Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

74

 

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ И В ВУЗЕ

 

УЧИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

 

А.Д. АЛФЕРОВ,   Е.А. ЛУГОВОЙ

 

В настоящее время в центре внимания учителей вопросы психологической диагностики, поиска надежных практических методов обучения. Однако, как показывает школьный опыт, учителя затрудняются использовать обобщенные знания об учащихся, изложенные в учебниках по психологии и другой литературе. Основные причины этого, во-первых, в недостаточной психологической подготовке учителей в педвузах, а во-вторых, в отсутствии того звена, которое бы связало науку и практику. Речь идет о методических руководствах, надежных рекомендациях по практической психологической диагностике.

Комплекс задач, включающих изучение школьников и повышение психологической подготовки учителей, многие руководители школ пытаются решить в рамках психологической службы. В настоящее время можно выделить две ступени в ее организации.

На первой ступени идет интенсивный поиск объектов психологической диагностики и методов диагностирования. Здесь можно видеть широкий разброс явлений и процессов школьной жизни, которые привлекают внимание руководителей школ и учителей. Много внимания уделяется личности и деятельности учителя, учащихся, психологическому климату в коллективе, мерам по психологической разгрузке учителя, психологическим аспектам организации и управления учебно-воспитательным процессом, выявлению и использованию психологических закономерностей для его интенсификации, созданию благоприятной психологической атмосферы в деятельности пионерской и комсомольской организаций.

Учителя и руководители школы охотно берутся за проведение диагностических процедур, овладевают умением изучать и анализировать полученные данные. Известен опыт диагностики реальных учебных возможностей учащихся в школах Ростовской области методом педагогического консилиума, предложенным академиком Ю.К Бабанским; опыт изучения ответственного отношения школьников к учению по методике, пропагандируемой нами среди студентов педвуза, на курсах руководителей школ, классных руководителей; опыт изучения отношений в детском коллективе по методу Я.Л. Коломинского.

Вторая ступень становления психологической службы характеризуется ее конкретной организацией. Так, в железнодорожной школе № 10 г. Батайска руководство школы четко определило круг задач, которые они решают в интересах психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. К ним относится повышение психологической грамотности учителей, психологическая диагностика учащихся, развитие психологических качеств у школьников на уроках, создание условий для тренировки, упражнений и развития у них ряда познавательных навыков.

Начало работы психологической службы в этой школе положено учителями младших классов. Освоив несложную методику диагностирования психологического развития ребенка, они еще до занятий детей в I классе провели работу по развитию у них необходимых черт личности, учебных навыков и др. С этой целью использовались различные упражнения для развития памяти, восприятия, воображения, мышления. К работе привлекались и родители. В последующем ранняя диагностика облегчала учителям осуществление индивидуального подхода к детям в процессе обучения.

Сейчас в школе сложилась довольно четкая структура службы, создан специальный кабинет. Изучить личность в целом, проследить ее всестороннее развитие на протяжении всех лет обучения — задача под силу только высококвалифицированному педагогическому коллективу. Ему приходится не только

 

75

 

оценивать уровень и этапы развития личности, но и выбирать оптимальные методы педагогических воздействий.

Вместе с тем правильно поступают те учителя и классные руководители, которые, проводя наблюдение за формированием и развитием личности в целом, детально изучают ее отдельные стороны, связи и отношения, процессы и состояния. Так, учителя часто используют знакомые им психологические методики для изучения внимания, памяти, мышления, воли учащихся. Если один из названных психических процессов становится причиной отставания в учебе или неправильного поведения, то продумывается система мер по его развитию.

Сейчас все большую роль играет труд как источник и фактор формирования личности школьников. Учителя заботятся о том, чтобы создать психологические и педагогические предпосылки для эффективного, развивающего и воспитывающего труда. Им важно установить, создает ли конкретная организация труда в школе эти предпосылки. Таким образом объектом изучения становится связь средства педагогического воздействия и развития личности, т.е. психологическая оценка педагогического средства.

Важной проблемой является руководство службой. В условиях, когда в школах нет штатного профессионального психолога, роль руководителя психологической службы, естественно, берет на себя самый опытный педагог. В упомянутой Батайской школе это директор школы, заслуженный учитель школы РСФСР С.И. Ракитин. Наблюдая за его работой, можно сказать, что его успехи обусловлены знанием психологии, постоянным интересом к развитию психологической науки. С.И. Ракитин имеет хорошую подборку психологической литературы. Накапливая опыт психологической службы, директор сделал своими помощниками завуча, организатора воспитательной работы и старшую пионервожатую. По своим разделам учебно-воспитательной работы школы они обеспечивают решение тех задач, которые поставил коллектив перед психологической службой. Думается, что выполнение функций руководителя психологической службы в школе директором или завучем — это для данного этапа самый оптимальный вариант.

Не менее важной является проблема повышения психологической культуры учителей. Известно, что по мере того, как учитель обогащает свой педагогический опыт, он формируется и как психолог. Однако данный путь порой малоэффективен. Школы иногда не в состоянии помочь учителю это сделать. Им нужна помощь со стороны отдела народного образования (специалисты и литература). Большую пользу могут принести курсы повышения квалификации, если в их учебных планах будет усилена программа по психологии, а также кафедры психологии пединститутов. В учебных планах пединститутов необходимо существенно расширить психологическую подготовку студентов для успешного решения практических психологических задач.

В связи с рождением психологической службы в недрах самой школьной практики встает проблема ее морально-психологического признания как формы, способствующей повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Органы народного образования, инспектора отделов народного образования могут оказывать поддержку инициаторам этого дела, поощрять стремление к созданию психологической службы, помогать в налаживании связи со специалистами-психологами.

Ряд проблем встает перед работниками психологической науки и кафедрами психологии в педагогических вузах. Наука располагает немалым потенциалом для того, чтобы создать методику изучения школьников, предложить учителям надежные и в то же время простые в употреблении диагностические методы. Но для этого требуется разработать теоретические основы практической диагностики, сформулировать исходные принципы и требования к этим методикам, нацелить на решение психологических проблем школьной реформы.

 

Поступила в редакцию 2.XI 1984 г.