Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

80

 

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ «КРУГЛОГО СТОЛА» ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

 

Основные направления реформы школы, вопросы трудового обучения и воспитания, проблемы сознательного выбора профессии глубоко затрагивают читателей журнала, о чем свидетельствует обилие заинтересованных и содержательных откликов от учителей, методистов, научных и практических работников, ставших очными и заочными участниками «круглого стола».

Редакция не имеет возможности полностью поместить поступившие материалы, в связи с чем дополнительно к авторским публикациям вниманию читателей предлагается обзор, отражающий мнения, предложения, конкретный опыт по всем вопросам, вынесенным на обсуждение.

По поручению редакции обзор подготовлен В.И. Степанским.

 

Б.С. Гершунский (НИИ общей педагогики АПН СССР) отметил, что учебно-воспитательная работа в школе приобретает новое качество, связанное с ориентацией учащихся на овладение той или иной профессией, но вместе с тем стратегическая задача обучения и воспитания школьников — формирование всесторонне развитой личности — остается неизменной. Психолого-педагогическое решение данной проблемы заключается в том, что на этапе профессионального обучения наиболее полно раскрывается диалектическое единство и взаимообусловленность общего, политехнического и профессионального образования. Широкая общеобразовательная и политехническая подготовка необходима для осознанного выбора и овладения профессией, а овладение профессией, в свою очередь, конкретизирует задачи общего и политехнического образования, придает им необходимую целевую направленность и реальное практическое значение.

Трудовая биография человека в большинстве случаев начинается в

 

81

 

семье. Вместе с тем, по данным Е.П. Верещака (НИИ психологии УССР), только в 11 % обследованных семей дети выполняют бытовой труд сознательно, т. е. без напоминаний и стимулирования со стороны родителей, а в 19 % семей дети не загружены бытовыми обязанностями. Исследуя проблему приобщения детей к труду в семье, Г.М. Понарядова (Сыктывкарский пединститут) подчеркивает важность создания положительного эмоционального фона, необходимость постепенного сокращения инструкций, указаний, мелочной опеки. Эффективным педагогическим приемом выступает совместный труд старших и младших детей, взаимопомощь в овладении трудовыми умениями.

Семейное воспитание играет большую роль не только в обучении первичным навыкам труда, но и в формировании личностного отношения к труду, готовности и желания приобрести ту или иную профессию. Так, по данным Г.М. Мкртчян и А.Е. Чириковой (Институт экономических проблем), рабочие профессии слесаря и станочника очень высоко оцениваются детьми из семей высококвалифицированных рабочих. Эти оценки превышают по сложности и содержательности оценки таких профессий, как врач, журналист, учитель. Однако те же самые профессии меняются местами в представлениях детей, родители которых имеют высшее образование. Повышение престижа рабочих профессий А.А. Вайсбург (НИИ профтехпедагогики АПН СССР) предлагает осуществлять путем формирования у школьников правильных социально-ценностных ориентации в труде за счет повышения эффективности взаимодействия школ, ПТУ и предприятий.

Повышение роли семьи в профессиональном самоопределении школьников заостряет вопрос о развертывании профориентационной работы не только с детьми, но и с родителями. Как отмечает В.В. Нагаев (Сыктывкарский университет), при выборе профессии большое значение имеют знания учащихся и родителей о различных специальностях, об условиях работы, перспективах роста и т. д. Вместе с тем, по данным Р.А. Пономаревой (НИИ психологии УССР), именно эти представления оказываются у выпускников школ весьма расплывчатыми. Нередко родители активно интересуются способностями своих детей, их интересами и склонностями в плане профпригодности и профконсультации. В этой связи представляет интерес методика ранней профдиагностики, предлагаемая И.А. Бондаренко и Е.Ю. Компаном (Ростовский пединститут). В ходе обследования по этой методике сопоставляются возможности функциональных систем личности и требования профессии, благодаря чему можно выявить перспективы овладения индивидом данной профессией.

Н.В. Генина (Куйбышевский пединститут) делится опытом ведения «карт-характеристик» на каждого школьника, отражающих результаты психолого-педагогического изучения учащихся в период обучения в VIIIX классах. Эта карта содержит и индивидуальные профориентирующие рекомендации, а если профессиональные намерения школьника и его возможности не совпадают, то с помощью накопленной информации разрабатывается план самовоспитания необходимых качеств. Целесообразность составления в школе «психофизиологических портретов» учащихся подчеркивается также В.Ф. Коноваловым (Институт биофизики АН СССР).

Проблема самовоспитания широко ставится Т.А. Зарецкой и М.Л. Кондюриной (Центр профориентации молодежи Ленинградского района Москвы). Консультация по вопросам профессионального самоопределения, считают они, не одноразовый акт, а система работы в помощь обратившемуся при построении и реализации его профессионального плана.

Наряду с диагностикой многие авторы уделяют внимание задаче формирования профессионально важных качеств личности, имея в виду как общую готовность к труду, так и конкретные мотивы, склонности, интересы. Л.В. Горская (МЭИС) делится опытом использования проблемного обучения в процессе

 

82

 

формирования специалиста-профессионала. Н.Н. Трушина (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) указывает на важность воспитания в школе общественных и гражданских мотивов труда в сочетании с профессиональной направленностью. Специфическая трудность такого воспитания состоит, по ее мнению, в том, что личность развивается, начиная с раннего детства, а целенаправленное формирование готовности к труду становится актуальным, как правило, только в ходе профессионального обучения, когда зачастую воспитание превращается в перевоспитание. Формированию творческого отношения к труду уделяет внимание Л.Н. Ивахненко (НИИ психологии УССР). Как показало специальное исследование, учащиеся относятся к творческому труду как к общественно полезному делу, однако реализации их творческого потенциала нередко мешает неспособность к самостоятельному поиску новых решений, неумение обобщить практический опыт. Отсюда следует, что трудовое обучение в школе должно не только давать учащимся «техническую эрудицию», но и развивать умение трудиться самостоятельно и творчески. Эту точку зрения разделяет А.И. Гебос (Бельцский пединститут), который пишет, что уроки труда не могут сводиться только к рассказу и показу учащимся различных деталей, узлов, механизмов. Активизация познавательной деятельности требует сочетания репродуктивных и проблемно-исследовательских методов обучения. Развитие у школьников творческого технического мышления, пишет А.М. Аверин (Нижнетагильский пединститут), является необходимым элементом трудовой политехнической подготовки школьников. Решение этой задачи он видит на пути широкого использования проблемных заданий, построенных на материале технических дисциплин. Развивая эту мысль, Ю.С. Столяров (главный редактор журнала «Моделист-конструктор») предлагает шире использовать в обучении техническое конструирование, начинающееся с самостоятельного формулирования замысла устройства и заканчивающееся созданием опытного образца и оформлением технической документации. Хорошим подспорьем в этом могут служить, считает В.В. Рыбалка (НИИ психологии УССР), электронные микрокалькуляторы типа «Электроника БЗ—26А», а рабочие места для юных конструкторов можно организовать, как это видно из сообщения Б.А. Невяровского (Зализнычный УПК г. Киева), например, в межшкольном УПК.

Наряду с воспитанием общетрудовой творческой активности важной задачей является и развитие у школьников конкретного интереса к труду по той или иной специальности в сфере материального производства. Для успешного решения этой задачи, отмечает Н.И. Литвинова (НИИ психологии УССР), необходимо создавать целостную систему профориентации в школах и на базовых предприятиях, которая охватывала бы как учащихся, так и родителей. Практическим опытом профориентационной работы со школьниками на предприятии делятся С.Э. Габидулина, Т.Н. Егудина, М.И. Лубяко и О.Р. Цернес (Москва). Цель этой работы состоит в том, чтобы дать учащимся психологические знания, необходимые для самостоятельного выбора профессии; ознакомить их с распространенными на предприятии профессиями и с профессионально важными качествами человека; сформулировать рекомендации для зачисления выпускников восьмых классов на обучение по той или иной специальности в базовом ПТУ. Для учащихся читается факультативный курс «Психологические основы выбора профессии», с ними проводятся индивидуальные консультации. Осуществляется широкое информирование родителей о профессиях, которые можно приобрести в базовых учебных заведениях предприятия (ПТУ, техникум, вуз).

Другой пример организации практической работы со школьниками приводит психолог В.Л. Коротков (Череповецкий металлургический комбинат). В созданной на комбинате профессиональной консультации работают

 

83

 

психолог, врач-профпатолог и педагог. Индивидуальное обследование проводится всеми тремя специалистами, оно направлено на формирование у консультируемых представлений о своих возможностях, склонностях, психофизиологических особенностях, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности; ориентирование школьников в потребностях комбината в рабочих и технических кадрах, структуре и перечне рабочих профессий; включение консультируемого в творческий поиск по выбору и конкретизации профессии.

Общий подход к организации практической профориентации намечают В.А. Рябуха, Ю.Г. Богданов и Ж.В. Серикова (г. Краматорск). Согласно их точке зрения, человеку, выбирающему профессию, должны быть гарантированы не только первичное образование в профессиональной школе, но и возможность продолжать обучение на последующих этапах трудовой жизни. Эту же мысль развивают В.И. Гинецинский, Н.А. Волкова, Т.Г. Нещерет и Д.В. Сочивко (Ленинградский государственный университет). Авторы считают, что система профориентации должна включать не только индивидуальное консультирование учащихся, но и целенаправленную коррекцию профессионального пути непосредственно на предприятии. Информационное обеспечение профориентации базируется на конкретизированном применительно к реальным условиям деятельности достаточно полном описании профессий и соответствующем этому описанию перечне профессионально значимых качеств работника. Последний составляется с учетом пяти иерархических уровней — медико-биологического, психофизиологического, индивидуально-психологического, социально-психологического, социального.

В материалах «круглого стола» неоднократно подчеркивался момент осознанности выбора профессии, необходимость воспитания активной позиции школьника в деле профессионального самоопределения. Эта активность, считает Н.В. Галкина (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), проявляется в способности молодого человека выступить истинным субъектом профессионального выбора: осуществить поиск нужной информации о той или иной профессии, правильно проанализировать свои возможности и соотнести их с профессиональными требованиями. Кроме того, важным моментом профессионального самоопределения выступает способность молодого человека осуществить выбор профессии с учетом общественной потребности в тех или иных специалистах.

Необходимость изучения психологических показателей уровня профессионального самоопределения подчеркивает А.В. Сухарев (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), называя в качестве наиболее важных темперамент и свойства характера. М.В. Зюзько (Челябинский университет) приводит данные о динамике готовности к выбору профессии, которая вначале характеризуется возникновением аморфных представлений о профессиональных ценностях и о себе как будущем специалисте, развивающихся впоследствии в модель конкретных действий, направленных на приобретение профессии. Решающую роль при этом играет адекватность индивидуальных особенностей учащихся требованиям профессий, поэтому нельзя не согласиться с психологом Л.Б. Садовниковой (Кишиневское обувное объединение) в том, что успешность начального этапа самостоятельной профессиональной деятельности в огромной мере зависит от профориентационной работы в школе, ПТУ, на производстве.

Активное, осознанное профессиональное самоопределение нельзя рассматривать в отрыве от потребностно-мотивационной сферы, отмечает И.А. Юров (Магаданский пединститут). Важными источниками профессионально значимых мотивов труда являются, по мнению И.М. Кондакова (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), с одной стороны, продукт, а с другой — процесс производственной деятельности, причем последний

 

84

 

играет большую роль на этапе обучения профессии. Эта точка зрения находит подтверждение в исследовании сотрудника того же института Н.И. Юдашиной, посвященном динамике мотивации трудовой деятельности школьников, включенных в производительный труд на московском заводе «Чайка». Так, у учащихся VIII класса, только овладевающих профессией, удовлетворенность трудом выше, чем у старших школьников, чьи трудовые навыки уже стабилизировались. Учитывая это, автор предлагает для повышения мотивации старшеклассников прогрессивно обогащать содержание и формы труда, расширять самостоятельность, предоставляя учащимся возможности для участия в рационализации рабочих мест, в распределении трудовых заданий, в принятии производственных решений.

Повышение самостоятельности и активности учащихся в труде связано с целенаправленной работой школьных преподавателей труда и мастерив производственного обучения. Определенным образом организуя общественно полезный, производительный труд детей, пишет О.А. Рудей (Нижне-Тагильский пединститут), умело учитывая при этом психофизиологические и половозрастные особенности каждого ребенка, можно целенаправленно управлять развитием мотивационно-потребностной сферы личности, формировать трудовой ученический коллектив. В этой связи особенно отчетливо выступает необходимость не только инженерной, но и педагогической подготовки преподавателей труда и мастеров для школ, ПТУ и техникумов, на что обращает внимание И.И. Лобач (Белорусский политехнический институт). Проблему психолого-педагогической подготовки руководителей первичных сельскохозяйственных коллективов как наставников учащихся ПТУ, проходящих производственную практику, поднимает В.В. Валешный (Днепропетровский сельхозинститут). Преподаватель труда В.Л. Равич (школа № 555, Москва) подчеркивает большое значение личного примера наставника в воспитании интереса к рабочим профессиям, желания овладеть ими. По данным Ю.В. Рысева (ВНИИ профтехобразования), выбор рабочих и обслуживающих профессий в 50 % случаев происходит под влиянием личного общения с высококвалифицированными специалистами.

Важный вопрос научно обоснованного нормирования учебного труда, учета и оценивания его результатов обсуждает П.С. Перепелица (НИИ психологии УССР).

Конкретную программу трудового воспитания и самовоспитания учащихся ПТУ предлагает И.Н. Краснов (СПТУ № 20 г. Запорожья).

Шире использовать ЭВМ для составления эффективных планов производственного обучения учащихся ПТУ призывает В.Н. Забелин (Москва).

Особое место в материалах «круглого стола» занимает тема подготовки студентов педагогических вузов к решению задач трудового обучения и воспитания. А.Э. Штейнмец (Брянский пединститут) придает большое значение курсу психологии, справедливо полагая, что психологические знания являются профессионально необходимыми для преподавателя любой учебной дисциплины. Устойчивость мотивации выбора педагогической профессии анализирует В.М. Соловьев (Ульяновский пединститут). По данным его исследования, число студентов, подтверждающих свое намерение работать по педагогической специальности, заметно уменьшается к выпускному курсу, что заставляет ставить вопрос о необходимости более строгого отбора абитуриентов педвузов. Опытом повышения уровня психолого-педагогической подготовки студентов через организацию и ведение кружков в школе делятся Л.В. Змиевская и В.Н. Овдей (Херсонский пединститут). Положительный эффект такой работы авторы видят в том, что к началу своей первой педагогической практики студенты уже успевают овладеть некоторыми навыками ведения учебно-воспитательного процесса, ознакомиться с формами и методами внеклассной работы

 

85

 

по предмету, научиться общаться с учащимися.

Итак, закончился «круглый стол», однако итоги его подводить ещё рано, впереди огромная практическая, методическая и теоретическая работа. Поэтому мы завершаем обзор словами М.Г. Давлетшина (Ташкентский пединститут), который призывает шире популяризировать и обобщать опыт различных учреждений страны по организации трудового обучения и профориентационной работы среди молодежи, еще выше поднять роль психологов в решении этой важнейшей государственной задачи.