Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ

 

И. ДАНЧ

 

Оптимальное развитие профессиональной установки играет важную роль в формировании личности молодого рабочего. Профессиональную компетенцию нельзя недооценивать, но сама по себе она еще недостаточна. Нужно, чтобы молодой рабочий полюбил свою профессию, принял ее на долгие годы. Поэтому далеко не безразлично, как согласованы ценностные ориентации молодого человека относительно труда, его предметного содержания и социальных условий с возможностями, которые предоставляет личности данная профессия. Субъективное принятие содержания и условий труда, свойственного данной профессии образа жизни, отведение профессиональной деятельности значительного места в жизненных планах, приверженность к профессии [8] свидетельствуют о том, что достигнут определенный уровень в профессиональном развитии личности, о том, что сама деятельность в данном виде труда уже не случайна. На этом уровне даже возможный неблагоприятный опыт не отвратит молодого человека от избранной профессии, и он будет стремиться найти пути преодоления встретившихся трудностей, изменения неблагоприятной обстановки на работе, совершенствования трудовой деятельности и межличностных отношений в своем трудовом коллективе.

Приобретение профессиональной компетенции и формирование профессиональной установки не являются параллельно идущими процессами, хотя верно, что успехи в обучении благоприятно влияют на установку. Однако ее динамика зависит от ряда сложных взаимодействующих факторов. В наших работах [5], [6], [7] было установлено, что среди них важные места занимают семья с ее ценностными ориентациями и стилем воспитания, школа, учителя, товарищи, учебное предприятие, мастера, сверстники, а также нравственные нормы и установки малых групп, в которые включается молодой человек. Влияние этих факторов, взятых в отдельности и в их совместном действии, обусловливается и особенностями самого субъекта (его тревожностью, интровертированностью, социабельностью, его способностями и др.).

Профессиональные установки молодых людей до завершения ими профессионального обучения не могут еще считаться сложившимися. В некоторых исследованиях [1], [2], [3], [4] показано,

 

163

 

что профессиональное развитие личности (приобретение знаний, умений и навыков, развертывание способностей) может отчетливо и сильно проявляться в первый период трудовой деятельности на предприятии; при этом изменяется относительный удельный вес мотивов, определяющих профессиональную установку.

Какова прочность профессиональной установки в период обучения? В каких направлениях она развивается? Какие факторы оказывают значимое влияние на динамику профессиональной установки в начале трудового пути? Получив не гипотетические, а добытые эмпирическим путем ответы на эти вопросы, психолог сможет содействовать тому, чтобы в результате профессионального обучения молодые люди были лучше подготовлены к жизни, их профессиональная самооценка совершенствовалась, чтобы молодые рабочие ближе узнали проблемы, которые им придется так или иначе решать, и были подготовлены к их решению.

В настоящем сообщении содержатся предварительные данные для поиска способов преодоления имеющихся недостатков в воспитании рабочей смены.

Цель изложенного здесь исследования состоит в выявлении изменений, которые претерпевает профессиональная установка молодого рабочего в начале его жизненного пути на предприятии, определении порядка значимости содержательных компонентов этой установки, выделении факторов, имеющих существенное значение для ее формирования.

Исследованием были охвачены выпускники ПТУ и средних специальных школ. В последнем полугодии обучения изучались их профессиональные установки [5], [6], [7].

К моменту проведения повторного исследования (1982), где был применен анкетный метод, испытуемые работали уже два-три года на предприятиях. Не все разосланные анкеты были возвращены. В итоге в обработку было включено 218 анкет. Данные испытуемых, поступивших в вуз, были из обработки исключены, так как цель настоящего исследования ограничивалась изучением контингента лиц, которые сразу после обучения стали работать на производстве.

Вопросы анкеты относились к периоду после окончания школы, в частности нужно было ответить, сколько раз и по каким причинам изменялось место работы, а также не была ли получена новая квалификация. Вопросы касались удовлетворенности работой, верности избранной профессии, стремления к профессиональному совершенствованию. В анкеты были повторно включены вопросы из предыдущих исследований о профессиональной установке и ценностных ориентациях. На основании ответов были сделаны выводы о степени удовлетворенности профессией. Испытуемым сообщалось, что вопросы повторяются для выяснения их мнений в настоящее время. Анкета предполагала ответы на вопросы о том,

«Насколько важны для вас:

1) надежные друзья на работе;

2) признание и уважение вашей профессии людьми;

3) радость от хорошо выполненной работы;

4) хорошая оплата работы;

5) успешное выполнение наиболее сложных профессиональных задач;

6) знание экономических проблем вашего предприятия, активное участие в их решении;

7) признание и уважение руководителей и членов вашей рабочей группы;

8) обращение товарищей к вам за помощью, за советами в решении профессиональных и личных проблем;

9) учет вашего мнения руководителями и товарищами при решении этих вопросов;

10) активное участие в общественной работе;

11) другие важные факторы, которые здесь не упомянуты; укажите, какие».

От испытуемых требовалось оценить по пятибалльной шкале 1) значимость отдельных утверждений и 2) вероятность осуществления каждого из пунктов анкеты в их профессии.

Об изменениях профессиональной установки мы судили по сопоставлению данных двух обследований. Они были подвергнуты статистической обработке с применением критерия χ-квадрат и коэффициенте τ Кендела. Оказалось, что между субъективной значимостью отдельных пунктов анкеты и вероятностью их осуществления имеется связь на значимом уровне. Другими словами, осуществление ожиданий является предпосылкой удовлетворенности профессией и, по-видимому, верностей.

Остается ли, однако, неизменной вероятность осуществления перечисленных в анкете вероятностей после двухлетнего периода, прошедшего со времени первого анкетирования? Для ответа на этот вопрос были сопоставлены ранговые ряды предпочтений отдельных пунктов анкеты (по их субъективной значимости и вероятности осуществления) (см. табл.).

 

Ранговые ряды предпочтений отдельных пунктов анкеты по результатам 1-го и 2-го обследований

 

Вопросы анкеты

Субъективная значимость

Вероятность осуществления

1-е обследование

2-е обследование

1-е обследование

2-е обследование

1

2

5

2

1

2

6

7

7

7

3

5

3

4

3

4

1

1

1

4

5

3

2

3

2

6

8

9

9

10

7

4

4

5

5

8

7

6

6

6

9

8

9

10

9

10

8

8

Примечание. В 1-м обследовании вопрос № 9 не был включен в анкету.

 

Напомним, что второе обследование проходило через два-три года после первого. Что же изменилось во взглядах молодых людей? Из таблицы видно, что фактор дружбы стал оцениваться несколько ниже, чем при первом обследовании

 

164

 

а факторы радости от хорошо выполненной работы и сложности выполняемой задачи оцениваются выше. Все остальные факторы получили у молодых рабочих примерно или полностью те же оценки, что и при первом обследовании. Следовательно, можно говорить о реальном влиянии полученного жизненного опыта в отношении лишь небольшого числа факторов. Из этого, разумеется, не следует, что в дальнейшем оценки молодых рабочих не будут меняться. Исследование охватывает сравнительно короткий промежуток их производственной жизни, оно свидетельствует о наметившихся сдвигах в профессиональной установке.

Для выяснения вопроса о том, что могло вызвать такие сдвиги, был составлен специальный опросник; в него вошли следующие пункты: подготовленность руководителя, его человеческие качества, межличностные связи, удобство рабочего места, техническое обеспечение труда, возможности профессионального роста, требуемая квалификация, разнообразие выполняемой работы, вызываемый ею интерес, признание со стороны окружающих, уровень организованности, материальные условия, нагрузка, нервная и физическая напряженность, территориальная близость места работы от места жительства, социальный статус. При обработке ответов для каждого рабочего вычислялся один общий индекс удовлетворенности профессией. Было установлено, что почти все перечисленные факторы влияют на формирование профессиональной установки; только некоторые отдельные факторы не обнаружили никакой связи с ней, а именно удобство рабочего места, нервная напряженность, территориальная близость и социальный статус. Однако эти данные подлежат дальнейшему исследованию; возможно, что они в той или иной степени обусловлены составом выборки.

Были также проведены опросы, затрагивающие некоторые индивидуально-психологические особенности молодых рабочих, их связь с удовлетворенностью профессией. Некоторые, притом невысокие, связи обнаружены между удовлетворенностью профессией и показателями интровертированности и ригидности. Эта проблема также требует дальнейшего изучения.

В целом полученные данные говорят о том, что первые годы работы на предприятии имеют важное значение для формирования и стабилизации профессиональной установки и для профессионального становления молодого рабочего. Как видно, существенное значение имеют организованность социальной и материальной среды труда, обеспечение возможностей профессионального роста, гармоничные отношения в рабочей группе. Обеспечение непрерывного роста профессиональной мотивации, эффективности профессиональной деятельности молодых рабочих требует усиления воспитательной работы с ними, помощи в преодолении возникающих у них трудностей.

 

1. Борисова Е. М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала. — В кн.: Психофизиологические особенности становления профессионала. Т. II. / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1976. С. 6—18.

2. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. — В кн.: Психология формирования и развития личности / Под ред. А.И. Анцыферовой. М., 1981. С. 159—176.

3. Гуревич К. М. Психология труда в десятой пятилетке. — Вопр. психол. 1976. № 6. С. 20—33.

4. Психофизиологические вопросы становления профессионала: В 2 т. / Под ред. К.М. Гуревича. — М., 1976. — 208 с.

5. Dancs I. Szakmunkástanulók szakmai attitüdjének összefüggése néhány környezeti és személyiségtényezövel. — Pályaválasztás. 1979. N 3. 65—72.

6. Dancs I. Szakmunkástanulók erterkrorientácioja. — Pályaválasztás. 1980. 1. 30— 36; № 2. 32—35.

7. Dancs I. Szakmai és tanulási motivációt befolyásoló tényezök vizsgálata szakközépiskolások körében. Pályaválaszatás. 1981. N 4. 29—37.

8. Moore W. E. A foglalkozási szocializáció.  — In: Pedagógiai szociálpszichológia / Pataki F., Gondolat. Bp. 1976. 234—255.

 

Поступила в редакцию 10.VIII 1984 г.