Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

А. М. МАТЮШКИН

 

XXVII съезд КПСС поставил новые кардинальные задачи развития нашей страны во всех областях жизни. Одобрил выработанную ЦК КПСС концепцию ускорения социально-экономического развития страны, практические шаги по ее реализации. Съезд поставил задачу осуществить энергичный поворот науки к нуждам технического перевооружения народного хозяйства, теснее сомкнуть ее с производством, использовать в этих целях новые, оправдавшие себя формы интеграции и взаимодействия, ускорить внедрение результатов исследований в практику, повысить отдачу академических и отраслевых институтов, научного потенциала вузов, улучшить подготовку научной смены. Поставлена задача создания единой системы непрерывного образования. Необходимость дальнейшего углубления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, повышения эффективности обучения и воспитания, обеспечения компьютерной грамотности учащихся, коренного улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду. В решении этих и других задач, поставленных XXVII съездом КПСС, большая роль принадлежит психологической науке.

Наряду с конкретными актуальными задачами, которые должны решить психологи, необходимо определить основные направления и тенденции, обеспечивающие ускорение развития самой психологической науки и внедрения психологических результатов, психологических исследований в практику. Главное состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию психологических исследований и успешного развития психологии в системе междисциплинарных исследований.

В новой редакции Программы КПСС намечен стратегический курс нашей партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества, путь ускорения социально-экономического развития страны. Отмечено, что «в современных внутренних и международных условиях всесторонний прогресс советского общества, его поступательное движение к коммунизму могут и должны быть обеспечены на путях ускорения социально-экономического развития страны» (Программа КПСС. Правда 7 марта, 1986 г.). «Это стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества: коренное обновление его материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции; совершенствование общественных отношений, и в первую очередь экономических; глубокие перемены в содержании и характере труда, материальных и духовных условиях жизни людей; активизацию всей системы политических, общественных и идеологических институтов» (там же).

«Успешное решение намеченных задач партия связывает с повышением роли человеческого фактора» (там же). Главное заключается в том, чтобы найти новые пути и условия развития творческой деятельности масс во всех сферах общественной жизни.

Перед психологической наукой поставлены новые чрезвычайно ответственные общие задачи использования всей системы психологических знаний для формирования, развития и стимулирования

 

6

 

человеческого фактора и его реализации во всех сферах деятельности и на всех этапах активной творческой жизни человека. Центральная задача, сформулированная ЦК КПСС по отношению к общественным наукам, в частности к психологии, осуществить коренной поворот к нуждам практики. Она относится не только к возрастной и педагогической психологии, но к психологической науке в целом, ко всем ее областям, охватывающим, по существу, все этапы жизни от рождения до старости человека, все области деятельности от игры и учения до творческой профессиональной деятельности, все типы социальных отношений от семейных до отношений в трудовых коллективах.

В решении системы теоретических и прикладных задач советская психология основывается на том фундаментальном положении, что «принципиальной, выверенной основой естественнонаучного и социального познания была и остается диалектико-материалистическая методология» (там же). Общее направление развития психологической науки, как и других наук, состоит в том, чтобы обеспечить «опережающее развитие поисковых, фундаментальных исследований, добиваться быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве, и других областях человеческой деятельности» (там же).

Перед психологией стоит важнейшая двуединая задача: максимальное и действенное использование психологических знаний для эффективного, своевременного решения текущих и перспективных проблем ускорения социально-экономического развития нашего общества; дальнейшее развитие самой науки, ее фундаментальных и поисковых исследований, обеспечивающих не только получение новых фактов и формулирование общих закономерностей, но и научную обоснованность психологических рекомендаций и методических решений.

Психологическая наука накопила некоторый опыт в решении той и другой задач, имеет достаточный задел для их успешного решения и дальнейшей интенсификации всей научно-исследовательской и практической работы. Задача настоящей статьи отметить некоторые новые тенденции в развитии психологической науки.

Наиболее общей и перспективной тенденцией в развитии современной психологической науки является ее включение в систему междисциплинарных исследований. Советская психология непосредственно вышла на уровень междисциплинарных исследований в области философии, экономики, социологии, права, этики, педагогики, других гуманитарных наук, что составляет новый этап развития теоретической психологии. Одновременно этот этап составляет предпосылку и условие успешного решения практических прикладных задач.

В методологических работах по проблемам психологии неоднократно отмечалась и отмечается необходимость системных исследований в психологии. Однако конкретно эта системность наиболее значимо проявляется на реальных стыках междисциплинарных исследований. Значение и перспектива таких исследований, конечно, имеет не только теоретический смысл. Они являются необходимым условием успешности в решении и всех практических, прикладных проблем, ибо, например, решение практических проблем активизации человеческого фактора непосредственно включает как систему экономических стимулов, так и отношений людей в коллективах, управления; психология участвует в решении непосредственных практических задач в форме психологических служб, обеспечивающих решение конкретных задач повышения производительности труда, эффективности обучения и др.

Психология с необходимостью включена в систему междисциплинарных исследований, куда входят и естественнонаучные и фундаментальные прикладные области знаний о человеке.

На пути междисциплинарных исследований психология совместно с другими науками решает важные практические задачи в области медицинской психологии, нейропсихологии, патопсихологии, дефектологии. Эти задачи

 

7

 

многообразны. Они включают и проблемы диагностики в каждой из указанных областей, и задачи профилактики и реабилитации больных, и задачи обучения и воспитания детей.

Междисциплинарные связи психологической науки с системой естественнонаучных знаний имеют и методологическое значение, ибо они стимулируют поиск в решении фундаментальных проблем физиологических и психофизиологических механизмов психики человека.

Психологическая наука становится сложной системой научных знаний, включающей в себя многие развитые области, функционирующие относительно самостоятельно. Это относится как к прикладным областям психологии, так и к междисциплинарным отношениям в самой науке. Марксистская философия является методологической основой советской психологии. Сформулированные в марксистской психологии принципы детерминизма, отражения развития, историзма, активности это незыблемые ее принципы.

Решение неотложных задач ускорения социально-экономического развития нашего общества поставило перед психологией задачу укрепления междисциплинарных связей со всей системой общественных наук: социологией, экономическими и юридическими науками, этикой, педагогикой и т.д. Осуществляются постоянные взаимопереходы от одной области знаний к другой. В ряде случаев представители психологической науки совместно с представителями других наук решают единую систему практических задач. Такое положение в практической деятельности требует (а иногда осуществляется реально) разработки единых принципов работы. Так возникает единая тенденция связи между психологической наукой и другими науками и видами практики. Необходимо теоретически осмыслить эту связь, четко представить систему социальных детерминант, определяющих, например, в социально-психологических областях границы решаемых психологией задач, а также их связь с задачами, решаемыми представителями смежных наук социологами, правоведами в системе реально действующих и создаваемых психологических служб.

Именно в системе комплексных исследований, ориентированных на решение актуальнейших практических проблем, в психологической науке определились ранее недостаточно исследовавшиеся области. К ним относится, например, область поведения и деятельности человека в экстремальных ситуациях. Чего здесь большеакадемической значимости проблемы, раскрывающей в эксперименте глубинные психологические факторы поведения и деятельности, или ее практической значимости, позволяющей решать проблему надежности, устойчивости человека в экстремальной ситуации? Наверное, важно и то, и другое. Можно ли вести такое исследование и предлагать правильные решения только на основе знаний из области социальной психологии или только знаний из области психофизиологии? Как показывают конкретные исследования, оптимальные решения обосновываются только результатом комплексного изучения, включающего и указанные области науки и общую психологию.

К самим экстремальным ситуациям, как области исследования, нельзя относиться только прагматически и рассматривать их как уникальные. Экстремальные ситуации в жизни включают не только ситуации опасные, но всю систему жизненных ситуаций, не имеющих решения и составляющих творческие ситуации, все ситуации выбора, ситуации, требующие срочных решений. Но тогда эти выявляемые факторы выступают как относящиеся к самым значимым областям психологической науки. Так практика ставит перед психологической наукой фундаментальные проблемы и способствует их решению.

Ускорение социально-экономического развития социалистического общества на базе научно-технического прогресса поставило по-новому проблему междисциплинарного сотрудничества между психологией и техническими науками,

 

8

 

в частности инженерно-технической практикой. Острые и неотложные проблемы ставит необходимость ускоренного развития и использования информатики и вычислительной техники. Они должны обсуждаться как специальные. Однако необходимо отметить, во-первых, что в этой области накоплен и реализован значимый потенциал психологической науки в создании новой техники с учетом человеческого фактора, определения оптимальных условий деятельности человека в сложных технических, в том числе автоматизированных, системах управления и производства; в психологической подготовке специалистов, участвующих в разработке и эксплуатации технических систем. Однако по-прежнему актуальной остается проблема общей гуманизации создаваемых человеко-технических систем. Если на предшествующих этапах развития психологии труда, инженерной психологии, эргономики в большей степени были реализованы общепсихологические и психофизиологические факторы, то сейчас все в большей степени формулируются проблемы, относящиеся к психологии личности в целом, к системе межличностных отношений, в том числе к проблематике, обеспечивающей возможности решения человеком творческих задач.

 

Особенно значимы междисциплинарные исследования и практика в решении наиважнейшей проблемы воспитания подрастающих поколений, конкретного участия психологической науки в решении педагогических проблем воспитания всесторонне развитой творческой личности. Эта задача включает прежде всего решение комплекса проблем, поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Как отмечено в новой редакции Программы КПСС, «партия последовательно проводит линию на воспитание и подготовку сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в народном хозяйстве, различных областях общественной и государственной жизни, сфере науки и культуры» (там же).

Психологи принимают активное участие в решении проблем, поставленных реформой школы. Это участие включает как реальную практику совместной работы психологов, педагогов, физиологов, так и совместную разработку теоретических и методических проблем обучения и воспитания детей в семье, дошкольных учреждениях, школе, профессионально-технических училищах.

Одновременно, вследствие появления новых задач, в области возрастной психологии формируются значимые новые тенденции. К ним относятся, например, попытки создания психологических, социально-психологических теорий возрастной периодизации психического развития, периодизации социально-психологического и социального развития личности.

К этим подходам можно относиться различным образом. Но само их наличие уже позволило преодолеть строгие разграничения между отдельными возрастами, их психологическими характеристиками. Так, исследователи, разрабатывающие психологию игровой деятельности, определили, что формальный переход к другому типу деятельности к учебной деятельности еще не свидетельствует об исключении игры и игровых форм активности ребенка. Напротив, игра и далее продолжает существовать в других формах и может значительно способствовать общему психическому развитию ребенка, способствовать большей успешности в обучении, в становлении личности человека.

Представления об учебной деятельности как формирующей и определяющей все основные стороны психического развития ребенка лишь в период младшего школьного и раннего подросткового возраста также оказались частичными. Ныне возникает необходимость исследования и совершенствования на этой основе всех уровней развития учебной деятельности и самого психического развития человека в обучении от дошкольного детства до вузовского обучения и возможностей

 

9

 

самообразования в процессе совершенствования профессиональной деятельности. Так, психология обучения и проблематика психического развития, ранее разрабатывавшаяся в большей степени по отношению к дошкольному и младшему школьному возрасту, ставит существенно новые проблемы и обнаруживает новые тенденции в более широком исследовании, казалось бы, решенных проблем.

В области психологии обучения проблема психологии учителя до недавнего времени звучала лишь как утилитарная и прагматическая. В качестве главной выступала проблематика учебной деятельности ученика. Проникновение новых подходов, родившихся в фундаментальных областях науки, в том числе в области социальной и общей психологии, позволило по-иному посмотреть на дело. Ныне проблематика психологии обучения немыслима без диалогического взаимодействия и существенной роли межличностных отношений, определяющих реальную эффективность учебно-воспитательного процесса на всех его этапах от школы до вузовского образования.

Таким образом, тенденции, возникшие в системе фундаментальной науки, обретают свою жизнь в прикладных областях. Наверное, не совсем правильно оценивать психологию и ее значение только для решения практических проблем. Такие прикладные решения необходимы. В некоторых случаях, как, например, в системе психологической консультации, психологической службы на предприятии, психологической службы семьи и школы, такие решения совершенно конкретны и относятся к каждому отдельному человеку. Одновременно прикладными решениями можно считать и такие, которые входят в жизнь через другие наукипедагогику, социологию, медицину, научно-технические дисциплины. Этот путь менее очевиден, но не менее фундаментален.

Таковы некоторые тенденции в развитии современной психологии в связи с развитием междисциплинарных исследований.

Практика решения актуальных проблем, поставленных перед психологической наукой, несколько изменила проблематику и наметила новые тенденции в развитии самой психологической науки в ее основных областях, поставила по-иному некоторые, казалось бы, решенные задачи.

Прежде всего это относится к таким важнейшим и фундаментальным областям психологии, как общая психология, социальная психология, психофизиология.

Не определяя всех наметившихся перспективных тенденций в развитии указанных отраслей психологии, необходимо отметить и те области, которые также относятся к стыковым, промежуточным областям, находящимся как бы между ранее резко отграниченными друг от друга областями психологической науки. При этом, с одной стороны, как бы размываются резкие грани, обеспечившие самоопределение этих областей знания, а с другой, ставятся фундаментальные новые проблемы, разрабатываемые в пограничных областях.

Так, социальная психология, ранее определившая свою область как относящуюся к исследованию социальных общностей, групп и коллективов, все более включает в систему своих исследовательских задач традиционную проблематику общей психологии, в частности психологию личности. Если первоначально эта проблематика выступала лишь косвенно, то теперь она занимает все большее (место в системе социально-психологических исследований. Разрабатываются не только проблемы личности в коллективе, но вся система значимых для самой личности детерминант, включающих коллективную деятельность, общение и формальные (ролевые) и неформальные межличностные отношения, определяющие деятельность, социальное поведение, самосознание, а также классические структурные образования личности: эмоциональные состояния, потребностно-мотивационную сферу и др. Социальная психология претендует не только на классическую проблематику психологии взрослого человека, но

 

10

 

также и на проблематику возрастной психологии. Можно считать, что возникает новая область социальной психологии возрастная социальная психология, рассматривающая прежде всего систему социально-психологических детерминант в становлении, развитии и воспитании личности на различных возрастных этапах.

Социально-психологические детерминанты входят более широко и в исследование, и в психолого-педагогическую практику. В частности, на основе широкого использования всего спектра проблем психологии общения они приобретают новый, собственный, теоретический смысл, определяемый моделью субъект-субъектного взаимодействия, начиная с раннего детского возраста и во все последующие возрастные периоды, на этапах игры, обучения, профессиональной деятельности человека.

Пока что в некоторых случаях указанная проблематика разрабатывается либо параллельно, либо в некоторой конфронтации между социально-психологическим и общепсихологическим подходами.

Успешное развитие тех и других исследований предполагает как постановку и поиск решения новых проблем, так и безусловное пополнение классических разделов общей психологии и психологии личности, и ряда других ее глав. Общая психология все отдала своим дочерним областям. Очевидно, настает пора заботы всех отраслей психологии о самой общей психологии.

Вместе с тем следует отметить две важнейшие тенденции, наблюдаемые в общей психологии. Первая состоит в стремлении к поиску некоторых интегральных характеристик психических процессов и преодолении на этой основе классического функционализма. Так, например, выделяются такие интегральные образования, как антиципация, исследовательская активность, эмоциональная регуляция мышления и познавательных процессов и др.

Можно отметить совершенно очевидную тенденцию общей психологии к изучению возрастных закономерностей психического развития человека. Так, общая психология включается в изучение возрастных особенностей памяти, мышления, сенсорных и перцептивных процессов, а теперь начинает ставить и пытается решать классические проблемы возрастной психологии, относящиеся к проблематике психического развития личности, и т.п.

Достаточно интенсивно развиваются психофизиология, нейропсихология, патопсихология. Наряду с классическими областями психофизиологией сенсорных, перцептивных, мнемических процессов психофизиология проникает в более глубокие и интегральные психологические структуры психологию активности, психологию индивидуальности, такие классические психологические области, как психология общих и специальных способностей, где намечаются новые тенденции исследования психофизиологических особенностей возрастного развития. Предпринимаются попытки создания психофизиологии обучения.

Эти основные тенденции развития исследований современной психологии обеспечивают в области фундаментальных исследований все большую интеграцию психологических знаний, позволяют определить некоторые достаточно перспективные пограничные области исследований, а также поставить проблему такой интеграции системы психологических знаний, которая позволит в перспективе формулировать общепсихологические закономерности, относящиеся к психологической структуре личности человека, к системе познавательных процессов, к структуре внутренних психологических регуляторов поведения и деятельности человека и др. с целью решения актуальных практических задач. Несмотря на значительные трудности, психология идет к тому, чтобы найти такие фундаментальные решения. Вполне возможно, что эти решения будут найдены по отношению к достаточно сложным психологическим образованиямактивности личности, творчеству и творческому развитию человека, становлению и формированию убеждений человека,

 

11

 

определяющих его социальное поведение, его поступки.

Общее развитие науки в предшествующие периоды и достигнутый уровень современных психологических знаний, разработанные методы исследования, выход психологии из лаборатории в жизнь требует и будет все более требовать решения крупных научных и прикладных проблем. Они могут быть достигнуты на основе комплексных исследований и на основе все большей интеграции психологических знаний.