Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ AHAЛИЗ ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

А.А. БОДАЛЕВ, Р.Л. КРИЧЕВСКИЙ

Москва

 

Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.— 112 с.

 

Рецензируемая монография представляет собой первую в отечественной педагогике попытку всесторонне и последовательно рассмотреть общение учащихся, его роль в воспитании коллектива и личности, способы целенаправленного воздействия на общение через учебно-воспитательный процесс школы. Книга написана на основе многолетнего исследования общения школьников, которое велось автором в различных учебно-воспитательных учреждениях, в различных регионах нашей страны. В ней представлены результаты теоретического, эмпирического и опытно-экспериментального изучения проблемы, что позволяет оценить работу как фундаментальную, вносящую оригинальный вклад в теорию и практику воспитания подрастающего поколения.

В первую очередь следует отметить теоретическую обоснованность разработки проблемы общения в рецензируемой монографии. Автор сжато, но емко излагает методологические основы исследования общения, заложенные в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, а также важнейшие подходы к изучению этой проблемы в советской философии и психологии, раскрывая их значение для собственно педагогического исследования общения школьников. Анализируя подходы к проблеме общения школьников в дореволюционной и советской педагогике, автор показывает наличие в прогрессивной русской педагогике (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой) серьезного интереса к социальной стороне воспитания — взаимоотношениям воспитателей и воспитанников. Работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого свидетельствуют о том, что социалистическая педагогика, утверждая принцип коллективного воспитания, большое внимание уделяла проблеме межличностных отношений в воспитательном коллективе. Более того, Н.К. Крупская уже в 20-е гг. ставила вопрос о необходимости учить детей общаться и намечала пути его решения в работе пионерской организации.

Все эти материалы впервые публикуются в широкой печати и открывают совершенно новый аспект истории отечественной педагогики; можно лишь сожалеть, что в монографии им уделено очень мало места.

Проанализировав имеющиеся в современной педагогике работы по проблематике общения, автор формулирует задачи собственного исследования: изучение воспитательных функций и роли общения как фактора воспитания коллектива и личности школьников, выявление путей педагогического воздействия на общение учащихся. Вся книга написана как последовательное раскрытие собственной концепции автора.

Специальный раздел посвящен воспитательным функциям общения школьников: нормативной, познавательной, эмоциональной и актуализирующей. Их выявление лежит в основе разработки путей воздействия на общение школьников.

Большой интерес представляют развернутые характеристики процесса общения учащихся. Описывая их, автор дифференцирует ролевое (деловое) и межличностное (свободное) общение, подчеркивает их диалектическую взаимосвязь, выделяет основные средства общения и типы диалогов (фактический, информационный, дискуссионный, исповедный), рассматривает пространство общения и проблему его персонификации школьниками. При этом школьник рассматривается как субъект общения с присущими ему потребностями в эмоциональном контакте и уединении и способами их реализации. Особое внимание уделяется социальным установкам школьника в сфере общения, к числу которых автор относит образ «я», самоуважение, атракцию, эмпатию и т.д.

Автор вводит понятие эмоционально-смысловой доминанты содержания общения школьников разного возраста, которая становится

 

175

 

системообразующим признаком выделяемых в книге возрастных типов общения. В психолого-педагогической литературе впервые дается характеристика общения школьников с I по X класс по единому логическому основанию, по целому ряду сквозных параметров. Выделяя специфику общения в возрастных группах IIII, IVV, VIVII и VIIIX классов, автор подчеркивает, что она имеет характер лишь общей тенденции, свойственной тому или иному возрасту, и не отменяет групповых и индивидуальных вариаций в рамках каждого из них. Специально оговаривается, что возрастные типы общения во многом зависят от влияния целенаправленного процесса воспитания школьников, соотносимого с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Большое внимание в монографии уделено вопросам педагогического воздействия на общение учащихся. На основе опытной работы, содержание и методы которой отражены в рецензируемой книге, автор выделяет три основных направления этого воздействия: целенаправленное создание условий для общения школьников в коллективе, корректировка общения школьников и подготовка их к общению.

В книге показаны конкретные формы организации содержательного ролевого общения в коллективах учащихся разного возраста и способы опосредствованного влияния на их межличностное общение; описаны пути интенсификации межвозрастного общения в школьном коллективе; приведены способы обогащения содержания общения ребят, расширения круга их общения, преодоления межличностных конфликтов. Наиболее эффективные приемы корректировки общения по отношению к каждому возрасту проиллюстрированы типовыми случаями.

Особенно важен раздел монографии, касающийся подготовки школьников к общению. Эта проблема еще весьма слабо разработана в психологии; в педагогике же это вообще первая попытка поставить ее и решить на теоретическом и методическом уровнях. В книге с содержательной и методической сторон раскрывается система подготовки к общению, которая включает в себя развитие мышления и речи школьников, формирование у них социальных установок и коммуникативных умений. Практическая ценность предлагаемой системы подготовки к общению во многом обусловлена тем, что она построена на основе использования возможностей, предоставляемых учебно-воспитательным процессом современной общеобразовательной школы. Раскрывая каждый компонент предлагаемой системы, автор показывает и те социальные приемы, с помощью которых у учащихся можно развивать определенные особенности мышления, наиболее важные для эффективного общения,— дивергентностъ, флексибильность и др., формировать коммуникативные умения и социальные установки (ролевые игры, этюды, «мозговой штурм», групповые дискуссии и т.д.). Эффективность разработанной системы педагогического влияния на общение учащихся подтверждена приводимыми в книге результатами специальных исследований, выполненных в ряде школ Москвы и РСФСР.

Монография А.В. Мудрика, безусловно, не свободна от недостатков. Так, автор очень мало внимания уделил такому важному аспекту изучавшейся проблемы, как развитие у школьников перцептивных способностей. О необходимости подобного рода работы в книге упоминается лишь скороговоркой, хотя приводимый автором фактический материал позволяет глубже раскрыть этот вопрос. Явно недостаточно рассмотрена в монографии такая фундаментальная потребность, как потребность в общении, слабо прослежено ее развитие у школьников. Более полно следовало бы осветить механизмы общения в различных возрастных группах школьников, собрав имеющиеся у автора по этому вопросу данные в отдельный раздел. Вызывает сожаление, что в рецензируемой книге не нашли отражения многие материалы автора, публиковавшиеся ранее в ведомственной печати, не доступной широкому читателю.

В целом же рецензируемая монография заслуживает самой положительной оценки: содержащиеся в ней теоретические разработки и конкретные эмпирические данные вносят несомненный вклад в исследование многообразных аспектов проблематики человеческого общения.