5
НАВСТРЕЧУ XXVII СЪЕЗДУ КПСС
1986 год — это год XXVII съезда КПСС, начало новой,
двенадцатой пятилетки. Завершается широкое деловое обсуждение основных
предсъездовских документов всеми коммунистами, всеми трудящимися СССР. Это
проект новой редакции Программы КПСС, проект Устава КПСС с предлагаемыми
изменениями и проект Основных направлений экономического и социального развития
СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года.
Итоги обсуждения этих
документов будут учтены при окончательном рассмотрении и утверждении всех трех
проектов на XXVII съезде КПСС. Тем самым активное участие советских
людей — коммунистов и беспартийных — в общепартийном, общенародном обсуждении прежде всего проекта новой редакции Программы
КПСС позволит полнее учесть волю, интересы и потребности всего советского
народа.
Проект новой редакции
Программы КПСС — это главный теоретический и политический документ нашей
партии. Его отличительную особенность составляет преемственность
основополагающих теоретических и политических установок, на которые партия
опирается в своей работе. Вместе с тем последовательность и преемственность
предполагают творческое развитие теории, стратегии и тактики партии,
новаторский поиск на ключевых направлениях ее деятельности, учет тех изменений,
которые произошли за четверть века после принятия третьей Программы КПСС.
В проекте новой редакции
Программы КПСС, основанном на прочном фундаменте марксизма-ленинизма,
содержится четкая, развернутая характеристика стратегических направлений работы
партии, Советского государства, всего народа.
Конечная цель КПСС —
построение коммунизма в нашей стране. Социализм и коммунизм являются двумя
последовательными фазами единой коммунистической формации. Между ними нет
резкой грани: развитие социализма, все более полное раскрытие его возможностей
и преимуществ, укрепление присущих ему общекоммунистических
начал и означают действительное движение общества к коммунизму.
В проекте новой редакции
Программы КПСС формулируются основные задачи партии по совершенствованию
социализма и постепенному переходу к коммунизму. КПСС считает,
что в современных условиях всесторонний прогресс советского общества, его
поступательное движение к коммунизму могут и должны быть обеспечены на путях
ускорения социально-экономического развития страны. Это стратегический курс
партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского
общества — материально-технической базы, общественных отношений, содержания и
характера труда, материальных и духовных условий жизни людей, всей системы политических,
общественных и идеологических институтов.
Концепция ускорения
социально-экономического развития страны составляет суть современного курса
КПСС. С ней партия сегодня выступает перед народом, с ней она пришла к
очередному XXVII съезду.
В экономической стратегии
партии
6
центральное место занимает ускорение
научно-технического прогресса, которое является главным рычагом повышения
эффективности производства. Большое значение придается также структурной
перестройке общественного производства и совершенствованию социалистических
производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования.
В области социальной
политики партии ведущими направлениями являются повышение благосостояния,
улучшение условий труда и жизни советских людей, преодоление классовых
различий, формирование социально однородного общества, дальнейший расцвет и
сближение социалистических наций и народностей. Большие и новые задачи
поставлены также в плане развития политической системы советского общества, в
области идейно-воспитательной работы, образования, науки и культуры.
Со всеми этими коренными,
стратегическими задачами партии внутри страны неразрывно связана международная
политика КПСС, вытекающая из гуманной природы социалистического общества. В
проекте новой редакции Программы КПСС определены главные цели и направления
международной политики партии: сотрудничество с социалистическими странами,
укрепление отношений с освободившимися странами, мирное соревнование с
капиталистическими странами, борьба за прочный мир и разоружение, роль КПСС в
мировом рабочем и коммунистическом движении.
В решении этих программных
задач всевозрастающую роль играет наука, прежде всего в развитии
производительных сил и совершенствовании общественных отношений, создании
принципиально новых видов техники и технологий, в повышении производительности
труда, освоении недр земли, океана, космоса, охране и облагораживании
окружающей среды.
В проекте
новой редакции Программы КПСС подчеркивается, что политика партии в области
науки нацелена на создание благоприятных условий для динамического прогресса
всех отраслей знания, на концентрацию кадров, материальных и финансовых
ресурсов на наиболее перспективных направлениях, призванных ускорять достижение
намечаемых экономических и социальных целей, духовное развитие общества,
обеспечивать надежную обороноспособность страны.
При этом отмечено, что
принципиальной, выверенной основой естественнонаучного и социального познания
является диалектико-материалистическая методология; ее нужно и дальше творчески
развивать, умело применять в исследовательской работе.
Психологическая наука в СССР
имеет богатый и длительный опыт применения и творческого развития
диалектико-материалистической методологии, накопленный в ходе перестройки своих
основ на базе марксистско-ленинской философии. Сейчас — в свете новых задач и
повышенных требований ко всем наукам — этот опыт необходимо умножать и
использовать намного шире.
Новые большие задачи и
проблемы, поставленные в предсъездовских документах, требуют коренного
совершенствования всей психологической науки в нашей стране. Решающее значение
в этом отношении имеет одно из важнейших положений проекта новой редакции
Программы КПСС: «Успешное решение намеченных задач партия связывает с
повышением роли человеческого фактора». Активизация человеческого фактора
означает усиление роли, в частности и даже прежде
всего, психологического фактора, психологической перестройки людей, реализации
важнейших личностных факторов, их творческого, духовного потенциала в решении
новых задач развития нашего общества. Резко возрастают требования к дальнейшему
развитию психологии личности и коллектива. За последние 2—3 десятилетия
советские психологи уже многое сделали в разработке этой актуальной
проблематики. Однако предстоит сделать несравнимо больше.
Все более важную роль в
активизации человеческого, и в частности психологического, фактора призваны
7
играть психологические исследования потребностно-мотивационной сферы человека — его влечений,
эмоций, потребностей, мотивов, интересов и т. д. Эти исследования у нас
развернуты все еще совершенно недостаточно.
В наших исследованиях
необходимо раскрыть полную психологическую структуру человеческого фактора,
сформулировать психологические закономерности развития и формирования
субъективного духовного мира советского человека, определить психологические
условия, внешние и внутренние стимулы творческой активности советских людей.
По мере совершенствования
социализма и постепенного перехода к коммунизму все большее значение
приобретает человеческий фактор, составляющий основную
производительную силу общества, обеспечивающую создание всех
материальных благ, ускорение научно-технического прогресса, совершенствование
социалистических типов отношений между людьми.
Психология
вместе с другими науками о человеке на основе системы накопленных в науке
знаний в первую очередь должна найти методические и организационные средства их
использования для решения многих неотложных задач: повышения производительности
труда, улучшения психологического климата в коллективе, охраны психического
здоровья, психологического обеспечения реформы школы и совершенствования
системы народного образования, формирования высокого творческого потенциала
каждой личности, реализации творческих возможностей специалистов в науке, технике, культуре
развитого социалистического общества.
Поставленные
в проекте новой редакции Программы КПСС задачи ускоренного развития нашего
общества требуют от психологов поиска и решения новых исследовательских задач —
психологических вопросов формирования сознательности и ответственности каждого
человека, психологических основ формирования и всестороннего развития личности. Для решения этой важнейшей
проблемы необходимо преодолеть тенденции исследования абстрактного человека и
абстрактной личности, найти пути изучения и формирования конкретного человека —
нашего современника. Фундаментальные психологические законы должны быть
конкретизированы и отнесены к современному этапу развития нашего общества.
Использование фундаментальных психологических законов должно быть реализовано в
таких сферах: обучение, воспитание, производство, наука. Психология на основе
накопленного опыта должна стать наукой конкретной, понятной и используемой во
всех областях жизни. Успешное использование психологических знаний для решения
поставленных задач возможно уже на основе известных в науке данных. Необходимо
найти организационные формы эффективного их использования в различных областях
практики, совершенствовать сложившиеся формы психологических служб.
Решение многих
психологических проблем воспитания непосредственно связано с исследованием того
звена социального поведения личности, которое выражается в поступках человека,
его отношении к труду, к другим людям и коллективу, к социальным событиям, ко
всем задачам, поставленным в проекте новой редакции Программы КПСС.
Психологическая проблема состоит в том, чтобы раскрыть психологический механизм
«согласования» личных целей человека с общими перспективными целями развития
нашего общества. В исследовании проблем целеполагания
и целеобразования, в разработке проблем формирования
жизненных планов личности психология приблизилась к решению поставленной
глобальной задачи такого воспитания человека, при котором достигается
совпадение общественных целей и задач с личностными целями, когда сами
общественные цели становятся личностными. В этом заключается важный резерв
активизации человеческого фактора, достижения общественных целей как личностно
значимых, обеспечивающих заинтересованное отношение и активное
8
участие каждого в творческом решении поставленных
новых задач.
Проблемы личности и
коллектива, потребностей и творческих способностей человека являются, как
известно, комплексными и потому разрабатываются совместными усилиями философов,
социологов, психологов, физиологов, педагогов и представителями других наук. В
решение этих проблем психология призвана вносить свой специфический
и, значит, незаменимый вклад. Это относится, в частности, и к изучению
управления народным хозяйством. В проекте новой редакции Программы КПСС сказано, что совершенствование управления призвано
обеспечить оптимальное сочетание личных интересов, интересов трудовых
коллективов, различных социальных групп с общегосударственными, общенародными
интересами и таким образом использовать их как движущую силу интенсивного роста
экономики. Эта весьма актуальная социально-экономическая проблема, конечно, не
должна психологизироваться, но вместе с тем ясно, что
одним из ее аспектов является психологический. Сейчас
у нас начинает разрабатываться экономическая психология, которая ставит новые
важные проблемы.
Активное участие
психологической науки в дальнейшем наращивании и эффективном использовании
научно- технического потенциала страны предъявляет повышенные требования ко
всем отраслям нашей разветвленной науки — психофизиологии, общей, инженерной,
педагогической, возрастной, социальной, медицинской психологии.
Особенно большие задачи
встают теперь перед психологической наукой в области воспитания и народного
образования. Необходимо отметить, что психология воспитания в отличие от
психологии обучения разработана у нас еще совершенно недостаточно. В проекте новой редакции Программы КПСС подчеркивается, что главным
в идеологической работе партия считает воспитание трудящихся в духе высокой
идейности и преданности коммунизму, советского патриотизма и пролетарского
социалистического интернационализма, коммунистического, сознательного отношения
к труду и общественному достоянию, все более полное приобщение их к сокровищам
духовной культуры, искоренение нравов, противоречащих социалистическому образу
жизни. Этим определяются основные направления идейно-воспитательной
работы: формирование научного мировоззрения, трудовое воспитание, утверждение
коммунистической морали, патриотическое и интернациональное воспитание,
атеистическое воспитание, борьба с проявлениями чуждой идеологии и морали, со
всеми негативными явлениями в деятельности и поведении.
Большое место в проекте
новой редакции Программы КПСС отводится проблемам и задачам в области народного
образования. В проекте отмечается, что КПСС будет продолжать совершенствовать
систему народного образования с учетом потребностей ускорения
социально-экономического развития, перспектив коммунистического строительства,
требований, выдвигаемых прогрессом науки и техники. Далее подчеркнуто, что
осуществляемая в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы
основывается на творческом развитии ленинских принципов единой трудовой
политехнической школы и направлена на то, чтобы еще выше поднять уровень
образования и воспитания молодежи; улучшить ее подготовку к самостоятельной
трудовой жизни, осуществить постепенный переход ко всеобщему
профессиональному образованию. В перспективе намечено слияние
профессиональной и общеобразовательной школы.
Наша психологическая наука
активно включилась в разработку фундаментальных и прикладных проблем, связанных
с проведением реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Уже
получены первые существенные результаты в комплексных исследованиях,
выполненных физиологами, психологами и педагогами по обучению и воспитанию детей
шестилетнего возраста; нормализации
9
учебной нагрузки в школе;
психологическим проблемам обучения и воспитания детей дошкольного возраста в
семье и дошкольных учреждениях; психолого-педагогическим проблемам трудового,
профессионального и физического воспитания школьников и учащихся ПТУ; проблемам
создания и использования учебников; проблемам эффективной учебной и
воспитательной деятельности учителя и учительских коллективов на основе
выявления и формирования педагогических способностей и более совершенной
психологической подготовки.
Вместе с тем теперь
необходимо еще более целенаправленно и результативно проводить эту работу. В
процессе осуществления реформы школы психологи включились в разработку
комплексных проблем, научились работать совместно с педагогами, физиологами,
врачами, учителями, включились в совершенствование работы сельских
малокомплектных школ, в разработку проблем профессиональной ориентации
школьников и молодежи. Одна из ближайших задач состоит в еще более активном
участии психологов в разработке комплексных целевых программ, включающих
психологические основы повышения эффективности урока, семейного воспитания,
сознательного отношения к своему здоровью, сознательного выбора профессии.
Успешное участие в таких комплексных исследованиях требует «психологической
перестройки» психологов, умения соотносить получаемые данные с данными других
наук для решения единых задач совершенствования обучения и воспитания.
Необходимо использовать систему психологических знаний с целью психологической
помощи учащимся, семье, школе, государственным организациям в оптимальном
решении этих важнейших проблем, научиться говорить и писать понятным языком,
доступным учителю и работнику народного образования.
Психологическая наука
включилась в решение новой неотложной задачи — компьютеризации обучения.
Получены первые результаты исследований. Для обобщения всех полученных данных в
текущем году журнал проведет «круглый стол» по этим проблемам. Задача состоит и
в том, чтобы психология обеспечивала основу для новых решений в этом деле, а не
только обслуживала предлагаемые методические разработки.
Постановка и решение этих
новых неотложных задач требует выполнения интенсивных исследований, ускоренной
переподготовки психологических кадров, способных компетентно решать вопросы
создания более эффективных методов обучения и воспитания, формирования
возможностей творческого мышления при использовании вычислительной техники,
индивидуализации обучения, оптимального сочетания различных форм обучения,
выявления и использования психологических факторов для развития мышления
учащихся.
Предстоит дальнейшее
совершенствование психологических исследований и использования психологических
знаний в техникумах и высшей школе, разработка проблем подготовки
инженерно-технических кадров. Успехи, достигнутые в области эргономики,
инженерной психологии, психологии труда, психологии управления, необходимо
перевести на язык педагогики и психологии высшей школы, обеспечить возможности
создания и эффективного использования новой техники и технологий на основе
учета человеческого фактора.
В разработке всех этих
актуальных проблем, поставленных предсъездовскими документами, психология, как
и все другие науки в нашей стране, руководствуется общими установками,
сформулированными в проекте новой редакции Программы КПСС: «Советская наука
призвана занимать ведущие позиции по основным направлениям научно-технического
прогресса, находить эффективные и своевременные решения перспективных и текущих
производственных и социально-экономических проблем. Важно обеспечивать
опережающее развитие поисковых, фундаментальных исследований, добиваться
быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве
10
и других областях человеческой деятельности»
(Правда, 1985 г., 26 окт.).
Необходимо добиться
опережающего развития психологической теории, определения наиболее
перспективных поисковых исследований, как продолжающих дальнейшее развитие
основных теоретических школ советской психологии, так и формулирующих новые
теоретические концепции, ориентированные на постановку и решение
фундаментальных проблем психологической науки. Это относится, прежде всего, к
дальнейшему развитию общей психологии, питающей все отрасли и прикладные
области психологической науки. Необходимо соотнести все
основные уровни психологических исследований — социально-психологический,
собственно психологический, психофизиологический — и создать единую систему
психологических знаний о человеке в каждом из основных разделов общей
психологии: психологии познавательных процессов, психологических детерминант активности
человека, психологических характеристик всех наиболее устойчивых личностных
образований — творческих способностей и характера, принципов поведения и
устойчивых коммунистических убеждений.
Общей
психологии предстоит теоретически осмыслить и ассимилировать все то, что
накоплено в основных отраслях и прикладных областях психологии, каждая из
которых выделила многие жизненные проблемы и нашла пути их решения своими
специфическими средствами, однако разработанные теоретические подходы, методы,
полученная система фактов и достигнутые обобщения все еще не вошли в общую
психологию.
Общая психология перестала быть только психологией взрослого человека, она
охватывает все периоды жизни. Выявленные ранее закономерности получают все
большую определенность и конкретность на основе их соотнесения с
социально-историческими и онтогенетическими факторами развития и формирования
психики человека и его сознания. Дальнейшая разработка общепсихологических
проблем на базе марксистской методологии будет способствовать, в свою очередь,
преодолению позитивистских и прагматических подходов в психологической науке,
предупреждению эмпирических решений, обеспечит возможности укрепления позиций
марксистской психологии в мировой науке.
*
Советские психологи, как и
все советские люди, приняли активное участие в обсуждении предсъездовских
документов. В научных институтах и вузах, в лабораториях и студенческих группах
глубоко изучались проекты новой редакции Программы КПСС и Основных направлений
экономического и социального развития СССР.
В докладе на октябрьском
(1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, одобрившем проекты новой редакции Программы КПСС,
Устава КПСС с предлагаемыми изменениями и Основных
направлений экономического и социального развития СССР, Генеральный секретарь
ЦК КПСС М. С. Горбачев подчеркнул: «Центром всей работы по изучению и
разъяснению предсъездовских документов должен стать трудовой коллектив, его
первичные звенья — участок и бригада, ферма и лаборатория. Здесь следует
развернуть предметный разговор о наших делах, о приведении в действие огромных
резервов, экономном использовании ресурсов, устранении имеющихся недостатков, о
распространении передового опыта. Важно добиваться, чтобы каждый советский
человек хорошо понимал программные цели и задачи партии, смысл ее внутренней и внешней
политики, умел связывать с ними свою повседневную работу» (Коммунист, 1985, №
15, с. 10). Глубокое понимание такой связи программных документов партии с
нашей повседневной научно-исследовательской и прикладной работой в психологии
становится важным итогом всех наших обсуждений предсъездовских материалов,
обеспечивает дальнейшее интенсивное развитие психологической науки и
использование ее данных для ускорения социально-экономического развития нашего
общества.