Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ

 

Е.Ю. АРТЕМЬЕВА

 

Москва

 

Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты общения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов 3—4 курса. — Гродно, 1982. — 64 с.

Кондратьева С.В. Учитель — ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

 

Рецензируемые учебное пособие и книга С.В. Кондратьевой посвящены проблемам общения, в решении которых нуждается школа.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических специальностей и отражает содержание спецкурса, читаемого С.В. Кондратьевой в Гродненском и Ярославском университетах и являющегося обобщением исследований автора и ее сотрудников. В пособии обосновывается выбор проблемы формирования личности в общении как основного предмета исследования общения педагогической психологией, раскрываются содержание и структура педагогического общения, рассматривается специфика понимания при таком общении учителем ученика — сущности его психического склада, мотивов, ценностных ориентации.

Общепризнано, что взаимопонимание в учебно-воспитательном процессе является важным условием его эффективности, С.В. Кондратьева рассматривает особый аспект этого тезиса: она связывает с взаимопониманием

 

176

 

механизмы формирования личности. На основе представлений и понятий о другом человеке, формирующихся в процессе общения, обучаемый отбирает наиболее адекватные способы и мотивы общения, которые постепенно обобщаются, генерализуются и превращаются в устойчивые черты личности, связанные с отношением к другим людям. Эти и другие соображения о механизмах формирования личности в общении везде в пособии подкреплены изложением экспериментальных исследований, результатами которых они являются.

Кроме теоретических проблем в пособии обсуждаются методические вопросы. Будущим учителям дается конкретный инструментарий психолого-педагогического анализа общения, формулируются практические рекомендации. Правда, на наш взгляд, предлагаемый инструментарий требует еще некоторой доработки и пригоден не для всех задач, которые приходится решать в области педагогического общения.

Очень интересным, на наш взгляд, является специально проведенное во второй главе обсуждение педагогической деятельности как профессии.

К сожалению, из-за ограниченного объема пособия в нем слабо представлено методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по спецкурсу: отсутствуют задания проблемного характера, вопросы для самоподготовки, тематика рефератов и список литературы к каждой теме.

Брошюра «Учитель — ученик» обращена непосредственно к учителям. Она посвящена тем же основным проблемам, что и пособие, но, естественно, содержит меньше теоретического текста. Написана брошюра ярко, с большим количеством реальных живых примеров.

К сожалению, неточна аннотация к ней. В аннотации утверждается, что в книге характеризуются взаимоотношения учителя и ученика, в то время как в ней обсуждаются не столь общие и в общем виде неоднократно обсужденные вопросы, а конкретная — актуальная и для педагогической психологии новая — проблема межличностного понимания друг друга учителем и учеником.

Обе рецензируемые книги будут полезны не только учителям, но и школьным психологам.