Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Kail R. The development of memory in children. 2-nd ed. N.Y.: W. H. Freeman and Co., 1984.— X + 212 p.

 

Второе издание книги Роберта Кейла представляет собой подробное и вместе с тем достаточно популярное изложение эмпирических данных и концептуальных подходов по проблеме развития памяти в онтогенезе. Основные положения, которыми руководствовался автор при написании монографии, можно изложить следующим образом: 1. Задача психологов заключается не только в том, чтобы констатировать улучшение работы памяти в онтогенезе, но в том, чтобы объяснить эти изменения, выявить их механизмы. 2. Память нельзя рассматривать как некий однородный процесс или структуру, скорее это комбинация когнитивных образований (узнавания, сохранения, воспроизведения). Развитие памяти подразумевает изменение всех этих компонентов. 3. Память не следует исследовать изолировано: она всегда связана, во-первых, с другими когнитивными процессами, во-вторых, с мотивационной сферой субъекта. Исходя из этого, автор ставит перед собой следующие задачи: выявить, как изменяется память в процессе развития; определить, какую роль играет развитие памяти в более общих преобразованиях всей когнитивной сферы.

Книга состоит из шести глав. В первой описываются различные виды стратегий, или приемов, запоминания (повторение, организация материала и т. д.) и их употребление детьми разных возрастов. Автор полагает, что дети неспособны самостоятельно обучиться мнемическим приемам вплоть до шестилетнего возраста, и лишь к десяти годам использование таких приемов становится достаточно совершенным. Анализируются также данные, свидетельствующие, что при специальном обучении дети могут применять мнемические приемы и в более раннем возрасте.

Вторая глава посвящена феномену «метапамяти». Дж. Флейвел, который ввел это понятие, считает, что умение пользоваться мнемическими приемами само по себе еще не гарантирует адекватного выполнения поставленной задачи. «Метапамять» включает в себя: 1) анализ задачи и выявление того, что нужно запомнить; 2) выбор стратегии запоминания, соответствующей поставленной цели; 3) постоянную оценку эффективности выполнения задания и изменение используемых стратегий в зависимости от результата.

Третья глава касается соотношения развития памяти с общим когнитивным развитием, в частности, с изменением представлений об окружающей действительности, о самом себе и т.п. В ряде экспериментов, например, в работе Ж. Пиаже и Б. Инельдер было показано, что появление у ребенка представлений о сериации, вертикальности, горизонтальности влияет на успешность запоминания материала, внутренне связанного с этими представлениями. Вместе с тем эффективность мнемических процессов может зависеть от разного рода стереотипов, в частности от введения стимульного материала в привычный контекст, от половой идентификации субъекта и т.д.

Развитию памяти в младенчестве и раннем возрасте посвящена четвертая глава. Автор анализирует данные, показывающие, что узнавание как первичная форма памяти возникает уже у новорожденных. Р. Кейл считает, что способность ребенка к кодированию запоминаемого развивается в период от двух до шести месяцев. Во второй части главы анализируется феномен инфантильной амнезии.

Задержки в развитии памяти у умственно отсталых детей рассматриваются в пятой главе. Показано, что детей с незначительными задержками в развитии можно обучить использованию мнемических приемов. Отдельно рассматриваются умственно отсталые дети, обладающие великолепной памятью, так называемые «ученые-идиоты» (idiot-savants). Автор отмечает загадочность этого феномена, частичное объяснение которого он видит в специфическом отношении окружающих к таким детям.

В шестой главе разбираются механизмы развития памяти. Обсуждается, в частности, гипотеза Дж. Паскаль-Леоне, согласно которой каждый индивид обладает определенным количеством «ресурсов», используемых при решении мнемических задач. Один из механизмов развития Дж. Паскаль-Леоне видит в увеличении так называемого «М-пространства», которое заполнено общей информацией о том, как выполнить задачу (е) и представлениями о конкретных, специфических процедурах выполнения (к). На достаточно длинных отрезках развития (е) остается постоянным, а (к) увеличивается в соответствии с возрастом субъекта. В ряде альтернативных подходов (см. напр., Guttentag R. E. The mental effort reguerement of cumulative rehearsal: A developmental study // Child Psychol. 1984. 37. 92—106) (к) рассматривается как постоянная величина, а зрелость мнемических процессов определяется умением

 

173

 

индивида использовать имеющиеся «ресурсы». В частности большое внимание придается процессу автоматизации мнемических навыков. В этой же главе обсуждаются разного рода социальные влияния (в частности, школьное обучение), стимулирующие развитие памяти.

В рецензируемой монографии память трактуется не как изолированная функция, а как сложный процесс, включенный в ежедневную социальную и интеллектуальную активность ребенка. Достоинства подобного подхода, в целом не характерного для представителей когнитивной психологии, не вызывают сомнений. Интерпретируя экспериментальные данные, Р. Кейл использует наиболее современные теоретические представления и схемы анализа, пытаясь получить единую картину того, что наработано в этой области исследований зарубежными психологами. Вместе с тем автор открыто признает, что задача создания единой концепции когнитивного развития далека от своего решения, а объяснение некоторых фактов с позиций когнитивной психологии в настоящий момент невозможно.

Р. Кейл дает определенный срез исследования проблемы, не заботясь об изложении перспектив и программы дальнейших, исследований. Все это, в сочетании с простотой изложения, предполагает, что книга может быть использована в качестве пособия для студентов, специализирующихся в области психологии развития.

 

Н.В. Искольдский

Москва