Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

140

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

 ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ЧЕЛОВЕКА

 

О.Н. КУЗНЕЦОВ, А.Н. АЛЕХИН, Т.В. САМОХИНА, Н.И. МОИСЕЕВА

 

Адекватность отражения реального времени в сознании человека является необходимой предпосылкой успешной адаптации к условиям изменяющейся среды. Изучение отражения времени в психологическом плане до сих пор преимущественно ограничивалось изучением восприятия времени, относительно мало затрагивая другие психические процессы и социально-психологические аспекты отражения времени.

Оценка точности воспроизведения временных интервалов в каждый конкретный период развития личности испытуемого является результирующей его жизненного опыта и генетически обусловленной биоритмологической индивидуальности, опирающейся на динамические характеристики соматического и нервного функционирования. Дифференциально-психологические особенности и зрелость понятий «настоящего, прошлого и будущего», «быстрого» и «медленного», способность оценки человека и предмета по отношению к личному времени, эмоциональное отношение к скорости реакции окружающих связаны не только с уровнем восприятия, но и с интеллектуально-понятийным, эмоциональным и волевым развитием личности как субъекта познания. Генетически определяющее значение отражения особенностей времени объективного мира в формировании адекватного образа окружающей реальности обусловливает необходимость разработки системного подхода к методам исследования психологии времени, органически интегрирующего изучение взаимодействия восприятия, мышления, речи и эмоций при ориентации в изменяющейся по времени окружающей среде.

Группа авторов, объединив совместные усилия в разработке единого физиолого-психологического методического подхода к изучению «психического времени» при нормальной и патологической адаптации к изменяющимся условиям существования в процессе развития личности, пришла к необходимости существенного дополнения и модификации классических методик исследования. Мы постарались использовать в целях изучения времени наиболее перспективные для этих целей психологические методы (пиктограмма, проективные тесты, семантический дифференциал и др.). Одновременное исследование различных аспектов восприятия и понимания времени у одного и того же человека позволяет интегративно оценить уровень развития отражения времени, а также его связь с особенностями личности и психических процессов. Батарейный принцип построения, использованный в подходе, повышает валидность предлагаемого нами комплекса для оценки степени развития чувства времени как показателя адаптированности.

Изучение восприятия времени вызвало и появление соответствующих тестов. Для этого использовались: тест определения длительности индивидуальной минуты, исследования восприятия более коротких временных интервалов — 7, 10 и 30 с в виде словесной оценки предъявляемых интервалов времени, воспроизведения их и отмеривания заданного интервала времени.

 

I. Определение длительности «индивидуальной минуты»

 

Испытуемому предлагается определить отрезок времени длительностью в 1 мин, при этом он может вести счет до 60. Исследователь фиксирует время секундомером, учитывает степень точности определения длительности заданного интервала времени и частоту и значение недооценок или переоценок этой длительности.

1. Словесная оценка предъявляемых коротких интервалов времени. Щелчком секундомера или иным способом (мигание лампы) задаются интервалы времени различной длительности (7, 10 и 30 с), испытуемый словесно оценивает их длительность.

2. Отмеривание заданного интервала времени. Исследователь называет какой-либо отрезок времени (7, 10 и 30 с), а испытуемый его отмеривает с помощью щелчка секундомера или стука. Количество заданных интервалов и их диапазон зависят от решаемой задачи. Тесты 2 и 3 являются взаимосвязанными. Те лица, которые переоценивают заданные интервалы времени, как правило, недоотмеривают их, и наоборот, тенденции к недооценке соответствует тенденция к переотмериванию интервалов времени [1], [2], [5].

3. Воспроизведение предъявленного интервала времени. Исследователь предлагает испытуемому с помощью щелчка секундомера

 

141

 

или стука повторить ранее воспроизведенный отрезок времени (7, 10 и 30 с).

4. Тест Франкенхойзеp1. Испытуемый читает список случайных цифр с тем, чтобы за 1 с произнести одну цифру. Его внезапно останавливают и предлагают оценить, сколько прошло времени. Сравнивается субъективное восприятие времени с объективно прошедшим, дополнительно учитывается количество реально происшедших событий: число прочитанных цифр.

К методикам, отражающим временную шкалу индивидуума, относятся, кроме того: оценка длительной простой двигательной реакции — ВАР [3], [4]; оценка точности слежения за движущимся объектом — РДО [6]. Эти методики очень информативны, но обследования достаточно длительны, и поэтому применяются они в отдельности, а не в совокупности с другими тестами.

Из тестов неаппаратурной оценки индивидуальной шкалы времени наиболее удобны тесты 1 и 2.

5. Исследование собственного произвольного ритма двигательной активности в единицу времени. Для исследования необходимо любое записывающее устройство, на (котором с помощью ключа, воздушной передачи (капсула Марея) или с использованием обычных микрофонов передается двигательная активность. Испытуемому предлагается равномерно постукивать по датчику в приятном для него ритме. Скорость и длительность записи зависят от поставленной задачи. Мы фиксировали количество ударов за 1 мин. Тест можно усложнить: на записи выделять среднюю частоту постукивания, ритмические группировки, акцентуированные движения. Желательно выделение скрытых, медленноволновых компонентов ритма, что возможно осуществить как приемами периодограммного анализа с использованием ЭВМ, так и средствами когерентной оптики.

В нашей работе анализ бумажной записи на очень малой скорости — 2 мм в мин после ее пересъема на обычную фотопленку стал проводиться с использованием лазерной установки ОПТАН [7].

Было проведено исследование способности воспроизводить заданный метрономом ритм как в условиях его прослушивания, так и после выключения метронома. Этот тест можно варьировать, создавая условия шума или задавая переменный ритм. Оценка результатов производится так же, как в тесте 1.

 

II. Методика исследования представлений человека о свойствах времени

 

Тест зрительного представления понятий о времени (пиктограмма представлений о скорости времени). Испытуемому предлагается нарисовать картинки, обозначающие понятия «быстро» и «медленно». Выявлено два принципиально разных подхода:

а) Обозначение с помощью распространенных символов (ракета, мчащаяся лошадь и т. п. для понятия «быстро» и черепаха для понятия «медленно»).

б) Обозначение через программу действия (изображение процессов, где требуется быстрота и, наоборот, где спешить нельзя — чтение, например, и т.д.). Девочка С., 9 лет ученица III класса, изобразила, что в течение дня она делает быстро и что медленно.

В оценке пиктограмм учитывается наличие и степень дифференцирования приводимых понятий:

1) Испытуемый может совсем не дифференцировать понятия, изображая, например, часы и полагая, что этим все исчерпано. Дифференцировка оценивается на 1.

2) Слабая попытка дифференцирования — например, рисуется стоящий телевизор или человек (оценивается на 2).

3) Сформировано отражение одного из понятий: например, полет птицы отражает «быстро», а отражения понятия «медленно» не найдено (оценка 3).

4) Отражение понятия «быстро» и «медленно» через соответственно быстрые и медленные свои собственные действия (оценка 4).

5) Отражение понятий через чужие действия (оценка 5). Например, рисуется медленно идущий человек или мчащийся автомобиль.

6) Отражение понятий с помощью общезначимых символов, практически тождественных языку (оценка 6), например изображение ракеты и черепахи.

 

III. Тест семантических ассоциативных связей при определении понятий настоящего, прошлого и будущего

 

Испытуемому предлагается назвать 5 и более слов, связанных с понятиями настоящего, прошлого и будущего. В качестве примера приводим ответы С.

 

142

 

Таблица 1

 

Бланк методики «семантический дифференциал»

 

 

Год . . . . . .  

Месяц . . . . . .

День . . . . .

 

 

Час . . . .

 

рождения

 

Дата . . . .

Час . . . .

Мин . . . . .

 

исследования

 

 

 

 

 

Определяемое понятие

будущее,

прошедшее,

настоящее время

 

 

 

 

 

1.

Длительное

321

123

Мгновенное

2.

Активное

321

123

Пассивное

3.

Напряженное

321

123

Расслабленное

4.

Радостное

321

123

Печальное

5.

Стремительное

321

123

Застывшее

6.

Плотное

321

123

Пустое

7.

Яркое

321

123

Тусклое

8.

Понятное

321

123

Непонятное

9.

Большое

321

123

Маленькое

10.

Неделимое

321

123

Делимое

11.

Тревожное

321

123

Спокойное

12.

Цветное

321

123

Серое

13.

Объемное

321

123

Плоское

14.

Широкое

321

123

Узкое

15.

Далекое

321

123

Близкое

16.

Непрерывное

321

123

Прерывное

17.

Реальное

321

123

Кажущееся

18.

Частное

321

123

Общее

19.

Постоянное

321

123

Изменчивое

20.

Глубокое

321

123

Мелкое

21.

Ощущаемое

321

123

Неощущаемое

22.

Светлое

321

123

Темное

23.

Замкнутое

321

123

Открытое

24.

Обратимое

321

123

Необратимое

25.

Ритмичное

321

123

Неритмичное

 

Настоящее — сейчас, в данный момент, в это время, сегодня это делается. Прошлое — давнее, прошедшее, то что было, бывало, это делалось. Будущее — завтра, это будет, буду делать.

Критерии оценки теста семантических ассоциаций:

1) сколько слов предложено для каждого из понятий;

2) использование частей речи: глаголов, обозначающих действие, местоимений, обозначающих временные отношения, и существительных, отражающих категории времени. Преобладание тех или иных частей речи (табл. 1).

 

IV. Тест семантического дифференциала

 

Методика состоит в том, что испытуемый оценивает понятия — настоящее, прошлое и будущее время по предложенным нами 25 шкалам. Каждая шкала — отрезок прямой с 7 делениями, полярные точки которой представлены прилагательными — антонимами, характеризующими время. Оценка значения понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства, для выделения основных измерений которого применялся факторный анализ. При помощи СД можно оценить координаты точки в СП (семантическом пространстве), расстояния между значениями различных понятий, понятийные структуры испытуемых. Семантический дифференциал отражает, по мнению его создателей, «аффективные компоненты значения». При его использовании оценивается то значение, которое данное явление имеет для человека в зависимости от его индивидуального опыта [8] (приводится бланк теста СД; опросник).

 

Таблица 2

 

Характеристика «настоящего времени» у здоровых испытуемых при факторном анализе методики СД

 

№ шкалы

Факторы

1

2

3

4

5

4

0,736

7

0,697

22

0,655

0,295

14

0,572

3

0,730

11

0,307

0,665

5

0,462

0,620

2

0,289

0,564

0,279

0,351

12

0,489

0,507

1

0,719

19

0,697

0,321

15

0,545

__

10

__

0,803

16

0,687

0,388

17

0,726

24

0,443

0,546

18

0,257

25

0,263

9

0,294

0,342

8

21

0,497

0,273

20

0,303

0,472

0,304

 

23

0,332

0,289

13

0,419

0,328

6

0,318

0,464

0,262

Сумма квадратов элементов

3,085

2,989

1,869

1,683

1,599

 

В табл. 2 показаны данные факторизации методики СД, проведенной у здоровых испытуемых, — 138 обследований (курсанты ВМОЛА, спортсмены, сотрудники

 

143

 

НИИ и др.), рассматривается понятие «настоящее время».

Факторный анализ шкал проводился отдельно для каждого понятия и выявил в общем идентичные факторные структуры. Табл. 2 упорядочена таким образом, что факторы расположены в порядке убывания дисперсии. В строках факторные нагрузки меньше 0,250 заменены прочерками.

Уже после того, как работа была сдана в печать, нам стало известно, что по такому же принципу составлен опросник (10 вопросов) в монографии Е.И. Головахи и А.А. Кроника, которые в отличие от нас выделяют не 5, а 3 фактора, из коих 2 (эмоциональный фактор и фактор напряженности) совпадают с выделенными нами, а третий — «континуальность — дискретность» относится как более частный случай к нашему фактору «структура времени» (Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984).

Фактор 1 (в порядке убывания факторной нагрузки): радостное—печальное, яркое—тусклое, светлое—темное и т.д. Фактор 2: напряженное—расслабленное, тревожное—спокойное, стремительное—застывшее, активное—пассивное и т.д. Фактор 3: бесконечное—мгновенное, постоянное—изменчивое, далекое—близкое. Фактор 4: неделимое—делимое, непрерывное—прерывное. Фактор 5: реальное—кажущееся, обратимое—необратимое.

Первые три фактора из вышеперечисленных представляют собой, как и у Остуда [10], факторы оценки, активности и величины. Можно предположить, что факторы 4 и 5 отражают специфику переживания психического времени — степень ощущения его реальности, необратимости и сочетания последовательности и одновременности.

При анализе СД нас интересовало: содержание факторов, особенности восприятия трех моментов времени, выявление того, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной.

Таким образом, специально сконструированные шкалы для методики СД, характеризующие настоящее, прошлое и будущее время, позволяют оценить индивидуальные различия переживания временных аспектов реальности.

 

V. Тест социальной перцепции временных характеристик личности

 

Тест социально-интуитивной перцепции динамики поведения разработан и введен для изучения дифференциальных характеристик прогноза времени поведенческих реакций в диапазоне «быстро — медленно» по экспрессии лица воспринимаемого человека. Тест включается в качестве дополнения социально-перцептивного интуитивного теста, составленного нами на основе стимульного материала теста Зонди [9]. Отобранные Зонди стимульные группы психически больных в ремиссионно-реабилитационном периоде заболевания наиболее отчетливо выявляли специфику программ общения (маниакальную, депрессивную, паранойяльную, кататоническую, эпилептическую, истерическую, агрессивную, конфромную). Депрессивные лица, кататоники, эпилептики в значительной степени противоположны маниакальным, агрессивным, паранойяльным по таким динамическим характеристикам поведения, как «быстро — медленно». На первом этапе исследования выявляется и фиксируется в графике традиционный аффективный выбор предпочитаемых и отвергаемых для общения лиц. На втором этапе испытуемому предлагается распределить все фотокарточки на группы по параметрам «быстро — медленно». Такая инструкция дает возможность выявить способность восприятия тонких различий в динамически-временных характеристиках личности. При расшифровке анализируется точность восприятия скорости поведенческих реакций по отношению к наиболее отличающимся по параметру «быстро — медленно» группам и эмоциональное отношение к быстроте и медленности прогнозируемых для общения поведенческих реакций.

По предварительным данным, наиболее хорошо адаптирующиеся лица обладают достаточно высокой точностью перцепции времени поведенческих реакций предполагаемых партнеров общения, предпочитают положительно оценивать быстро реагирующих лиц. В состоянии неустойчивой адаптации и дезадаптации точность перцепции значительно нарушается, характерна парадоксальная перцепция (к быстрым относятся наиболее медленные лица, и наоборот). Предпочтение медленных лиц мы встречали у наиболее дезадаптированных испытуемых.

В заключение следует подчеркнуть, что чувство времени как характеристика человека является важным интегративным показателем уровня развития познавательных процессов и эмоциональности. Предлагаемый нами комплексный методический подход к изучению чувства времени является первой попыткой интегративного физиолого-психологического изучения восприятия и отражения времени у человека.

С этих позиций нами проведены исследования

 

144

 

чувства времени у детей с разным уровнем психического развития, у спортсменов, у лиц практически здоровых (слушатели ВМОЛА, сотрудники НИИ и др.), у лиц, переживающих кризисные состояния (суициденты).

Комплексное исследование перцепции, понятия эмоционального и личностного отношений применительно ко времени с медико-психологических позиций клинически информативнее отдельных показателей, что позволяет непосредственно использовать полученные результаты в практике (в психотерапии, в психологическом консультировании). Было бы преждевременным давать точные качественные критерии надежности и валидности. Однако опыт показывает достаточную надежность метода при повторном тестировании.

Согласованность общего уровня развития чувства времени при различных тестах, качественно-количественное изучение чувства времени определяет общую направленность изучения валидности предлагаемого комплекса. Дальнейшее содержательное, общепсихологическое обогащение понятия чувства времени и статистические исследования различных групп позволят определить критерии и границы валидности.

 

1. Беляева-Экземплярская С. П. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчета времени человеком. — Вопр. психол. 1965. № 5. С. 59—70.

2. Лисенкова В. П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком. — Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 113—119.

3. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции. — Физиологический журнал СССР. 1975. № 1. С. 3—12.

4. Лоскутова Т. Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния нервной системы. — В кн.. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А.М. Зиминой, В.И. Климовой-Черкасовой. Л., 1978. С. 165—194.

5 Митина Л. М. Влияние интенсивности стимула на оценку и отмеривание временных интервалов разной длительности. — Вопр. психол. 1977. № 1. С. 64—73.

6 Точилов К. С. Практикум по физиологии труда. — М., 1970. — 214 с.

7. Филиппович А. И., Лапина И. А. Математическая обработка биологических сигналов когерентной оптики. — В кн.: Применение математических методов и ЭЦВМ в медико-биологических исследованиях. Л., 1982. Ч. 1. С. 119—120.

8. Федорова Т. Л. Методика семантического дифференциала и возможности ее применения в клинической психологии. — В сб. Психологические исследования личности в клинике. Л., 1978. С. 80—81.

9. Кузнецов О. Н., Лебедев А. В., Лукичев Н А. Методы количественной оценки нарушения восприятия человека как личности в патопсихологическом исследовании. — В сб.: Системный подход в использовании методов психологического исследования при решении научно-практических задач. Пенза, 1983. С. 39—40.

10. Osgood Ch. Е., Suici G.J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1957.

 

Поступила в редакцию 22.XI 1983 г.



1 Цитируется по [1].