форм учебной работы в школе, вузе и других учебных заведениях.

 

Н. П. Щербо

Москва