Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

17

 

ПРИНЦИП ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

 

В.А. ПЕТРОВСКИЙ

 

Психология вызвала к жизни огромное число методических приемов исследования личности. Их многообразие и количество настолько обширны, что отношение современного психолога к современным методам формулируется главным образом в аспекте предпочтения: каким методом (методикой) лучше (эффективнее, полезнее, достовернее и т.п.) изучать личность? В лучшем случае возникает вопрос о тактике, например о последовательности использования методических приемов. Изобилие методик как бы само собой рождает проблему выбора — «предложение» рождает «спрос». Складывается впечатление, что речь идет о чем-то одном, стоящем за всем этим многообразием приемов исследования. Между тем позволительно поставить вопрос: что же на самом деле выделяется или измеряется той или иной методикой? Имеем ли мы дело с одним и тем же представлением о личности, различным образом выступающим в разных методических срезах? Или, быть может, все дело не столько в том, какой метод предпочесть для исследования личности, а в том, какое представление о личности первоначально составляет предмет предпочтения?

При анализе методов исследования личности сквозь призму соответствующих представлений о предмете психологии личности первоначально могут быть выделены три основных подхода к этой проблеме, три основных варианта понимания личности в психологии. В первом случае личность выступает со стороны мотивов и интенций, составляющих содержание «личного мира» индивидуума характеризуется уникальной системой личностных смыслов, индивидуально своеобразными способами упорядочивания и концептуализации впечатлений, исходящих от организма и внешней среды. Привилегированный путь исследования личности в этом аспекте представлен проективными и психосемантическими методиками. Другой вариант понимания личности представлен концепциями «черт». В центре внимания исследователей относительно устойчивые, внешне проявляемые характеристики индивидуальности, которые могут быть запечатлены в суждениях самого субъекта, а также в суждениях других людей о нем. Этим определяется и основной методический принцип исследования — заполнение опросников, бланков «полярных профилей» и т.д. В третьем случае личность раскрывается исследователю как деятельное Я субъекта, что означает интеграцию внутреннего и внешнего аспектов субъектности. На подступах к разработке методологии исследования личности в данном аспекте ее интерпретации складываются некоторые новые средства анализа установочной регуляции поведения (диспозиций, отношений, направленности, смысловых образований личности) и активности как выхода за пределы исходных диспозиций.

Особый подход к экспериментальному исследованию личности складывается в рамках концепции персонализации, методологические предпосылки которой содержатся в трудах Л.С Выготского, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, А.Н Леонтьева, Э.В. Ильенкова. Исходя из представлений о личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев) индивида, мы конкретно характеризуем это особое качество прежде всего как способность индивида обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою отраженность

 

18

 

(«персонализированность») в них [3], [5], [6]. Выделение данной линии исследования означает еще один, четвертый вариант понимания личности, исходящий из проводимого в советской психологической литературе методологического различения понятий «личность» и «индивид». Остановимся на ключевом для обозначенного подхода понятии «отраженная субъектность». Оно воплощает в себе представление о личностном аспекте бытия человека в мире как формы активного «идеального» присутствия человека в жизни других людей, «продолженности человека в человеке».

Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого. Смысл выражения «Человек отражен во мне как субъект» означает, что я более или менее отчетливо переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, его готовность осуществить преобразование этой ситуации, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру. Отраженная субъектность есть, таким образом, форма идеальной представленности этого человека в моей жизненной ситуации, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении. Отражаясь во мне, он выступает как активное деятельностное начало, изменяющее мой взгляд на вещи, формирующее новые побуждения, ставящее передо мной новые цели; основания и последствия его активности не оставляют меня равнодушным, значимы для меня, или, иначе говоря, имеют для меня тот или иной личностный смысл. Говоря об идеальной представленности одного человека в другом, мы прежде всего имеем в виду отмеченное обстоятельство: что первый открывается второму как значимое для него существо, как источник нового для него смысла1.

Опишем три основные генетически преемственные формы проявления отраженной субъектности. В первом случае перед нами запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Во втором случае отражаемый индивид выступает как идеальный значимый другой. В третьем — как претворенный субъект.

Запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Первый аспект анализа отраженной субъектности — это характеристика его в рамках проблематики межиндивидуального влияния, выступающего как эффект взаимодействия между людьми, непосредственно воспринимающими друг друга. Влияние, оказываемое одним человеком на другого, может быть направленным и ненаправленным. В первом случае субъект, оказывающий влияние, ставит перед собой определенную задачу: добиться желаемого результата от объекта влияния, например произвести на него впечатление, принудить сделать что-либо и т.д. Различают две формы подобного рода влияния: прямое — когда субъект влияния открыто предъявляет те или иные притязания; косвенное — когда он, имея цель модифицировать поведение другого, изменяет среду в расчете на получение требуемых ему откликов (от элементарных двигательных ответов до изменения личностных диспозиций другого лица). В обоих случаях влияние и воздействие относятся друг к другу как цель и средство, что составляет специфическую черту той категории явлений, которые традиционно описываются как феномены социального влияния и власти. Во втором случае влияние не связано

 

19

 

с целью субъекта вызвать ту или иную запланированную ответственную реакцию у объекта влияния (ненаправленное влияние). Тем не менее эффект соответствующего действия может быть весьма ощутим. В значительной мере один из аспектов проблемы ненаправленного влияния, которое мы могли бы назвать еще иррелевантным, разрабатывается в рамках изучения феноменов фасилитации — изменения эффективности деятельности одного субъекта в контакте с другим. Для проблематики фасилитации специфично то, что направленность влияния одного партнера на другого, выступая в изменении уровня достижимости целей, первоначально принятых субъектом, не связана с появлением каких-либо дополнительных моментов активности, прямо не относящихся к решению исходной задачи. Таким образом, фасилитация иррелевантна целям влияющего, но вполне релевантна целям объекта влияния. Данное обстоятельство необходимо подчеркнуть особо, в силу того что в значительной мере незаполненным остается тот участок проблемы межиндивидуального влияния, который противостоит как феноменологии социального влияния, так и фасилитации. Это область заранее не запланированных одним человеком влияний на другого человека, обнаруживающихся в сфере незапланированных проявлений активности последнего. Именно этот аспект проблемы межиндивидуального влияния представляет особый интерес для разработки феноменологии отраженной субъектности.

В частности, в этом пункте мы сталкиваемся с особой группой феноменов межличностного восприятия, прямо не соотносимых ни с объектными, ни с субъектными модусами социальной перцепции (о субъектном и объектном уровнях межличностного восприятия см. [8]). Перед нами переживание индивидом того влияния, которое на него оказывает другой индивид и которое в данной ситуации фактического или воображаемого взаимодействия не вытекает из намерений этого последнего. Это — переживание субъектом своей собственной динамики, характеризующее, как это ни парадоксально, личность другого человека, однако особую «часть» его личности — фрагмент его отраженной субъектности. Когда мы говорим: «Мне этот человек смешон», то этим мы не хотим сказать, что этому человеку весело, наоборот, подобное высказывание может свидетельствовать об обратном. То, что происходит со мной (хочется смеяться над ним), выступает как характеристика не столько меня самого в присутствии другого, сколько именно его личности в моих глазах.

Переживание собственной динамики в контакте с другим человеком, по-видимому, выступает генетически начальной формой восприятия человека человеком. Над ней далее надстраиваются уровни объектного и субъектного восприятия. Мы называем указанную форму социальной перцепции метасубъектной. Метасубъектный «слой» межличностного восприятия не является какой-либо внешней и необязательной «добавкой» к субъектному и объектному слою. Он составляет специфическое, неотъемлемое условие и продукт межличностного восприятия.

Идеальный значимый другой. Следующей формой проявления отраженной субъектности является феномен действенности идеального образа отражаемого индивида в системе реальных или воображаемых контактов с ним индивида — носителя отражения. В феномене действенности находит свое выражение эффект идеальной продолженности первого индивида во втором. В рефлексивном плане жизненная ситуация индивида, являющегося носителем подобного действенного идеального образа другого индивида, выявляет в себе как бы два смысловых и вместе с тем силовых центра; находясь на чужой «территории», другой человек образует «государство в государстве», жизненный мир человека, заключающего чью-либо отраженную субъектность, может быть представлен в виде эллипса, имеющего два фокуса: Я и Другой во мне. Это психологическое строение жизненного мира может сохраняться даже тогда, когда другого

 

20

 

значимого для нас человека фактически, наяву, нет рядом.

Точные слова для обозначения интересующего нас явления мы находим у Л.Н. Толстого в его трактате «О жизни»: «Мой брат умер, кокон его, правда, остался пустой, я не вижу его в той форме, в которой я до этого видел его, но исчезновение его из моих глаз не уничтожило моего отношения к нему. У меня осталось, как мы говорим, воспоминание о нем... Осталось воспоминание,— не воспоминание его рук, лица, глаз, а воспоминание его духовного образа. ...Воспоминание это не есть только представление, но воспоминание это есть что-то такое, что действует на меня и действует точно так же, как действовала на меня жизнь моего брата во время его земного существования. Это воспоминание есть та самая его невидимая, невещественная атмосфера, которая окружала его жизнь и действовала на меня и на других при его плотском существовании, точно так же, как она на меня действует и после его смерти. Это воспоминание требует от меня после его смерти теперь того же самого, чего оно требовало от меня при его жизни. Мало того, воспоминание это становится для меня более обязательным после его смерти, чем оно было при его жизни. Та сила жизни, которая была в моем брате, не только не уменьшилась, но даже не осталась той же, а увеличилась, и сильнее, чем прежде действует на меня. ...На каком же основании, чувствуя на себе эту силу жизни точно такою же, какою она была при плотском существовании моего брата, то есть как его отношение к миру, уяснявшее мне мое отношение к миру, я могу утверждать, что мой умерший брат не имеет более жизни?.. Я смотрел в отражающую поверхность на то, как держал меня человек; отражающая поверхность потускнела. Я не вижу больше, как он меня держит, но чувствую всем существом, что он все так же держит меня и, следовательно, существует» [7; 412].

 

Перед нами не обычный образ воспоминания, а «что-то такое, что действует на меня», оно «не есть только представление». Воспоминание это описывается как «невидимая, невещественная атмосфера», которая наделена признаками действенности, динамичности, силы: она «действовала на меня и на других» и «требует от меня» чего-то. Брат, запечатленный в переживаниях повествователя, составляет отныне часть его собственной жизни, часть, которая переживается «всем существом», но тем не менее не сливается с авторским Я, остается силой, действующей не только в нем, но и на него. Ни образ брата, ни объединение себя с братом, в котором оба стали бы неразличимы, не составляют, следовательно, сути того образования, которое столь тщательно описывает Л.Н. Толстой. Перед нами особая форма отраженной субъектности, которая должна быть особым образом названа и психологически осмыслена, чтобы не был упущен главный определяющий ее признак, указанный Л.Н. Толстым: «его (другого человека) отношение к миру, уясняющее мне мое отношение к миру».

Для ее обозначения можно было бы прибегнуть к термину «интроект», который кажется значительно более адекватным для описания, чем многие другие. Но термин «интроект», используемый прежде всего в психоаналитической литературе, интерпретируется уже, чем нам это необходимо, и при всей неодинаковости дефиниций [9], [10] в основном описывается как «производящая основа идентификации» [10; 286]. Нас же интересует более широкий круг явлений межиндивидуального отражения, в которых отражаемый субъект выступает для отражающего его субъекта как идеальный значимый другой.

Присутствие идеального значимого другого создает почву для проникновенных феноменологических описаний соответствующего круга явлений. Причина здесь заключается в том, что духовный образ другого человека существует в переживании тех, кто является носителем интроецированных содержаний, относительно автономно от переживаний собственного Я, и поэтому может быть с той или иной степенью достоверности и дифференцированности рефлектирован как бы со стороны. В художественной литературе, в произведениях классиков (в русской литературе замечательные описания действенной идеальной представленности одного человека в другом мы встречаем у Толстого, Достоевского, Чехова, Пастернака и др.) содержатся характеристики отраженной субъектности на уровне идеального другого.

Но идеальный значимый другой характеризует лишь ступень восхождения к той форме отраженной субъектности,

 

21

 

которая может быть обозначена как завершающая.

Претворенный субъект. В последнем случае опыт непосредственного самоанализа, опирающегося на актуально присутствующие в сознании субъекта переживания, уже невозможен. Только перед исследователем или перед человеком, фактически анализирующим себя как исследователь, выступает как последняя, выделяемая нами форма отраженной субъектности, которую мы обозначаем как ступень претворенной субъектности. Отражаемый субъект настолько глубоко проникает в духовный мир субъекта, осуществившего отражение, что Я этого последнего оказывается внутренним и радикальным образом опосредствовано взаимодействием с первым, выступает как существенно определенное (или «положенное») им. В данном случае, на этапе претворенного Я, фактически теряется возможная взаимопротивопоставленность субъектов и, следовательно, разрушаются диалогические формы взаимоотношения между ними: ведь Я одного здесь уже неотделимо от субъективированного им Я другого. Точнее, диалогическая оппозиция другому в данном случае выступает как самоконфронтация, как проявление борьбы с собой. Теоретически могут быть выделены три разновидности претворенного Я: идентификация, конфронтация (представление о подобной форме претворенного Я иногда может быть осмыслено согласно формуле: «негативизм — это конформизм наизнанку» (И.С. Кон), конвергенция (в частности, становление мы).

Понятие отраженной субъектности выражает особое внутреннее движение сознания и деятельности человека, осуществляющего отражение. Это движение может совсем не осознаваться им, а в случае если задача осознания и возникает, то далеко не всегда оно обретает опору в образах и заключенных в них значениях. Перед нами именно смысловая форма репрезентации одного человека другому, выступающая как движение преобразования жизненных отношений к миру последнего. В этом движении непосредственно выявляется причинность первого по отношению ко второму, его субъектность как «авторствование».

Таким образом, отраженная субъектность, не являясь только образом, выступает как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго, в динамике2 определений бытия последнего. По существу речь идет об инобытии одного человека в другом.

Сказанное вплотную подводит нас к мысли, что отраженная субъектность должна быть осмыслена как субъектность самого отражения, что идеальной представленности одного человека в другом присущ активный, «незеркальный» характер. Да и может ли быть иначе, если термин «отражение» мы используем в его точном значении? Отразить что-либо — это значит воспроизвести существенные, определяющие черты отражаемого: в данном случае — признак действенности, активной причинности индивида по отношению к чему-либо, происходящему в нем самом, в других людях, в предметной действительности.

Вот почему отраженная субъектность, немыслимая вне актов и продуктов межличностного восприятия, к ним несводима и должна быть выделена в особую категорию психологического анализа.

Всем сказанным определяется общий принцип экспериментального исследования

 

22

 

личности в аспекте отраженной субъектности (принцип отраженной субъектности). Исследование должно охватывать, как минимум, двух участников: назовем одного из них исследуемым (будем писать это слово курсивом), другого (других) — испытуемым (испытуемыми). Исследуемый выступает в качестве объекта психологического анализа; именно его личность интересует экспериментатора в первую очередь, о его отраженной субъектности идет речь. Испытуемый — это носитель отраженной субъектности исследуемого, именно он подвергается непосредственно изучению и служит для экспериментатора как бы поставщиком опытных данных.

Форма участия исследуемого и испытуемого в экспериментальной ситуации различна. В задаваемую экспериментатором деятельность — в выполнение того или иного задания, результативность которого оценивается экспериментатором,— вовлечен только испытуемый. Характер включения исследуемого в деятельность испытуемого таков, что он обусловливает возможность проявления той или иной динамики в протекании реакций испытуемого при осуществлении им экспериментального задания. Динамика, которую удается зафиксировать экспериментатору, служит отправной характеристикой личности исследуемого. Отметим в этой связи своеобразие проектируемой экспериментальной ситуации по сравнению с общепринятыми приемами изучения и диагностики личности. Разведение исследуемого и испытуемого не является в экспериментальной психологии сколько-нибудь традиционным. В отличие от весьма распространенной схемы исследования, в нашем случае «батарея» методик и тестов обращена не к тому индивиду, чья личность фактически интересует психолога, а к другим лицам (испытуемым) — носителям отраженной субъектности исследуемого. Осуществляя подобную стратегию эксперимента, мы не только не выходим за пределы изучения личности исследуемого, но, наоборот, выявляем собственно личностные характеристики его бытия. В частности (и это может показаться тем более не совсем привычным), исследуемый может находиться и за пределами экспериментальной комнаты: полезную информацию о его личности экспериментатор извлекает из анализа динамики деятельности других людей при выполнении ими предложенного экспериментального задания.

Итак, идея предлагаемого метода заключается в следующем. Экспериментатор оценивает или измеряет психологические особенности какого-нибудь индивида, выступающего в роли испытуемого, по тем или иным уже существующим психологическим методикам (проективным, психосемантическим, «деятельностным» и т.д.) и выявляет устойчивые характеристики этого индивида в соответствующих измерениях. Они принимаются за точку отсчета. Теперь предлагается включить другого индивида, т.е. исследуемого, во взаимодействие с первым. Сдвиг в проявлении индивидуальности испытуемого выступает в качестве исходной характеристики личности исследуемого. Предполагается, что мерой его личностности служит фиксируемая экспериментатором степень изменения поведения и сознания других людей, которое значимо для этих других, для их собственного самоопределения. Таким образом, мы подступаем к явлениям отраженности, запечатленности исследуемого в системе индуциируемых им изменений жизненных проявлений испытуемых, что и обрисовывает личностный модус индивидуальности исследуемого, как источника нового смысла для испытуемого3. Подобный подход к изучению личности может быть, следовательно, обозначен как принцип отраженной субъектности.

При построении комплекса экспериментальных методик мы учитываем два обстоятельства: во-первых, существование множества различных потенциальных

 

23

 

параметров изменения психических проявлений испытуемых и, во-вторых, наличие множества различных форм и способов репрезентации исследуемого испытуемым. Два выделенных множества задают матрицу возможных экспериментальных ситуаций, характеризующих метод отраженной субъектности. Строки этой матрицы отвечают различным способам репрезентации исследуемого испытуемому, а столбцы — видам регистрируемых параметров проявлений индивидуальности испытуемого. Отметим здесь же, что в действительности мы должны иметь дело с «кубом данных», причем третье измерение задается множеством испытуемых как носителей личности исследуемого. Множество параметров регистрируемых изменений испытуемого составляют различные проявления активности последнего, характеристики его психики: социальные установки, интересы, ценности, мотивы, особенности когнитивного стиля, категориальные структуры индивидуального сознания, особенности разрешения конфликтов и т.д.

Среди форм и способов репрезентации исследуемого испытуемым можно выделить следующее: 1) реальное взаимодействие исследуемого и испытуемого в пределах экспериментальной ситуации; 2) фактическое присутствие исследуемого в ситуации осуществления испытуемым той или иной деятельности при соблюдении условия невмешательства; 3) «материализованные репрезентации» исследуемого испытуемому: предъявление фотографий, голоса, записанного на магнитофон, предметов, символизирующих «присутствие» исследуемого; 4) включение исследуемого или его символических замещений в структуру экспериментального материала, например включение их в саму картинку проективного теста (см. рис. 1); 5) квазиприсутствие — гипнотическая актуализация образа исследуемого, «мысленное» присутствие и т.п.; 6) субсенсорное предъявление стимулов, связанных с исследуемым субъектом (его имени, фотографий и др.); 7) воспроизведение ситуаций, в которых имело место взаимодействие испытуемого и исследуемого без внешней актуализации образа последнего; 8) экспериментальные условия, аналогичные только что описанным при гипнотическом внушении испытуемому «забывания» исследуемого; 9) включение испытуемых в такие ситуации, которые были бы несходны с предшествующими ситуациями взаимодействия испытуемого и исследуемого без внешней актуализации образа исследуемого (условие «нулевой» внешней репрезентации исследуемого) и т.д.

Первый из названных способов репрезентации позволяет реализовать исследования прямого и косвенного, намеренного и ненамеренного влияния, улавливая соответствующие эффекты запечатленности исследуемого в проявлениях активности испытуемых. Формы репрезентации исследуемого начиная со второй по шестую нацеливают на выявления характеристик отраженной субъективности, выступающей на уровне идеального значимого другого. Остальные формы репрезентации представляют интерес в плане оценки претворенной субъектности исследуемого.

 

Рис. 1

 

Основные методические трудности, обусловленные отсутствием какой-либо традиции экспериментального исследования, возникают в основном при изучении отраженной субъектности во втором из выделенных ее вариантов, переходном

 

24

 

между первым и третьим. В этом аспекте деятельность испытуемых актуально опосредствуется идеальными репрезентациями исследуемого. Поэтому главный акцент при описании того, как практически «работает» метод отраженной субъектности, мы здесь сделаем на освещении данных о том, как «вмешивается» идеальный значимый другой (исследуемый) в выполнение экспериментальных заданий испытуемыми.

Отметим в порядке иллюстрации несколько исследований, проводимых на основе предложенного автором метода. Так, в работах Ю.В. Янотовской и, независимо от нее, И.Г. Дубова изучается мера идеальной представленности (персонализации) творческих учителей в учениках: в исследовании ученики включаются в словесный ассоциативный эксперимент, затем по частотному словарю выявляется уровень оригинальности ассоциаций. Показано, что в присутствии учителей, которые по экспертным оценкам описываются как творческие, оригинальность ассоциаций учеников возрастает.

 В исследовании А.В. Воробьева школьникам предъявлялась игровая задача, которую требовалось решить самостоятельно, не отступая от правил. В одной из экспериментальных серий перед испытуемыми-шестиклассниками находился портрет их учителя. Выяснилось, что предъявление портретов некоторых учителей не вызывало изменений в добросовестности учащихся, предъявление портретов других учителей стимулировало более добросовестную работу. Примечательно, что портреты учителей оказывали неблагоприятное воздействие, вызывая падение правдивости учащихся, нарушение правил «исподтишка». В работах того же исследователя выяснено, что предъявление одного только голоса учителя (при полной стертости, невнятности содержания речи) вызывало изменение в интерпретации учениками сюжетных ситуаций проблемного типа; одни учителя повышали «доброжелательность» интерпретаций во взаимоотношениях между героями специально отснятого фильма, другие способствовали негативным интерпретациям взаимоотношений между героями. Та же техника репрезентации позволила выявить факты стимуляции познавательной активности учащихся при решении ими интеллектуальных задач учебного типа. Было бы интересно выявить возможную динамику «зоны ближайшего развития» детей — расширение или сужение ее границ — в условиях контакта ребенка с разными взрослыми.

С использованием предложенной А.Л. Крупениным техники «псевдовоздействий» значимых других удается выявить факт изменения уровня «непрагматического риска» (см. о феномене «непрагматического риска» [4]) при условии подобного мнимого «воздействия» на субъекта-перципиента. Участникам эксперимента сообщали, что будет проверяться гипотеза о существовании «биополей». «Субъектом-индуктором» становился исследуемый, «субъектом-перципиентом» — испытуемый. Исследуемый должен был «воздействовать» на испытуемого, сидящего за прибором «рискометром», находясь рядом (за спиной испытуемого) или издалека (из другой комнаты). Обоим было известно, что вследствие «воздействия» должна быть повышена точность работы испытуемого, состоящей в экстраполяции движения сигнала-объекта в «тоннеле». Как первый, так и второй участники опыта не знали, что в эксперименте выявляется уровень стремления человека к риску, а также зависимость именно этой тенденции (а не самой по себе точности остановки сигнала-объекта в тоннеле) от факта идеального взаимодействия между испытуемым и «ассистентом» (т.е. в данном случае исследуемым. В специальной экспериментальной серии было показано, что одного только внушающего влияния экспериментатора, повышающего уверенность испытуемого в точности его собственных действий, оказывается недостаточно для стимуляции тенденции к риску. В этой серии испытуемому вручали металлический стержень, соединенный проводом с корпусом прибора, на котором проводилось исследование, и сообщали, что по этому проводу

 

25

 

будет «передаваться» определенное воздействие от особого устройства — «суггестометра», якобы повышающего точность выполнения задания. Большинство испытуемых при этом оценивали свою работу как более точную, чем в предыдущих сериях (без суггестирующего воздействия), однако уровень стремления к риску оставался прежним. Кроме того, на значительной экспериментальной выборке (более 900 испытуемых) А.Л. Крупениным было показано, что колебания уровня стремления к риску у испытуемых необъяснимо естественными флуктуациями проявлений активности в экспериментальной ситуации, располагающей к риску (коэффициент корреляции между повторными сериями с интервалами: 2 недели, 3 месяца, полгода — не менее 0,82). В случае если эксперимент проводился с незнакомыми прежде участниками, наблюдается приблизительно равное отклонение в сторону повышения и понижения уровня стремления к риску. Причем у трети испытуемых риск сохраняет свое исходное значение. Однако в тех случаях, когда участники эксперимента знакомы между собой, в условиях «воздействия» выявляется значимая тенденция к повышению показателей прагматически немотивированного риска по сравнению с данными индивидуальной серии. Соответствующие сдвиги независимы от социометрического и референтометрического статуса исследуемых и испытуемых в группах, из которых формировались экспериментальные диады. Таким образом, основным фактором сдвига к риску является наличие ранее сложившегося межиндивидуального контакта между испытуемыми и исследуемыми, который можно интерпретировать как достигнутую опытом общения запечатленность исследуемого в системе «смысловых установок» [1] испытуемого.

Для описания следующей группы фактов, полученных в том же исследовании, не имеющих пока вполне убедительного толкования, мы используем заимствованный в математической логике термин «отношение эквивалентности». Последнее, как известно, удовлетворяет трем формальным условиям: «симметричности» (ARB~BRA), «транзитивности» (ARB&BRCARC) и «рефлексивности» (ARA). В нашем случае это означает, что если индивид А в определенном направлении изменяет проявление стремления к риску у индивида В, то последний (В) вызывает аналогичное изменение у первого (А) (условие «симметричности»); если индивид А индуцирует повышение или снижение уровня стремления к риску у индивида В, а тот, в свою очередь,— аналогичное изменение у индивида С, то с высокой вероятностью обнаруживается соответствующее влияние А на С (условие «транзитивности»). Именно эти факты наблюдались в исследовании. Для проверки условия «рефлексивности» мы провели дополнительную серию, которая, возможно, могла бы вызвать возмущение рьяных приверженцев представлений о магической силе «биополей»4. Экспериментатор делал вид, что он «записывает» собственные «биополя» испытуемого, которые далее «ретранслирует» тому же испытуемому (в действительности, конечно, никакой записи чего-либо и обратного предъявления не было). В результате оказалось, что участники исследования, не вызывающие изменения уровня стремления к риску у других лиц, в серии «самовоздействия» не изменяли собственного уровня риска; вместе с тем участники эксперимента, варьирующие уровень риска у других, вызывали аналогичные изменения у самих себя. Следовательно, подтверждалось и свойство «рефлексивности» производимых влияний, и в целом перед нами открывалось отношение эквивалентности, разбивающее множество испытуемых на два противостоящих друг другу подмножества: подверженных и вместе с тем подвергающих влиянию и — «независимых»: находящихся вне отношений влияния. Приведенные данные нуждаются в дополнительном

 

26

 

исследовании и интерпретации.

Трудно интепретируемые факты получены нами также при исследовании динамики ряда феноменов восприятия, обусловленной присутствием значимого другого. Б.М. Величковский обратил наше внимание (в личной беседе) на возможную взаимосвязь персонализации и перцепции. Одна из таких иллюзий приведена в [2] — вариант фигуры Г. Каниззы с иллюзорным контуром, несколько модифицированный нами,— послужила для нас предметом анализа.

В поле зрения испытуемого — четыре фигуры черного цвета, представляющие собой круги с вырезанными в них секторами. Иллюзия состоит в том, что условный квадрат, «наведенный» этими секторами, в глазах наблюдателя превращается в реальный белый квадрат, т.е. «становится видимым» (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2

 

Действительно ли «присутствие» значимого другого лица может отразиться на характере переживания этой иллюзии? Приведем некоторые данные, полученные в дипломной работе, выполняемой под нашим руководством Е.И. Кузьминой.

Прежде всего необходимо было измерить силу иллюзии. Для этой цели мы предъявляли испытуемым слайды, где расстояние между черными кружками менялось от меньшего к большему; в некоторый момент иллюзия белого контура, весьма ощутимая при небольшом расстоянии между кружками, пропадала, тем самым мы устанавливали порог исчезновения иллюзии. Далее, поскольку эксперимент проводился с детьми дошкольного возраста, необходимо было адаптировать для детей инструкцию и несколько модифицировать предъявляемый тест. Остроумное решение этой задачи предложила Е.И. Кузьмина. Кружки с вырезанными секторами были «превращены» в головы рыб с пририсованными «хвостиками». Четыре рыбки «держат платочек», в какой-то момент платочек они выпускают изо рта. Требуется сказать, когда платочек выскользнет. В первой серии дети многократно решают эту задачу в присутствии только экспериментатора. Во второй серии им предлагают представить, что рядом с ними в комнате находится их воспитательница. Сравнивается порог исчезновения иллюзии в первой и второй сериях. Эксперимент, проведенный на 52 детях, показал существование весьма заметных отличий между сериями — воображаемое присутствие воспитателя сочеталось с более поздним исчезновением иллюзии; выраженность иллюзии, таким образом, была значительнее во втором случае, когда «рядом» оказывался значимый другой человек.

 Для объяснения этого факта потребуется специальная экспериментальная работа, направленная на проверку ряда гипотез, в различной мере специфицирующих собственно интерперсональный аспект интересующего нас влияния. Например, динамика перцептивной продукции может быть объяснима факторами, лежащими в стороне от процессов межличностного общения и не имеющими какого-либо прямого отношения к проблеме персонализации (распределение внимания между внешним стимульным материалом и внутренне представленным в сознании субъекта значимым объектом вообще). Или — в большей мере «субъектно-центрическим» образом: как эффект снижения дифференцированности восприятия, обусловленный снижением вообще критичности испытуемого под влиянием значимого другого (гипотезы «доверия», «распределения ответственности» и т.п.). Или, наконец, как проявление

 

27

 

специфической интерсубъектной детерминации перцептивной деятельности (гипотеза «проигрывания» конструктивной активности другого, высказанная Б.М. Величковским).

В совместных исследованиях с Е.Ю. Увариной мы прослеживали обусловленную другим человеком динамику образа Я. Испытуемым предлагается оценить себя по некоторому набору (типа «звездочки» А.Ф. Лазурского) неградуированных шкал, расположенных перед ним и образованных веерообразно расходящимися из центра лучами (подобное расположение оправдано необходимостью проведения последующих серий). Предложенный набор качеств отражает весьма значимые для человека аспекты его бытия («ум», «сила воли», «знание себя», «оригинальность мышления», «чувствую себя личностью» и т.п.). Далее во второй серии испытуемым под видом самооценок другого человека предъявляли их же собственные самооценки (круговое расположение лучей «сбивало» испытуемых, не позволяя идентифицировать предшествующие ответы; кроме того, было изменено взаимное расположение шкал, что дополнительно затрудняло узнавание) и предлагали вновь себя оценить. Нас интересовало, не проявится ли у испытуемых тенденция к изменению самоописания, когда им предъявляют их первоначальные оценки как оценки, данные другими людьми самим себе. Подобное изменение действительно наблюдалось. Учащиеся при предъявлении им «самооценок» равных по рангу успеваемости одноклассников воспроизводили свои предшествующие оценки; но в гетерогенных парах (условно «двоечники»— «отличники», «отличники»—«двоечники») наблюдалась существенная перестройка ответов. Испытуемые, стремясь как бы «отмежеваться» от образа чем-то существенно отличного от него другого человека, фактически отказывались от своего первоначального «видения» себя, причем эта динамика прежде всего затрагивала качества, значимые для успеха в учебной деятельности («ум», «неординарность мышления» и т.д.); в целом сдвиг наблюдался по 10 из 16 параметров самоописания.

Один из путей фиксации влияний, оказываемых исследуемым на испытуемых,— использование традиционных проективных тестов. Единицей анализа личности исследуемого здесь выступают изменения проективной продукции испытуемого, производимые исследуемым. Изменения, о которых идет речь, показательны для оценки личности исследуемого в случае выхода за рамки ситуативных индивидуальных вариаций продукции испытуемого. В совместном исследовании с И.П. Гуренковой динамика проективной продукции под влиянием другого лица нами прослеживается на материале фрустрационного теста Розенцвейга (см. рис. 1). К примеру, удалось выявить изменение направленности агрессии в ситуации фрустрации по характеру доминирования, вплоть до смены на противоположный тип доминирования (экстрапунитивное доминирование замещается интрапунитивным и т.п.).

 

*

 

При построении конкретных экспериментальных методик, реализующих принцип отраженной субъектности, необходимо учитывать два обстоятельства, которые мы проанализируем особо.

Первое из них — назовем его правилом «индивидуальной специфичности» — состоит в том, что исследуемый должен выступить в проявлениях активности испытуемого именно своими субъективными чертами. Иначе говоря, его действие на испытуемого должно нести на себе печать индивидуального своеобразия, «авторствования», должно быть максимально свободно от проявления внеиндивидуального, безличного влияния, которое один человек в ситуации социального взаимодействия может оказать на другого.

Один из случаев подобного безличного влияния может быть обозначен как эффект присутствия «человека вообще», или, как еще можно о нем сказать, «эффект свидетеля». Примером экспериментального разведения «эффекта свидетеля» и эффектов собственно

 

28

 

отраженной субъектности может послужить исследование динамики фрустрационных реакций в присутствии другого. В работе И.П. Гуренковой была предпринята попытка «перенормировки» сырых тестовых данных, характеризующих тип и направленность протекания фрустрационных реакций в связи с введением в материалы теста третьего лица как наблюдателя «вообще» (изображенного, как мы уже отмечали, на каждой из 24 картинок теста Розенцвейга пунктиром). Первоначально испытуемым сообщалось, что это просто человек, находящийся в данной ситуации, который видит все происходящее, но сам в разговор между действующими лицами не вступает. Далее безличная фигура «третьего» индивидуализировалась: испытуемым сообщалось, «кто» этот третий. Оценка изменений проективной продукции строилась на основе сравнения серии с персонифицированным другим и серии с «другими вообще» (групповые нормы реагирования в которой оказываются иными, чем в ситуациях без свидетеля — «эффект свидетеля»).

Другой случай надындивидуального влияния, который также должен быть по возможности учтен и изолирован в исследовании, мы обозначим как «статусно-ролевой эффект». Здесь перед нами такой тип межиндивидуального влияния, когда оно, например, детерминировано профессиональной принадлежностью исследуемого, его положением в социальной организации («авторитет власти») или мнением, которое сложилось о нем (феномен Хлестакова), социальными стереотипами реагирования на него, связанными с его половой или возрастной ролью, национальностью и т.д. Речь идет именно о тех факторах влияния, в которых объединены и тесно переплетены между собой статусные и ролевые характеристики, толкуемые в самом широком смысле, а точнее — о действенности тех статусных характеристик индивида, которые обусловлены отведенной ему социальной ролью, и тех ролевых компонентах влияния, которые обусловлены социальным статусом. В исследовании А.Н. Кузнецовой была предпринята попытка специально проследить роль индивидуальной и статусно-ролевой обусловленности проявлений самовосприятия студентов в присутствии преподавателя. Метод отраженной субъектности был реализован здесь с применением методики «Личностный дифференциал» (в разработке А. Эткинда). Испытуемые несколько раз подряд оценивали себя по шкалам соответствующего опросника (включавшего в себя названия 21 личностного качества, которые объединимы в три категории — «Сила», «Активность» и «Оценка»). В первом случае они должны ответить, каковы они в своем представлении («Я в своем представлении»); во втором — каковы они в момент подготовки к экзамену; в третьем — описать себя на вечеринке при встрече с приятелями. Кроме того, по тем же шкалам испытуемые должны были оценить двух преподавателей, указанных экспериментатором. Эти преподаватели поочередно вели семинарские занятия с обследуемыми студентами по одному и тому же учебному курсу. Наконец, испытуемые должны были вновь себя оценить, представив, что они готовятся к сдаче экзамена каждому из двух преподавателей, а также еще раз оценить себя в маловероятной, но все же возможной ситуации: преподаватель — в их приятельском кругу

В эксперименте выявились существенные отличия в самовосприятии студентов в тех случаях, когда они мысленно «проигрывали» ситуацию подготовки к экзамену «вообще» (перед абстрактным экзаменатором) и к сдаче экзамена конкретному лицу. Этот результат можно было бы объяснить актуализацией представлений, связанных со спецификой учебного материала (который может предъявлять различные требования к способностям учащихся, быть по-разному интересным и т.д.), и подобное влияние, безусловно, имело место. Однако нас здесь интересовал не эффект «абсолютного» влияния конкретного лица в той или иной роли, в отличие от эффекта влияния роли самой по себе, а сравнительный «вклад» разных людей, реализующих одну и ту же роль, в самовосприятие

 

29

 

других. И действительно, наблюдались обусловленные каждым из двух преподавателей достоверные различия в самоописании студентов как по отдельным шкалам, так и по категориям шкал. Картина индивидуально-специфического влияния открывается и в сериях воображаемого общения студентов с преподавателями во внеучебной ситуации. Однако направленность сдвигов в проявлениях самовосприятия у студентов в ряде случаев здесь иная, чем в ситуации представляемого учебного взаимодействия. Поэтому можно утверждать, что в эксперименте мы фиксируем эффект взаимодействия индивидуально-специфического влияния и влияния со стороны содержательной специфичности ситуации (ситуативный фактор). Проведенные и планируемые исследования должны раскрыть достаточно полную картину детерминации наблюдаемых сдвигов, в рамках которой только и может быть «локализован» собственно индивидуальный аспект влияния исследуемого на испытуемых5.

Рельефную картину отличий индивидуально специфического влияния людей и эффектов фасилитации, обусловленных присутствием другого «вообще», открывают исследования И.Г. Дубова. Им был избран классический вопрос, разрабатывавшийся еще в ранних работах Г. Оллпорта,— о возможной динамике ригидности в присутствии другого лица. Однако в данном случае в цели исследователя входила оценка прежде всего характера персонализации одного человека в другом, где мог бы выступить не абстрактно социальный момент влияния, а влияние индивидуальности первого на проявление регидности (флексибельности) второго. В качестве исследуемых были отобраны выпускники педагогических институтов, которые по совокупности известных и дополнительно разработанных автором исследования тестов оценивались как «гибкие» (флексибельные). Далее по группе исследовательских методик и тестов оценивалась гибкость — ригидность учеников тех классов, в которые были распределены отобранные для исследования учителя (замеры со школьниками VIII и IX классов проводились в первых числах сентября). В конце учебного года в условиях непосредственного и воображаемого присутствия учителей и в независимой серии ученики вновь подвергались исследованию.

В итоге была подтверждена гипотеза, согласно которой «гибкие» учителя продуцируют сдвиг в сторону большей гибкости у учеников по сравнению с учителями, не акцентуированными по этому качеству. Этот результат опровергает уже начинающую становиться традиционной (в результате исследования фасилитации) точку зрения, согласно которой присутствие другого лица повышает ригидность того, кто непосредственно действует. Эта точка зрения, вполне оправданная в рамках изучения фасилитации как влияния «человека вообще», оказывается ограниченной при интерпретации индивидуально-специфического влияния, реализующего процессы межсубъектного отражения.

Второе обстоятельство, учет которого обязателен при построении интересующего нас класса методик, назовем правилом «идеальной представленности». Суть этого условия состоит в том, что исследуемый внутренним образом включен в ситуацию деятельности испытуемого, вступает с ним в идеальное взаимодействие; источником интересующих экспериментатора влияний его на испытуемого является именно интрапсихическая запечатленность и действенность его в испытуемом. В экспериментальной ситуации «работает» не сам по себе исследуемый — «работает» его образ в голове испытуемого, интроецированные содержания субъективации, актуализированные его реальным или воображаемым участием в экспериментальной ситуации.

Реализация указанного методологического условия может быть осуществлена

 

30

 

двояким образом. В первом случае исследуемый реально присутствует в ситуации выполнения экспериментального задания испытуемым, однако лишен возможности прямо оказать какое-либо содействие испытуемому. Влияние исследуемого идет как бы «в обход» ситуативно необходимому характеру его активности. Так, в одном из экспериментов испытуемые «отличники» своими ошибочными действиями (при решении задач «четыре точки»), отнюдь не стремясь оказать помощь слабоуспевающим, тем не менее повышали уровень креативности последних. Отмеченное методологическое требование, таким образом, реализовывало технику «иррелевантных» воздействий. Во втором случае исследуемый физически отсутствует в экспериментальной ситуации, однако как бы вводится в круг переживаний испытуемого (предъявляется его фотография, голос, его символические замещения вводятся в материалы проективного теста и т.п.). Этот вариант (например, исследование А.В. Воробьева) создания эффекта присутствия может быть назван техникой символической репрезентации исследуемого испытуемым.

Только что сформулированные правила построения экспериментальной ситуации, воплощающей принцип отраженной субъектности, а именно правила «индивидуальной специфичности» и «идеальной включенности», совместно расслаивают ситуацию исследования на два «яруса». Первый из них — это «ярус» заданной испытуемому деятельности. Испытуемый выполняет деятельность, степень осуществимости которой объективно не зависит от индивидуального своеобразия исследуемого; это либо задачи, которые могут быть выполнены испытуемым совершенно самостоятельно, без какой-либо ориентировки («оглядки») на исследуемого либо на основе сотрудничества с последним, однако в тех пределах, в которых необязательны какие-либо проявления индивидуального своеобразия исследуемого, а достаточно лишь его способности справиться с требованиями чисто делового общения в пределах, отведенных ему ролью. Второй «ярус» активности — это собственно «личностное» идеальное взаимодействие испытуемого с исследуемым. Переход испытуемого на этот второй «ярус», выход его в слой идеального взаимодействия с другим субъектом как носителем индивидуально своеобразных черт, является в определенном смысле «надситуативным», т.е. осуществляется над порогом требований ситуации, предъявляемой испытуемому непосредственно. Существенно важной чертой экспериментальной ситуации является также и тот факт, что «надситуативно» здесь не только идеальное движение испытуемого к исследуемому, но и «исходящее» от исследуемого воздействие на испытуемого, так как оно, как уже было отмечено нами, выходит за пределы социально предписанных или стереотипных форм взаимодействия между ними.

Надситуативный характер идеального взаимодействия между исследуемым и испытуемым открывает нам особую феноменологию активности личности, характеризующую уровень его отраженной субъектности в жизни других людей.

 

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984. — 103 с.

2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. — 336с.

3. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. — Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44—53.

4. Петровский В. А. К психологии активности личности. — Вопр. психол. 1975. № 3. С. 26—37.

5. Петровский В. А. Предпосылки психологии личности в трудах Л.С. Выготского. — В кн.: Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981. — 190 с.

6. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии. — Вопр. психол. 1982. № 2. С. 40—46.

7. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 26.

8. Хараш А. У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия. — Вопр. психол. 1980. № 3. С. 20—31.

9. Dictionary of behavioral science. N.Y., 1973. — 478 p.

10. Dorsch D. Psycholonisches Wörterbuch. Bern, 1976. 774 S.

 

Поступила в редакцию 13.II 1985 г.



1 Понятно, что формирование отраженной субъективности возможно только на основе реальной деятельности, при условии осуществления людьми поступков, которые выступают в качестве действительного источника преобразования жизненного мира другого человека, раскрываются в общественной жизни как деяния. В этой связи необходимо подчеркнуть, что индивид в аспекте отраженной субъективности может выступать не только как субъект позитивных смысловых преобразований индивида — носителя отражения. Эффект идеальной включенности первого в жизненные проявления второго может быть негативным, объективно способствующим не развитию, а регрессу жизненных отношений последнего (снижение способностей, сужение круга побуждений и т.п.).

2 Любая изощренная попытка «схватить» движение в созерцании — «бабочка света, красотка ускользает… а в руках остается одно очертание бегства» (Хименес) — всегда остается в определенном смысле метафорой, сохраняя или лишь иллюзорно преодолевая извечную дистанцию между образом созерцания и неподвластным ему движением. Толстой сравнивал душу человеческую с огнем, который перебрасывается с одного предмета на другой. Если бы существовал «флогистон», то качество «субъектности» можно было бы представить в виде чего-то вещного и, следовательно, хорошо воспроизводимого в образе Восточные концепции «метампсихоза», по существу, именно таковы. Но флогистона не существует, как не существует имматериальной души, «субъектность», которая так напоминает нам живое пламя, так же как и огонь, невещественна и неостановима в полете, и в образе воспроизводится приблизительно и условно.

3 Заметим, что здесь мы намечаем схему операционализации понятия «смысл» (в отличие от «значения») — своеобразную «смыслометрическую» процедуру, основанную на оценке аффективной и когнитивной динамики (в частности, динамики «значений»).

4 После окончания эксперимента с испытуемыми проводилась беседа, из которой они узнавали о задачах исследования, и в частности о том, что более чем спорная гипотеза об экстрасенсорных воздействиях в эксперименте не проверялась и тем более не подтверждалась.

5 В этом же исследовании и в ряде других мы изучаем также и роль индивидуальных особенностей испытуемых в детерминации соответствующих сдвигов (полезависимость, характер «локуса контроля» и др.), на анализе которых в пределах данной статьи мы не имеем возможности специально остановиться.