Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

140

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАКАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Л.С. ШКОЛЬНИК

 

ПРОБЛЕМА

 

В экспериментально-психологическом исследовании эффективности детского политического плаката мы исходили из ленинского определения эффективности агитационно-пропагандистского воздействия: «Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой» [1]. Нами была предпринята попытка изучить взаимосвязь между убедительностью, т.е. мотивационными элементами плаката, усвояемостью, т.е. уровнем адекватности понимания, и запечатлеваемостью, т.е. прочностью запоминания. Исходными послужили следующие положения:

1. Представление С.Л. Рубинштейна о наличии во всяком связном сообщении опорных точек, определяющих, «в каком именно качестве должен выступить элемент, чтобы включиться в контекст» [7]. Непременным условием эффективности пропагандистского воздействия представляется идентичность качеств этих элементов (опорных точек) для создателя сообщения и его адресата, так как жесткая функциональность массового информационного воздействия предполагает необходимость понимания в строго определенных, специально заданных рамках. В данном случае говорят о «первичной информативности», т.е. такой организации сообщения, при которой коммуникативное намерение автора адекватно интерпретируется адресатом [6]. Разработка проблем усвоения детьми разного возраста массовой агитации и пропаганды имеет непреходящее значение для практики воспитания и особенную актуальность в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором было подчеркнуто, что «идеологическую работу нужно вести дифференцированно, с учетом многообразных интересов различных групп населения» [2].

2. Представление об имеющейся у аудитории предрасположенности к наиболее адекватному восприятию той социальной информации, которая в наибольшей мере отвечает отношению личностей к тем или иным явлениям общественной жизни. Эти отношения могут закрепляться в виде психологических стереотипов, использование которых в качестве опорных, т.е. подкрепляющих основную идею сообщения, может способствовать более четкому структурированию процесса его смысловой интерпретации, его адекватному смысловому восприятию. Непривычный же способ воплощения замысла в сообщении, нечеткое структурирование его содержания увеличивают вероятность его модификации в соответствии с внутренним миром личности [3], [4], [6].

3. Общепсихологическое положение об избирательности памяти, согласно которому лучше всего запоминается та информация, которая связана с удовлетворением потребностей человека, имеет для него то или иное значение, личностный смысл.

В ходе эксперимента предполагалось выявить: опорные смысловые точки плакатов для школьников младшего (12—13 лет) и старшего (15 лет) подросткового возраста; их устойчивые стереотипы

 

141

 

типы восприятия при анализе меры адекватности понимания плакатов; корреляцию этих стереотипов со значимыми мотивами деятельности при анализе непроизвольного запоминания.

 

МЕТОДИКА

 

Первый этап. Подросткам 12—13 лет (75 человек) и 15 лет (50 человек) предъявлялись поочередно шесть произвольно выбранных плакатов издательства «Плакат» различной воспитательной тематики.

Плакат № 1 .«Не на деревьях булки растут. Помни, малыш! Хлеб — это труд!» (автор Б.А. Пармеев). В центре плаката — символическое дерево с плодами в виде хлебобулочных изделий. Между ветвями дерева изображены различные виды сельскохозяйственных и промышленных работ по производству хлеба. На переднем плане мальчик с булкой в руках.

Плакат № 2. «Мне все науки по плечу, я космонавтом стать хочу!» (автор А.Я. Галкин). На фоне звездного неба крупным планом дан пионер в космическом шлеме с повязанным поверх красным галстуком. За его спиной корешки книг и учебников, составляющие шлейф уходящей ввысь ракеты.

Плакат № 3. «Нашему дому — зеленый наряд!» (автор И.Т. Авасапов). В центре плаката — мужчина с лопатой, женщина с саженцами и пионер с лейкой на фоне домов и деревьев.

Плакат № 4. «Будьте гражданами с детства! Вам Советская страна даст со временем в наследство все, что сделала она!» (автор Н.П. Байраков). На фоне знамен и символов экономических успехов страны — мужчина со Звездой Героя Социалистического Труда держит руки на плечах пионера и пионерки.

Плакат № 5. «Мы — спортивная семья: папа, мама, брат и я» (автор М.В. Лукьянов). К стене прислонены три пары лыж — одна ниже другой. Четвертую, самую маленькую пару держит мальчик в свитере и варежках.

Плакат № 6. «Даешь пятилетку пионерских дел!» (автор Б.А. Пармеев). На фоне символов развития экономики и сельского хозяйства пионер держит красную пятерку, все пространство которой занято изображениями пионеров в процессе общественно полезного труда и вторым лозунгом «Мне, тебе и всей стране!».

 Главной задачей первого этапа эксперимента явилось выяснение меры адекватности понимания основных воспитательных идей (целей) плакатов. Ребята должны были ответить на вопрос: «Какую главную мысль передает этот плакат?» Эталонные идеи (основные воспитательные цели) плакатов были сформулированы их авторами в специально проведенном опросе1.

Вот эти эталонные идеи: плакат № 1 — береги хлеб, потому что это труд; плакат № 2 — если хочешь быть современным человеком, нужно учиться; плакат № 3 — необходимо озеленять города и улицы; плакат № 4 — нужно быть гражданином с детства; плакат № 5 — все должны заниматься спортом; плакат № 6 — нужно трудиться на благо Родины.

По методике Т.М. Дридзе [5], в плакатах выделялись три группы элементов (опорных точек): 1) цель, 2) основные и 3) второстепенные составляющие. Если испытуемый правильно формулировал воспитательную цель плаката 1 (не дословно, а по смыслу), он получал 3 балла; если частично (указывал 2—3 основных составляющих, не передавая цели) — 2 балла; если не сумел правильно передать ни цели, ни основных составляющих (т.е. указал второстепенные составляющие или понял плакат иначе) — балл.

 Второй этап. Через пять месяцев после проведения первого этапа исследования та же аудитория получила задание вспомнить и зафиксировать в произвольном виде основные идеи и содержание экспонировавшихся ранее плакатов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

По первому этапу. Было зафиксировано как правильное (адекватное), так и неправильное (неадекватное) понимание подростками плакатов. Приведем примеры правильного понимания основной воспитательной идеи.

Плакат № 1 (12—13 лет). Хлеб — это труд, береги его. Хлеб — это тяжелый труд, надо беречь хлеб не только взрослым, но и детям. Хлеб выращивают руки человека, и его надо беречь. Берегите хлеб, в него вложен труд хлеборобов и всех тех, кто его делал (15 лет). Хлеб — это богатство земли, береги хлеб смолоду. Надо бережно относиться к хлебу, потому что хлеб — это наше богатство. В этом плакате главное — отношение людей к хлебу, хлеб — большая ценность. Нужно беречь хлеб, так как для его изготовления, для того, чтобы народ мог есть хлеб, трудятся многие люди.

Плакат № 2. Можно научиться многим наукам, если ты этого хочешь. Все дети должны знать географию, химию и т.д.; некоторым из ребят понадобятся эти науки в их профессиях. Надо хорошо учиться, тогда перед тобой будут открыты все дороги. Этот плакат говорит, чтобы дети учились хорошо. Человек должен постигать все науки и не успокаиваться, а идти вперед. Нужно учиться, потому что сейчас без учения нельзя выбрать работу. Нужно хорошо учиться, чтобы потом чего-нибудь добиться (12—13 лет). Науки открывают все дороги в жизнь. Если ты не будешь хорошо учиться, то не добьешься своей цели. Надо хорошо учиться, только тогда можно достичь в наше время самых высоких вершин. Главная мысль плаката — польза знаний, чего можно достичь с их помощью. Все пути открыты молодежи, все в наших силах, но для жизни нужны объемные, глубокие знания. Только знающие люди могут освоить космос, развитие страны, мира; а для этого нужно учиться, и хорошо учиться (15 лет).

Плакат № 3. Озеленим наш город. Весной все люди должны выйти на субботник для благоустройства дворов, нужно обязательно сажать во дворах зеленые растения. В этом плакате как бы призыв к тому, чтобы жители сажали деревья

 

142

 

и озеленяли город. Плакат призывает к озеленению улиц, городов; чтобы было красиво и чтобы деревья очищали воздух от углекислого газа (12—13 лет). Взрослые и дети должны беречь свой город и в коммунистический субботник сделать как можно больше хорошего для города. Всей семьей на озеленение! Этот плакат призывает пионеров помогать старшим в работе по благоустройству района (15 лет).

Плакат № 4. Быть приличными людьми, любить Советский Союз. Нам строить коммунизм, и надо быть готовыми к этому. Страна отдает нам самое лучшее, и мы должны быть достойными. Молодежи нужно жить по образу старших. Нужно беречь все с детства, и тогда дети будут хозяевами своей страны. Все, что сделала Родина, будет передано в другие руки, в руки молодежи. Все, что сделали отцы и деды, надо продолжать (12—13 лет). Наша страна обеспечила для наших детей счастливое детство, и мы должны свято помнить об этом. Наши деды и отцы добились многого, и наша цель — приумножать их заслуги. В нашей стране труд — это право человека. Все свои богатства, свое наследие старшее поколение передает нам. Будьте гражданами с детства, т.е. живите не только своими интересами. Любите свою родину, заботьтесь о благе людей, думайте сначала о них, а потом о себе, соблюдайте гражданский долг (15 лет).

Плакат № 5. Все семьи должны заниматься спортом, чтобы люди мало болели, были сильными и ловкими. Спорт — это здоровье, все должны заниматься им. Спорт нужен всем — говорит этот плакат. Каждый человек в нашей стране должен заниматься физкультурой. Надо всем людям на земном шаре заниматься спортом, спорт — здоровье. Каждая семья должна быть спортивной (12—13 лет). Занимайтесь спортом и увлекайте своих родственников. В этом плакате призыв заниматься спортом всей семьей. Этот плакат призывает к массовому развитию спорта в семье. Пропаганда массового спорта (15 лет).

Плакат № 6. У пионеров должна быть своя пятилетка пионерских дел. Пионеры должны помогать взрослым сажать деревья, помогать стране в уборке хлеба, в коммунистических субботниках. В нашей стране трудятся не только взрослые, но и дети, они помогают старшим, выполняют свой пионерский план. Надо помогать партии, народу. Пионеры должны помогать стране (12—13 лет). Пионеры — продолжатели и последователи старших поколений, они своими делами должны показать, что не подведут своих старших товарищей и наставников, они должны заботиться о своей стране и обо всех, кто ее населяет. Пионеры — это ленинцы, будущие комсомольцы, они должны вносить свой вклад в строительство коммунизма в нашей стране. Обязанность пионеров не только учиться, но и трудиться (15 лет).

Примеры неточного понимания основной воспитательной идеи плакатов:

Плакат № 1 — практически нет.

Плакат № 2. Человечество узнало многое, скоро полет в космос будет каждодневным, обычным делом. Плакат о том, какую профессию хочет выбрать мальчик. Ребята хотят стать космонавтами, как Юрий Гагарин. Плакат о профессии: кем хочешь стать, тем и будь,— любая профессия хорошая. Этот плакат учит нас, что мы можем полететь в космос вместо взрослых. Здесь мечта мальчика быть космонавтом. Этот плакат о стремлении детей покорить космос. Детям все интересно: чтобы узнать побольше, хочется полететь в космос. Наука и техника развиваются, космос должен быть мирным, а не для военных целей (12—13 лет). В космосе могут быть и пионеры. Для молодежи все пути в жизни открыты. В нашей стране дороги в жизнь открыты для всех. Дети нашей страны могут стать кем угодно: и рабочими, и математиками, и космонавтами (15 лет).

Плакат № 3. Дерево нам дает бумагу, кислород, и нужна ему охрана. Надо больше сажать деревьев, беречь зелень, зелень — это наша жизнь. Любовь к лесу, помощь ему. Природа — наш лучший друг (12—13 лет). Дерево — наш символ жизни, под этим деревом можно подразумевать наше большое государство, и наше государство надо охранять так же. как и это молодое деревце, которое в будущем будет сильным. Природу надо беречь, так как она украшает нашу жизнь, все, что нас окружает, помимо того что кислородом, выделяемым природой, мы дышим. Жизнь прожита не зря, если человек посадил хоть одно дерево, оставил после себя жизнь. Растения — это жизнь, воздух. Все — взрослые и дети — должны охранять природу (15 лет).

Плакат № 4. Ветераны войны, которые остались живыми, боролись за мир, их мы должны уважать. В социалистических странах богатство принадлежит всему народу. Надо быть дружными. С детства надо привыкать к труду. Нужно хорошо учиться, не грубить старшим, потом можно будет любой профессией заняться. Этот плакат о старом рабочем, который показывает юному поколению фабрики, заводы. Когда ты вырастешь, ты будешь покупать, что тебе захочется, — все принадлежит народу. В плакате говорится, что люди в войну старались все сделать для нас и для страны, чтобы не было войны (12—13 лет). Помни тех, кто боролся за твое счастье. Этот плакат о ветеранах войны и труда и о подрастающем поколении. Берите пример со старших. В нашей стране все богатства принадлежат народу (15 лет).

Плакаты № 5 и № 6 практически не вызвали неверного понимания. Однако и здесь был допущен при интерпретации ряд неточностей. Так, все ребята понимали, что плакат № 5 призывает заниматься спортом, однако часто ускользал момент массовости спорта, необходимости сделать его общесемейным занятием (а именно это хотел подчеркнуть автор). Плакат № 6 трактовался как необходимость трудиться, но далеко не все передали идею общественной пользы труда, работы на благо Родины (авторский замысел).

В результате анализа ответов по указанной методике был выведен коэффициент адекватного понимания (КАП) для каждого плаката при КАПmax=3. По группам опрошенных он распределился следующим образом (табл. 1).

Кроме того, был подсчитан процент неадекватного

 

143

 

(ассоциативного) понимания плакатов. Он распределился так (табл. 2).

По второму этапу (непроизвольное запоминание) были получены следующие результаты (табл. 3).

 

Таблица 1

Таблица 2

Распределение коэффициентов адекватного понимания плакатов (КАП)

 

Неадекватное понимание плакатов

(в %)

№ плаката

В 12—13 лет

В 15 лет

 

№ плаката

В 12—13 лет

В 15 лет

1

 

2,8

 

2,9

 

1

0

4

2

1,6

 

1,7

 

2

52

65

3

2,4

2,0

 

3

23

48

4

2,1

1,7

 

4

33

13

5

 

2,4

 

2,5

 

 

5

4

0

6

2,2

2,4

 

6

5

4

 

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Судя по табл. 1 и 2, уровень правильного (адекватного) понимания пропагандистского воздействия плакатов, ориентированных на детей подросткового (а в некоторых случаях даже младшего) возраста, не является оптимальным не только в этой возрастной группе детей, но и в группе старших подростков 15 лет. Мало того, некоторые плакаты понимаются неправильно, вызывают ассоциации, непосредственно связанные с особенностями социально-культурного опыта детей определенного возраста. Например, плакат № 3 о необходимости озеленять и украшать улицы старшими подростками понимался зачастую как призыв к охране природы.

Плакат № 2 о необходимости хорошо учиться во множестве случаев был принят за призыв становиться космонавтами, так как крупным планом в центре плаката был изображен пионер в космическом шлеме. Плакат № 4 о необходимости быть достойными гражданами также вызвал много затруднений у школьников. Наиболее адекватно были поняты плакаты о необходимости беречь хлеб (плакат № 1) и заниматься спортом (плакат № 5). Была неплохо понята младшими подростками идея озеленения городов, а старшими — идея необходимости общественно полезного труда (плакат № 6).

Плакат гражданской тематики все-таки четче интерпретировался пятнадцатилетними, тогда как идея озеленения городов оказалась ближе пяти- и шестиклассникам. У этой группы вдвое меньший процент ассоциаций. Однако для всех испытуемых содержание плакатов № 2, 3 и 4 оказалось гораздо более «размытым», чем плакатов № 1, 5 и 6. Это скорее всего свидетельствует о несовершенстве первой группы плакатов, чем о разнице в уровнях восприятия.

Выявились стереотипы восприятия: «быть космонавтом», «охранять природу, деревья», «уважать ветеранов войны», «продолжать дело старших», «подрастем, и все будет для нас», «спорт — это здоровье», «пионеры помогают взрослым» Очевидна неравнозначность воспитательно-пропагандистской направленности данных идей

Доминирующими стереотипами, которые «победили» предложенное авторами плакатов содержание, оказались, идея стать космонавтами и идея охранять природу (плакаты № 2 и 3) Именно они остались в долговременной памяти школьников Расплывчатый, нечетко структурированный и не содержащий опоры на привычные для школьников стереотипы плакат № 4 почти полностью не запомнился испытуемым. Можно предположить также, что удержать в памяти основную идею плаката № 4, равно как и основные идеи плакатов № 1, 2 и 6, их адресатам — детям не позволило слабовыраженное личностное отношение авторов к воспитательным целям созданных ими плакатов. Так, «пропала» при запоминании идея труда из плаката о хлебе («Берегите хлеб, это — труд»), идея необходимости хорошо учиться («Мне все науки по плечу, я космонавтом стать хочу»), призыв к труду на благо всей страны из плаката № 6.

 

Таблица 3

 

Запоминание содержания плакатов(через 5 месяцев, в %)

 

№ плаката

Передана основная идея и один или несколько элементов содержания (или только идея)

Передано общее содержание либо один или несколько элементов

Неверно передана основная идея

Плакат не сохранился в памяти

12—13 лет

15 лет

12—13 лет

15 лет

12—13 лет

15 лет

12—13 лет

15 лет

1

31

70

35

20

2

0

32

10

2

2

0

20

0

20

80

58

20

3

11

50

0

20

20

10

69

20

4

0

20

0

0

0

0

100

80

5

15

20

4

40

0

0

81

40

6

0

0

9

10

2

0

89

90

 

В общем виде результаты эксперимента могут быть сведены к следующему во-первых, подтвердилось наличие устойчивых стереотипов восприятия наглядной агитации, обусловленное социально-коммуникативным опытом школьников.

 

 

144

 

Обнаружилась также и важная роль названных стереотипов в процессе структурирования смыслового содержания плакатов для детей. Во-вторых, обнаружена корреляция этих стереотипов с широко распространявшимися в разное время и иногда устаревшими воспитательными призывами (например, «быть космонавтом», «учиться, быть послушным, чтобы потом войти в жизнь»). В-третьих, выявилось отсутствие у ряда ребят сформированных стереотипов, подкрепляющих значимость общественно полезного труда и гражданской деятельности.

Доминирующее значение иконических элементов плаката при восприятии и запоминании их содержания подростками свидетельствует также и о том, сколь эффективны могут быть средства наглядной агитации для воспитательной работы со школьниками.

 

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 21.

2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. — М., 1983. — 55 с.

3. Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой. — В кн.: Проблемы социальной психологии и пропаганда. М., 1971. С. 93—112.

4. Артемов В. Л. Стереотип и установка в процессе пропагандистского воздействия. — В сб.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып. 7. М., 1977. С. 70—88.

5. Дридзе Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации. — М., 1979. — 281 с.

6. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. — М., 1980. — 224 с.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — 236 с.

 

Поступила в редакцию 14.II 1984 г.



1 Выражаем признательность за помощь в этом опросе сотрудникам научно-методического сектора издательства «Плакат».