Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТОВ СТРАНЫ

 

В.А. ИВАННИКОВ

Москва

 

С 25 по 28 сентября 1984 г. на базе Вильнюсского университета состоялось очередное заседание Научно-методического совета по психологии при Учебно-методическом управлении по высшему образованию Минвуза СССР. На нем обсуждались следующие вопросы:

1. Реформа средней общеобразовательной и профессиональной школы и задачи совершенствования психолого-педагогической подготовки учителей в университетах (докладчик Н.Ф. Талызина, Москва).

2. Совершенствование подготовки и распределение психологических кадров в связи с развитием психологической службы в стране (докладчики А.А. Бодалев и Ю.М. Забродин, Москва).

3. Опыт работы по новым учебным планам на факультетах и отделениях психологии университетов и основные направления совершенствования этой работы (докладчики А.А. Крылов, Ленинград, В.А. Иванников, Ю.П. Лапэ, Вильнюс).

4. Подготовка специалистов-психологов на отделении психологии Вильнюсского университета (докладчик Ю.П. Лапэ).

5. О выполнении плана работы совета на 1982—1985 гг. (докладчик — ученый секретарь совета В.А. Иванников).

Доклад Н.Ф. Талызиной был посвящен анализу психолого-педагогической подготовки выпускников университетов, направляемых на работу в среднюю школу, и задачам ее совершенствования в связи с постановлением о реформе средней общеобразовательной и профессиональной школы. В докладе отмечалось, что в университетах отсутствует типовая система подготовки учителей; из-за того, что отводимого на учебную и производственную практику в школе времени явно недостаточно, выпускники многих университетов не получают полноценной психолого-педагогической подготовки, слабо контактируют со школой, плохо знают ее проблемы, не умеют общаться с детьми Н.Ф. Талызина отметила, что традиционно в университетах велась подготовка в основном научных кадров и только самые последние годы университеты стали готовить кадры для нужд производства. Традиции подготовки учителей в университетах оказались в значительной мере потерянными. В докладе была поставлена задача разработки единых требований к подготовке учителей во всех вузах страны, и с этой целью были проанализированы учебные планы пединститутов. С учетом достоинств и недостатков существующих учебных планов Н.Ф. Талызиной был предложен вариант набора и часов по психолого-педагогическим дисциплинам учебного плана университетов. В докладе были затронуты также вопросы программного содержания читаемых и предлагаемых курсов, соотношение дисциплин психологического, педагогического, методического и общеобразовательного циклов

Доклад Н.Ф. Талызиной вызвал заинтересованное обсуждение.

Л.П. Доблаев (Саратов) внес предложение готовить учителя нового типа, а именно учителя-исследователя, не повторяя подготовки учителей в педвузах. По мнению Л.И. Марисовой (Киев), университеты должны готовить учителей только для старших классов, работающих по новым методам обучения, приближенным к вузовским. А.А. Крылов подчеркнул необходимость вообще улучшить психолого-педагогическую подготовку всех выпускников университетов, изменив набор психологических дисциплин и их содержание. Было обращено внимание на воспитание у будущих учителей чувства любви к детям, в связи с чем внесено предложение о работе студентов в школе с первого курса. Для этого нужны специальные наборы студентов на особые школьные отделения со своим отдельным конкурсом. И.Г. Белявский (Ростов-на-Дону) поставил вопрос о том, должны ли университеты просто восполнять дефицит школьных учителей или же готовить учителя нового типа. М.М. Князев (Ярославль) рассказал об опыте подготовки учителей в Ярославском университете и высказался в пользу специализации, за счет часов которой можно увеличить психолого-педагогическую подготовку. З.Р. Душабаев (Ташкент) внес предложение давать будущим учителям курсы психологии управления и семейных отношений. А.П. Чернышев (Москва) обратил внимание на то, что в технических вузах студенты почти не получают необходимых знаний по психологии и педагогике, хотя преподавательский состав технических вузов комплектуется из своих выпускников; он высказался за расширение соответствующей подготовки в технических вузах. Выступление Н.Ф. Феденко (Москва) было посвящено необходимости сосредоточить усилия на разработке содержания предлагаемых курсов психолого-педагогических дисциплин, на соотношение фундаментальных и прикладных аспектов подготовки Об опыте работы школьного отделения в Харьковском университете и трудностях, возникающих при наборе и обучении студентов этого отделения рассказал Г.К. Середа. П. Тульвистэ (Тарту) поддержал предложение о том, что для подготовки учителей необходимо проводить соответствующую специализацию, а не создавать

 

183

 

специальные отделения, так как уже сейчас в школе интерес учеников направлен не на научные, а главным образом на практические специальности. Ю.П. Лапэ рассказал о планах подготовки психологов в Вильнюсском университете для работы в школе; для этого их будут обучать второй специальности (математике), так как на основе двухлетнего курса математики, который проходят студенты-психологи, можно довести их подготовку по этому предмету до уровня, требуемого для преподавания в школе. На необходимость снижения вербального характера обучения за счет более широкого введения активных методов обучения обратил внимание Е.С. Кузьмин (Ленинград). Он поделился многолетними наблюдениями за работой выпускников университетов в школе. В выступлении В.А. Иванникова было выражено мнение, что университеты должны впрямую заняться подготовкой учителей для средней школы; отмечалась нужда школы в учителе нового типа. В настоящее время даже в пединститутах некоторые аспекты подготовки учителей практически не учитываются, в частности не ведется обучение профессиональному поведению с учениками и их родителями; поэтому нужно изменить содержание курсов, уделив больше внимания проблемам воспитания и введению активных игровых или имитационных методов обучения. Говорилось об отсутствии профессиональной подготовки педагогических кадров для вузов, и внесено предложение начать такую подготовку. Была подчеркнута важность автоматизации обучения на основе компьютерной техники и в связи с этим необходимость обсуждения опыта применения ЭВМ в обучении школьников, ведущегося на факультете психологии под руководством Е.Н. Соколова.

В докладе А.А. Бодалева и Ю.М. Забродина были рассмотрены проблемы и трудности развития психологической службы страны и распределения выпускников университетов. В последние годы от 50 до 70 % выпускников направляются в сферу практики, психологи работают сейчас почти во всех отраслях народного хозяйства, здравоохранения, образования, службы быта и т.д. Однако отсутствие государственной психологической службы сдерживает подготовку и оптимальное распределение молодых специалистов, хотя на сегодня число заявок превышает число выпускников. В докладе были намечены возможные пути организации психологической службы, проанализирован опыт практической работы психологов различных специализаций. При обсуждении доклада Л.П. Доблаев подчеркнул важность разработки подробного «паспорта» специалиста-психолога на каждом рабочем месте и необходимость строить обучение в соответствии с ним. А.П. Чернышев отметил, что отсутствие официальных заявок на выпускников-психологов связано с тем, что еще не все понимают, какую пользу могут принести психологи на производстве; поэтому надо расширить пропаганду психологических знаний. Вопрос о типах специализации подняла Н.Ф. Талызина. Сейчас от специалистов требуется умение решать проблемы из разных областей психологии, поэтому надо перейти на специализацию по логике запросов практики. Были рассмотрены варианты работы школьного психолога непосредственно в школе или при РОНО. И.В. Дубровина (Москва) рассказала об опыте такой работы; она выразила мнение о том, что основным местом работы школьного психолога должна быть школа. Были высказаны предложения и по организации службы в системе народного образования. В выступлении А.А. Крылова было обращено внимание на пагубность отсутствия психологической службы и на невозможность разделения научной и практической специализации. Подчеркнута необходимость поиска специфических видов работы для психологов (к примеру, выявление психологических резервов коллектива). Было внесено предложение о заключении прямых договоров с министерствами на подготовку психологов. В выступлении В.А. Иванникова обсуждались достоинства и недостатки специализаций по логике науки и по логике практики. В качестве возможного выхода в решении проблем сегодняшнего дня внесено предложение готовить психологов-практиков из лиц с высшим образованием с опытом практической работы.

По всем обсуждавшимся вопросам совет принял соответствующие решения. Среди них рекомендации о цикле психолого-педагогических дисциплин, об организации подготовки педагогов и психологов-практиков из лиц, имеющих высшее специальное образование, об организации факультетов повышения квалификации для работающих в области практической психологии.