Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

23

 

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

 

С.П. КРЯГЖДЕ

 

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Психологические аспекты формирования профессиональной направленности в настоящее время стали предметом многих психологических, социологических и педагогических исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Повышенный интерес к данной проблеме вызывают не только теоретические, но и практические потребности. Это связано с тем, что в условиях НТР влияние содержания мотивационной стороны профессиональной деятельности стало больше сказываться не только на продуктивности профессиональной деятельности специалистов высокой квалификации умственного, творческого труда, но и на количественных и качественных характеристиках продукции самых массовых рабочих профессий. Это особенно четко наблюдается в социалистическом обществе, в котором профессиональный труд для подавляющего большинства членов общества превращается не только в условие существования, но и становится главной ценностью, формой самовыражения. Все чаще человек стремится к такой работе, в которой он был бы оценен не только материально и морально, но одновременно получил бы удовлетворение и от самого процесса профессиональной деятельности. В связи с этим перед организаторами профессионального труда, педагогами, занимающимися профессиональной подготовкой, профориентаторами встает сложная задача: каким образом обеспечить условия, которые образовали бы у подавляющего большинства полноценную мотивацию профессиональной деятельности. В самом общем плане это ясно: мотивационную сферу определяет совокупность общественных отношений [2], общественные отношения являются системообразующим фактором. Это помогает объяснить сложившуюся мотивацию профессиональной деятельности у отдельных лиц или групп, но этого недостаточно для построения обоснованной программы целенаправленного формирования мотивации. В подавляющем большинстве случаев сегодняшние исследования в основном изучают только начальную и конечную часть цепи формирования мотивации профессиональной деятельности, т.е. то, при каких воздействиях образуются соответствующие установки.

Средняя часть этой цепи, т.е. процесс образования установки, наклонности, интереса, как правило, остается в тени. Не возникает сомнения в том, насколько существенно было бы раскрыть структуру и механизмы средней, внутренней, чисто психологической части цепи в процессе формирования положительной мотивации профессиональной деятельности. Этому мы и посвятили свое многолетнее исследование [3], стремясь разработать теоретическую концепцию развития профессиональной направленности, способную предсказать принципы и схемы ее формирования. Предметом исследования стал феномен профессиональных интересов в несколько расширенном понимании по сравнению с традиционной его трактовкой в психологической литературе. Выбор исследования профессиональных интересов мотивировался тем, что, несмотря на единогласно признанную всеми исследователями большую значимость интересов в профессиональной деятельности, трактовка их остается достаточно противоречивой. Осмысление сущности этих противоречий дает повод для выдвижения новых гипотез и углубления в изучаемое явление.

 

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ТРАКТОВКА ИНТЕРЕСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ HЕE ВЫВОДЫ

 

Тщательное изучение многочисленных определений интереса, данных различными авторами и психологическими

 

24

 

школами, позволяет выделить в основном только общее положение о том, что интерес является стимулом для избирательной активности по отношению к определенным областям объективной действительности (соответствующим объектам деятельности). В остальном же — в каких процессах проявляется эта активность, с какими свойствами личности она связана и т.д.— авторы расходятся.

Интерес представляется исследователями по-разному: то как непроизвольное и произвольное внимание, то как чувство, стремление, оценка значения, потребность, наклонность, влечение, расположение. В определении интереса различными авторами вышеперечисленные понятия очень часто переплетаются, связываются со способностями, склонностями, представлениями, мотивами и т.д. [3; 7—14], [17].

Подход к проблеме интереса, как правило, обусловлен определенным пониманием психических явлений в целом и собственным пониманием личности. Главное в концепции исследователя становится основой и в понимании интереса.

В таком разнообразном понимании структуры интереса следует усматривать не столько некоторую запутанность понимания сущности интереса, как это часто встречается в критических обзорах по данной проблеме у многих авторов (см.: С.А. Ананьин [1]), сколько разноаспектный подход к пониманию интереса, который отражает либо определенный уровень, либо определенную сторону интереса. На наш взгляд, он дает богатый материал для построения как общей теории интереса, так и прикладных разработок, методик диагностирования в практических целях, изучения отдельных видов интереса. Для теории интереса важно понимание того, что именно является источником избирательной активности и в чем она проявляется. Представители биологических теорий: В. Мак Дауголл, З.Фрейд, Е. Клапаред и другие — усматривают истоки интереса во врожденных свойствах, в инстинктах.

 Представители бихевиоризма: Е. Торндайк, Р. Вудвортс и другие — механизм развития интересов отождествляют с механизмом образования привычки и понимают интерес как тенденцию повторить действия, которые уже много раз повторялись [3].

 Искаженное понимание сущности интересов вышеупомянутыми авторами встречает обоснованную критику, имеющую глубокий методологический смысл в трудах советских исследователей ([6], [13]), позиции которых мы полностью разделяем. Биологизаторский подход является основой развития реакционных педагогических и социологических теорий, которые игнорируют определяющую роль социальной среды, социального опыта, воспитательных возможностей. Не менее удобным исходным пунктом для реакционных теорий являются и социологизаторские подходы, к которым следует отнести бихевиористическое понимание интереса. Исходя из принципа неизменной среды, эти учения отрицают формирование интересов высшего порядка, не связанных с определенной средой. Обе группы теорий о природе интересов страдают односторонностью. Однако ленинский принцип подхода к анализу любой, даже реакционной, теории требует поиска в ней «рационального зерна». На наш взгляд, в теориях, которые ограничивают природу интересов врожденными свойствами, заслуживает внимания утверждение о том, что предпосылки развития отдельных компонентов интереса на самых низких уровнях следует искать в генетически запрограммированных свойствах индивида, что нельзя оторвать интерес, общественный по своей сущности, от врожденного, от биологического, от той природной базы, которая избирательно усваивает социальные воздействия. По-видимому, не приходится отрицать и то, что начальные фазы зарождения интереса опираются на ориентировочные рефлексы, на непроизвольное внимание, которые представляют собой врожденные свойства индивида. Не следует, вероятно, отрицать и влияние врожденных предпосылок способностей, которые создают возможность развития определенного интереса. Об этом нельзя забывать при решении теоретических

 

25

 

и практических проблем развития интересов и управления ими.

Положительные моменты можно извлечь и из бихевиористических тенденций, односторонне представляющих интерес как механизм образования привычек при многократном повторении определенных действий. По-видимому, никто не сомневается в том, что более высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, определенных ситуаций. Конечно, не любое повторение и не в любых условиях приводит к образованию интереса. Повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением — как организуемым со стороны, так и образующимся в зависимости от сознания успеха, от удовлетворения определенного вида потребностей. Необходимо учитывать и другие специфические условия.

Два разных аспекта: раздражители объективного мира, с одной стороны, и субъективные механизмы человека в процессе образования интересов, с другой,— в разных теориях становятся определяющими факторами. В биологизаторских теориях главная роль отводится прирожденным механизмам, в социологизаторских — раздражителям, внешней среде.

Нет сомнений в том, что для образования интересов существенное значение имеют как начальный этап — возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее его развитие. С одной стороны, особенности объекта, их яркость, сила влияют на возникновение внимания. С другой же, такие особенности, как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов влияют на активность отражения. В дальнейшем, уже в процессе деятельности, интерес поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей (и совпадением их с общей направленностью личности), так и стимулированием, положительным отношением, поощрением со стороны.

Таким образом, следует считать методологически единственно правильной ту концепцию, которая, подходя к интересам как к зарождаю профессиональных интересов к зарождающемуся, развивающемуся свойству личности, основывается на единстве врожденного и приобретенного. Однако на низших ступенях возникновения интереса значимость врожденного выше. В процессе развития интереса значимость врожденного постепенно снижается и на соответствующем уровне врожденное под воздействием приобретенного становится настолько незаметным, что приобретенное даже оказывает обратное воздействие.

Исключительную значимость наряду с вопросом природы и структуры интересов имеет вопрос о месте их в структуре личности, взаимосвязь интересов с другими свойствами личности.

Отдельные авторы в зависимости от степени ограничения интересов от других психологических свойств и процессов [6] или объединения этих психических явлений [5] находятся на диаметрально противоположных позициях.

Если рассматривать структуру интересов как сложный комплекс психических свойств, связанных с направленностью личности, то для многих авторов, хотя они прямо данного вопроса и не ставят, характерна позиция, в соответствии с которой интересы (направленность личности) признаются относительно независимым, самостоятельным компонентом личности, влияющим на другие компоненты. На это указывают С.Л. Рубинштейн [9], И.Н. Назимов [7], Д.Е. Супер [17].

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ1 КОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

 

Учитывая позитивное, раскрытое различными психологическими школами в понимании интереса вообще, мы представляем профессиональный интерес как динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной познавательной

 

26

 

эмоциональной и волевой активности, направленной на предполагаемую или приобретенную профессию.

Имея в виду, что профессиональный интерес является динамичным комплексом психических свойств и состояний (он или растет, усиливается, или гаснет), мы разделяем его на три уровня: интерес потребителя, интерес деятеля и собственно профессиональный интерес2,— которые охватывают развитие профессионального интереса от его зарождения до зрелости. Критерием для классификации является характер активности деятельности, особенности структуры профессионального интереса.

Таким образом, для первого уровня развития профессионального интереса (потребителя), который, как правило, является и его началом, характерна незначительная активность деятельности, носящая созерцательный характер и возникающая у индивида самостоятельно под влиянием особенностей (свойств) того или иного рода деятельности, определенных объектов или же под влиянием других индивидов, когда на эти объекты специально направляет внимание какое-то лицо (в школьных условиях — учитель; родные, знакомые и т.п.).

Уровню потребительского (созерцательного) интереса присущи следующие психологические проявления:

а) непроизвольное внимание к определенной деятельности, организованной другими, или деятельности, с которой индивид встретился случайно; б) отсутствие произвольных усилий к повторению этой деятельности и включению в нее (при наличии желания, чтобы деятельность повторилась); в) положительные эмоции при отсутствии усилий найти ситуацию, в которой они смогли бы возобновиться; г) предпосылки способностей к соответствующей деятельности еще не осознаны и практически не проверены; д) интерес является ситуативным, необобщенным и еще не связывается с ценностными ориентациями.

Нетрудно понять, что уровень интереса потребителя можно возбудить преднамеренно с помощью ярких, сильных, выделяющихся среди других раздражителей, способных вызвать прежде всего ориентировочный рефлекс, а вместе с ним и непроизвольное внимание, что уже связано с интеллектуальной активностью и положительными эмоциональными переживаниями.

Дальнейший ход развития интереса потребителя зависит от обстоятельств. Если интерес получает эмоциональное подкрепление при повторении встреч с соответствующими объектами, деятельностью (при условии возникновения соответствующей связи с существующей направленностью и т.п.), у человека появляется более деятельное отношение к этим объектам. В противном случае, если такое положительное подкрепление не отмечается и нет связи с общей направленностью человека, потребительский интерес гаснет.

Для более высокого уровня — интереса деятеля — характерны:

а) непроизвольное (переплетающееся с произвольным и послепроизвольным) внимание к деятельности, которую организует сам индивид. Физиологическую основу такого внимания можно было бы представить как доминанту в понимании А.А. Ухтомского; б) наличие активных усилий при возможности заняться определенной деятельностью; в) переживание положительных эмоций и сознательные поиски возобновления их во время определенной деятельности; г) раскрытие предпосылок способностей во время активной деятельности; д) постоянство интереса, достигающего определенного уровня обобщения (однако еще не связывающегося с ценностными ориентациями личности).

Таким образом, главное на этом уровне — волевой компонент, который связан с тем, что человек уже не довольствуется интересом, вызванным у него другими, а сам планирует деятельность, которая должна доставлять ему и, конечно, доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоциональные переживания, но уже не от процесса созерцания, восприятия, а от

 

27

 

процесса деятельности. Главный и непосредственный мотив такого вида деятельности — удовольствие, положительные эмоциональные переживания, вызываемые самим процессом деятельности. К этому непосредственному мотиву могут присовокупляться и опосредствованные, чаще всего связанные со значимостью вида деятельности в личном или общественном плане.

Главным стимулом развития интереса здесь является осознание успеха в этой деятельности, в чем особенно большую роль играет положительное эмоциональное подкрепление со стороны (признание, похвала и т.п.). Разумеется, что в развитии интереса на уровне деятеля большую значимость приобретают предпосылки способностей, для развития которых одновременно складываются благоприятные условия. Если предпосылки способностей для определенной деятельности слабы или же этому не благоприятствуют социальная среда или другие условия деятельности человека, развитие интереса ослабевает, что приводит к его угасанию. При наличии интереса деятеля у человека обычно проявляется намерение выбрать соответствующую профессию, в основу которой легла был именно та деятельность, в отношении которой образовался интерес деятеля (в крайнем случае, чтобы она являлась существенным компонентом избираемой профессии). Такое решение личности поднимает интерес деятеля на качественно новый уровень.

Для высшего уровня — собственно профессионального интереса — характерны:

а) бòльшая интенсивность внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, чем в интересе деятеля, поскольку образуется новый существенный стимулятор — осознанное решение превратить определенную деятельность в профессиональную в целом или хотя бы в части ее; б) уже раскрывшиеся предпосылки способностей; в) постоянство, обобщенность и осознанность интереса, его связь с другими группами обобщенных интересов и с ценностными ориентациями личности.

Теоретически большая интенсивность интереса собственно профессионального уровня объясняется тем, что кроме непосредственной мотивации определенной деятельности (она нравится, потому что вызывает чувство удовлетворения и т.п.) добавляются еще и опосредствованные мотивы, вызываемые значимостью данной деятельности как профессиональной, как такой, благодаря которой человек в будущем станет цениться как личность и которая определит его профессиональное продвижение.

В развитии профессиональных интересов осуществляется их структурализация при переходе от многочисленных неглубоких к единственному глубокому интересу.

В развитии профессиональных интересов наблюдается тенденция к росту их автономии. Если при потребительских интересах поведение человека больше определяется средой (ситуацией), то при сформировавшемся профессиональном интересе личность ими руководствуется.

В модели профессиональных интересов профессиональное самоопределение является границей между уровнем интереса деятеля и уровнем собственно профессионального интереса. Возникает вопрос: возможно ли профессиональное самоопределение на более низких уровнях профессионального интереса? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Достаточно часто встречается профессиональное самоопределение, не связанное с высшим уровнем профессиональных интересов.

В таких случаях, однако, отсутствует тесная структурная связь между интересом и обоснованным самоопределением, нет постоянства ни в интересе, ни в профессиональном самоопределении. Исходя только из наличия (или отсутствия) профессионального самоопределения, целесообразно разделить первые два («предварительных») уровня на подуровни: интерес потребителя без профессионального самоопределения и с профессиональным самоопределением, интерес деятеля без профессионального самоопределения и с профессиональным самоопределением, осознаваемым человеком как неокончательный

 

28

 

(собираюсь выбрать или буду выбирать ту или эту профессию).

 

АПРОБИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

 

«Работоспособность» теоретической концепции проверялась на разных контингентах испытуемых: дошкольники (726), школьники (4243) всех возрастов, студенты (2000), учителя (429), рабочие (388). Главной целью исследования было, во-первых, получение характеристик как самих профессиональных интересов каждого из этих контингентов, так и общей картины их развития и, во-вторых, выяснение факторов, определяющих данное развитие.

Анализ протоколов наблюдений и естественного эксперимента в разных группах детских садов выявляет зародыши профессиональных интересов у дошкольников. Выборка дошкольников позволяет раскрыть самые элементарные механизмы возникновения ситуативного интереса в достаточно наглядной, обнаженной форме, относительно свободной от различных личностных установок, связанных с опытом индивида.

Выясняется, что у дошкольников при воздействии среды, возбуждающей непроизвольное внимание (ориентировочный рефлекс), как правило, легко образуется интерес потребителя, который проявляется в непосредственных реакциях, особенно во время игры. При этом на его специфику оказывают сильное влияние как врожденные, так и в определенной степени развившиеся особенности личности ребенка (пол, темперамент, общая развитость). Естественный эксперимент (демонстрация фильма, рассказ, экскурсия) выявляет постепенный и последовательный рост постоянства интереса.

У младших школьников образование интереса потребителя имеет те же самые особенности, что и у дошкольников. Большую роль при этом играет уже накопившийся опыт, бывшие эмоциональные переживания. В связи с этим не все ситуации, связанные с профессиональной деятельностью, оказываются возбуждающими непроизвольное внимание и достаточно эмоциональными, чтобы образовать интерес потребителя. Особенно это касается тех случаев, когда у младших школьников уже имеется интерес деятеля. В частности, такой интерес у незначительной части младших школьников наблюдается в отношении музыки, рисования и т.д.

Очень ярко это проявилось в полученных нами результатах при исследовании младших учащихся школы искусств.

Выяснилось также, что образование профессиональных интересов у подростков и юношей отличается теми же особенностями, что и в младших возрастах, но со значительно большим багажом накопленного опыта и формирующихся возрастных и индивидуальных черт личности. Начинает играть существенную роль специфическая черта подростка и юноши — самоутверждение. Оно направляет их ориентацию на чем-либо выделяющиеся, героические, романтические, редкие профессии.

Опираясь на фактический материал, мы высказываем несогласие с односторонностью взглядов ряда авторов на ориентацию школьников как ориентацию на редкие, романтические профессии, а также на те представления о подростках, а в значительной мере и о юношах, которые квалифицируют их как отличающихся непостоянством профессиональных интересов. Это непостоянство характеризуется этими авторами как возрастная закономерность. Однако главное заключается не, столько в возрасте, сколько в социальной ситуации. При этом важную роль играет педагогическое воздействие. Наличие числа подростков и юношей с высоким уровнем собственно профессионального интереса или, по крайней мере, с интересом деятеля свидетельствует о реальных возможностях формирования таких интересов и у остальных.

Инструментальный подход требовал от нас изучения значимости различных социальных и психологических факторов в развитии профессиональных интересов

 

29

 

в отношении их интенсивности и постоянства (уровня). Выяснилось, что на уровень профессиональных интересов влияют многие факторы: возраст, место жительства, успеваемость по профилирующим дисциплинам, общая успеваемость, ранг учебного заведения (вуз, профессионально-техническое училище, техническое училище или производство) и др. [3; 70—82].

В литературе противоречиво представлен вопрос формирования направления самоопределения (выбора конкретной профессии), а также намерений, профессиональных интересов. Главным фактором, определяющим направление выбора, многие социологи считают престиж профессий. Наряду с этим ряд авторов ([14], [16]) придерживаются мнения, что выбор профессии определяется ее статусом. Этот взгляд разделяется в [10], хотя роль престижа профессий здесь также признается. Кроме того, формирование престижа определяется рядом социальных и психологических условий. В этом плане мы встречаем достаточно много разнообразных концепций, подчеркивающих роль ценностных ориентации ([4], [8], [11], [12]), типов людей [15], а также конкретных социальных и психологических условий (социальная среда, способности и т.п.). Разница только в том, какой из факторов имеет больший вес. Социологи нередко игнорируют психологические факторы, психологи в достаточной мере не учитывают социальные. Наше исследование выявляет влияние как социальных, так и психологических факторов. Анализ уровня значимости вышеуказанных различных факторов раскрывает сложную картину их взаимоотношения и показывает различную их роль для каждого отдельного подростка и юноши. Выяснилось, что значимость отдельного фактора определяется всем комплексом действующих факторов при тесном взаимодействии объективных и субъективных факторов. В социально-психологическом плане, как выяснилось, к самым существенным комплексным факторам следует отнести необходимость неотложного профессионального самоопределения (VIII и XXI классы). Столь важная ситуация, как существование комплекса факторов, позволяет нам сформулировать обобщающую гипотезу о сумме направлений, дающей генеральное направление формирования профессиональных интересов и профессионального самоопределения. Сущность такого подхода заключается в том, что сначала необходимо «измерить» все факторы (объективные и субъективные) и только потом определять пути профессионального ориентирования каждого отдельно взятого учащегося. Такой подход значительно облегчает индивидуальное управление развитием профессиональных интересов.

Исследование значимости профессиональных интересов в структуре мотивации профессионального самоопределения выявляет, что самыми значимыми мотивами при профессиональном самоопределении больше половины учащихся всех классов считают интересы и склонности.

Исследование на студентах раскрывает существование тех же самых основных уровней профессиональных интересов (потребителя, деятеля и собственно профессионального) по их интенсивности и обобщенности (вертикальная структура). Одновременно выясняется и горизонтальная структура, связанная с многогранностью профессиональной деятельности. Так, в педагогическом институте выделяются 4 группы студентов: с наличием 1) профессиональной и предметной направленности, 2) только профессиональной, 3) только предметной и 4) без обеих направленностей.

Наличие горизонтальных структур профессиональных интересов выявляется и на других исследованных нами контингентах испытуемых, в том числе и у рабочих. Как у студентов, учителей, так и у рабочих направление и интенсивность профессиональных интересов имеет тесную связь с учебной, производственной деятельностью, дисциплиной и другими показателями профессиональной деятельности [3; 57— 151].

Сравнительный анализ сдвигов в профессиональных интересах исследованных

 

30

 

контингентов испытуемых (учащиеся, студенты, специалисты высшей квалификации, рабочие) позволяет сделать вывод о различной стабильности компонентов в структуре профессиональных интересов, выявить наиболее лабильные компоненты. Поскольку в структуре профессиональной направленности студентов самой неустойчивой является предметная направленность, а у учителей и рабочих — процесс приспособления к труду, ведущая роль мотива успеха в трудовой деятельности позволяет предположить, что самые лабильные — это именно те компоненты профессиональных интересов, которые повседневно связаны с конкретным трудом, с определенными действиями и которые способны достаточно часто вызывать различные эмоциональные состояния. Следует полагать, что если трудовой процесс часто вызывает положительные эмоции, то отношение к труду улучшается, и наоборот.

Лабильность компонентов профессиональных интересов отвлеченного характера, отличающихся более высоким уровнем обобщения, но не проявляющихся непосредственно в процессе повседневного труда, в зрелом возрасте уменьшается. Как правило, эти компоненты ярко отражаются в системах ценностных ориентации.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ

 

В условиях реформы школы, которая особое значение придает профессиональной ориентации, на наш взгляд, инструментальная концепция профессиональных интересов должна помочь целенаправленному формированию и коррекции обоснованных профессиональных намерений молодежи, соответствующих потребностям народного хозяйства. В процессе ее применения следует учесть, что:

1) ведущим принципом практической профессиональной ориентации должен быть принцип неразрывной связи внешних и внутренних факторов, определяющих формирование профессиональной направленности. В связи с этим профориентатор должен учитывать векторные силы действующих факторов;

2) следующим принципом должен быть учет уровня профессиональных интересов ориентируемого и подбор соответствующей стимуляции. Последняя может быть достаточно различной в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций, но должна соответствовать структуре и уровню профессиональных интересов.

 

1. Ананьин С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. — Киев, 1915. — 500 с.

2. Ковалев В. И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений. — Психол. журн. 1984. Т. 5. С. 3—13.

3. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. — Вильнюс, 1981. — 196 с.

4. Матуленис А. А. Социальная детерминированность профессионального самоопределения учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. — Рига,  1974. — 23 с.

5. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971. — 120 с.

6. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М., 1969. — 280 с.

7. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. — М., 1972. — 255 с.

8. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. — М., 1970. — 252 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — 704 с.

10. Талв В. А., Титма М. X. Критика концепций социально-профессиональной ориентации молодежи в американской социологии. — В кн.: Социально-профессиональная ориентация молодежи и коммунистическое воспитание в вузе. Тарту, 1977. С. 214—231.

11. Титма М. X. Выбор профессии как социальная проблема. — М., 1975. — 198 с.

12. Шубкин В. Л. Социологические опыты. — М., 1970. — 288 с.

13. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., 1972. — 352 с.

14. Dunkan О. D., Blau P. The American occupational structure. — N.Y., 1967.

15. Holland J. A theory of vocational choice. — J. Couns.Psychol. 1959. № 6. P. 35—45.

16. Pavalko R. Sociology of occupations and professions. — Itasca, Ill, 1971. V. 3. P. 134—140.

17. Super D. E. Psychologia zainteresowan. Warszawa: Panstwowe widawnitctwo naukowe, 1972. — 233 s.

 

Поступила в редакцию 16.XI 1984 г.



1 Концепцию называем инструментальной потому, что исследование профессиональных интересов предполагает такой системно структурный подход, при помощи которого раскрываются психологические механизмы управления их развитием.

2 Эти условные названия, на наш взгляд, отражают суть содержания соответствующего уровня интереса.