Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Johst V. (Hrg.) Biologische Verhaltungsforschung am Menschen. Berlin: Akademie-Verlag, 1982. — 172 S.

 

Цель второго переработанного и расширенного издания книги ученых из ГДР — продолжить дискуссию о сущности и ценности биологического исследования поведения человека.

Во вводной статье редактора излагаются основы, методы и перспективы биологических исследований поведения человека. Предметом этих исследований является «анализ системных биологических условий человеческого поведения на всей шкале возможных отношений между генетическими и приобретенными (erlernte) программами поведения» (с. 8) Главной целью таких исследований является доказательство того, что определенные образцы поведения человека генетически запрограммированы. Для этого, по мнению автора, могут применяться следующие методы: 1) оценка спонтанных естественных экспериментов с частичной депривацией (изоляция, феномен Каспара Хаузера и пр.); 2) доказательство наличия независимых от обучения рядов развития; 3) исследование близнецов; 4) сравнительно-культурные исследования; 5) исследование патологических нарушений поведения; 6) интроспекция ощущений и эмоций; этот метод используется в связи с точкой зрения некоторых этологов о том, что «ощущения и эмоции как субъективные феномены не могут быть приобретены: они суть часть нашего врожденного поведенческого оснащения» (с. 14).

Сборник объединяет статьи философов, биологов, физиологов, психологов, психиатров, историков Статья философа Р. Леттера раскрывает диалектику социального и биологического у человека. Отдельные статьи посвящены изложению нейрофизиологических и гормональных основ человеческого поведения.

В статье «Поведение и антропогенез» биолог Г. Тембрюк проводит довольно любопытный анализ трех вопросов: что такое поведение, что такое эволюция и что такое человек. Вчерне определяя поведение как взаимоотношения организма и среды на основе обмена информацией, автор строит процессуальную модель поведенческого акта, которая позволяет ему дополнить определение поведения через указание 13 его существенных признаков. Не менее интересен антропологический подход к определению человека, указывающий на социальные тенденции, зарождавшиеся в недрах еще полностью биологического поведения предков человека.

В статье К. Мейснера обсуждаются возможности методов сравнения, используемых при исследовании поведения людей различными этологами. Некоторые проблемы коммуникации людей с точки зрения исследования поведения обсуждаются в статье У. Охлера. Он сравнивает формы коммуникации приматов с невербальными способами коммуникации и взаимопонимания человека, в частности с формами эмоционального общения.

Психология представлена в сборнике статьей психолога Д. Шмидта «Исследования поведения и детская психология». По его словам, «можно указать целый ряд теоретических мыслей, методологических принципов, плодотворных постановок проблем и, конечно, множество фактов, которые свидетельствуют о прямом или косвенном влиянии исследований поведения на детскую психологию» (с. 126). Из наиболее существенных источников влияния эмпирической и теоретической этологии автор указывает: а) наличие выработанных в этой науке точных критериев для доказательства существования филогенетически унаследованных способов и компонентов поведения у человека; б) наличие разработанных этологами систематики и представления о филогенезе

 

177

 

форм научения человека и животных; в) тесную связь исследований запечатления с доказательством наличия сензитивных периодов научения человека; г) дифференциацию этологами различных форм поведения, связанного с удовлетворением потребностей и не связанного прямо с удовлетворением потребностей, т.е. ориентировочного, разведывательного поведения. Например, автор считает, что сформулированная английским зоопсихологом М. Торпом (1956) последовательность форм научения в животном мире (привыкание, условные реакции, инструментальное обусловливание, научение с помощью проб и ошибок, латентное обучение, обучение в форме запечатления и разумное обучение) может быть взята в качестве адекватной гипотезы для онтогенетического исследования поведения человека.

В последних статьях сборника анализируются связи исследований поведения с психиатрией, обсуждается роль изучения истории общества в исследовании форм поведения.

Рецензируемый сборник еще раз обращает внимание на необходимость глубокого и всестороннего обсуждения специфики связей между биологией и психологией человека. Никто не может оспаривать, что биология много дала психологии и дает до сих пор. Например, биогенетический принцип (никогда не называвшийся, кстати, в биологии теорией), давно снятый в современной теории эволюции, даже в извращенном психологами виде1 до сих пор полностью не преодолен в психологии развития, а интерес к некоторым его вариантам оживляется в наши дни.

Современная теория эволюции остается фактически не освоенной психологами. Это видно и по рецензируемому сборнику, где проблемы эволюции поведения практически не рассмотрены.

Однако рецензируемая работа с успехом выполняет свою функцию — продолжить дискуссию о биологии человека. Поэтому обращение ученых ГДР к проблемам изучения поведения человека представляется важным и своевременным.

 

А.Г. Лидерс

Москва



1 Биогенетический принцип помогал биологам по результатам изучения эмбриогенеза восстанавливать историю (эволюцию) вида, т.е. был направлен «назад», психологи же использовали его противоположным образом; на основании некоторых данных истории человеческого поведения они делали заключения о периодизации индивидуального развития и онтогенезе. Таким образом, принцип использовался «с точностью до наоборот».