Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Brozek J. (ed.). Explorations in the history of psychology in the United States. — Lewisburg: Bucknell University Press, 1984.

 

Рецензируемый сборник посвящен изучению ряда малоизученных страниц психологии в США начиная с первой половины XVIII в. Во всех шести работах сборника открыты новые имена американских психологов и философов, в определенной мере повлиявших на становление научного психологического мышления.

Р.В. Иванс в статье «Истоки американской академической психологии» раскрывает пути формирования общей психологии начиная с XVII в. Он убедительно показывает влияние шотландской философии на преподавание психологии в США,

 

155

 

на понимание ее как части так называемой «умственной философии». Анализируя научные и педагогические условия возникновения и развития академической психологии, автор обстоятельно представляет философские и психологические взгляды С. Джонсона, Т. Апгейма, Л. Хикока и других.

Среди первых академических психологов, способствовавших развитию психологии как учебного предмета, важное место занимает, как показывает статья Дж. Г. Блайта, Дж. Эдуард (1703—1758). По мнению автора данной статьи, он был самым влиятельным психологом в США до У. Джемса. С идеалистических позиций Дж. Эдуард развивал, положения о сущности человека, его умственных и эмоциональных способностях. Он охарактеризовал человека как рационально-эмоциональное существо, действующее на основе «божественного принципа». Такое понимание психологии человека соответствует религиозной философии американского общества, в котором жил и творил Дж. Эдуард.

В группе новых имен американских психологов представлено и имя Д.Дж. Хилла (1850—1932), автора книги «Элементы психологии» (1888), написанной в духе дуализма. Философ и психолог Д.Дж. Хилл был студентом, преподавателем и президентом Левисбургского университета, а также дипломатом. В своей богатой новыми материалами статье Дж. Брожек определяет место Д.Дж. Хилла между старой и новой психологиями.

В статье В.Р. Вудворда характеризуются детерминистические взгляды У. Джемса на проблему воли, научные и исторические условия их формирования под влиянием идей У.В. Карпентера об идейно-моторном действии, а также «рациональной психологии» Ш. Ренувиэ (1870). Обходя противоречия в концепции У. Джемса о волевом акте, в частности его внеисторический подход к волевой деятельности в целом, В.Р. Вудворд пытается доказать, часто не очень убедительно, влияние психологии воли У. Джемса на физиологическую психологию Г.Т. Ларда, на представления Дж.М. Болдуина о когнитивном развитии, Дж. Дьюи — о внимании, Дж.Ф. Энджела — о желании, Э.Л. Торндайка — об учении, Р.С. Вудуарда — о мотивации, В.В. Кеннона — об эмоциях и т.д.

Дж.А. Поплстон и М.У. Макферсон впервые на основе новых лабораторных и архивных документации описывают и оценивают условия создания и деятельности, первых психологических лабораторий в клиниках США и их роль в развитии научной (в том числе академической) психологии. Первые психологические лаборатории были основаны в 1895 г. в Институте патологии в Нью-Йорке и в 1896 г. в клинике для умственно отсталых в Фейрбольте (Миннесота). Авторы данной статьи подробно излагают лабораторную деятельность таких ученых, как Б. Сидис (суггестия), У. Крон (хроместезия, осязание), С. Франц (зрительные послеобразы), Ф. Уэллс (восприятие лингвистических звуков, арифметические ассоциации). Дается оценка как результатов соответствующих лабораторных экспериментов, так и применявшихся методик.

Сборник завершает статья М.М. Сокэла «Дж. Кеттелл и американская психология 20-х гг.».

К сожалению, в сборнике не представлены исходные философские проблемы и трудности, связанные с развитием донаучной и научной психологии в США. Однако в целом можно сказать, что рецензируемый сборник является ценным вкладом в изучение новых, ранее не освещавшихся аспектов американской психологии.

 

О.М. Тутунджян

Ереван