Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 

Sattler J. M. Assessment of children’s intelligence and special abilities. 2-nd ed. Boston, etc.: Allyn and Bacon, Inc., 1982.— 712 p.

 

Среди обширного и разнородного потока литературы по психологическому тестированию в США книга Дж. Сэттлера выделяется тем, что это объемное руководстве (существенно расширенное, дополненное и переработанное по сравнению с первым изданием, вышедшим в 1976 г.) исключительно полно отражает современное состояние клинической психодиагностики в области умственного развития детей. Как известно, общая неудовлетворенность американских психологов состоянием тестирования, заметно обострившаяся в 60—70-х гг., в настоящее время привела, во-первых, к явному усилению ориентации психометрии на другие области психологии — когнитивную психологию, пато- и детскую психологию; во-вторых, к попыткам использовать психометрические методики не только в целях собственно «измерения» способностей и дифференциации детей, но и приспособить их для целей построения программ индивидуальной психолого-педагогической помощи. Наконец, в-третьих, можно отметить отказ от нередкой ранее абсолютизации значения отдельных психометрических оценок и постепенное утверждение в качестве обязательного комплексного («батарейного») подхода, основанного на применении различных по своей направленности психодиагностических методик. Все три названные тенденции достаточно отчетливо прослеживаются в изложении Дж. Сэттлером проблем оценки общих и специальных аспектов интеллектуального развития детей. И хотя отмеченные веяния не затрагивают основных принципов психологического тестирования и потому не устраняют его главных недостатков, направлены они на более корректное и гибкое использование имеющихся средств психодиагностики.

В данном учебном руководстве, содержащем 25 глав и четыре приложения, можно условно выделить три раздела (сам автор подразделений в книге не делает). В первом разделе (гл. 1—5) Дж. Сэттлер рассматривает общие вопросы психологического тестирования: главные вехи в истории разработки теории и методов тестирования интеллекта, необходимый статистический аппарат, проблему врожденного и приобретенного в детерминации интеллектуальных способностей и пр. Специальное внимание в этом разделе уделено разбору встречающихся ошибочных истолкований

 

172

 

тестологических понятий и примеров некорректного применения стандартизированных методик. В этой связи, например, Дж. Сэттлер подробно останавливается на современных данных о нефиксированном характере IQ и его изменениях, подчеркивает сугубо вероятностную природу психометрических оценок, показывает границы возможностей стандартизированных тестов. Особенно подробно рассматриваются такие важные для процедуры диагностического обследования вопросы, как роль и способы установления контакта с ребенком, особенности тестирования детей с различными сенсорными и эмоциональными нарушениями, органическими поражениями мозга и некоторыми другими аномалиями. Применительно к каждой категории обследуемых детей Сэттлер указывает на ключевые особенности их состояния, требующие учета при построении адекватной стратегии обследования.

Второй раздел книги (гл. 6—13) посвящен развернутому описанию конструкции и анализу содержания ряда конкретных методов, получивших наибольшее распространение в клиническом тестировании общих и специальных умственных способностей детей и подростков. Автор дает подробную характеристику 71 методике, отводя при этом главное место таким тестовым шкалам, как шкала СтенфордБине, новая (1974 г.) ревизия шкалы интеллекта для детей Векслера (WISC-R), шкала интеллектуального развития дошкольников и младших школьников (WPPSI). В отличие от многих других руководств такого рода, делающих акцент на статистической стороне обработки и интерпретации результатов, в данной книге существенно большее внимание уделяется психологическому анализу содержания методик, и с этой целью привлекается новый экспериментальный материал. В отношении каждой методики обсуждаются все возможные способы интерпретации результатов. Среди них выделяются способы, основанные на качественном анализе ответов, действий и особенностей поведения ребенка, факторный анализ и контент-анализ данных, профильное соотнесение сильных и слабых сторон деятельности ребенка, наконец, сравнение количественных показателей.

Следует отметить в связи с этим, что, хотя в клинической психодиагностике предпочтение в целом всегда отдавалось качественной, а не статистической интерпретации полученных данных, такой подход, как правило, не выходил за рамки собственно патопсихологического обследования. В настоящее время сфера его применения заметно расширяется. Характерно, что, сосредоточивая внимание на клинических аспектах тестирования, Дж. Сэттлер адресует свое руководство не только клиническим психологам, но и весьма широкому кругу специалистов: школьным психологам, работникам консультаций, а также учителям, логопедам и др. За этим, как пишет автор, стоит убеждение в том, что, несмотря на полезность нормативных оценок интеллектуального развития, сам по себе IQ и аналогичные количественные показатели не удовлетворяют основных потребностей практики — дифференциальной оценки трудностей детей в обучении, выявления отклонений в поведении требуется существенное их дополнение для выявления причин трудностей и составления соответствующих рекомендаций, программ помощи.

В третьей части книги рассматривается широкий круг вопросов, связанных с методами оценки так называемых специальных способностей (лингвистических, перцептивных, двигательных и т.д.), академических достижений детей (чтение, счет и т.д.), социальной зрелости и др. Здесь также обобщается большой материал, накопленный в западной психологии за последнее десятилетие при исследовании психического развития детей в младенческом и раннем возрасте, детей со специфическими трудностями в обучении, задержками психического развития и умственной отсталостью, органическими поражениями мозга и т.д. В 18-й главе анализируются способы интерпретации и сопоставления всех полученных о ребенке данных для установления конкретных причин трудностей и определения рекомендаций.

Руководство завершается двумя главами, посвященными вопросам написания психологического заключения (гл. 24) и анализу проблем практики консультирования учителей, родителей и т.д. (гл. 25).

Книга содержит большую библиографию — около 1800 источников, более трети которой приходится на публикации последнего десятилетия. Она снабжена словарем терминов из области детской психологии, патопсихологии и психометрии; в ней содержатся многочисленные примеры из практики клинического обследования детей с различными нарушениями и особенностями развития, а также специальные упражнения (задачи) по технике оценки и интерпретации результатов, написанию заключений. Ориентации читателей в большом и разнообразном материале руководства существенно способствуют перечни основных положений и выводов, которыми завершаются все главы книги.

 

173

 

Книга может быть рекомендована специалистам по детской психологии и патопсихологии, интересующимся методами диагностики психического развития ребенка.

Оценивая данное руководство в целом как весьма содержательное и полезное, необходимо в то же время подчеркнуть, что широкая представленность в нем результатов самых современных исследований лишь сильнее обнаруживает отсутствие в американской психометрии существенно новых путей разработки методов диагностики умственного развития ребенка Стратегия «эмпирической коррекции» тестовых методик, реализованная в руководстве Дж. Сэттлера, не устраняет, конечно, всех следствий исходной теоретической слабости психометрического подхода и принципиальных расхождений с основными положениями советской психодиагностики. Эти различия в указанной книге в полной мере проявляются, например, в истолковании детерминации развития интеллектуальных способностей, в недооценке возрастных особенностей познавательного развития ребенка, в выдвигаемых требованиях к содержательной интерпретации методик, в понимании возможностей вариационно-статистического анализа и др. Упрощенно представлено Дж. Сэттлером и соотношение между психометрическим подходом и диагностикой умственного развития ребенка на основе теории Ж. Пиаже. В связи с этим обширный материал книги требует от советского читателя критического восприятия, учитывающего анализ основ западной психометрии, содержащийся в работах Л.А. Венгера, К.М. Гуревича, Н.Ф. Талызиной и других.

 

Г.В. Бурменская

Москва