Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

152

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Кокошкарова А. Психологично изследоване на личността в клиничната практика.— София: Медицина и физкултура, 1984. — 196 с.

 

Исследования личности и обнаружение ее изменений составляют основу психологической диагностики в клинической практике. Рецензируемая книга является практическим руководством в этой области. Она составлена из глав с описанием тех или иных психологических методов и методик, в которых приводятся и сведения о получаемых с помощью этих методов результатах. В книге нет специальных разделов, характеризующих определенные клинико-психологические синдромы при основных заболеваниях.

В самом начале автор приводит свою рабочую систематику используемых ею методов исследования личности. Соответственно основные разделы книги посвящены описанию личностных опросников, проективных методов и социально-психологических и групповых методов.

По мнению автора, эти группы психологических методов отражают различные этапы развития и возможностей клинической психологии. Так, метод опросников, как пишет А. Кокошкарова, был присущ начальному этапу этого развития, когда клиническая психология довольствовалась ролью «технического ассистента» психиатрии. Опросник «диагностировал» состояние больного и некоторые особенности его личности в категориях психиатрической нозологии и синдромологии и клинической типологии личности. На этапе применения проективных методов стало возможным изучение конфликтных переживаний и ситуаций, имеющих патогенное значение. Таким образом, проективные методы рассматриваются как средство индивидуальной диагностики, направленной не столько на установление формы дезадаптивного поведения и переживаний, сколько на изучение их содержания, на выявление присущих конкретному индивиду механизмов психологической защиты и реакций на конфликтную ситуацию. Социально-психологические и групповые методы, характерные для третьего этапа психологического исследования личности, имеют целью установление степени интегративности социального статуса личности, возможности личности к социальной адаптации, определение характера и глубины личностного дефекта и компенсаторных резервов.

 

153

 

Здесь следует отметить (в этом мы видим недостаток рецензируемой книги) отсутствие упоминания автором исключительно распространенных в советской патопсихологии методов исследования личности в процессе деятельности, типичным примером которых является метод исследования уровня притязаний. Очевидно, эта группа методов мало используется в болгарской клинической психологии, хотя, по нашим наблюдениям, именно она предоставляет психологу наиболее объективные критерии для диагностики особенностей личности. Можно думать, что наиболее полной и разносторонней является суммарная характеристика личности обследуемого, слагающаяся из сопоставления данных, полученных с помощью относимых к различным группам психологических методов. При этом особую роль играют данные объективных психологических характеристик.

При описании опросников основное внимание уделено таким, как анкета жалоб Хека и Хесс (BFB), опросник Айзенка, MMPI в его полном и сокращенном вариантах, депрессивные шкалы Бека, Гамильтона, Пишо, Т. Ташева, шкалы тревоги Тейлор, Гамильтона и др. Четко характеризуются различия между сходными методиками, указаны их основные модификации, в первую очередь разработанные в Болгарии. Автор дает методические рекомендации по использованию личностных опросников в клинической практике, особенно для выявления неврозов и неврозоподобных состояний.

В разделе, посвященном изложению проективных методов, автор описывает метод Роршаха, ТАТ, основные рисуночные тесты, сценотест Стаабс. Автор критически оценивает психоаналитическую концепцию проекции и пишет о необходимости рационально и экспериментально обоснованной проверки ряда спорных положений и критериев интерпретации получаемых в «проективной» психологии данных, о необходимости очищения проективных методов от иррационального и спекулятивного психоаналитического наследства. К сожалению, здесь автор не указывает на известные достижения по разработке материалистических взглядов на проекцию в советской патопсихологии (Б.В. Зейгарник, 1973, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, 1976, 1978, Е.Т. Соколова, 1980).

Автор приводит подробную классификацию проективных методов исследования личности по Делею и Пишо, четко определяет основные «прицельные точки» их применения, указывает на соотношения между проективными и другими методами исследования. Особое внимание уделяется методу Роршаха, характеризуются основные роршаховские синдромы — при шизофрении, аффективные, органические, при неврозах. Из рисуночных наиболее подробно описывается тест Вартегга, автор показывает его теоретические недостатки, проявляющиеся в попытке объединения психоанализа, бихевиоризма и учения И.П. Павлова.

В разделе, посвященном социально-психологическим и групповым методам, описываются метод полярных профилей (главным образом такой его вариант, как гиссенский тест Бекмана и Рихтера), вариант метода Роршаха, предназначенный для группового исследования, Q-сорт.

Как правило, описания всех психологических методов (методик) в книге даны достаточно основательно и обязательно с критической оценкой, учитывающей как возможности того или иного метода, так и его слабые стороны. Автор стремится к максимально полному описанию техники применения этих методов. Следует отметить и четкую характеристику получаемых при исследовании этими методами феноменов, их постоянное соотнесение с клинической практикой.

К сожалению, в книге недостаточно широко представлен раздел теории личности, требует большей полноты и освещение вопросов методологии экспериментально-психологического исследования личности, а также опыта советских патопсихологов в этой области.

В целом информативность рецензируемой книги делает понятным ее практическое значение для врачей и специалистов, работающих в области прикладной психологии и заинтересованных в расширении своего диапазона психологических методик, используемых в практической деятельности.

В.М. Блейхер

Киев