Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

91

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Г.М. МКРТЧЯН, А.Е. ЧИРИКОВА

 

Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям.

Поэтому столь велика роль педагога, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи,  в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или иной профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения.

Многочисленные исследования, проведенные социологами, психологами, педагогами, показывают, что огромную роль в формировании жизненных планов молодежи, в реальном выборе профессии играют ценностные ориентации старшеклассников.

Сам процесс формирования ценностных ориентации молодежи представляет собой сложный социально-психологический феномен, на который оказывают влияние и межличностные отношения подростка со сверстниками, и семья, и школьный учитель, тренер, руководитель кружка.

В данной статье мы специально остановимся на весьма важном вопросе: как на формирование представлений выпускников о профессии, на предпочтение ими той или иной профессии влияет семья, а именно уровень образования и квалификации родителей? Наряду с другими факторами (семейные традиции, характер эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) уровень образования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие на выбор профессии старшеклассником.

 Зная это, педагог сможет лучше представлять, на что реально ориентируется ученик при выборе профессии, какие цели являются для него основными, а какие второстепенными и как они различаются у детей, принадлежащих к разным социально-профессиональным группам.

 

СЕМЬЯ И ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Раскрывая вопрос о роли семьи в формировании жизненных планов молодежи, мы не сможем остановиться на всех параметрах семьи, от которых зависят профессиональные ориентации старшеклассников, это было бы весьма сложно, а рассмотрим один из них — социально-профессиональную принадлежность родителей. В соответствии с квалификацией и уровнем образования рабочих и служащих в нашем исследовании было выделено шесть социально-профессиональных групп. Для рабочих в качестве критерия различения был взят уровень квалификации: высокий, средний, низкий; для служащих — уровень образования, высшее, среднее специальное, среднее и ниже среднего.

Исследование, на которое в основном мы будем опираться, было проведено

 

92

 

нами на 820 учениках выпускных классов Москворецкого района Москвы.

Результаты исследования позволили выделить определенные различия, существующие в жизненных планах и программах действия старшеклассников из семей рабочих и служащих.

После окончания школы на продолжение образования ориентируется наибольшая часть тех молодых людей, родители которых имеют более высокий образовательный уровень. Такая тенденция характерна и для детей из рабочих семей — сразу после окончания школы намереваются продолжать учебу наибольшая часть тех выпускников, родители которых имеют высокую квалификацию. Среди детей из семей служащих, родители которых имеют высшее образование и среднее специальное образование, больше желающих продолжать учебу, чем среди детей, родители которых имеют средний и ниже среднего образовательный уровень; среди детей рабочих с высокой квалификацией в 1,5 раза больше желающих учиться, чем детей, родители которых имеют низкую квалификацию.

В среднем на 26 % больше желающих сразу после окончания школы пойти учиться из среды служащих, чем из среды рабочих. Видимо, здесь определенную роль играет так называемый социальный статус, согласно которому родители прилагают все усилия для того, чтобы образование детей не было по крайней мере ниже образования родителей. В силу этого образование родителей само по себе становится фактором, сильно влияющим на формирование профессиональных планов молодежи.

Возникает вопрос: на что больше ориентируются школьники — на получение знаний или на повышение своего социального статуса? По нашим данным, более трети выпускников школы намереваются получить высшее образование не ради овладения новыми знаниями, а лишь для того, чтобы побыть в роли студента, которая дает им возможность самоутвердиться в позиции человека, сумевшего достичь цели, оказавшейся не всем по плечу, и, наконец, позволяет переместиться в иную социальную группу, принадлежность к которой может говорить об определенном уровне овладения интеллектуальными навыками. Ниже мы остановимся на этом вопросе подробнее.

Рассмотрим само содержание профессиональных планов молодежи. Так, по данным нашего исследования, из желающих продолжить учебу после окончания школы детей высококвалифицированных рабочих именно в вузы намерены поступить менее трети. Это более чем в 3 раза ниже соответствуюших показателей у детей служащих с высшим образованием и в 2 раза ниже, чем у детей служащих со средним специальным образованием. Однако доля детей высококвалифицированных рабочих, стремящихся обучаться в вузе, в этой социальной группе относительно высока по сравнению с детьми рабочих средней и низкой квалификации. Более половины выпускников из этих профессиональных групп рабочих намерены обучаться в ПТУ.

Таким образом, мы видим, что, во-первых, существует определенная устойчивая связь между социально-профессиональным положением семьи и профессиональными планами выпускников средних школ и, во-вторых, ориентация молодежи на продолжение учебы на «старте» неоднозначна.

Намерение выпускников на продолжение учебы связывается с поступлением не только в вузы, но и в средние специальные учебные заведения, а также в ПТУ. Даже для Москвы наблюдается спад численности выпускников средних школ, стремящихся поступить в вуз сразу после окончания школы. Однако этот факт связан не столько с изменением ориентации молодежи на высшее образование, сколько с изменением профессиональных планов молодежи относительно пути получения образования, что особенно характерно для детей рабочих. Отставание стремления молодых людей из рабочей среды, к получению образования по сравнению с детьми из среды служащих: объясняется не понижением значения образования как «эскалатора» социальной мобильности, как считают некоторые

 

93

 

а реализмом выпускников, их опытом, их внутренними контактами, своеобразными обратными связями с предыдущими выпускниками. На основе этих обратных связей молодые люди корректируют свои личные планы, поэтому поведение молодежи из рабочей среды при выборе жизненного пути представляется более рациональным по сравнению с другими социально-профессиональными группами с точки зрения реализации своих стремлений и возможностей, предоставляемых обществом. Наши исследования показывают, что если для детей, родители которых заняты высококвалифицированным трудом, получение высшего образования рассматривается как некоторое обязательное требование и тем самым в определенной мере выступает как самоцель, то для детей работников физического труда такая ориентация не является столь жесткой. Так, по нашим данным, почти половина выходцев из семей рабочих, четко ориентированных на учебу (в вузах и техникумах), имела «второй вариант» профессиональных планов в случае неудачи при вступительных экзаменах. Из них 31 % планировали сразу приступить к работе на производстве. При этом свыше 80 % этой категории молодежи намерены пойти на работу по рабочим профессиям полученным в процессе трудового обучения в системе межшкольных УПК. Причем подавляющее большинство (две трети) этих молодых людей не отказались от дальнейшего продолжения учебы, а лишь меняли пути достижения своей цели — без отрыва от трудовой деятельности. Так, около половины выпускников семей рабочих планируют совмещать работу с учебой в вузах и средних специальных учебных заведениях. Более 50 % выпускников из рабочей среды указали конкретные профессии, по которым они готовы работать, а четверть — место поступления на работу. Для выпускников из среды служащих данные цифры составляют соответственно 13 и 19 %.

Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости — вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность профессиональных планов молодых людей позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией, что, к сожалению, сейчас не осознается в должной мере большинством родителей и даже педагогов. Это приводит к тому, что дети, не реализовавшие свои намерения относительно продолжения учебы, считают свои планы либо совсем, либо частично не осуществившимися, причем у детей служащих с высшим образованием это мнение выражено наиболее ярко.

Так, по результатам опроса более 57 % детей из среды рабочих, ориентированных сразу после окончания школы на учебу (вузы, средние специальные учебные заведения) и не осуществивших свои намерения, считали, что лишь частично не реализовали свои профессиональные планы. Из детей служащих, намеревавшихся поступить на учебу сразу после окончания школы, но не реализовавших свои намерения, 78 % считали полностью не осуществившимися свои профессиональные планы, а для детей специалистов (работники умственного труда с высшим образованием) эта цифра составила почти 100 %.

При наличии одинаково устойчивой ориентации на получение высшего образования у детей из различных социально-профессиональных групп наблюдаются четкие различия в программах действия. Этим можно объяснить тот весьма существенный факт, что 57 % обследованных нами старшеклассников из семей рабочих, намеревавшихся после школы продолжать учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, рассматривают трудовое обучение в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК) как важный фактор, влияющий на формирование их профессиональных планов. По мнению этих молодых людей,

 

94

 

подготовка в УПК дает возможность поступить на работу в случае неудачи в конкурсных экзаменах, а в перспективе совместить работу с дальнейшей учебой. С этим мнением согласны лишь 16 % тех выпускников, которые принадлежат к семьям служащих с высшим образованием. Большинство молодых людей из этой среды считают, что трудовое обучение в УПК для них является формальным, так как они ориентированы на продолжение учебы в вузе.

Таким образом, педагогу необходимо помнить, что старшеклассников отличает, с одной стороны, «ситуативность», с другой, «жесткость» профессиональных планов. Сам факт указанных различий в формировании профессиональных планов молодежи может отражать индивидуально-психологические особенности старшеклассников и не должен вызывать особых опасений. Однако излишняя вариативность, так же как и сверхустойчивость сформировавшихся жизненных планов, требует уже корректирующего вмешательства со стороны педагога. Коррекция негативных явлений этого плана предполагает прежде всего понимание причин, обусловивших как ситуативность, так и ригидность жизненных планов молодежи.

Психологические механизмы, лежащие в основе, например, явления ситуативности, весьма многообразны. Это и влияние господствующей моды на профессии, и влияние со стороны сверстников (кстати, очень значительное в этом возрасте), и отсутствие устойчивых интересов, и, наконец, индивидуальные особенности школьников.

Если повышенная неустойчивость жизненных планов молодежи, как правило, хорошо осознается педагогами и лежит как бы на поверхности, то отрицательные последствия жесткости сформировавшихся профессиональных планов осознаются в меньшей степени. Хотя, как показывают данные нашего исследования, явления ригидности профессиональных намерений распространены в не меньшей степени и особенно характерны для детей служащих с высшим образованием.

 

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ «ОБРАЗ ПРОФЕССИИ» У СТАРШЕКЛАССНИКОВ?

 

Одна и та же профессия может быть для одних весьма предпочтительной, а для других нет. Это существенным образом зависит от запросов старшеклассников и того образа профессии, который у них сложился. Как показывают данные нашего исследования, весьма значительными компонентами «образа профессии» выступают сложность, содержательность работы и уважение, авторитет представителей данной профессии среди людей.

Как и в жизненных планах выпускников, в оценках определенных конкретных профессий детьми из различных социально-профессиональных групп имеются существенные расхождения, которые педагогу необходимо знать, чтобы способствовать устранению отрицательных последствий этих различий.

По полученным нами данным, например, по сложности и содержательности профессии токаря, слесаря, станочника в оценках выходцев из семей высококвалифицированных рабочих не уступают профессии врача, а в сравнении с профессиями журналиста, учителя, актера значительно превышают последние по сложности и содержательности. По мнению этих молодых людей, лишь профессию экономиста среди указанных выше можно считать более сложной по сравнению с такими рабочими профессиями, как оператор установок и радиомонтажник, получившими весьма высокие оценки по этому критерию. Выпускники, принадлежащие к семьям с высшим образованием, профессию токаря, слесаря, радиомонтажника, оператора и станочника по своей сложности и содержательности оценивают в два с лишним раза ниже профессии врача, актера, экономиста, журналиста. Таким образом, налицо несовпадение оценок этих профессий по критерию сложности и содержательности.

Прежде всего это касается рабочих профессий, где оценки выпускников из среды служащих с высшим образованием значительно ниже оценок выпускников

 

95

 

из среды высококвалифицированных рабочих. Расхождения по этому критерию наблюдаются также в оценках тех профессий квалифицированного умственного труда (актер, журналист), которые дети рабочих оценили ниже, чем дети служащих. Весьма низкие оценки, даваемые детьми из среды служащих с высшим образованием, таких рабочих профессий, которые требуют высокой квалификации, большого объема специальных и общих знаний и творческих качеств работника, указывают на необоснованно негативное отношение этой категории молодежи к рабочим профессиям.

Видимо, высокая оценка сложности и содержательности рабочих профессий детьми высококвалифицированных рабочих, в отличие от детей служащих с высшим образованием, может быть объяснена более высоким уровнем информированности этих старшеклассников о конкретном содержании рабочих профессий, что еще раз свидетельствует о большой роли профессионального просвещения при проведении профориентационной работы среди выпускников. Важность информированности школьников о содержании рабочих профессий вызвана прежде всего тем, что школьники в реальной жизни практически не могут наблюдать работу, например, высококвалифицированного фрезеровщика, не на экскурсии, а систематически, как профессию учителя, врача, продавца. Это и порождает в ряде случаев отказ от выбора рабочих профессий, нежелание стать рабочим.

Настораживает также тот факт, что даже те дети, которые высоко оценивают рабочие профессии по сложности и содержательности, а следовательно, являются достаточно информированными, дают им низкие оценки по критерию авторитета и уважения. Думается, что стремление некоторой части детей рабочих к переходу в другую социально-профессиональную группу объясняется именно желанием приобрести иной социальный статус, как наиболее престижный в общественном мнении.

Вообще для старшеклассника общественное мнение о профессии, ее престиж являются чрезвычайно важными, даже в том случае, если старшеклассник признает за профессией и ее необходимость, и ее сложность. Поэтому педагог при проведении профориентационной работы по формированию представления о профессии должен обратить особое внимание на престиж профессии, ее общественное звучание. В том, что именно престиж профессии является наиболее значимым для выпускников, можно убедиться, если специально рассмотреть, что же реально привлекает старшеклассников в профессии, какие профессии они выбирают и почему.

 

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФЕССИИ?

 

Проблема привлекательности той или иной профессии в системе ценностных ориентации старшеклассников исследовалась систематически, начиная с 60-х гг. Интересно, что в каждом десятилетии школьников привлекали свои ценности, потребности, свои профессии. Например, всего 10—15 лег назад школьники были более ориентированы на высшее образование, нежели сейчас, ряд ценностей, которые ранее не были существенны, сегодня приобрели для них серьезное значение. Поэтому учитель, родители не должны удивляться тому, что школьников в профессии теперь привлекает совсем не то, что привлекало когда-то их самих, что потребность быть самостоятельными, инициативными у сегодняшних школьников значительно возросла по сравнению с их мамами и папами, не говоря уже о бабушках и дедушках.

Исследование ценностных ориентации старшеклассников, родители которых принадлежат к разным социально-профессиональным группам, показывает интересные различия в потребностях молодежи, которые они стремятся реализовать при выборе профессии. Так, например, для детей рабочих гораздо большее значение имеет удовлетворение таких потребностей, как престиж (97%), полезность (признание важности, необходимости), стремление оказать помощь, быть нужными

 

96

 

(58%), материальные поощрения, оплата (31%), возможность трудоустройства, широкий круг применения профессии (21%). Для детей служащих также весьма важным является авторитет, уважение в общественном мнении (69%), однако ведущими являются потребности, связанные с расширением кругозора, приобретением знаний (78%), со стремлением к самостоятельности, инициативности, поиску (75%), желанием быть полезными, оказать помощь (54 %).

Почти в 1,5 раза меньше у детей служащих по сравнению с детьми рабочих выражены потребности, связанные с экономическими интересами (оплата, другие материальные поощрения), соответственно 19 и 31 %, и более чем в 2 раза потребности, связанные с мобильностью, возможностью более широкого трудоустройства. Так, из среды рабочих эти потребности стремятся реализовать 21 % выпускников, а из среды служащих — лишь 10 % старшеклассников. Это говорит о большей «практичности» детей рабочих по сравнению с детьми служащих. Как мы видим, у детей рабочих и у детей служащих весьма важным регулятором предпочтения профессии выступает общественный престиж. На чем же он строится, какие признаки выделяют старшеклассники для того, чтобы решить, престижна ли эта профессия или нет? Оказывается, как свидетельствуют данные нашего исследования, престиж профессии для старшеклассников непосредственно не связан ни с содержанием труда, ни с индивидуально-психологическими особенностями личности (со способностями, склонностями и др.). Социально-психологический анализ намеренческих программ действий выпускников показывает, что определенная часть выходцев из среды рабочих рассматривает выбор профессии как средство перехода в другую социально-профессиональную группу и тем самым приобретения новой социальной позиции, как наиболее престижной в общественном мнении. Регулятивная роль престижности в формировании профессиональных планов детей из семей специалистов проявляется в их стремлении при выборе профессии сохранить социальный статус родителей.

Что происходит с потребностью в престиже на последующих стадиях профессионального самоопределения, остается ли за ней решающее значение или она уступает место другим потребностям? На эти вопросы нам удалось получить ответы при изучении этих же старшеклассников уже в период профессиональной подготовки и в период профессиональной деятельности. Исследование одних и тех же старшеклассников от «старта» до «финиша» показало несовпадение ценностей, на которые они ориентируются при выборе профессии, по сравнению с ценностями, значимыми уже на этапе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. На этих двух этапах, в отличие от этапа выбора профессии, главенствующее значение приобретают такие ценности, как соответствие личных качеств и способностей требованиям выполняемой работы, а также интерес к самой профессиональной деятельности, т.е. ориентация приобретает характер сугубо профессиональный, в отличие от ориентации социальной на первом этапе профессионального самоопределения. Также на последующих этапах профессионального самоопределения в ранг доминирующих мотивов, влияющих на удовлетворенность выбранной профессией, выдвигаются размер зарплаты и возможности трудоустройства (широкий профиль профессии, круг ее применения). Эти потребности, связанные с мобильностью и с материальным обеспечением, существенно определяют ценностное отношение к избранной профессии на этапе профессиональной подготовки. В период выбора профессии указанные ценности или отсутствовали, или были отодвинуты на последнее место. Такое расхождение в ценностном отношении к избранной профессии может приводить и приводит в ряде случаев к весьма нежелательным последствиям для самой личности.

Так, 47 % студентов педагогических вузов в качестве основного мотива нежелания работать педагогом указывают

 

97

 

на отсутствие интереса и склонностей к самой педагогической работе, а также на отсутствие соответствия своих способностей и качеств требованиям профессии. По этой причине 10 % студентов-медиков, 17 % экономистов и 14 % юристов отметили, что не повторили бы свой выбор, а более 26 % всех обследуемых выразили сомнение в правильности выбора профессии.

Исследования, вскрывающие подобный «переворот» в профессиональных ориентациях старшеклассников, требуют от родителей и педагогов особого построения профессиональной работы, с учетом перспективной трансформации ценностей старшеклассников, обстоятельного объяснения тех изменений, которые могут и должны произойти с ними в дальнейшем, кропотливой, вдумчивой работы по поиску компромисса между сегодняшними и завтрашними ценностями выпускников.

 

КАКИЕ ПРОФЕССИИ ПРЕДПОЧИТАЮТ СТАРШЕКЛАССНИКИ?

 

При изучении профессиональных ориентации молодежи выявился тот факт, что сам набор профессий, активно присутствующий в сознании выпускников, относительно невелик — всего , 56 профессий. Это и те профессии, которые они хотели бы приобрести в первую очередь, и те, которые они не выбрали бы ни при каких условиях. Следует, правда, учесть то принципиальное отличие, которое содержалось в применяемом нами методе исследования по сравнению с общепринятым. В нашем исследовании школьники сами подбирали профессии и дифференцирующие их признаки.

Полученные нами данные не показали существенных различий между списками профессий у выходцев из различных социально-профессиональных групп. Однако отдельные профессии занимают разные положения, которые определялись нами с помощью расчета коэффициента предпочтения профессии. Исследование показывает, что по мере повышения квалификационного и образовательного уровня родителей средние оценки предпочтения детьми профессий, требующих высокой квалификации (высший или средний специальный образовательный уровень), увеличиваются. При рассмотрении средних оценок предпочтения рабочих профессий наблюдается обратная картина.

Заслуживает внимания тот факт, что старшеклассники относятся более предпочтительно к гуманитарным профессиям по сравнению с техническими, что отличается от результатов, полученных в начале 60-х гг. Также довольно высокие оценки предпочтения у детей рабочих высшей и средней квалификации и детей служащих с высшим образованием получили профессии, связанные со сферой обслуживания. Это свидетельствует об известной переориентации детей на традиционно «непрестижные» профессии. Поэтому педагоги должны убеждать родителей, что не следует заранее, экстраполируя свои сформировавшиеся ценности на ребенка, убеждать его в неинтересности, непрестижности этих профессий, так как это может привести ребенка к глубокому конфликту между ценностями окружающих его сверстников и ценностей, принимаемых в семье, сопровождаться серьезными внутренними переживаниями, приводить в ряде случаев к немотивированному внешне полному отказу от выбора профессии.

Наша страна готовится к осуществлению актуальных задач, выдвинутых реформой общеобразовательной и профессиональной школы. В связи с этим значительно возрастает роль педагога и семьи в осуществлении профориентационной работы среди старшеклассников. Необходимо, чтобы данное направление воспитательной работы опиралось на научное представление об этом сложном процессе, было освобождено от шаблонов и стереотипов, расхожих представлений, чтобы взрослый был максимально чуток и требователен, осуществляя коррекцию профессиональных планов ребенка, освободив его тем самым от будущих неудач, неудовлетворенности, сделав его счастливее.

 

Поступила в редакцию 21.I 1985 г.