Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

137

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ИЗУЧЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В.Ф. КОНОВАЛОВ, И.С. СЕРИКОВ

 

Несмотря на то, что интерес к проблеме межполушарных взаимоотношений у человека проявляют многие исследователи разных специальностей, ряд вопросов остаются по-прежнему неразрешенными либо ответы на них в достаточной степени неоднородны, а иногда даже и противоречивы.

Это относится, в частности, к проблеме онтогенетического становления функциональной асимметрии больших полушарий (ФАП). По данным одних авторов, развитие ФАП завершается к моменту полового созревания [23]. Результаты других исследователей указывают на становление ФАП к 3—7 годам [5], [14], [20], [21], [26]. В доступных публикациях встречается и такой материал, который недвусмысленно свидетельствует об отчетливом проявлении ФАП уже в 1—2-летнем возрасте, а то и раньше [2], [13], [15], [16], [19]. Некоторые экспериментаторы указывают даже на то, что асимметричность в функционировании полушарий головного мозга практически завершается во внутриутробном периоде развития и к моменту рождения ребенка с помощью некоторых тестов можно ее уже определить [17], [25], [29].

Анализ литературных сведений по проблеме онтогенетических закономерностей проявления ФАП дал нам основание предположить, что противоречивые факты, публикуемые в печати, во многом обусловливаются разнородностью методических приемов, используемых экспериментаторами для решения интересующих их вопросов, а также тем, что исследователи практически не учитывают пол испытуемых. В лучшем случае они набирают группы из равного количества лиц мужского и женского пола, а результаты объединяют, предполагая, что они однородны.

Однако наши собственные и литературные данные указывают на то, что подобный подход к изучению проблемы ФАП является не совсем правомочным. Было, например, замечено, что мужчины лучше справляются с задачами по определению и запоминанию форм букв, в то время как для женщин более легкой представляется задача, касающаяся определения и запоминания их звуковых характеристик [18]. В наших опытах показано, что у 6— 7-летних девочек левое полушарие, как и правое, в большей степени ответственно за запечатление и воспроизведение вербальной информации, чем у мальчиков того же возраста [5]. Существенные различия в функционировании левой и правой гемисферы были установлены также у взрослых мужчин и женщин в процессе запечатления ими различных видов информации [9].

В плане сравнительного анализа экспериментального материала, полученного на взрослых [7], а также дошкольниках [5], представляется целесообразным провести исследование некоторых мнестических функций у детей первых классов. Интерес к изучению роли полушарий в механизмах памяти детей обусловлен еще и изменением возраста поступления их в школу (с 7—8 до 6—7 лет). Но для этого требуются надежные психофизиологические критерии готовности будущих школьников к систематическому учебному процессу. Есть основание считать, что таким критерием может служить степень проявления у них ФАП, отражающая уровень морфологического созревания структур головного мозга [4], [6].

В качестве психофизиологических показателей степени выраженности ФАП обычно используется объем запоминания того или иного вида информации, адресуемого к разным гемисферам, асимметричность двигательных реакций и тактильного анализатора, неоднотипность структуры вызванных потенциалов, а также различие в выраженности энергий основных ритмов ЭЭГ в симметричных точках коры больших полушарий [1], [3], [5], [7], [8], [10], [11].

В последнее время начали появляться

 

138

 

публикации, в которых имеются указания на определенные различия в проявлении КГР на левой и правой кистях рук [12], [22], [27], справедливо считающейся одним из тонких психофизиологических показателей изменения функционального состояния человека. Однако практически все исследования с использованием в качестве индикатора ФАП головного мозга КГР выполнены на взрослых людях. Ранее нами была проведена работа на испытуемых дошкольного возраста, в результате которой удалось показать, что и у детей асимметричность генерирования КГР, обусловливаемая процессом запечатления словесной информации, может служить тонким индикатором проявления ФАП [6].

Принимая во внимание актуальность изучения процессов становления ФАП в онтогенетическом аспекте, в своей работе мы попытались дать ответ на следующие интересующие нас вопросы:

1. Какова роль гемисфер у 7—8-летних детей в запечатлении и воспроизведении различных видов информации?

2. Однотипна ли роль полушарий головного мозга 7—8-летних детей в запечатлении и узнавании различных видов информации?

3. Существуют ли различия в запечатлении, воспроизведении и узнавании различных видов информации между девочками и мальчиками?

Для ответов на поставленные вопросы в своей работе мы использовали такие психофизиологические показатели ФАП, как объемы кратковременной памяти на слова и числа, воспринимаемые испытуемыми латерализованно (или только левым ухом, или только правым), а также КГР.

Отдавая себе отчет, что любой методический прием в исследовании функций головного мозга человека имеет как положительные, так и отрицательные стороны, в своей работе для изучения межполушарных взаимодействий у детей в процессе их мнестической деятельности основное внимание мы уделили монауральному восприятию различных видов информации. Правомочность такого приема изучения ФАП неоднократно доказывалась в опытах на испытуемых разного возраста [4—9]. Дихотический же тест прослушивания речевого материала, получивший широкое распространение для решения наших задач, был менее пригоден. В первую очередь это было связано с тем, что в качестве психофизиологического индикатора ФАП мы использовали медленно протекающую реакцию (какой является КГР), хорошо зарекомендовавшую себя в подобных работах [22], [27], и достаточно длинный межстимульный интервал (10—15 с) с целью устранения интерферирующих влияний воспринимаемых слов друг на друга [7].

 

МЕТОДИКА

 

В экспериментах участвовали 60 испытуемых в возрасте 7—8 лет, только что приступивших к учебе во II классе экспериментальной средней школы АПН СССР, где процесс обучения школьников начинается с шести лет. Все исследуемые были разделены на две группы. Каждая группа, в свою очередь, подразделялась на равные подгруппы мальчиков и девочек по 15 человек в каждой. Все они были правшами.

С каждой группой детей проведено по две серии опытов. В первой серии изучался объем кратковременной памяти на слова (типа: лимон, елка, солнце и т.д.), по показателям которого судили о их запечатлении и воспроизведении. Одним лицам слова адресовались в правое ухо, а другим — в левое. Подача 10 слов для запоминания осуществлялась через наушники с помощью магнитофона с 10—15-секундной паузой между словами. Предъявление речевой информации через указанный интервал было обусловлено необходимостью регистрации такого медленноволнового психофизиологического процесса, каким является КГР. Запись ее (по Тарханову) с левой и правой кистей рук проводилась на электроэнцефалографе фирмы «Медикор». Одновременно с помощью интегратора, объединенного с электроэнцефалографом, оценивалась мощность волн КГР за 10-секундные отрезки, считая с момента восприятия каждого слова. После восприятия всех 10 слов у детей проверялось запоминание предъявленного материала. Число правильно названных слов служило показателем объема их кратковременной памяти. Таким образом, по эффекту воспроизведения воспринятой испытуемым информации мы судим о процессе ее запоминания. Затем к 10 уже знакомым словам добавлялось еще 10 новых. Распределялись они в случайном порядке. Исследуемым предлагалось еще раз прослушать весь этот список слов и опознать, какие из них были предъявлены накануне. Согласно инструкции, на знакомое слово они должны отвечать «да», а на незнакомое — «нет». Если у группы детей тестирование объема кратковременной памяти осуществлялось при адресовании информации к левому уху, то и опознание ее проходило в условиях аналогичного предъявления. У другой группы детей опознание слов

 

139

 

осуществлялось, когда они прослушивали их правым ухом.

Проведение экспериментов на разных группах испытуемых, когда одни из них воспринимали речевую информацию правым ухом, а другие левым, обусловлено специально выполненным исследованием в нашей лаборатории, в результате которого было показано, что использование одних и тех же лиц в экспериментах с моноуральным прослушиванием сигналов приводит к формированию в тех же условиях проведения опытов доминирования полушария, контрлатерального предварительно функционирующему слуховому анализатору. С учетом этого факта, т.е. исключения предварительного научения детей, мы посчитали более целесообразным продолжать работу на разных группах исследуемых лиц, в которые включались не менее 15 человек. При таком количестве испытуемых индивидуальные показатели памяти детей нивелируются в большей степени по сравнению с эффективностью проявления ранее сформированных следовых эффектов в дальнейших тестирующих пробах. Другими словами, примененный нами подход к решению поставленных вопросов был более объективным, чем участие одних и тех же испытуемых в разных сериях опыта.

Во второй серии опытов приняли участие те же самые испытуемые, что и в первой. Однако в качестве предъявляемой информации в данном случае были не слова, а двузначные числа (типа: 43, 19, 35 и т.д.). При этом следует отметить, что числовая информация испытуемым во второй серии адресовалась к тому же уху, что и словесная в первой. Для опознания к ним добавлялось еще 10 двузначных чисел, распределенных в случайном порядке со знакомыми. Проведение этой серии опытов предпринято с целью выяснения динамики КГР слева и справа в зависимости от сложности воспринимаемого испытуемыми материала. Одновременно нас интересовал вопрос: однотипные ли изменения этого вида психофизиологического показателя работы головного мозга будут возникать в ответ на предъявление хотя и второсигнальной, но все же отличаемой по своему характеру от слов информации?

При обработке данных о динамике проявления КГР на левой и правой кистях рук основное внимание мы уделили не раздельным показателям ее выраженности, а коэффициенту асимметрии. Вычислялся он по формуле:

 

 

где ПкгрКГР на правой руке; Лкгр — КГР на левой руке. Положительное значение коэффициента асимметрии КГР указывало на более выраженное ее проявление справа, и, наоборот, отрицательный коэффициент говорил о доминировании данного вида реакций слева.

Статистическая обработка всех полученных нами психофизиологических результатов исследования осуществлена с помощью ЭВМ М-4030.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Анализ экспериментального материала позволил установить, что у мальчиков при восприятии речевой информации левым ухом объем кратковременной памяти составил 7,0±0,3 слова. Несколько больший объем этого же вида памяти обнаруживался у них при латерализованном предъявлении аналогичного материала к правому уху — 7,6±0,6 слова (рис. 1, А). Однако

 

Рис. 1. Объем воспроизведения слов и чисел при запоминании и узнавании мальчиками и девочками, воспринимающими речевую информацию левым и правым ухом.

 

140

 

статистически значимых результатов экспериментов при раздельном прослушивании мальчиками слов правым и левым ухом нами не получено.

Иная картина запечатления слов, воспринимаемых в одном случае левым ухом, а в другом правым, наблюдалась у девочек. Выявленные у них различия оказались статистически значимы (p<0,05). При адресовании речевой информации к левому уху они репродуцировали 8,2+0,6 слова, в то время как при прослушивании подобного списка слов правым ухом ими воспроизводилось только 6,6+0,3 слова (рис. 1, А).

Эксперименты с узнаванием ранее предъявляемого материала показали, что как мальчики, так и девочки называли равное количество слов, предъявленных им в одном случае к левому уху, а в другом к правому. Но, как оказалось, у девочек процесс узнавания слов протекал несколько более эффективно, чем у мальчиков (рис. 1, Б).

При сравнении объема воспроизведения речевой информации в серии опытов на запоминание с объемом ее называния в процессе узнавания (рис. 1, А, Б) оказалось, что статистически значимые различия показателей репродукции проявляются у мальчиков при адресовании слов к левому уху (p<0,001), а у девочек, наоборот, к правому (p<0,001).

Предъявление детям более сложного вида информации (двузначных чисел) вызвало статистически значимое снижение ее воспроизведения всеми испытуемыми во всех вариантах экспериментов — и когда они адресовались к левому уху, и когда к правому (p<0,001) — по сравнению с репродукцией слов. В процессе узнавания ранее воспринятая информация идентифицировалась в основном в таком же объеме, как и при запоминании (см. рис. 1, В, Г). Единственное статистически значимое различие в воспроизведении количества воспринятых чисел выявилось между мальчиками и девочками, которые этот вид вербального материала прослушивали левым ухом (рис. 1, В). Оказалось, что мальчики из 10 воспринятых ими чисел левым ухом репродуцировали 5,7+0,3 цифр, в то время как девочки называли 4,5+0,4 цифры (p<0,005).

Анализ коэффициента асимметрии (Кас) КГР при восприятии исследуемыми лицами различных видов информации показал следующее (рис. 2). У мальчиков наибольшая его выраженность со знаком «плюс» проявилась, когда они при запоминании прослушивали слова правым ухом (p<0,05). У девочек же, наоборот, наибольшие значения Кас выявлены, когда слова для прослушивания адресовались им к левому уху (p<0,01).

Статистически значимо изменился Кас КГР как у мальчиков, так и у девочек, когда они осуществляли узнавание ранее воспринятых ими слов. Оказалось, что у обеих групп испытуемых динамика его проявления была однотипной: при восприятии слов левым ухом он был существенно выше, чем при восприятии слов правым ухом (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика проявления коэффициента асимметрии КГР у мальчиков и девочек в процессе запоминания и узнавания ими слов, которые адресовались им только к левому или только к правому уху.

 

Вычисление Кас КГР, возникающих в процессе восприятия чисел, позволило установить, что у всех исследуемых лиц при латерализованном предъявлении этого вида материала направленность его изменений была такой же, как и при восприятии слов: у мальчиков значения Кас КГР были выше при прослушивании чисел правым ухом (p<0,001), а у девочек — левым. Однако при сравнении выраженности Кас КГР, регистрируемой у мальчиков и у девочек

 

141

 

в ходе латерализованного восприятия слов и чисел, оказалось, что у девочек он статистически значимо проявляется в ответ на восприятие слов, а у мальчиков — чисел (рис. 2 и 3).

В процессе узнавания ранее предъявленных детям чисел Кас КГР был существенно выше при восприятии ими предъявленного материала правым ухом (см. рис. 3). При сравнении его значений со значениями этого коэффициента в предыдущей серии опытов, когда он вычислялся в ходе восприятия слов, оказалось, что и у девочек, и у мальчиков динамика его инвертируется, т. е. при прослушивании исследуемыми лицами слов он более выражен в случае предъявления материала к левому уху, а при прослушивании чисел — к правому (см. рис. 2 и 3).

 

Рис. 3. Динамика проявления коэффициента асимметрии КГР у мальчиков и девочек в процессе запоминания и узнавания ими чисел, которые воспринимались только левым или только правым ухом.

 

Установив определенную специфику проявления Кас КГР у мальчиков и девочек, латерализованно воспринимающих слова и числа, мы поставили вопрос: нельзя ли использовать Кас КГР в качестве индикатора запечатления в системе оперирования различными видами информации?

С целью ответа на поставленный вопрос нами были раздельно вычислены величины Кас КГР, возникающие на запечатленный материал и на тот материал, который испытуемые хотя и воспринимали, но назвать его не могли, т. е. проявление КГР на запомненную и незапомненную информацию.

Обработка экспериментальных данных под таким углом зрения позволила нам установить следующий факт (рис.4). Оказалось, что статистически значимые различия в величинах Кас КГР возникают на запомненную и незапомненную словесную информацию только у мальчиков, прослушивающих ее правым ухом (p<0,05). При этом интересно отметить, что на слова, которые не репродуцировались испытуемыми, Кас КГР был значительно выше, чем его значения, когда слова безошибочно назывались (рис. 4).

 

Рис. 4. Динамика проявления коэффициента асимметрии КГР у мальчиков и девочек на слова и числа, которые запечатлевались или не запечатлевались в памяти.

 

Анализ Кас КГР, регистрируемых у исследуемых

142

 

лиц в процессе латерализованного восприятия ими чисел, также показал, что его значения могут быть индикатором усвоения детьми цифрового материала. Но такое утверждение опять-таки справедливо только для мальчиков и только для случаев, когда они прослушивали предъявленную им информацию правым ухом (см. рис. 4). Однако здесь следует обратить внимание на одну, с нашей точки зрения, существенную деталь. Если в группе мальчиков при восприятии слов правым ухом Кас КГР имеет большие значения на незапомненные слова по сравнению с запомненными, то в случае предъявления чисел наиболее выраженным этот коэффициент предстает перед экспериментатором, когда числа репродуцируются испытуемыми (см. рис. 4).

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Результаты работы показывают, что при запоминании 7—8-летними испытуемыми слов, воспринимаемых ими латерализованно, достоверные различия объема кратковременной памяти в зависимости от характера прослушивания материала (только левым ухом или только правым) выявлены неодинаково отчетливо у девочек и мальчиков.

Принимая во внимание количественные показатели памяти детей на слова, адресуемые в одном случае к левому уху, а в другом — к правому, есть основание утверждать, что к началу второго года обучения в школе ФАП у девочек развита значительно лучше, чем у мальчиков.

Базируясь только на этих фактах, можно было бы констатировать более быстрое развитие функций гемисфер у девочек по сравнению с мальчиками, как это неоднократно отмечалось в литературе ([5], [28] и др.). Однако показатели запечатления чисел у исследуемых лиц обоего пола говорят о том, что в данном случае дело обстоит значительно сложнее.

Числа, так же как и слова, являются второсигнальной информацией и поэтому, казалось бы, должны запечатлеваться в памяти 7—8-летних испытуемых при моноуральном прослушивании если и не в таком объеме, как слова, то по крайней мере в тех же самых показателях различий.

Но, как следует из результатов нашего исследования, предполагаемых закономерностей в проявлении памяти у девочек и у мальчиков при латерализованном предъявлении им слов и чисел не наблюдалось. Во-первых, оказалось, что если слова лучше запечатлевались девочками, то цифры, наоборот, мальчиками. Во-вторых, отмечено, что у мальчиков слова в большем объеме удерживались в памяти, когда они адресовались к правому уху, а цифры — к левому. У девочек каких-либо видимых различий в запечатлении чисел, прослушиваемых левым и правым ухом, не проявилось. При этом слова они лучше запечатлевали при восприятии их левым ухом.

Из сказанного следует, что мы не имеем права говорить о степени и характере ФАП у детей до тех пор, пока не будут приняты во внимание пол испытуемых и вид информации, воспринимаемой ими.

Сравнение у исследуемых лиц данных по объему кратковременной памяти и объему узнавания позволило отметить, что как у мальчиков, так и у девочек опознание осуществляется лучше, чем воспроизведение. Это до некоторой степени согласуется с общепринятым мнением, что называние уже воспринятого является более трудным процессом, чем повторное предъявление старого материала вместе с новым и выбор на этой основе ранее данной информации. Тем не менее такое утверждение оказалось справедливым исключительно в серии опытов, когда детям предъявляли слова. Предъявление же для опознания цифр не изменило объема памяти на узнавание по сравнению с объемом памяти на воспроизведение.

Таким образом, эти данные указывают на то, что разные виды информации, даже если они одинаковы по сигнальности (в данном случае второсигнальны), кодируются в мозге по-разному.

По-разному также протекает процесс кодирования слов в гемисферах мальчиков и девочек. Как следует из рис. 1, А и Б, различия между объемом памяти на слова и объемом их узнавания у мальчиков проявлялись в том случае, когда этот вид информации предъявлялся к левому уху. У девочек же, наоборот,— когда слова адресовались к правому уху.

На основе этих данных создается такое впечатление, что у 7—8-летних мальчиков хранятся воспринятые ими слова в основном в правом полушарии, а у девочек — в левом. При этом, как следует из данных сравнения объемов памяти на числа у двух групп детей, правое полушарие развито сильнее у мальчиков, чем у девочек. Четких различий в объеме запечатления слов разными гемисферами детей обоего пола не получено.

Принимая во внимание полученный нами экспериментальный материал ([5], [9]), а

 

143

 

также литературные сведений по этому вопросу (см. например, обзор [24]), логично предположить, что ФАП в онтогенезе проходит сложный и неоднозначный цикл развития. Во-первых, сразу бросается в глаза, что лучше выраженная асимметрия гемисфер у девочек по сравнению с мальчиками сменяется в какой-то возрастной период обратным соотношением: более асимметричными функции полушарий становятся не у женщин, а у мужчин ([9], [24] и др.). Однако в настоящее время, к сожалению, мы еще не располагаем точными данными, когда именно это происходит. Необходима постановка специальных экспериментов, чтобы дать ответ на данный вопрос.

Сравнительный анализ наших собственных данных, полученных на детях дошкольного и младшего школьного возраста, показывает, что при сохранности превалирующей асимметричности в функциях полушарий девочек по сравнению с мальчиками возможна в первый-второй год обучения в средней школе смена эффекта одного уха на эффект другого. Так, например, ранее нами было отмечено, что у девочек старших групп детского сада в процессе восприятия слов проявляется «эффект правого уха». Годичное обучение в школе привело к тому, что у них «эффект правого уха» уступил место «эффекту левого». Привлекая для анализа излагаемого здесь материала ранее опубликованные данные, полученные на взрослых [9], можно, очевидно, предположить, что с возрастом возможно даже некоторое сглаживание величины ФАП по сравнению с ее выраженностью в определенные периоды детства.

Обращаясь к особенностям выраженности коэффициента асимметрии КГР, возникающей в процессе восприятия слов 7—8-летними исследуемыми, видно, что как у мальчиков, так и у девочек большая асимметричность данной реакции соответствует большему объему кратковременной памяти (см. рис. 1 и 2).

По-видимому, такой показатель функционирования головного мозга, каким является коэффициент асимметрии КГР, вполне может быть одним из индикаторов степени развития структур центральной нервной системы детей, ответственных за проявление механизмов памяти.

Однако, рассматривая показатель асимметричности КГР в сопоставлении с памятью 7—8-летних испытуемых на числа, видно, что проявление процессов памяти в динамике КГР не всегда является таким четким и однозначным. Продолжая сравнивать выраженность объема кратковременной памяти детей с проявлением у них асимметричности КГР на левой и правой кистях рук, можно прийти к предположению, что за одними и теми же значениями коэффициента асимметрии КГР, возможно, скрываются совершенно разные психофизиологические проявления деятельности мозга, в частности такие, как эффективность репродукции запечатленного испытуемым материала, в основе которой лежит, с одной стороны, полностью сформированное взаимодействие гемисфер, а с другой — перенапряжение их деятельности из-за затруднения запечатления воспринимаемого материала и извлечения его из памяти.

Несмотря на то, что как у мальчиков, так и у девочек при узнавании ранее воспринятой информации, предъявляемой на левое и правое ухо, объем памяти был одинаков, асимметричность КГР на руках была различной, что может указывать на большую его информативность по сравнению с таким показателем деятельности мозга, каким является объем кратковременной памяти.

При этом любопытно, что при предъявлении для узнавания испытуемым обоего пола слов показатели асимметричности КГР были больше, когда материал воспринимался левым ухом. В случаях же узнавания чисел и у мальчиков, и у девочек большая асимметричность анализируемой КГР проявлялась при латерализованном их предъявлении к правому уху.

Сказанное, по-видимому, свидетельствует о том, что за хранение воспринятых мозгом разных сведений, даже если они второсигнальны, ответственны разные образования головного мозга.

Основываясь только на данных о КГР, невозможно ответить на вопрос, в какой степени у девочек и у мальчиков задействованы полушария головного мозга в механизмах кратковременной формы памяти на слова и числа (тестируемой сразу же после их восприятия) и долговременной (тестируемой в процессе узнавания). Однако из результатов наших исследований видно, что у мальчиков динамика асимметрии КГР при запоминании и узнавании слов, когда они подаются на левое и правое ухо, разнонаправленна, у девочек же она одинакова. Зато при запечатлении и узнавании чисел у мальчиков характер асимметрии КГР однонаправлен, а у девочек — разнонаправлен (см. рис. 2 и 3).

И наконец, нам хотелось бы обратить внимание еще на один выявленный в работе

 

144

 

факт, а именно: при анализе коэффициента асимметрии КГР у мальчиков были отмечены статистически значимые различия в выраженности этого показателя работы мозга, когда слова и числа в одном случае извлекались из памяти, а в другом — нет (см. рис. 4). Показательно, что при запечатлении слов, адресуемых к правому уху, асимметрия КГР минимальна, а в тех случаях, когда слова при этом не запоминались,— максимальна (p<0,05). В то же время при латерализованном предъявлении мальчикам к правому уху чисел наиболее отчетливая асимметрия КГР у них проявилась на хорошо извлекаемую из памяти информацию (p<0,05).

При адресовании слов и чисел к левому уху у мальчиков такой закономерности в проявлении асимметрии КГР на запечатленную и незапечатленную в памяти информацию не отмечено, как не отмечено никаких закономерностей в динамике анализируемых показателей работы головного мозга девочек, которые аналогичным образом воспринимали ту же информацию, а затем какую-то часть ее называли, а другую нет.

Таким образом, и эти данные указывают на сложный характер взаимоотношений полушарий головного мозга у 7—8-летних мальчиков и девочек, которые воспринимали различного вида словесный материал латерализованно — или только левым ухом, или только правым.

 

ВЫВОДЫ

 

1. У 7—8-летних мальчиков по сравнению с девочками несколько лучше запечатление слов происходит в тех случаях, когда они воспринимают их правым ухом. У девочек того же возраста слова лучше запечатлевались в памяти при прослушивании их левым ухом.

2. У 7—8-летних девочек в процессе запоминания слов отчетливо проявляется асимметричность полушарий головного мозга. У мальчиков в аналогичных условиях проведения опытов асимметричность функционирования полушарий головного мозга, тестируемая по объему кратковременной памяти, выражена в значительно меньшей степени.

3. При репродукции чисел более выраженная, хотя статистически и не достоверная, асимметрия в работе гемисфер отмечена у мальчиков.

4. Узнавание слов и мальчиками, и девочками более эффективно, чем их воспроизведение. Процесс узнавания и репродукции чисел 7—8-летними испытуемыми обоего пола ничем не отличается друг от друга.

5. Динамика выраженности асимметрии полушарий головного мозга у исследуемых лиц, выявляемая по объему кратковременной памяти на слова, соответствует динамике проявления у них асимметрии КГР. Более сложные и неоднозначные отношения между этими показателями работы мозга выявлены при запоминании 7—8-летними детьми чисел.

6. При предъявлении мальчикам слов к правому уху запечатлеваемая в их памяти информация вызывает незначительно выраженную асимметрию КГР. Незапечатленный словесный материал, наоборот, вызывает у них сильно выраженную асимметричность этой реакции. Противоположная динамика данного показателя работы мозга выявлялась в тех условиях проведения опытов у мальчиков, когда они воспринимали числа. В этих случаях запечатлеваемая в памяти информация отражалась в сильно выраженной асимметрии КГР, а не воспроизводимая из нее — менее существенной. У девочек каких-либо значимых изменений асимметрии КГР на запомненные и незапомненные слова и числа не выявлено.

 

1. Бондарь А.Т. Динамика бимануальной простой двигательной реакции в онтогенезе // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 211—212.

2. Вахрамеева И.А. К вопросу об особенностях развития двигательного анализатора ребенка первых месяцев жизни // Материалы по эволюционной физиологии. М.; Л., 1960. Т. VI. С. 5—13.

3. Жирмунская Е.А., Рыбников А.И., Лосев В.С., Векслер Л.С., Стенина И.И., Ложникова С.М. Парная работа полушарий по данным электроэнцефалографии // Физиология человека. 1981. Т. 7. № 3. С. 462—472.

4. Коновалов В.Ф. Онтогенетические особенности взаимоотношений полушарий головного мозга при мнестической деятельности // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. С. 99.

5. Коновалов В.Ф., Бурковецкая Ж.И. О функциональной асимметрии головного мозга детей 6—7 лет // Физиология человека. 1979. Т. 5. № 5. С. 771—775.

6. Коновалов В.Ф., Бурковецкая Ж.И. О зависимости запоминания 6—7-летними детьми второсигнальной информации от функциональной асимметрии полушарий головного мозга и отражения ее в асимметрии КГР // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 37.

7. Коновалов В.Ф., Отмахова Н.А. О влиянии фактора времени и характера восприятия     вербальной информации на ее репродукцию.— Депонирована в ВИНИТИ 15.IX 81 г. № 4463 — 81.

 

145

 

8. Коновалов В.Ф., Отмахова Н.А. ЭЭГ-показатели проявления функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга у взрослых испытуемых при восприятии слов и музыки // Физиология человека. 1983. Т. 9. № 4. С. 568—574.

9. Коновалов В.Ф., Отмахова Н.А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопр. психол. № 4. С. 96—102.

10. Коновалов В.Ф., Соболев В.Н., Соболева С.И. О влиянии степени эмоционального напряжения на динамику доминирования полушарий головного мозга // Вопр. психол. 1981. № 5. С. 137—142.

11. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий при восприятии осознаваемых и неосознаваемых эмоциональных раздражений // Физиология человека. 1981. Т. 7. № 3. С. 426—440.

12. Нестерова Н.А. Интеллектуальная активность и электродермальные показатели // Исследования по проблемам социальной и общественной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1978. С. 110—113.

13. Пашинова Н.И. К вопросу о функциональных асимметриях у человека // Вопросы невропатологии и психиатрии. Красноярск, 1974. С. 116—118.

14. Ушаков Г.К., Айрапетянц В.А. К проблеме функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. С. 33—35.

15. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Л., 1978. С. 128.

16. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Белов И.М., Баннова М.М., Утянова Т.А. Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей // Вопр. психол. 1983. № 5. С. 110—115.

17. Chi J., Dooling Е., Giles F. Left-right asymmetries of the temporal speech areas of the human fetus // Archives of Neurology. 1972. N 34. P. 346—348.

18. Coltheart N., Hull E., Slater D. Sex differences in imagery and reading // Nature. 1975. V.253. N 5491. P. 438—440.

19. Davidson R.J., Fox N.A. Asymmetrical brain activity discriminates between positive and negative affective stimuli in human infants // Science. 1982. V. 218. N 4578. P. 1235—1237.

20. Ingram D. Motor asymmetries in young children // Neuropsychologia. 1975. V.13. N 1. P. 95—102.

21. Ingram D. Motor asymmetries in young children // Neuropsychologia. 1975. V.13. N 1. P. 103—105.

22. Lacroix I.M., Comper P. Lateralization in the electrodermal system as a function of cognitive/hemispheric manipulations // Psychophysiology. 1979. V.16. N 2. P. 116—129.

23. Lenneny E.H. Biological foundations of language.  N. Y.: Wiley, 1967.

24. McGlone J. Sex differences in human brain asymmetry: a critical survey // The Behav. and Sciences. 1980.  V. 3. N 2. P. 215—263.

25. Molfese D.L., Freeman R.В., Palermo D.S. The ontogeny of brain lateralization for speech and nonspeech stimuli // Brain and Language. 1975. № 2. P. 356—368.

26. Piazza D. M. Cerebral lateralization in young children as measured by dichotic listening and finger tapping tasks // Neuropsychologia. 1977. V. 15. № 3. P. 417—425.

27. Varni J.G. Learned asymmetry of localized electrodermal responses // Psychophysiology. 1975. V.12. № 1. P. 41—45.

28. Waber D. Sex differences in cognition: a function of maturation rate? // Science. 1976. V.192.  № 4239.  P. 572—573.

29. Wada J.A., Davis A. Fundamental nature of human infant's brain asymmetry // Canad. J. of Neurological Sciences. 1977. № 4. P. 203— 207.

 

Поступила в редакцию 7.II  1984 г.