Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ Б.Ф. ЛОМОВА «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ»

 

Л.В. КУЛИКОВ

Ленинград

 

На факультете психологии ЛГУ им. А.А. Жданова 16 апреля 1985 г. состоялось обсуждение монографии Б.Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии» (М.: Наука, 1984. — 444 с.). В нем приняли участие около 200 человек — представители 35 учреждений и организаций.

Во вступительном слове заместитель председателя Ленинградского отделения Общества психологов СССР Г.В. Суходольский сказал, что обсуждаемая монография отличается широтой охвата и глубиной разработки проблем психологической науки. Б.Ф. Ломовым последовательно и четко применены принципы системного подхода к различным проблемам: психическим свойствам, функциям и процессам; психологии как науке в целом, отдельным отраслям психологии; соотношению психологической теории, эксперимента и практики; методологическому инструментарию.

Разработка методологических и теоретических проблем общей и социальной психологии, психологии управления в монографии Б.Ф. Ломова была предметом выступлений Е.С. Кузьмина, В.П. Трусова, А.Л. Свенцицкого, которые отметили программный характер книги для многих областей психологии. Для социальной психологии и связанных с нею дисциплин особое значение имеет общение, выделенное автором наряду с отражением, деятельностью и личностью в качестве особой категории. Сейчас она выступает как «логический центр» психологической проблематики, что представляет собой общую современную тенденцию развития психологии. Автор показывает, что исследование общения открывает новые возможности анализа истоков формирования социальных мотивов, целей, установок и т.д. Вместе с тем было высказано пожелание конкретизировать некоторые положения монографии, довести их до разработки принципов построения методик психологического исследования

Н.X. Мухтаров оценил труд Б.Ф. Ломова как образец применения диалектического материализма и принципа партийности к проблемам психологии Книга послужит орудием в борьбе с буржуазной идеологией и пропагандой.

В.А. Ганзен затронул проблемы психологии личности. Он подчеркнул, что один из трех разделов соответствующей главы монографии Б.Ф. Ломова посвящен направленности личности — главной характеристике, определяющей ее социальную ценность. Многие авторы учебников психологии почему-то забывают об этой характеристике. Желательно, чтобы в новом издании книги было представлено модельное описание личности. При этом особого внимания требует вопрос о соотношении разных описаний личности: возможно ли единственное описание или требуется их система? К сожалению, этот важнейший методологический вопрос в монографии не обсуждается.

Б.Д. Лысков, В.Ф. Рыбалко, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, Ю.В. Воронов остановились на проблеме соотношения биологического и социального, проблеме развития и их освещении в монографии. Последовательная реализация требований и принципов материалистической диалектики при рассмотрении этих проблем, осуществляемая на основе монистического подхода к целостной системе психического,— главное, неоспоримое достоинство книги. Важно положение Б.Ф. Ломова о том, что способности нельзя связывать только с деятельностью — их нужно рассматривать в связи с жизнью личности в целом. Заслуживает внимания постановка вопроса о роли подражания в развитии способностей.

При обсуждении монографии высказывались отдельные дискуссионные положения. В частности, отмечалось, что подход ко многим феноменам, называемым психологическими, должен быть психофизиологическим, в том числе и к способностям человека. К сожалению, в психологии, включая и обсуждаемую книгу, не ставится вопрос о том, каким образом физиологическое (задатки способностей) «перерастает» в психологическое (сами способности). Признание врожденной

 

178

 

обусловленности способностей (а не только задатков) позволило бы выйти из тупика в понимании сущности способностей, содействовало бы научному обоснованию практики отбора в различные виды профессиональной и спортивной деятельности, отметил Е.П. Ильин.

В.П. Морозов, Е.Н. Сурков, А.А. Ершов в своих выступлениях подчеркнули большое общенаучное, междисциплинарное значение книги. Она написана ясным и точным языком, без лишнего употребления специальной терминологии, что делает ее доступной для ученых смежных областей науки. В контексте каждого раздела книги заложены вопросы практической психологии, отметил Н.Н. Обозов. Предложенная Б.Ф. Ломовым схема анализа деятельности плодотворна для изучения конкретных видов деятельности. О значении книги для решения практических задач в юридической психологии, экономической психологии, социологии шла речь в выступлениях В.Л. Васильева, В.А. Бункина, В.В. Максимова.

Г.С. Никифоров показал, что одной из самых сильных сторон концепции, предложенной Б.Ф. Ломовым, является раскрытие смысла тех принципов, которых следует придерживаться психологу, если он не на словах, а на деле хочет подойти к изучению психического как целостной системы.

Л.В. Куликов отметил, что для разрабатываемой Б.Ф. Ломовым теории познавательных процессов характерны точная дифференциация познавательных процессов, иерархичность понятийного аппарата, наличие в нем достаточно конструктивных понятий. Все это позволяет говорить о достаточно высоком уровне обобщения психологического материала. Было высказано пожелание, чтобы в новом издании книги зарубежные теории познавательных процессов, в частности направления когнитивной психологии, были рассмотрены и оценены более детально.

Монография Б.Ф. Ломова с успехом использовалась в учебном процессе на факультете психологии ЛГУ им. А.А. Жданова.

Выступавшие высказывали пожелание о переиздании книги, тираж которой оказался недостаточным, а также отметили целесообразность использования монографии в качестве учебного пособия на факультетах и отделениях психологии университетов и педагогических институтов.