Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

НАВСТРЕЧУ XXVII СЪЕЗДУ КПСС

 

1986 год — это год XXVII съезда КПСС, начало новой, двенадцатой пятилетки. Завершается широкое деловое обсуждение основных предсъездовских документов всеми коммунистами, всеми трудящимися СССР. Это проект новой редакции Программы КПСС, проект Устава КПСС с предлагаемыми изменениями и проект Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года.

Итоги обсуждения этих документов будут учтены при окончательном рассмотрении и утверждении всех трех проектов на XXVII съезде КПСС. Тем самым активное участие советских людей — коммунистов и беспартийных — в общепартийном, общенародном обсуждении прежде всего проекта новой редакции Программы КПСС позволит полнее учесть волю, интересы и потребности всего советского народа.

Проект новой редакции Программы КПСС — это главный теоретический и политический документ нашей партии. Его отличительную особенность составляет преемственность основополагающих теоретических и политических установок, на которые партия опирается в своей работе. Вместе с тем последовательность и преемственность предполагают творческое развитие теории, стратегии и тактики партии, новаторский поиск на ключевых направлениях ее деятельности, учет тех изменений, которые произошли за четверть века после принятия третьей Программы КПСС.

В проекте новой редакции Программы КПСС, основанном на прочном фундаменте марксизма-ленинизма, содержится четкая, развернутая характеристика стратегических направлений работы партии, Советского государства, всего народа.

Конечная цель КПСС — построение коммунизма в нашей стране. Социализм и коммунизм являются двумя последовательными фазами единой коммунистической формации. Между ними нет резкой грани: развитие социализма, все более полное раскрытие его возможностей и преимуществ, укрепление присущих ему общекоммунистических начал и означают действительное движение общества к коммунизму.

В проекте новой редакции Программы КПСС формулируются основные задачи партии по совершенствованию социализма и постепенному переходу к коммунизму. КПСС считает, что в современных условиях всесторонний прогресс советского общества, его поступательное движение к коммунизму могут и должны быть обеспечены на путях ускорения социально-экономического развития страны. Это стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества — материально-технической базы, общественных отношений, содержания и характера труда, материальных и духовных условий жизни людей, всей системы политических, общественных и идеологических институтов.

Концепция ускорения социально-экономического развития страны составляет суть современного курса КПСС. С ней партия сегодня выступает перед народом, с ней она пришла к очередному XXVII съезду.

В экономической стратегии партии

 

6

 

центральное место занимает ускорение научно-технического прогресса, которое является главным рычагом повышения эффективности производства. Большое значение придается также структурной перестройке общественного производства и совершенствованию социалистических производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования.

В области социальной политики партии ведущими направлениями являются повышение благосостояния, улучшение условий труда и жизни советских людей, преодоление классовых различий, формирование социально однородного общества, дальнейший расцвет и сближение социалистических наций и народностей. Большие и новые задачи поставлены также в плане развития политической системы советского общества, в области идейно-воспитательной работы, образования, науки и культуры.

Со всеми этими коренными, стратегическими задачами партии внутри страны неразрывно связана международная политика КПСС, вытекающая из гуманной природы социалистического общества. В проекте новой редакции Программы КПСС определены главные цели и направления международной политики партии: сотрудничество с социалистическими странами, укрепление отношений с освободившимися странами, мирное соревнование с капиталистическими странами, борьба за прочный мир и разоружение, роль КПСС в мировом рабочем и коммунистическом движении.

В решении этих программных задач всевозрастающую роль играет наука, прежде всего в развитии производительных сил и совершенствовании общественных отношений, создании принципиально новых видов техники и технологий, в повышении производительности труда, освоении недр земли, океана, космоса, охране и облагораживании окружающей среды.

В проекте новой редакции Программы КПСС подчеркивается, что политика партии в области науки нацелена на создание благоприятных условий для динамического прогресса всех отраслей знания, на концентрацию кадров, материальных и финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях, призванных ускорять достижение намечаемых экономических и социальных целей, духовное развитие общества, обеспечивать надежную обороноспособность страны.

При этом отмечено, что принципиальной, выверенной основой естественнонаучного и социального познания является диалектико-материалистическая методология; ее нужно и дальше творчески развивать, умело применять в исследовательской работе.

Психологическая наука в СССР имеет богатый и длительный опыт применения и творческого развития диалектико-материалистической методологии, накопленный в ходе перестройки своих основ на базе марксистско-ленинской философии. Сейчас — в свете новых задач и повышенных требований ко всем наукам — этот опыт необходимо умножать и использовать намного шире.

Новые большие задачи и проблемы, поставленные в предсъездовских документах, требуют коренного совершенствования всей психологической науки в нашей стране. Решающее значение в этом отношении имеет одно из важнейших положений проекта новой редакции Программы КПСС: «Успешное решение намеченных задач партия связывает с повышением роли человеческого фактора». Активизация человеческого фактора означает усиление роли, в частности и даже прежде всего, психологического фактора, психологической перестройки людей, реализации важнейших личностных факторов, их творческого, духовного потенциала в решении новых задач развития нашего общества. Резко возрастают требования к дальнейшему развитию психологии личности и коллектива. За последние 2—3 десятилетия советские психологи уже многое сделали в разработке этой актуальной проблематики. Однако предстоит сделать несравнимо больше.

Все более важную роль в активизации человеческого, и в частности психологического, фактора призваны

 

7

 

играть психологические исследования потребностно-мотивационной сферы человека — его влечений, эмоций, потребностей, мотивов, интересов и т. д. Эти исследования у нас развернуты все еще совершенно недостаточно.

В наших исследованиях необходимо раскрыть полную психологическую структуру человеческого фактора, сформулировать психологические закономерности развития и формирования субъективного духовного мира советского человека, определить психологические условия, внешние и внутренние стимулы творческой активности советских людей.

По мере совершенствования социализма и постепенного перехода к коммунизму все большее значение приобретает человеческий фактор, составляющий основную производительную силу общества, обеспечивающую создание всех материальных благ, ускорение научно-технического прогресса, совершенствование социалистических типов отношений между людьми.

Психология вместе с другими науками о человеке на основе системы накопленных в науке знаний в первую очередь должна найти методические и организационные средства их использования для решения многих неотложных задач: повышения производительности труда, улучшения психологического климата в коллективе, охраны психического здоровья, психологического обеспечения реформы школы и совершенствования системы народного образования, формирования высокого творческого потенциала каждой личности, реализации творческих возможностей специалистов в науке, технике, культуре развитого социалистического общества.

Поставленные в проекте новой редакции Программы КПСС задачи ускоренного развития нашего общества требуют от психологов поиска и решения новых исследовательских задач — психологических вопросов формирования сознательности и ответственности каждого человека, психологических основ формирования и всестороннего развития личности. Для решения этой важнейшей проблемы необходимо преодолеть тенденции исследования абстрактного человека и абстрактной личности, найти пути изучения и формирования конкретного человека — нашего современника. Фундаментальные психологические законы должны быть конкретизированы и отнесены к современному этапу развития нашего общества. Использование фундаментальных психологических законов должно быть реализовано в таких сферах: обучение, воспитание, производство, наука. Психология на основе накопленного опыта должна стать наукой конкретной, понятной и используемой во всех областях жизни. Успешное использование психологических знаний для решения поставленных задач возможно уже на основе известных в науке данных. Необходимо найти организационные формы эффективного их использования в различных областях практики, совершенствовать сложившиеся формы психологических служб.

 

Решение многих психологических проблем воспитания непосредственно связано с исследованием того звена социального поведения личности, которое выражается в поступках человека, его отношении к труду, к другим людям и коллективу, к социальным событиям, ко всем задачам, поставленным в проекте новой редакции Программы КПСС. Психологическая проблема состоит в том, чтобы раскрыть психологический механизм «согласования» личных целей человека с общими перспективными целями развития нашего общества. В исследовании проблем целеполагания и целеобразования, в разработке проблем формирования жизненных планов личности психология приблизилась к решению поставленной глобальной задачи такого воспитания человека, при котором достигается совпадение общественных целей и задач с личностными целями, когда сами общественные цели становятся личностными. В этом заключается важный резерв активизации человеческого фактора, достижения общественных целей как личностно значимых, обеспечивающих заинтересованное отношение и активное

 

8

 

участие каждого в творческом решении поставленных новых задач.

Проблемы личности и коллектива, потребностей и творческих способностей человека являются, как известно, комплексными и потому разрабатываются совместными усилиями философов, социологов, психологов, физиологов, педагогов и представителями других наук. В решение этих проблем психология призвана вносить свой специфический и, значит, незаменимый вклад. Это относится, в частности, и к изучению управления народным хозяйством. В проекте новой редакции Программы КПСС сказано, что совершенствование управления призвано обеспечить оптимальное сочетание личных интересов, интересов трудовых коллективов, различных социальных групп с общегосударственными, общенародными интересами и таким образом использовать их как движущую силу интенсивного роста экономики. Эта весьма актуальная социально-экономическая проблема, конечно, не должна психологизироваться, но вместе с тем ясно, что одним из ее аспектов является психологический. Сейчас у нас начинает разрабатываться экономическая психология, которая ставит новые важные проблемы.

Активное участие психологической науки в дальнейшем наращивании и эффективном использовании научно- технического потенциала страны предъявляет повышенные требования ко всем отраслям нашей разветвленной науки — психофизиологии, общей, инженерной, педагогической, возрастной, социальной, медицинской психологии.

Особенно большие задачи встают теперь перед психологической наукой в области воспитания и народного образования. Необходимо отметить, что психология воспитания в отличие от психологии обучения разработана у нас еще совершенно недостаточно. В проекте новой редакции Программы КПСС подчеркивается, что главным в идеологической работе партия считает воспитание трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, советского патриотизма и пролетарского социалистического интернационализма, коммунистического, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, все более полное приобщение их к сокровищам духовной культуры, искоренение нравов, противоречащих социалистическому образу жизни. Этим определяются основные направления идейно-воспитательной работы: формирование научного мировоззрения, трудовое воспитание, утверждение коммунистической морали, патриотическое и интернациональное воспитание, атеистическое воспитание, борьба с проявлениями чуждой идеологии и морали, со всеми негативными явлениями в деятельности и поведении.

Большое место в проекте новой редакции Программы КПСС отводится проблемам и задачам в области народного образования. В проекте отмечается, что КПСС будет продолжать совершенствовать систему народного образования с учетом потребностей ускорения социально-экономического развития, перспектив коммунистического строительства, требований, выдвигаемых прогрессом науки и техники. Далее подчеркнуто, что осуществляемая в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы основывается на творческом развитии ленинских принципов единой трудовой политехнической школы и направлена на то, чтобы еще выше поднять уровень образования и воспитания молодежи; улучшить ее подготовку к самостоятельной трудовой жизни, осуществить постепенный переход ко всеобщему профессиональному образованию. В перспективе намечено слияние профессиональной и общеобразовательной школы.

Наша психологическая наука активно включилась в разработку фундаментальных и прикладных проблем, связанных с проведением реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Уже получены первые существенные результаты в комплексных исследованиях, выполненных физиологами, психологами и педагогами по обучению и воспитанию детей шестилетнего возраста; нормализации

 

9

 

учебной нагрузки в школе; психологическим проблемам обучения и воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях; психолого-педагогическим проблемам трудового, профессионального и физического воспитания школьников и учащихся ПТУ; проблемам создания и использования учебников; проблемам эффективной учебной и воспитательной деятельности учителя и учительских коллективов на основе выявления и формирования педагогических способностей и более совершенной психологической подготовки.

Вместе с тем теперь необходимо еще более целенаправленно и результативно проводить эту работу. В процессе осуществления реформы школы психологи включились в разработку комплексных проблем, научились работать совместно с педагогами, физиологами, врачами, учителями, включились в совершенствование работы сельских малокомплектных школ, в разработку проблем профессиональной ориентации школьников и молодежи. Одна из ближайших задач состоит в еще более активном участии психологов в разработке комплексных целевых программ, включающих психологические основы повышения эффективности урока, семейного воспитания, сознательного отношения к своему здоровью, сознательного выбора профессии. Успешное участие в таких комплексных исследованиях требует «психологической перестройки» психологов, умения соотносить получаемые данные с данными других наук для решения единых задач совершенствования обучения и воспитания. Необходимо использовать систему психологических знаний с целью психологической помощи учащимся, семье, школе, государственным организациям в оптимальном решении этих важнейших проблем, научиться говорить и писать понятным языком, доступным учителю и работнику народного образования.

Психологическая наука включилась в решение новой неотложной задачи — компьютеризации обучения. Получены первые результаты исследований. Для обобщения всех полученных данных в текущем году журнал проведет «круглый стол» по этим проблемам. Задача состоит и в том, чтобы психология обеспечивала основу для новых решений в этом деле, а не только обслуживала предлагаемые методические разработки.

Постановка и решение этих новых неотложных задач требует выполнения интенсивных исследований, ускоренной переподготовки психологических кадров, способных компетентно решать вопросы создания более эффективных методов обучения и воспитания, формирования возможностей творческого мышления при использовании вычислительной техники, индивидуализации обучения, оптимального сочетания различных форм обучения, выявления и использования психологических факторов для развития мышления учащихся.

Предстоит дальнейшее совершенствование психологических исследований и использования психологических знаний в техникумах и высшей школе, разработка проблем подготовки инженерно-технических кадров. Успехи, достигнутые в области эргономики, инженерной психологии, психологии труда, психологии управления, необходимо перевести на язык педагогики и психологии высшей школы, обеспечить возможности создания и эффективного использования новой техники и технологий на основе учета человеческого фактора.

В разработке всех этих актуальных проблем, поставленных предсъездовскими документами, психология, как и все другие науки в нашей стране, руководствуется общими установками, сформулированными в проекте новой редакции Программы КПСС: «Советская наука призвана занимать ведущие позиции по основным направлениям научно-технического прогресса, находить эффективные и своевременные решения перспективных и текущих производственных и социально-экономических проблем. Важно обеспечивать опережающее развитие поисковых, фундаментальных исследований, добиваться быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве

 

10

 

и других областях человеческой деятельности» (Правда, 1985 г., 26 окт.).

Необходимо добиться опережающего развития психологической теории, определения наиболее перспективных поисковых исследований, как продолжающих дальнейшее развитие основных теоретических школ советской психологии, так и формулирующих новые теоретические концепции, ориентированные на постановку и решение фундаментальных проблем психологической науки. Это относится, прежде всего, к дальнейшему развитию общей психологии, питающей все отрасли и прикладные области психологической науки. Необходимо соотнести все основные уровни психологических исследований — социально-психологический, собственно психологический, психофизиологический — и создать единую систему психологических знаний о человеке в каждом из основных разделов общей психологии: психологии познавательных процессов, психологических детерминант активности человека, психологических характеристик всех наиболее устойчивых личностных образований — творческих способностей и характера, принципов поведения и устойчивых коммунистических убеждений.

Общей психологии предстоит теоретически осмыслить и ассимилировать все то, что накоплено в основных отраслях и прикладных областях психологии, каждая из которых выделила многие жизненные проблемы и нашла пути их решения своими специфическими средствами, однако разработанные теоретические подходы, методы, полученная система фактов и достигнутые обобщения все еще не вошли в общую психологию. Общая психология перестала быть только психологией взрослого человека, она охватывает все периоды жизни. Выявленные ранее закономерности получают все большую определенность и конкретность на основе их соотнесения с социально-историческими и онтогенетическими факторами развития и формирования психики человека и его сознания. Дальнейшая разработка общепсихологических проблем на базе марксистской методологии будет способствовать, в свою очередь, преодолению позитивистских и прагматических подходов в психологической науке, предупреждению эмпирических решений, обеспечит возможности укрепления позиций марксистской психологии в мировой науке.

 

*

 

Советские психологи, как и все советские люди, приняли активное участие в обсуждении предсъездовских документов. В научных институтах и вузах, в лабораториях и студенческих группах глубоко изучались проекты новой редакции Программы КПСС и Основных направлений экономического и социального развития СССР.

В докладе на октябрьском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, одобрившем проекты новой редакции Программы КПСС, Устава КПСС с предлагаемыми изменениями и Основных направлений экономического и социального развития СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев подчеркнул: «Центром всей работы по изучению и разъяснению предсъездовских документов должен стать трудовой коллектив, его первичные звенья — участок и бригада, ферма и лаборатория. Здесь следует развернуть предметный разговор о наших делах, о приведении в действие огромных резервов, экономном использовании ресурсов, устранении имеющихся недостатков, о распространении передового опыта. Важно добиваться, чтобы каждый советский человек хорошо понимал программные цели и задачи партии, смысл ее внутренней и внешней политики, умел связывать с ними свою повседневную работу» (Коммунист, 1985, № 15, с. 10). Глубокое понимание такой связи программных документов партии с нашей повседневной научно-исследовательской и прикладной работой в психологии становится важным итогом всех наших обсуждений предсъездовских материалов, обеспечивает дальнейшее интенсивное развитие психологической науки и использование ее данных для ускорения социально-экономического развития нашего общества.