Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ВОСПИТАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ

 

Б.А. ДУШКОВ, Т.А. ГРИШИНА, Д.И. КУПОВ

Москва

 

Батышев С.Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. — М.: Машиностроение, 1984. — 672 с., ил.

 

Советский народ приступил сейчас к практическому осуществлению реформы общеобразовательной и профессиональной школы, которая проводится в соответствии с программными установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, конкретизированными в Постановлении Пленума ЦК КПСС 10 апреля и Верховного Совета СССР 12 апреля 1984 г. Выдвинутые этим постановлением проблемы реформы школы в настоящий момент должны включать в себя и круг тех наиболее актуальных задач по профессиональной подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства, которые были сформулированы на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. Большой вклад в решение задач, выдвинутых реформой школы, вносят педагогические и психологические науки. Существенную роль при этом должна сыграть производственная педагогика, нацеленная на изучение закономерностей воспитания и образования высококвалифицированных, всесторонне развитых рабочих, обладающих широким кругозором и глубокими техническими знаниями.

В связи с этим большое значение приобретает рецензируемая книга, в которой подробно рассмотрены содержание, виды, формы и методы подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве. Раскрыты принципы и методы курсового, группового и индивидуального обучения, формы повышения квалификации рабочих: обучение на производственно-технических курсах по ступенчатой системе обучения и другие важные вопросы подготовки и воспитания высококвалифицированных рабочих кадров.

Актуальность переиздания книги С.Я. Батышева очевидна. Она написана в соответствии с новым Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, утвержденным Госкомтрудом СССР, Госпрофобром СССР и ВЦСПС и требованиями к разработке учебных программ по подготовке и повышению квалификации рабочих на производстве, утвержденных Госпрофобром СССР.

Данная книга предназначена для работников, которые осуществляют профессиональное обучение на производстве. Наиболее интересна она, на наш взгляд, прежде всего в методическом отношении. Помимо теоретического материала она содержит большое количество конкретных примеров производственного обучения. Эти примеры встречаются почти в каждом разделе книги, при этом они охватывают различные уровни и этапы обучения.

Книга состоит из тридцати глав. В первых трех главах показано значение производственной педагогики в народном хозяйстве, раскрыты методологические принципы и методы подготовки и повышения квалификации рабочих, проанализирован воспитывающий характер обучения, даны методы упражнений в выполнении трудовых приемов, операций и комплексных работ, рассмотрены формы воспитательной работы наставников и их роль в воспитании и обучении молодежи. Четвертая глава посвящена деятельности инструктора производственного обучения.

Большого внимания заслуживают главы V и VI, в которых раскрываются принципы научной организации труда и содержание работы инструктора, а также вопросы теории производственного обучения. Особо подчеркивается важность разработки принципов учебных программ.

В следующих трех главах представлена разработанная автором методика ступенчатой системы подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, позволяющая наиболее эффективно готовить кадры рабочих на производстве в системе не только очной, но и заочной подготовки.

X, XI и XII главах рассмотрены такие

 

157

 

важные вопросы, как переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям, организация подготовки и повышения квалификации рабочих по ступенчатой системе обучения.

Последняя глава посвящена текущему и перспективному планированию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве; приводятся конкретные планы и методика их осуществления.

В учебнике обобщены данные педагогических исследований по широкой проблематике трудовой деятельности. Эти данные важны для развития психологических исследований на производстве и представляют несомненный интерес для различных отраслей психологической науки. Материалы учебника могут быть использованы психологами для освещения проблемы совершенствования подготовки молодежи к трудовой деятельности. Психологически обоснованы положения о формировании потребности к труду, мотивах и целях трудовой деятельности и др. Знание этих вопросов необходимо педагогам для целенаправленного укрепления и развития разнообразных интересов и склонностей личности, образующих психологическую основу сознательного выбора профессии.

Хотелось бы высказать некоторые пожелания. Так, в книге главное внимание уделяется вопросам профессионального производственного обучения молодежи, а проблемам воспитания отведена только одна глава (III). По нашему мнению, здесь стоило бы дать анализ воспитания молодых рабочих в производственном коллективе, познакомить читателя с психолого-педагогическими и социально-психологическими аспектами трудового коллектива, показать роль партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в сплочении и воспитании коллектива. В этой главе желательно было бы проанализировать вопросы организации социалистического соревнования, показать, как осуществляется воспитание у молодежи коммунистического отношения к труду и т.п. Требует освещения и такой важный вопрос, как экономическое образование молодых рабочих. Производственная педагогика прямо направлена на решение практических проблем, поэтому материалы, изложенные в рецензируемой книге, целесообразно использовать при дальнейшем совершенствовании учебных планов кафедр тех вузов страны, в которых готовят специалистов для народного хозяйства. Это существенно повысит методическую оснащенность выпускников и позволит им активнее включиться в решение практических задач по воспитанию высококвалифицированных рабочих кадров. Учебник окажет большую помощь аспирантам при подготовке к сдаче соответствующих кандидатских экзаменов. Было бы весьма полезно знакомить учащихся общеобразовательных и профессионально-технических школ с основами производственной педагогики в системе их подготовки как в школах и в профессионально-технических училищах, так и на производстве во время их практики. Все это позволит выработать у учащихся глубокие и прочные знания, современное экономическое мышление, высокое профессиональное мастерство, творческое отношение к труду.

Таким образом, автором книги сделан важный шаг в разработке научных основ системы послешкольной профессиональной подготовки новых рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве.