Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

121

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

А.В. ЗАПОРОЖЕЦ И ЕГО ВКЛАД В СОВЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

Л.А. ВЕНГЕР

 

12 сентября исполняется 80 лет со дня рождения Александра Владимировича Запорожца. Имя А.В. Запорожца тесно связано с развитием нашей науки. Он внес крупный вклад в разработку ряда коренных проблем общей и возрастной психологии, на протяжении десятков лет являлся ведущим психологом страны в области изучения дошкольного детства, был одним из немногих ученых, сумевших обеспечить широкую реализацию психологических идей в практике обучения и воспитания.

Во второй половине 20-х гг., еще будучи студентом, А.В. Запорожец стал членом группы молодых исследователей-психологов, которую возглавлял Л.С. Выготский. Это и определило его путь в науку. Через всю жизнь А.В. Запорожец пронес глубокое уважение и любовь к своему учителю. Научные идеи и методологические принципы, выдвинутые Л.С. Выготским, легли в основу его исследовательской работы, которая протекала в тесном сотрудничестве с А.Н Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими. Особенностями исследований этой школы являлось, во-первых, то, что они проводились при помощи «экспериментально-генетического» метода, требующего воссоздания в эксперименте самого процесса развития, и, во-вторых, то, что основная их цель состояла в установлении общепсихологических закономерностей. А.В. Запорожец, сохраняя эти традиции, придавал вместе с тем не меньшее значение изучению специфики возрастных стадий развития. Поэтому труды А.В. Запорожца имели двойную направленность: на решение проблем общей психологии и проблем онтогенеза психики

А.В. Запорожец начал свою научную деятельность на кафедре психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. В 30-е гг. он вошел в состав харьковской группы психологов, которой руководил А.Н. Леонтьев. Совместно с А.Н. Леонтьевым им был выполнен ряд работ, касавшихся возникновения и развития психики в филогенезе. Но скоро А.В. Запорожец перешел к самостоятельным исследованиям и начал руководить работой сотрудников кафедры психологии Харьковского госпединститута им. М. Горького, которую возглавлял вплоть до начала Великой Отечественной войны. В этот период основное внимание А.В. Запорожец уделял генетической связи между внешней практической деятельностью ребенка и развитием его психики. С этой точки зрения было подвергнуто изучению развитие детского восприятия, мышления, воображения, эмоций. Итогом явилось доказательство того факта, что психическое отражение действительности в его различных формах выступает в качестве деривата практического, действенного ознакомления ребенка с окружающим миром.

В годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал в госпиталях по восстановлению работоспособности рук у раненых бойцов Красной Армии. Эта работа сконцентрировала его научные интересы на проблеме психологических механизмов управления произвольными движениями.

В послевоенные годы А.В. Запорожец принял руководство лабораторией психологии

 

122

 

детей дошкольного возраста НИИ психологии АН РСФСР и направил работу ее коллектива на изучение формирования произвольных движений. Эта работа привела к крупному открытию, явившемуся значительным вкладом в психологическую теорию. Оно состояло в выделении внутри любого акта деятельности двух фаз — ориентировочной и исполнительной. Были выявлены формы ориентировочных компонентов деятельности и закономерности их функционального и генетического развития. Результаты исследований позволили А.В. Запорожцу прийти к выводу, что внутренние формы ориентировки происходят из ее внешних форм и сами психические процессы есть не что иное, как ориентировочные действия, выполняемые во внутреннем плане.

Гипотеза о психических процессах как интериоризованных формах ориентировочных действий положила начало большому циклу исследований, который проводился А.В. Запорожцем, его сотрудниками и учениками, начиная с середины 50-х гг. в Институте психологии и затем в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого он являлся с момента его основания в 1960 г. до последнего дня жизни. В этом цикле произошел как бы возврат к проблематике харьковского периода: закономерностям развития восприятия, мышления, эмоций. Однако это был возврат на новой основе. Изучению подверглись содержание и структура тех видов ориентировочных действий, которые обеспечивают реализацию указанных психических процессов на разных этапах их развития и закономерности перехода с одного этапа на другой. Развитие каждого из изучавшихся психических процессов было понято как овладение специфическим видом ориентировочных действий, направленных на решение определенного класса задач. В случае перцептивных процессов — это действия, направленные на выделение и фиксацию внешних свойств предметов, в случае интеллектуальных процессов — действия, ведущие к выделению и обобщению отношений, в случае процессов эмоциональных — действия, с помощью которых происходит оценка смысла ситуации для индивида.

В формировании всех видов психических действий прослеживаются единые закономерности. Оно включает усвоение определенных типов общественно выработанных средств (сенсорных эталонов в перцептивных процессах, наглядных моделей в процессах образного мышления и понятий в процессах мышления дискурсивного, нравственных эталонов и норм в социальных эмоциях) и овладение их применением для обследования объектов и ситуаций.

Формирование всех видов психических действий происходит в контексте практической деятельности ребенка и включает переход от внешних форм ориентировки, складывающихся в процессе овладения деятельностью, к ее внутренним формам. Развитие деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослых, под влиянием организованного и стихийного воспитания и обучения, в ходе которого ребенку передаются те формы социального опыта, в которых фиксированы средства осуществления разных видов психических действий.

Выдвинутое А.В. Запорожцем понимание закономерностей развития отдельных сторон психики ребенка «впитало в себя как положение Л.С. Выготского о социальном опосредствовании психических процессов человека, так и «деятельностный» подход к анализу психических явлений. Объединив эти подходы, А.В. Запорожец сумел доказать их плодотворность для конкретно-психологических исследований. Вместе с тем он пошел дальше Л.С. Выготского, распространив положение об опосредствованном характере человеческой психики с развития «высших психических функций» на все психическое развитие ребенка

Изучение генезиса психических процессов позволило А.В. Запорожцу выделить общепсихологические закономерности их структуры и функционирования. Исследования, посвященные развитию восприятия, вылились в оригинальную концепцию структуры восприятия, в основе которой лежит понятие

 

123

 

перцептивного действия. Исследования развития мышления пролили новый свет на соотношение логических и образных компонентов в мышлении взрослого человека. Наконец, исследования развития эмоций позволили выявить их специфические функции в регуляции деятельности.

Поэтому вполне закономерно, что на международных конгрессах и всесоюзных съездах психологов А.В. Запорожец руководил симпозиумами и заседаниями по общей психологии.

Работы, посвященные закономерностям возрастного развития психики, составляют особый раздел творческого наследия А.В. Запорожца. Они относятся к последнему периоду его научной деятельности и содержат, с одной стороны, теоретическое обобщение с новой точки зрения данных всех предшествующих исследований и с другой — постановку проблем для дальнейшего изучения психического развития ребенка.

Центральное место в этих работах занимают проблема условий и движущих причин психического развития и проблема его стадий (или уровней). К их решению А.В. Запорожец подходит с позиций материалистической диалектики.

Анализируя условия и движущие причины развития, А.В. Запорожец исходит из того, что это развитие представляет собой сложную динамическую систему взаимосвязанных процессов и явлений. «Отдельные психические процессы,— пишет А.В. Запорожец,— развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребенка, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует и воспитывается в определенных социальных условиях».

С точки зрения А.В. Запорожца, психическое развитие ребенка может быть научно понято только как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. В качестве одного из основных. А.В. Запорожец выделяет противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка, с одной стороны, и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности — с другой. Именно это противоречие служит причиной возрастных кризисов — скачков в психическом развитии, приводящих к переходу на новую ступень, который выражается в установлении новых видов взаимоотношений и овладении новыми формами деятельности.

Подчеркивая, что подлинные движущие причины развития лежат не вне самого процесса развития, а внутри него, А.В. Запорожец резко критиковал зарубежные теории, приписывающие статус движущих причин психического развития ребенка тем или иным внешним факторам, будь то биологическая наследственность или социальная среда, условия жизни и воспитания. Он подчеркивал сугубо механистический характер подобных взглядов, безнадежность попыток «измерить» удельный вес каждого из этих факторов в качестве детерминант развития. Дело не в том, чтобы определить количественный «вклад» каждого из них, а в том, чтобы понять их качественное своеобразие в отношении к процессу развития и, главное, установить, каким образом они превращаются во внутренние составляющие самого процесса. С этой точки зрения общечеловеческие и индивидуальные органические особенности ребенка, а также ход их созревания в онтогенезе выступают как необходимые условия психического развития, не определяющие, однако, ни содержания, ни структуры психических образований, в то время как социальная среда является источником развития, резервуаром того «общественно-исторического опыта, усваивая который ребенок становится человеком. И пути, обеспечивающие такое усвоение, превращающие общественный опыт в индивидуальное достояние личности, преобразующие влияние социальной среды в «составляющие» процесса развития — общение ребенка с окружающими и его собственная деятельность, организуемая и направляемая взрослыми, а внутри этой деятельности — ее ориентировочные компоненты, обеспечивающие формирование психических процессов и качеств.

 

124

 

Решая одну из кардинальных проблем психологии развития — проблему соотношения биологического и социального, А.В. Запорожец не ограничивается указанием той специфической роли, которую играют в процессе развития органические особенности ребенка и условия его жизни в обществе. Он стремится выявить сложную и опять-таки диалектическую их взаимосвязь. Настаивая на том, что психика ребенка развивается целиком за счет «социального наследования», А.В. Запорожец вместе с тем далек от полного отрицания значения биологической стороны. Созревание нервной системы, мозга ребенка на каждом возрастном этапе создает свои неповторимые условия для усвоения социального опыта, и само созревание ребенка до известного предела зависит от условий его жизни и воспитания, определяющих интенсивность функционирования определенных мозговых структур.

Анализ разностороннего материала, накопленного в многолетних исследованиях разных сторон психического развития ребенка, приводит А.В. Запорожца к выводу о наличии качественно своеобразных периодов детства, характеризующихся определенным соотношением процессов созревания нервной системы и психического развития, специфика которого определяется главным образом спецификой свойственных данному периоду видов детской деятельности. Каждый такой период, согласно взглядам А.В. Запорожца, вносит свой неповторимый вклад в развитие, так как создает особо благоприятные условия для построения определенного «этажа» будущей личности — психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сфере, имеющих важное значение.

Утверждение качественного своеобразия и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств,— центральная идея теории психического развития ребенка, созданной А.В. Запорожцем, основной итог всей его научной деятельности. Эта идея отличает взгляды А.В. Запорожца от многочисленных концепций детского развития, базирующихся на выхватывании отдельных бросающихся в глаза его сторон.

В работах А.В. Запорожца содержится убедительная критика всех наиболее распространенных зарубежных концепций психического развития ребенка. А.В. Запорожец выявляет несостоятельность различного рода биологизаторских взглядов, как базирующихся на представлениях о вызревании врожденных задатков, так и усматривающих в развитии ребенка адаптацию к условиям социальной среды. Он выступает против «финализма» концепции Пиаже, в которой ранние стадии интеллектуального развития рассматриваются лишь в качестве подготовки к овладению логическими формами мышления. Веские возражения выдвигает А.В. Запорожец и против необихевиористических теорий, не учитывающих качественного своеобразия отдельных этапов развития и ратующих за искусственную «акселерацию», ускорение развития.

Всем этим взглядам в работах А.В. Запорожца противопоставляется основанное на диалектическом материализме учение о периодах детства. Что касается характеристики основных психологических новообразований, соответствующих отдельным периодам, то А.В. Запорожец в области умственного развития выделял для раннего детства возникновение уровня перцептивных действий, осуществляемых в поле восприятия окружающей ситуации, для дошкольного возраста — возникновение уровня воображаемых преобразований действительности в плане наглядно-образного мышления, для школьного возраста — возникновение уровня умственных действий, осуществляемых с помощью знаковых систем в плане отвлеченного, понятийного мышления. В области эмоциональной сферы в качестве наиболее ранних образований он указывал чувства любви, привязанности к близким взрослым, сочувствия и сопереживания, затем — распространение этих чувств на более широкий круг людей — взрослых и сверстников.

 

125

 

наконец — формирование высших социальных чувств

Но эту характеристику психологических новообразований следует рассматривать лишь как первую наметку. Замысел А.В. Запорожца, который он четко обозначил, но не успел осуществить, состоял в том, чтобы рассмотреть психическое развитие ребенка на протяжении каждого возрастного периода как формирование целостного уровня регуляции поведения, характеризующегося системой взаимосвязанных и соответствующих друг другу познавательных и мотивационно-эмоциональных качеств. Реализация этого замысла не только обогатила бы возрастную психологию, но и позволила бы понять психофизиологическую структуру зрелой личности, которую А.В. Запорожец представлял себе в качестве работающей как единое целое иерархической системы соподчиненных, надстраивающихся друг над другом уровней отражения действительности и психической регуляции деятельности субъекта.

Идею А.В. Запорожца о многоуровневом строении человеческой личности можно рассматривать как научное завещание, оставленное многочисленным ученикам и последователям.

А.В. Запорожец не был кабинетным ученым, строившим свои концепции вдали от жизни. Он являлся признанным руководителем всей научно-практической работы в области дошкольного детства, и его психологические идеи имели самый широкий выход в практику обучения и воспитания дошкольников. Мысли о непреходящем значении периодов детства в своем педагогическом воплощении вылились в концепцию амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающую необходимость полноценного использования специфических условий каждого периода. Эта концепция была и остается основой развития теории и практики дошкольного воспитания в нашей стране.

 

Поступила в редакцию 7.V 1985 г.