Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

ДОСТИЖЕНИЯ В ИСТОРИОГРАФИИ ПСИХОЛОГИИ

 

Eckard G., Sprung L. (eds). Advances in historiography of psychology. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1983. — 269 p.

 

Рецензируемая книга представляет сборник докладов по истории психологии на XXII Международном психологическом конгрессе в Лейпциге (1980). Цель издания — показать состояние современной историографии как интенсивно развивающейся области психологии.

Книга состоит из трех частей. В качестве введения помещен доклад М. Вертгеймера «Для чего нужно изучать историю психологии?». Рассматриваются разные точки зрения на значение изучения истории психологии, анализируются разные подходы к исследованию истории — концепции «презентизма» и «историзма», «интернализма» и «экстернализма».

Первая часть книги посвящена анализу творчества В. Вундта. Выделение этой темы связано с широко отмечавшейся в 1979 г. 100-летней годовщиной со дня основания Вундтом в Лейпциге первого института экспериментальной психологии. Теоретические и методологические позиции Вундта оцениваются с современных позиций. Рассматривается роль Вундта в истории психологии в целом, а также его влияние на развитие китайской психологии и психологии в Индии. В докладах раскрывается новаторская деятельность Вундта как основоположника экспериментальной психологии (в сопоставлении с другими моделями экспериментирования того времени). Проводится мысль о неадекватности традиционных, распространенных в США и Англии трактовок творчества Вундта, касающихся связи его теоретической программы с концепциями Ф. Брентано и В. Дильтея. Обобщая историографию работ, посвященных творчеству Вундта, О.М. Тутунджян выделяет в ней две тенденции: позитивистско-фактографическую (эмпирическую, описательную) и социально-историческую диалектическую, раскрывающую детерминанты научного творчества и развития науки.

Во второй части обсуждаются теоретические и методологические проблемы историко-психологического исследования и его методов. В интегративной теории методологии науки Л. и X. Шпрунг рассматриваются уровни методологии научного исследования, иерархические отношения между ними, этапы в становлении методологии научного психологического познания. Проводится мысль об обусловленности метода теорией и методологией исследования. Применение развиваемого авторами подхода позволит углубить историко-психологическое исследование, перейти от эмпирического описания к выявлению закономерностей в развитии научного психологического знания. К. Мадсен анализирует две теории развития науки — Т. Куна и диалектико-материалистическую — в их применении к истории психологии. Автор вносит изменения в трактовку «нормального» периода в теории Т. Куна и выделяет в развитии психологической науки два нормальных периода — классической экспериментальной психологии (1860—1900) и «интегративной»

 

171

 

психологии (1940—1960) и два периода кризисов: первый, между двумя нормальными периодами, и второй, переживаемый современной психологией. Положение о продуктивности использования понятия парадигмы как средства для анализа процесса развития науки представлено и в других работах. В докладе Х. Кюна формулируются методологические принципы исследования связи между социальными процессами и развитием психологии, констатируется рост зависимости буржуазной психологии от политики и влияния буржуазной идеологии на эмпирические исследования, в частности, психологии личности. Описывается библиометрический подход как метод истории психологии: материал, получаемый в результате изучения научной продукции автора, форм научного сотрудничества, библиографии, тематики, исследований в тот или иной исторический период, позволяет, по мнению защитников этого метода — испанских психологов X. Карпинтеро и Ж. Пейро, объективно определить основные направления в развитии психологии, ее лидеров на разных этапах исторического развития. Однако значение этого метода нельзя преувеличивать: приводимые в докладе данные, полученные с помощью этого метода, прибавляют мало информации к уже известным оценкам и фактам.

Книга завершается анализом истории и современного состояния психологии в различных странах, роли выдающихся психологов этих стран. Представлен новый фактический материал, иногда совсем неизвестный советскому психологу. Показано, что существовавшая на ранней фазе развития психологии в Индии и Японии сильная зависимость от западной психологии сменяется в настоящее время растущей тенденцией к преодолению этой зависимости и стремлением использовать собственные традиции, учитывать специфику национальных особенностей и социально-культурных условий своих стран. За этим осознанием неадекватности репродуктивного подхода к использованию методологического и теоретического арсенала средств западной психологии скрывается важное методологическое положение о связи психологического исследования с социальной реальностью.

Книга поднимает широкий круг проблем в области истории и историографии, дает достаточно полное представление о различных подходах к их решению, сложившихся в мировой психологической науке.

 

А.Н. Ждан

Москва