Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

79

 

ТЕМПЕРАМЕНТ УЧИТЕЛЯ И УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А.И. КАГАЛЬНЯК, Л.П. МЕЛЬНИК

 

Успех учебно-воспитательной работы в школе зависит от многих факторов, но прежде всего от учителя. Среди личностных свойств педагога особенное значение имеют такие индивидуально-психологические свойства, как темперамент, способности, характер.

В статье пойдет речь главным образом о темпераменте учителя, который рассматривается в неразрывной связи с характером. Известно, что темперамент и характер не тождественные свойства, вместе с тем не следует их противопоставлять — они тесно связаны между собой, взаимовлияют. Роль динамических особенностей нервной системы,

 

80

 

темперамента в разных видах деятельности неодинакова1. Большинство психологов считают, что в массовых профессиях, к которым относят и профессию учителя, темперамент не определяет результатов деятельности, хотя и влияет на ее процесс, методы.

В специальной литературе значительное внимание обращается на темперамент школьников, индивидуальный подход к ним, но мало или совсем не говорится о том, что учителя должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной и воспитательной работе. Личностные качества учителей важно знать и руководителям школ особенно сегодня, когда остро стоит задача активизации человеческого фактора.

Первым поставил вопрос о роли типологических свойств деятельности учителя Н.Д. Левитов [3]. На роль темперамента учителей в учебной и воспитательной работе обращают внимание Д. Ф. Николенко [4], Е. М. Корчинский и Н. Ф. Пичко [2], Р.И. Хмелюк [7]. Учитывая важность этой проблемы и недостаточную изученность ее, мы провели специальную работу: 74 учителям были предложены тесты для самооценки темперамента; в тесте по 20 заданий на проявление каждого типа темперамента. Надо было оценить речь, мимику, движения, характер реакции, особенности проявления чувств, внимание, адаптацию к новым условиям, т.е. фиксировать «жизненные проявления» свойств нервной системы, которые многие исследователи считают показательными для темперамента.

Приведем примеры заданий для оценки качеств флегматического темперамента.

1. Спокойная, ровная, несколько замедленная речь, частые паузы. 2. Скуп на слова, немногословен. 3. Маловыразительный взгляд. 4. Мимика бедная, однообразная. 5. Движения экономны. 6. Реагирует на поданный раздражитель медленно. 7. Эмоционально устойчив. 8. Чувства проявляются слабо. 9. В работу включается не спеша, но обстоятельно (подумав, подготовив рабочее место и т.д.). 10. Работает неторопливо, ритмично. 11. Внимание устойчиво. 12. Переключает внимание медленно. 13. Не отвлекается по незначительным поводам. 14. Предпочитает проторенные, проверенные способы и методы работы. 15. Повторение, лишняя проверка его не раздражают. 16. Не тратит напрасно сил: рассчитав их, доводит дело до конца. 17. Редко проявляет инициативу. 18. Хорошо владеет собой в конфликтных ситуациях. 19. Не старается навязывать свое мнение, понимание. 20. В меру общителен, ровен в отношениях с людьми.

Испытуемые оценивали себя и против каждой черты темперамента ставили «+» или «—». В конце подсчитывалось количество положительных и отрицательных знаков и определялись свойства темперамента, преобладающие у тех или иных учителей. Аналогичные задания предлагались и для самооценки качеств холерического, сангвинического, меланхолического темпераментов.

Проводилось также и наблюдение за проявлением темперамента учителей в учебной и воспитательной работе. Результаты поведения учителей с различными типологическими особенностями сопоставлялись. Кроме того, были использованы метод опроса-беседы и анкетирование; с их помощью обследованы 74 учителя и 80 студентов после первой педагогической практики. Им предлагалось ответить на такие вопросы: какой темперамент создает наиболее благоприятные условия для педагогической деятельности? Почему? Какой темперамент создает недостаточно благоприятные условия для педагогической деятельности? Почему? Как следует учитывать в педагогической деятельности особенности своего темперамента (его положительные и отрицательные стороны)? Учитывает ли дирекция

 

81

 

школы и как особенности темперамента учителей?

Анализ полученных данных показывает, что черты холерического темперамента преобладали у 25 учителей, сангвинического — у 28, флегматического — у 10, меланхолического — у 11. В каждом темпераменте выделились положительные и отрицательные стороны, одни из них облегчали занятия педагогической деятельностью, другие — осложняли.

Испытуемые отмечали, что среди хороших учителей немало холериков. Типичный ответ при этом: «Холерик — страстный, активный, энергичный, решительный, но несдержанный, склонный к аффектам. Не теряется при встрече с трудностями, упорен в их преодолении. В педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость. Учителям-холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности учителя» (учительница К.).

Студенты подчеркивали, что уже во время обучения в институте необходимо воспитывать в себе выдержку, терпение как черты характера. Большое значение в этом, подчеркивали они, имеет постоянная педпрактика в школе, начиная с I курса.

Очень благоприятен для педагогической деятельности флегматический темперамент, так считали 26 % учителей и 31 % студентов: «Флегматик спокойный, выдержанный, хорошо владеет собой, а это очень важное качество для учителя. Ведь не все дети послушны и дисциплинированны. И очень важно учителю быть сдержанным, терпеливым, проявлять педагогический такт» (студентка С.). «Флегматик очень медлительный, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке, поэтому ему нужно очень тщательно продумывать план урока, методы проведения его, чтобы ученики не засыпали под монотонную речь» (учитель А.).

Большинство испытуемых отмечали, что наилучшие условия для работы учителя создает сангвинический темперамент. Жизнерадостность, энергичность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности — вот те черты, которые помогают сангвинику добиваться успеха.

К сожалению, учителя и студенты мало или совсем не обращали внимание на отрицательные стороны сангвинического темперамента: нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы, результаты ее. У сангвиника может появляться непостоянство в поведении, легкомыслие, дилетантизм.

Меланхолический темперамент в педагогической работе все испытуемые оценивали как возможный, но нежелательный. У меланхолика слабые как возбудимые, так и тормозные процессы. Реакции не соответствуют закону силы, а поэтому в ответ на слабый раздражитель может быть очень сильная реакция. Меланхолик трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. Очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим.

В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам,

 

82

 

постоянное чувство тревожности. Учителям-меланхоликам кажется, что некоторые ученики только и думают о том, чтобы навредить им, смеются над ними. Нарушение дисциплины — разбил окно мячом, толкнул учителя на перемене и не извинился — они часто рассматривают как преднамеренное действие, не понимая того, что это результат проявления потребности детей в движении, иногда невоспитанности. Отрицательные поступки учащихся закрывают для этих учителей все положительное в поведении детей.

Ожидая встречи с воспитанниками, они переживают чувство боязни, тревожности и приходят на эти встречи с отрицательной установкой, через которую воспринимают и оценивают детей. Об этом хорошо писал В. А. Сухомлинский: «Если у вас вызывает досаду и сердцебиение каждая детская шалость, если вам кажется: вот они, дети, уже дошли до предела, вот надо делать что-то такое чрезвычайное, предпринимать какие-то «пожарные» меры — семь раз взвесьте, быть ли вам педагогом» [6; 8]. В книге «Сто советов учителю» он приводит письмо учительницы Лидии Н. из Тамбовской области, в поведении которой проявляются черты меланхолического темперамента, непонимание мира детства.

Повышенная эмоциональная возбудимость меланхоликов, неадекватная реакция на действующие раздражители, вызывают у них быстрое истощение нервной системы, появление болезненной реакции на действия, поступки детей, рост неудовлетворенности педагогической профессией.

Таким образом, из приведенных выше данных можно сделать вывод, что особенности темперамента надо знать и учитывать их проявление в учебной и воспитательной работе — опираться на положительные черты и сдерживать, тормозить отрицательные.

Положительными являются активность, энергичность, страстность холерика; подвижность, живость, эмоциональность сангвиника; неторопливость, сдержанность флегматика; мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика. Но при холерическом темпераменте часто проявляется несдержанность, резкость, эффективность; при сангвиническом — непостоянство, легкомысленность, поверхностность; флегматик может быть очень медлительным, безразличным, вялым, а меланхолик — замкнутым, нерешительным, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, быстрой утомляемостью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью, внушаемостью.

Нежелателен для учительской профессии меланхолический темперамент со свойственной ему слабой нервной системой. Меланхолик может быть неплохим учителем, но какой ценой? Ценой истощения нервной системы, появлением неврозов.

Известно, что Б.М. Теплов, не без основания реабилитировавший слабый тип нервной системы, отмечал, что с биологической, медицинской точки зрения эта система менее выгодна. Н.С. Лейтес также считает, что не следует преувеличивать возможности слабого типа. Эти оценки важно учитывать в профориентационной работе со старшеклассниками, знакомя их с разными профессиями и необходимыми для их выполнения психическими качествами человека, типологическими показателями нервной системы.

Проявление темперамента, как известно, связано с чертами характера, с теми системами связей, которые формируются под влиянием условий жизни, воспитания. В зависимости от характера внешних влияний временные нервные связи, которые образуются при этом, в одних случаях могут маскировать черты типа нервной системы, в других — тормозить или усиливать их, под влиянием систематических и долговременных факторов изменять их.

Этим объясняется то, что у учителей сходных темпераментов можно наблюдать противоположное поведение в разных условиях трудовой деятельности. Если учитель-холерик попадает в школу, где взаимопомощь, доброжелательность, справедливость, хорошие межличностные отношения, как по горизонтали,

 

83

 

так и по вертикали, то все это будет влиять на проявление положительных типологических его особенностей, нейтрализовать, тормозить отрицательные стороны. И наоборот, в нездоровой психологической атмосфере коллектива с каждым днем он все больше будет раздражительным, несдержанным, все чаще впадать в состояние аффекта. Это сделает жизнь и его коллег, и дирекции школы, и учеников сложной, что сразу скажется на успешности учебно-воспитательного процесса.

Тщательная подготовка к выполнению каждого вида деятельности, чувство долга и ответственности будут формироваться у учителя-сангвиника, если руководство школы, коллеги именно так относятся к выполнению своих служебных обязанностей. В противном случае, протестуя против неверных установок в работе со стороны окружающих, учитель начнет безразлично относиться к своим обязанностям, избегать чернового, но нужного труда. А так как в его деятельности много обыденного (систематическая проверка тетрадей, опрос учащихся, контроль за тем, как они соблюдают правила поведения), то уровень учебно-воспитательной работы снизится, пропадет чувство удовлетворения от выполняемой работы.

Отсутствие контроля, завышенность или заниженность требований тоже могут отрицательно сказаться на поведении, на деятельности учителей с разными темпераментами, характерами.

Хорошая организация жизни учительского коллектива, требовательность к качеству его работы будут положительно влиять на характер деятельности учителей-флегматиков. При таких условиях медлительность, ригидность, свойственные им, не превратятся в безразличие, вялость, лень, т.е. отрицательные стороны темперамента нейтрализуются.

Учителям-меланхоликам, которые работают в доброжелательной обстановке, где господствует чуткое отношение со стороны дирекции школы, коллег, родителей, легче преодолевать трудности, у них меньше проявляется чувство тревожности, неуверенности. Это способствует формированию у них положительных черт характера (например, уверенности), которые в определенной степени замаскируют особенности типа нервной системы.

Плохая же обстановка в коллективе лишь усилит неверие в свои силы, чувство тревожности; нервная система будет истощаться, уменьшится трудоспособность.

Подчеркивая, что проявление темперамента зависит от конкретных условий жизни, в то же время следует помнить, что типологические показатели нервной системы накладывают свой отпечаток на реакции учителя относительно внешних воздействий, что сказывается на результатах работы, методах ее, содержании и форме контроля.

На проявление темперамента влияет и характер учителя, цели и мотивы выполняемой им деятельности. Проявления темперамента могут быть подавлены (замаскированы) какими-либо активными мотивами. Так, у учителей с серьезными общественными интересами холерический темперамент находит свое выражение в инициативных, энергичных действиях. Там, где нет таких интересов, он чаще может выражаться в аффективных переживаниях, раздражительности. По-разному проявляются и черты сангвинического темперамента в зависимости от направленности деятельности учителя. Легкомыслию, поверхностности противостоят познавательный интерес, желание принести пользу окружающим.

Противоположно проявляются свойства одних и тех же темпераментов в учебной и воспитательной работе в зависимости от отношения учителей к детям, к педагогической профессии. Например, учитель-холерик редко проявляет несдержанность, грубость, если он любит детей, педагогическую профессию. Любовь к детям тормозит проявление неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Нельзя поэтому несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями

 

84

 

нервной системы. Нередко за этим издержки воспитания. Лейтмотив реформы школы это совершенствование отношений между учителями, учащимися и родителями. Большое значение в этом придается деятельности руководителей школ, инспекторов народного образования. Путем индивидуализации подхода к каждому учителю они могут помочь людям с разными темпераментами, характерами адаптироваться к успешной педагогической деятельности и добиться успехов в ней.

Проведенный нами опрос директоров школ и их заместителей показал, что только около 28 % опрашиваемых руководителей школ стараются учитывать личностные качества учителей, в том числе и темперамент.

Когда же и как учитывать руководителям школ индивидуальные особенности учителей?

Прежде всего это надо делать: 1) при анализе, оценке уроков, внеклассных мероприятий. Нельзя формы, методы работы, стиль даже передовых педагогов рекомендовать всем учителям без учета их личных качеств; 2) изменяя формы, методы контроля за работой учителей разных темпераментов; 3) при распределении общественных поручений. Там, где нужно проявить, например, большую трудоспособность, умение доводить дело до конца, где в работе много однообразия лучше справится флегматик. Если же надо проявить организаторские способности, быстроту выполнения и разнообразие подходов незаменим сангвиник.

Свой темперамент, характер должны учитывать и сами учителя. Целесообразно, исходя из особенностей своего темперамента, его положительных и отрицательных сторон, формировать индивидуальный стиль деятельности, т.е. такую индивидуальную систему приемов и способов действий, которые наиболее отвечают психологическим особенностям данного учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности. Одна из основных задач при этом состоит в том, чтобы преодолеть негативные стороны темперамента и использовать положительные. Работу над собой надо начинать уже в пединституте. Во время лабораторных занятий по психологии, в период педпрактики студенты могут определить у себя преобладающие черты темперамента, характера. Затем надо научиться опираться на свои сильные стороны. Индивидуальный стиль учителя должен проявляться в основных формах и приемах работы: особенностях организации класса, сообщении нового материала, организации учета усвоенных знаний и т.д.

Е.А. Климов в книге «Школа..., а дальше?» сравнивает уроки, которые проводят учителя сангвинического и флегматического темперамента. Анализируя эти уроки, автор подчеркивает, что, очевидно, бессмысленно решать, кто из этих преподавателей работает лучше. Оба успешно решают задачу активизации учащихся. Более того, если первый учитель будет работать по способу второго, то он потеряет свое лицо и задача не будет решена наилучшим способом. Точно так же стиль работы первого учителя не подойдет для второго неторопливого и спокойного. «Успех здесь обусловлен как раз тем, что каждый работает с максимальным учетом своих личных качеств, работает своим индивидуальным стилем» [1; 131].

На основе сравнения работы двух учителей, описанной в книге Е.А. Климова, можно сделать вывод, что медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, заблаговременной ориентировкой, формированием, оттачиванием педагогической техники. При этом действия медлительного учителя становятся более быстрыми, оперативными.

Учитель-сангвиник должен помнить о своей большой подвижности, впечатлительности, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не возбуждали детей, таким образом, сангвиник должен ограничивать свою торопливость.

Индивидуальный стиль деятельности

 

85

 

учителя формируется в процессе обучения и воспитания и продвигает его на более высокий уровень осуществления педагогической деятельности. Наиболее проявляется он при положительном отношении педагога к деятельности, когда возникает интерес, творчество. Тогда учитель ищет эффективные приемы и способы, которые помогают достичь наиболее высоких результатов, анализирует свои данные, возможности, результаты своей деятельности, выясняет условия успешного выполнения ее. Постепенно выбираются такие приемы и способы работы, которые наиболее соответствуют особенностям личности, в частности особенностям темперамента, характера, и наиболее эффективны. В этом смысле можно говорить о педагогическом почерке учителя-мастера, который не механически усваивает опыт других учителей.

Поэтому так не похожи, своеобразны педагогические почерки выдающихся педагогов, ибо каждый из них — индивидуальность. Все, что они делают, делают по-своему, учитывая свои личные качества, в том числе и темперамент, добиваясь при этом высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

 

1. Климов Е. А. Школа..., а дальше?  Л., 1971.— 134 с.

2. Корчинский Ч. М., Пичко Н. Ф. Виховательпочесна професiя. Киев, 1984.— 87 с.

3. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.— 477 с.

4. Нiколенко Д. Ф. Психологiя особистостi радянського вчителя. Киев, 1973.— 146 с.

5. Петрова Н. И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя на уроке. Автореф. канд. дис. Л., 1970.

6. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Киев, 1984.— 254 с.

7. Хмелюк Р. И. Профотбор и первоначальная подготовка студентов педагогических институтов: Автореф. канд. дис. Л., 1972.

 

Поступила в редакцию 14.VI  1985 г.



1 Используемые нами в статье отдельные физиологические термины для характеристики темперамента взяты из учебников по психологии для педвузов и употребляются в значениях, данных авторами этих учебников (В. В. Богословский, А. В. Петровский и др.).