Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАННЕГО АЛКОГОЛИЗМА

 

П.Я. ГАЛЬПЕРИН

Москва

 

Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 144 с.

 

Борьба с пьянством, алкоголизмом и его последствиями, правонарушениями остается серьезной народнохозяйственной проблемой, значимость которой неоднократно подчеркивалась директивными документами партии и правительства. Понятно, что эта борьба должна опираться на прочный фундамент развернутых научных исследований. Однако, несмотря на огромное, не поддающееся обзору количество работ, посвященных изучению различных аспектов возникновения и развития алкогольной болезни, собственно психологические исследования алкоголизма занимали до недавнего времени более чем скромное место и совершенно терялись в обилии медико-биологической и популярно-моралистической литературы. Между тем раскрытие природы пьянства и алкоголизма, разработка по-настоящему действенных путей профилактики требует активного привлечения данных научной психологии, значительного расширения круга общепсихологических, социально-психологических и патопсихологических исследований этого столь опасного по своим социальным последствиям вида аномалии личности Поэтому с таким интересом и вниманием была встречена десять лет назад первая в нашей стране собственно психологическая монография, посвященная алкоголизму у взрослых, выпущенная издательством Московского университета (Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 96 с). Следует приветствовать новую инициативу в этой области факультета психологии и издательства МГУ — выпуск первой не только в отечественной, но, по-видимому, и в мировой науке монографии, посвященной психологии подростково-юношеского алкоголизма.

Рецензируемая книга состоит из шести глав. В первой главе на большом литературном материале (представленная в книге литература охватывает период почти в 100 лет — от конца 80-х гг. прошлого столетия до последних работ нашего времени) прослежена история обычаев и социальных предрассудков, связанных с употреблением алкоголя детьми и подростками, с отношением взрослых к этому употреблению, показаны основные каналы приобщения детей и подростков к алкогольным напиткам. Важное место занимает описание социально-психологических исследований, проведенных авторами настоящей книги в трех различных по величине городах страны — Ленинграде, Архангельске и Инте. Главный вывод из этих исследований и анализа многочисленной отечественной и иностранной литературы — это выраженная во всем мире тенденция к увеличению потребления алкогольных напитков и росту заболеваемости хроническим алкоголизмом среди молодежи в последние десятилетия. Знакомство с полученными данными облегчают таблицы, собранные в приложении к книге.

Вторая глава посвящена феноменологии, историям жизни подростков и юношей, заболевших алкоголизмом. Авторы приводят три подробно изложенных наблюдения, которые дают яркую картину изменений личности при раннем алкоголизме. Надо сказать, что для психолога яркость конкретной феноменологии психических отклонений часто является не облегчающим, а напротив, осложняющим обстоятельством, поскольку задача психолога — проникнуть за феноменологию и попытаться найти общие внутренние механизмы, лежащие за броскими внешними проявлениями. Поэтому особое, можно сказать, центральное значение для всей книги приобретает третья глава, излагающая общепсихологические предпосылки исследования, с помощью которых сделана попытка проникнуть за поверхность феноменологических описаний. Здесь описана концепция личности, которая дала возможность непосредственно подойти к анализу

 

173

 

конкретных фактов аномального развития личности и соотнести как собственно психологические, так и клинические данные. Эта глава представляет самостоятельный общепсихологический интерес, и «разрешающая сила» изложенной в ней концепции личности, по нашему мнению, отнюдь не ограничивается проблемами алкоголизма. Думается, что в дальнейшем она может быть с успехом применена к анализу и многих других видов аномалий развития личности.

Следующая, четвертая, самая большая по объему глава книги носит название «Психолого-клинический анализ возникновения и развития раннего алкоголизма». Термин «психолого-клинический анализ» звучит непривычно, поскольку и в психиатрической, и в патопсихологической литературе распространенным является термин «клинико-психологический анализ». Однако предложенное в книге перемещение акцентов оправдано тем, что, по мнению авторов, психология должна задавать общие схемы анализа психопатологических явлений, между тем как клиницисты чаще всего исходят из чисто феноменологических построений, что, к сожалению, остается свойственным и многим патопсихологическим работам. В этом плане нельзя не отметить известную особенность данной книги: она написана не просто в содружестве психолога (Б.С. Братуся) и клинициста-психиатра (П.И. Сидорова),— самое главное в том, что представители этих двух наук исследуют общий предмет не «рядом», а «вместе», исходя из общих концепций личности, задаваемых психологией. Эта совместность обеспечивает подлинно системный подход, который особенно полно реализуется в четвертой главе. В ней авторы не ограничиваются анализом собственно раннего алкоголизма, а выходят за его пределы, подробно рассматривают предысторию болезни, т.е. начальные возрастные периоды развития ребенка, когда еще нет потребности в алкоголе, но по сути дела уже закладываются определенные социально-психологические предпосылки ее возникновения и дальнейшего перерастания в болезненное влечение.

Важной в практическом отношении является завершающая глава книги, посвященная психологическим аспектам профилактики раннего алкоголизма. Здесь показаны не только типичные психологические ошибки в мероприятиях по антиалкогольной пропаганде, но и обоснован главный путь профилактики — вовлечение подростка в такого рода социально полноценные формы внешкольной деятельности, где бы он мог найти удовлетворение своих основных возрастных потребностей — в тесном личностном общении, высокой самооценке и др. «Следует помнить,— подчеркивается в книге,— что если не создать ребенку адекватные формы реализации его возрастных потребностей, то сами эти потребности не исчезнут, а будут искать иные предметы и формы реализации, не исключая отклоняющихся и асоциальных... Дилемма, стоящая здесь, достаточно остра: либо организованное воспитание с опорой на реальные потребности будет вести за собой развитие личности, либо это развитие пойдет своим стихийным ходом мимо организованного воспитания» (с. 113). Таким образом, авторы в конце книги подводят нас к заключению, что проблема первичной психопрофилактики раннего алкоголизма тесно связана с общими проблемами воспитания личности и профилактики любых видов аномалий развития. Другой важный вывод, вытекающий из содержания книги, состоит в том, что вне постоянной опоры на научную психологию воспитательная и коррекционная работа не могут достигнуть должной эффективности и успешный результат будет оставаться на уровне счастливых находок отдельных педагогов.

Рецензируемая книга не лишена, разумеется, и недочетов. Они возникают прежде всего из-за широты и сложности выбранной темы, невозможности охватить ее в одной, тем более первой в данной области работе. Так, авторы рассматривают клинику и симптоматику алкоголизма у девочек и девушек, но не дают психологического анализа формирования раннего женского алкоголизма, оговариваясь, что это задача их ближайших исследований. Более подробно можно было бы остановиться на разных вариантах личностных изменений, а также раскрыть чрезмерно сжато изложенные принципы организации наркологической помощи подросткам. Приложенные к книге таблицы не всегда полностью используются в тексте и остаются порой без развернутого анализа. Однако все эти претензии относятся главным образом к тому, чего в книге нет, и поэтому не снижают ее общей положительной оценки. В целом рецензируемая книга является ценным вкладом как в патопсихологию, так и в общую и возрастную психологию личности, в построение психологических основ воспитания и профилактики аномального развития личности.